Мастер-класс «Использование вещественных источников на уроках истории»

Мастер-класс на конкурсе «Учитель года - 2017»
Использование вещественных источников на уроках истории
Следует стремиться увидеть в каждой вещи то, чего еще никто не видел и над чем еще никто не думал.
Георг Кристоф Лихтенберг
Исторические источники – это все объекты, непосредственно отражающие исторический процесс и дающие возможность изучать прошлое человечества.
На уроках истории используются разные виды исторических источников: устные, письменные, вещественные.
Обычно, принято работать с письменными источниками, а именно с текстом. Разработано множество методик работы с письменными источниками. Потому что работа с документами является составной частью заданий ЕГЭ и ОГЭ и этого требует программа.
Учителя очень редко работают с вещественными источниками. Это объясняется тем, что многие воспринимают использование предметов на уроке истории как что-то несерьёзное, отвлекающее от «настоящей работы» и даже могущее привести к нарушению дисциплины в классе.
Сложности и особенности работы с таким материалом заключаются в том, что исследователь выступает в роли первооткрывателя. Его личные взгляды и умение преподнести материал, представляют настоящее искусство.
Любая вещь определённой эпохи – это важный вещественный исторический источник, а иногда мы просто ходим по источникам, которые через десятилетия, будут иметь историческую ценность.
Цель моей работы - обучение работы с вещественными историческими источниками.
Работа с вещественными источниками на уроке:
1) решает определённые задачи социального воспитания школьников, помогает им знакомиться и овладевать социальным опытом прежних поколений;
2) дает возможность проявлять активность и взаимодействовать в группе между собой;
3) реализует потребность в физическом движении (потрогать, повертеть в руках и.т.д.).
Я сегодня хочу остановиться на вещественных источниках.
Для начала я вам продемонстрирую один из вариантов изучения вещественных источников.




Практическая часть.
Сейчас я вам предложу уникальную возможность выступить в роли историка-исследователя. Давайте, разделимся на 3 группы. Я раздам каждой группе ряд вещей, а ваша задача на основании имеющегося алгоритма описать эти предметы и сделать выводы.




Выступления групп
Камень
Металл
Дерево
Сегодня я на мастер-классе…
Участники мастер-класса высказывают своё мнение. Для этого они продолжают мысль: «Сегодня я на мастер-классе…».
Вещественные источники всегда возбуждают сильный интерес, правда, при условии, что они были открыты самостоятельно, а не встречены в музейном собрании. На уроках подобные вещественные свидетельства могут оказаться тем средством, которое побудит школьников взяться за серьёзную работу, а потому они могут стать отправной точкой большого исторического исследовательского проекта.
Спасибо за внимание. До встречи.
Шарандина Валентина Владимировна