Классный час «Взгляд в будущее: моя профессия» (9 класс)

9
0
Материал опубликован 4 February 2016 в группе

Классный час «Взгляд в будущее: моя профессия» (9 класс)


 

Задачи:

1) Создать условия для выявления интересов и склонностей учащихся в сфере профессиональной деятельности;

2) Помочь учащимся сделать вывод о том, что при выборе профессии необходимо соотносить свои желания («хочу») со своими способностями и возможностями («могу»);

3) Познакомить учащихся с понятием «профпригодность», видами профпригодности;

4) Дать учащимся определение понятий «рынок труда», «работник», «работодатель»;

5) Обсудить с учащимися основные положения, по которым желательнее производить выбор профессии.

 

Оснащение урока:

- распечатанные на каждого ученика таблицы «Хочу – Могу – Надо»;

- чистые листы для записи рекомендаций по выбору профессии.

 

Ход классного часа

Учитель: «Правильно выбрать профессию очень важно для каждого человека. Это позволяет реализовать свой творческий потенциал, избежать разочарования, материально обеспечить себя и свою семью».

Вопрос учащимся: Что требуется для того, чтобы сделать правильный профессиональный выбор?

Анализируя ответы учащихся, учитель делает заключение о том, что будущая работа должна доставлять человеку удовольствие и удовлетворение.

Чтобы помочь учащимся раскрыть их интересы и склонности в сфере профессиональной деятельности, учитель задает им следующие вопросы:

- Назовите ваши любимые занятия?

- С чем бы вы хотели связать своё будущее?

Получив ответы на вопросы, учитель делает заключение о том, что наши любимые занятия могут совпадать с нашей профессиональной деятельностью.

Работа с таблицей «Хочу – Могу – Надо». [1]

Учащимся даётся задание записать действия, связанные с профессиональной сферой, которые больше всего нравится выполнять лично им, в первую колонку таблицы под заголовком «Хочу»; записать действия, связанные с профессиональной сферой, которые они могут хорошо выполнять во вторую колонку под заголовком «Могу»; сопоставить свои «Могу» и «Хочу», и в качестве вывода заполнить колонку под названием «Надо».

Учитывая ответы учащихся, находящиеся в таблице, учитель обращает их внимание на то, что вторым слагаемым верного выбора профессии является наше «Могу», которое базируется на человеческих возможностях (физиологических и психических).

Учитель: «Если мы возьмем во внимание способности с точки зрения профессионального самоопределения, то они будут являться профессионально важными атрибутами, которые определяют профессиональную пригодность». После этого даётся определение профессиональной пригодности.

Профессиональная пригодность – это уровень соответствия профессиональных возможностей человека запросам профессии.

Затем учащимся озвучивается следующий вопрос: - Какие требования, на ваш взгляд, может выставлять профессия к человеку и его возможностям?

В ходе дискуссии учитель с учащимися озвучивает нижеуказанные требования к человеку, которые ему может предъявить профессия:

1) требования к здоровью;

2) к наличию определенных знаний, умений, навыков, которые определяют профессиональную квалификацию;

3) к психическим качествам человека.

Для наглядности, учитель вместе с учащимися приводит примеры, указывающие на расхождения в состоянии здоровья, психических качествах, определенных знаниях и умениях требованиям профессии. Например:

1) Человеку с плохим зрением не стоит выбирать профессию программиста, ювелира и т.д;

2) Человеку с психическими заболеваниями противопоказана работа лаборанта, водителя, учителя и т.д.

Учитель: «Любая работа выдвигает человеку перечень определенных условий, что, в свою очередь, может вызвать появление ряда препятствий для постижения профессии. Список подобных профессий мал, но чтобы иметь возможность их получить важно пройти особый проф отбор. Опираясь на это, психолог К.М.Гуревич создал классификацию профессий по признаку их абсолютной или относительной профпригодности. Если профессия выдвигает строгие требования к особенностям нервной системы человека и требует отбора, то в этом случае ее следует отнести к первой группе – группе профессий с абсолютной профпригодностью. Когда профессия подвластна освоению, по сути дела, всякому индивиду, в этом случае мы имеем право отнести ее ко второй группе профессий с относительной профпригодностью». [2]

Учитель: «Должно быть, каждый из вас сталкивался с понятием «рынок труда». Так что же служит товаром на таком рынке? И кто берет на себя роль продавца, а кто роль покупателя?» Таким образом учитель подводит учащихся к формулировке понятий «рынок труда», «работник», «работодатель».

Рынок труда – это область образования спроса и предложения на рабочую силу.

Посредством рынка труда реализуется торговля рабочей силы на конкретный промежуток времени. Субъектами рынка труда выступают:

- работодатели и их представители (союзы);

- работники и их представители (профсоюзы);

- государство и отдельные органы.

Работодатель – это человек, имеющий финансовые, юридические и иные возможности приобрести труд работника и делающий это.

Работник – человек, работающий по трудовому договору (контракту), который подчиняется трудовому режиму предприятия (учреждения).

После, учитель предлагает учащимся озвучить ситуации, которые можно проиллюстрировать различными вариантами сочетаний кругов «хочу», «могу», «надо».

Теперь учащимся необходимо сделать анализ заполненной ими в начале классного часа таблицы «Хочу»-«Могу»-«Надо» и прийти к заключению о том, насколько оптимален их выбор будущей профессии. После этого они заканчивают работу над таблицей записью вывода в строке «Я выбираю».

Затем учитель предлагает учащимся разделиться на несколько небольших групп и подготовить список рекомендаций по подбору профессии. После того как поставленная задача будет решена, каждая группа должна прочесть свои составленные рекомендации, обращая внимание на те, которые совпали с ответами предыдущих групп. Комментируя ответы учащихся, учитель заостряет внимание именно на тех рекомендациях, которые стоят внимания. Затем, учитель может дать свои советы, например:

- Каждый человек должен самостоятельно выбирать профессию; к советам нужно прислушиваться, а поступать на свое усмотрение;

- Осмыслите важность собственного выбора (для себя и для социума);

- Отталкивайтесь от конкретной социально-экономической ситуации (потребность, престиж, зарплата и др.);

- Важно не забывать, что помимо профессии вы выбираете также и напрямую зависящий от нее стиль жизни;

- Необходимо иметь альтернативу, если вы потерпите фиаско по основному направлению.


 

Использованная литература:

[1] Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии/Г.В.Резапкина. – М., 2003.

[2] Психологическая диагностика. Учебное пособие /Под ред. К.М.Гуревича и Е.М. Борисовой. М.: УРАО, 1997.

Комментарии
Комментариев пока нет.