12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Смирнов А.П.115
Россия, Чувашская респ., село Новое Байбатырево
Материал размещён в группе «Учитель истории и обществознания. »
2

Мастер-класс «Использование вещественных источников на уроках истории»

Мастер-класс на конкурсе «Учитель года - 2017»

Использование вещественных источников на уроках истории

Следует стремиться увидеть в каждой вещи то, чего еще никто не видел и над чем еще никто не думал.

Георг Кристоф Лихтенберг

 

Исторические источники – это все объекты, непосредственно отражающие исторический процесс и дающие возможность изучать прошлое человечества.

На уроках истории используются разные виды исторических источников: устные, письменные, вещественные.

Обычно, принято работать с письменными источниками, а именно с текстом. Разработано множество методик работы с письменными источниками. Потому что работа с документами является составной частью заданий ЕГЭ и ОГЭ и этого требует программа.

Учителя очень редко работают с вещественными источниками. Это объясняется тем, что многие воспринимают использование предметов на уроке истории как что-то несерьёзное, отвлекающее от «настоящей работы» и даже могущее привести к нарушению дисциплины в классе.

Сложности и особенности работы с таким материалом заключаются в том, что исследователь выступает в роли первооткрывателя. Его личные взгляды и умение преподнести материал, представляют настоящее искусство.

Любая вещь определённой эпохи – это важный вещественный исторический источник, а иногда мы просто ходим по источникам, которые через десятилетия, будут иметь историческую ценность.

Цель моей работы - обучение работы с вещественными историческими источниками.

Работа с вещественными источниками на уроке:

1) решает определённые задачи социального воспитания школьников, помогает им знакомиться и овладевать социальным опытом прежних поколений;

2) дает возможность проявлять активность и взаимодействовать в группе между собой;

3) реализует потребность в физическом движении (потрогать, повертеть в руках и.т.д.).

Я сегодня хочу остановиться на вещественных источниках.

Для начала я вам продемонстрирую один из вариантов изучения вещественных источников.

 

Аспидная доска
Грифель

 

Практическая часть.

Сейчас я вам предложу уникальную возможность выступить в роли историка-исследователя. Давайте, разделимся на 3 группы. Я раздам каждой группе ряд вещей, а ваша задача на основании имеющегося алгоритма описать эти предметы и сделать выводы.

 

Алгоритм работы

 

 

Выступления групп

Камень

Металл

Дерево

Сегодня я на мастер-классе…

Участники мастер-класса высказывают своё мнение. Для этого они продолжают мысль: «Сегодня я на мастер-классе…».

Вещественные источники всегда возбуждают сильный интерес, правда, при условии, что они были открыты самостоятельно, а не встречены в музейном собрании. На уроках подобные вещественные свидетельства могут оказаться тем средством, которое побудит школьников взяться за серьёзную работу, а потому они могут стать отправной точкой большого исторического исследовательского проекта.

Спасибо за внимание. До встречи.

 

Опубликовано в группе «Учитель истории и обществознания. »


Комментарии (1)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.