Классный час «Татарстан – 2030: мой вклад в будущее республики»
Цель: воспитание гражданской активности, формирование правовой культуры, углубление знаний школьников о роли и месте законодательного органа государственной власти в Российской Федерации.
Задачи:
- формирование гражданской культуры;
- поощрение интереса, проявленного к истории и культуре Татарстана;
- повышение уровня общей коммуникативной и исследовательской культуры современного школьника;
- гражданско-патриотическое воспитание школьников;
- вовлечение школьников в творческую деятельность и развитие их творческих способностей.
Организационный момент.
Дети становятся в круг, и проводится игра с клубочком «Назови ласково».
Дети, держась за край нити, передают друг другу клубочек и называют друг друга ласковым именем.
- У нас получился крепкий круг. Вот и мы с вами одна большая крепкая и дружная семья. Живём мы вместе, занимаемся вместе, отмечаем вместе общие праздники, говорим на одном языке, живём на одной планете.
- Вы знаете, как называется наша планета? (Наша планета называется Земля).
- А нас, её жителей, как можно назвать? (Нас можно назвать земляне).
- Как называется наша страна?
-Россия.
Дети садятся за парты
Учитель. Ребята, вы родились в стране, которая называется Россией! Вы – россияне! Россия – огромная страна! Привольно раскинулась она от снегов и льдов Крайнего Севера до южных морей. Есть у нас высокие горы, полноводные реки, глубокие озёра, густые леса и бескрайние степи. Есть и маленькие речки, светлые берёзовые рощицы, солнечные полянки, овражки, болота и поля. Россия располагается сразу и в Европе и в Азии. Но в большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – город, улица, дом, где он родился. Это его маленькая Родина.
-Как вы думаете, как называется наша малая Родина?
Наша Родина - Республика Татарстан - на карте занимает не так уж много места. Но по богатству природы и по красоте пейзажей она может поспорить со многими государствами Европы.
Россия, Родина, Отчизна,
Родной цветущий Татарстан.
Мои слова идут из сердца.
Ты Родиной моею стал.
Здесь есть деревни и поселки,
Здесь есть большие города,
И нет милее Татарстана,
Ведь это Родина моя.
Луга цветут, и солнце всходит,
Привольно дышится везде.
Я о тебе стихи слагаю,
Пою я песни о тебе.
Люблю тебя я всей душою,
Люблю, родной мой Татарстан.
Где б ни был ты – свети звездою,
Наш Татарстан судьбой нам дан.
2. Из истории Республики Татарстан.
1 вариант.
Интерактивная программа «Все вместе». В основе рассказа – мультфильм, созданный компанией «Аэроплан» о Республике Татарстан.
2 вариант. (рассказ учителя)
Давным – давно, около миллиона лет тому назад, на нашей земле поселились люди. Наши предки занимались земледелием, охотой, рыбной ловлей, разводили скот. Тысячу лет тому назад у слияния двух великих рек - Волги и Камы - возникло государство Волжская Булгария. Булгары торговали с Русью, другими странами, имели свою письменность, чеканили монеты, возделывали пшеницу, строили города. У них были развиты искусство, культура, образование, наука. Булгария была богатой, процветающей страной.
Но осенью 1236 года большая беда постигла Булгарское государство. Монгольские полчища захватили Булгарию. Храбро и упорно сражались булгары, защищая свою Родину. Но силы были неравные. Волжская Булгария вошла в состав Золотой Орды, а после её распада возникло новое государство – Казанское ханство. Жителей этого ханства стали называть казанскими татарами.
Народ этот был очень трудолюбивый, талантливый, гостеприимный. На берегу реки Казанки был построен город-крепость Казань. Казанские татары занимались земледелием, торговлей, ткачеством, резьбой по дереву и камню, ювелирным искусством, строили красивые дома и мечети. Казанское ханство стало богатым, процветающим государством.
В 1552году русский царь Иван Грозный после 40 дней осады захватил Казань. Казанское ханство было присоединено к Русскому государству. С этого времени история Казани неразрывно связана с Россией.
27 мая 1920 года была образована Татарская Автономная Советская Социалистическая Республика.
Символы РТ
– У каждого государства есть три обязательных символа. По ним всегда можно узнать, о какой стране идет речь, поэтому вы их должны хорошо отличать.
– Какие государственные символы вы знаете? (Флаг, герб, гимн).
Дети рассказывают о символике Татарстана
Герб РТ
На государственном гербе РТ изображён крылатый белый барс на фоне красного солнца. Барс олицетворяет богатство, силу. На боку у барса круглый щит, на котором изображена астра. Щит означает защиту, а цветок – долгую жизнь. Внутри зелёного кольца вышит татарский орнамент, символизирующий красоту и плодородие нашей земли.
Государственный флаг РТ
Государственный флаг – это лицо страны, символ независимости. Флаг Татарстана разделён на три части. Верхняя часть зелёная, нижняя – красная, а в середине узкая белая полоса. Каждый цвет имеет своё значение. Красный – это цвет солнца, огня, могущества и жизни. Зелёный – символ живой природы и молодости. Белый – символ чистоты, чести и мира.
Государственный гимн
– Скажите, что такое гимн? (Это торжественная песня).
– В каких случаях он исполняется? (В особых, торжественных случаях: во время подъема государственного флага, в дни торжественных праздников, в случае победы наших спортсменов на международных соревнованиях).
– Гимн РТ написал выдающийся татарский композитор Рустем Яхин. Когда исполняют гимн, люди встают, тем самым, выражая уважение к своей стране.
Наша Республика
Республика Татарстан — один из самых быстроразвивающихся регионов России, регион с богатой и многогранной культурой. Столица Татарстана - Казань — город с тысячелетней историей, важный экономический, торговый и культурный центр, а также третья столица России после Москвы и Петербурга.
Наша республика всегда стремится к большему, не останавливается на достигнутом. По указу Президента была разработана Стратегия социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года.
- Ребята, как вы понимаете слово стратегия?
- Стратегия – это планирование на большой период. Можно еще сказать, что это план действия или модель поведения для достижения долгосрочных целей.
Она разработана при участии всех министерств, ведомств, крупных предприятий, организаций, муниципалитетов, заинтересованных жителей республики.
Символ Стратегии – барс, летящий в стремительном прыжке. Он символизирует наше общество, готовое к быстрому развитию, к постоянному обновлению.
Для того чтобы прыжок из символа стал реальностью, разработали ряд программ, обеспечивающих накопление и развитие человеческого капитала.
Для Стратегии «Татарстан -2030» высшая ценность –человек.То есть – человек поставлен во главу. Стратегию вырабатывает власть, но реализуем ее мы с вами.
В Стратегии обозначена очень правильная и современная идея: для того, чтобы конкурировать в условиях глобальной экономики, необходимо повышать качество имеющихся ресурсов.
Современная система образования, качественное здравоохранение, самобытная культура, высокооплачиваемая и интересная работа помогут привлечь к нам приток лучших профессионалов и создадут комфортные условия для жизни и работы в нашей республике и ее процветания.
Особое внимание уделено талантливой молодежи, которой предстоит строить Татарстан будущего. Наше правительство заинтересовано в развитии Татарстана, чтобы дети учились здесь, чтобы они поддерживали культуру, развивали образование и науку, были примером в меценатстве.
Один из важных пунктов для молодежи — изучать глубже историю своей родины, стремится к знаниям, получать новый опыт, обязательно стремиться к лучшему, что-то делать и небояться делать ошибки, так как на ошибках тоже учатся.
Домашнее задание.
Нарисовать рисунок в формате А4 на одну из тем: «Каким я вижу себя в 2030 году?», «Школа будущего», «Профессия будущего», «Я - гражданин многонациональной республики»
Подведение итогов.
-Ребята, Вам понравился наш сегодняшний разговор? Выскажите свое мнение, используя следующие выражения:
- В разговоре меня привлекло…
- Мне показалось интересным…
- Беседа заставила меня задуматься…
- Навела меня на мысли…
- Сегодня я…
Всем большое спасибо за ответы.
Сидорова Зоя Григорьевна