Пасхальный сувенир
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Республики Марий Эл «Нартасская школа-интернат»
Пасхальный сувенир
(мастер-класс объединения «Цветочная мастерская» в 9 классе)
Разработала и провела:
Романова С.С., воспитатель I категории
пос. Нартас
апрель 2024 г.
Мастер - класс на тему "Пасхальный сувенир"
с использованием техники "декупаж"
Цель: формирование технических навыков и умений при работе с разнообразными материалами для декупажа посредством украшения заготовки деревянного яйца.
Задачи:
Обучение:
- передать воспитателем опыта путем передачи прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов;
- провести актуализацию опорных знаний и умений мастер-класса ;
- расширить знания о традициях празднования Пасхи в России.
Развитияе
- развивать наглядно-образное мышление, познавательный интерес, рациональное использование времени и памяти, точность движений рук и пальцев;
- активизировать и расширять словарный запас детей,
- развивать творческие способности детей через приобщение к народным праздникам.
Воспитание:
- воспитывать художественный вкус и творческое отношение к работе, настойчивость в достижении цели, аккуратность, бережливость, самостоятельность, активность, сознательное выполнение правил безопасности при работе с режущими предметами и клеем;
- воспитывать патриотические чувства к православным традициям русского народа, к народному творчеству
Методы обучения и воспитания:
- образно-художественная;
- игровая;
- практическая;
- музыкальные;
- наглядные.
Ожидаемый результат: выполнение красочно-оформленного яйца в технике декупаж.
Материально-техническое обеспечение:
название темы - буквы (на доске);
музыкальное сопровождение (русская народная музыка);
выставка изделий в технике "декупаж";
образцы украшенных яиц в технике "декупаж" и другими способами;
иллюстрации пасхальных атрибутов, магнитики;
слова-термины: декупаж, пасха, писанки, крашенки.. ;
презентация
поэтапные образцы изготовления яйца в технике декупаж;
материалы для учащихся:
фартуки,
клеенки на парты,
ножницы,
клей,
кисточки для нанесения клея,
деревянные заготовки яиц,
салфетки для декупажа - украшения заготовок яиц,
влажные салфетки для вытирания рук.
План мастер-класса:
Подготовка рабочего места (до звонка).
I. Организационный момент.
Рапорт дежурного.
II. Сообщение темы и целей занятия.
Вводная часть «Светлый день Пасхи»
Работа с выставкой
Показ презентации.
III. Основная часть.
Анализ образца.
Инструктаж по ТБ.
Физкультминутка
IV. Практическая часть.
V. Обобщение. Подведение итогов занятия.
VI. Организация завершения занятия.
VII. Уборка рабочего места.
Ход мастер-класса:
Подготовка рабочего места
(до звонка).
I. Организационный момент.
- Добрый день, дорогие ребята.
Дети: здравствуйте!
- Сначала садятся девочки, а теперь за парты садятся мальчики.
- Послушаем рапорт дежурного.
Рапорт дежурного
- ..., сегодня ... , день недели ..., время года ..., погода ..., осадки ..., группа в количестве ... человек на занятие готова, дежурный (ая) ...
Вводная часть:
«Светлый день Пасхи»
(чтение стихотворения учащимся)
Как люблю я праздник Пасхи!
Приготовлюсь к четвергу,
Бабушка яички красит,
Я ей тоже помогу.
На скорлупке хрупкой, тонкой.
Для людей, для красоты,
Крашу кисточкой тихонько:
Крестик, солнышко, цветы.
В светлый праздник Воскресенья,
Подарю своим друзьям,
По яичку, с поздравленьем.
И скажу: «Раскрасил сам»
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о каком празднике мы сегодня будем говорить?
Дети: Святая пасха (слайдовое сопровождение)
Воспитатель: Пасха – самый главный праздник церковного года. В пасху слышны звоны колоколов. Пасха – самый радостный и большой праздник христиан, праздник Светлого Христова воскресения. Празднование Пасхи стало уже традицией. Когда наступал праздничный день, всей семьей шли в церковь, потом или гостей принимали, или шли в гости. Поздравляют с праздником, желают хозяевам счастья и процветания
На Пасху готовят специальную обрядовую еду. Как вы думаете, что это за еда?
(Ответы детей). – делают пасху из творога, пекут куличи, готовят вкусные блюда, красят яйца.
Но древние традиции предусматривают не только посещение церкви и трапезу, но и самые разные развлечения, игры. Большинство из них связано именно с крашеными яйцами – их бьют, катают, прячут…
Готовимся к Пасхе заранее – самый хороший подарок, сделанный своими руками.
В Пасхальную неделю принято посещать родственников, друзей и дарить яйца. Яйцо – как символ, несет в себе очень глубокий смысл возрождения и преображения.
Для того, чтобы покрасить пасхальные яйца, наши предки использовали растительные красители которые изготавливали заранее из дубовой и яблоневой коры, ольховых шишек, луковой шелухи свекольного отвара, крапивы и т д.)
Воспитатель: - Ребята, а вы знаете, почему красят яйца?
- Потому что это маленькое чудо, это символ жизни. Обычай красить яйца уходит корнями в древность. Раньше считалось красное яйцо - символ солнца, нового дела, новой жизни.
Существуют различные виды пасхальных яиц: (Слайды)
Крашенка - одноцветное.
Крапанка - с однотонным фоном, на который нанесены пятна, полоски, крапинки. Воском наносили капли (крапали), а затем окрашивали с помощью красителей
Дряпанка - яйцо, на котором после окрашивания был процарапан узор металлическим острием.
Малеванка - яйцо, расписанное своим придуманным узором.
Писанка - яйцо, раскрашенное орнаментальным или сюжетным узором .
II. Сообщение темы и целей занятия.
- Сегодня мы будем работать под девизом «Не будь тороплив, а будь терпелив».
Мы с вами создадим украшение на пасхальном яйце. Для этого будем использовать технику «Декупаж».
- Вспомним, что такое декупаж?
Д: Декупаж - это техника украшения, декорирования предметов с помощью вырезанных бумажных мотивов.
В. (обобщает): Декупаж - от французского слова "вырезать". Это вид прикладного творчества, который представляет собой технику декорирования разнообразных поверхностей с помощью нанесения напечатанных полиграфическим способом картинок с последующей лакировкой полученного изображения.
- А какие предметы, изделия мы с вами декорировали в стиле декупаж?
(Работа с выставкой)
- И тема нашего занятия называется "Пасхальный сувенир"
Но сначала разомнем наши пальчики. Своими руками украсим заготовки яиц вот таким образом. (показ образца)
Пальчиковая гимнастика «Цыплёнок»
Раз, два, три, четыре, пять
(соединяют пальцы обеих рук, образуя шар или яйцо)
Будем мы цыплят считать
(сжимают и разжимают кулачки)
Раз – цыплёнок на крыльце (загибают пальчики на обеих руках, начиная с больших пальцев)
Два – ещё сидит в яйце
Три – цыплёнок самый смелый
А четыре – самый белый
Пятый маленький цыплёнок
(прижимают кулачки друг к другу)
Кушать захотел спросонок
(стучат указательным пальцем одной руки по ладони другой)
- Итак, когда наши ручки готовы к работе, приступаем к работе
III. Основная часть. Анализ образца.
- Посмотрите на образец...
- Для декора деревянной заготовки яйца вам понадобятся
непосредственно сами яйца;
салфетки;
ножницы;
клей;
кисточка для нанесения клея и приклеивания элементов;
влажные салфетки для вытирания рук.
Инструктаж по ТБ:
Работа с ножницами.
- Ребята, как нужно верно работать ножницами?
Д: Ножницы – острый инструмент. Хранить ножницы в определенном месте. Нельзя держать ножницы острыми концами вверх, передавать надо кольцами вперед. Режем от себя. При резании бумаги поворачиваем бумагу, а не ножницы. Не оставлять ножницы на рабочем месте раскрытыми.
Работа с клеем и кисточкой.
- А как правильно наносить клей на поверхность заготовки?
Д: Клей на поверхность бумаги наносим при помощи кисточки тонким слоем. При удалении лишнего клея пользуемся салфеткой.
IV. Практическая часть.
Этап № 1 Подготовка изделия
- Вырезали заготовки яиц из дерева. Ошкурили.
Этап № 2
Покраска изделия (только ознакомить)
- Поролоновой губкой наносим белую акриловую краску на всю поверхность яйца легкими тампонирующими движениями.
- Краска наносится для того, чтобы рисунок салфетки был ярче.
- Просушиваем.
Этап № 3
Наклеивание салфетки
- Это самый сложный этап.
- Выбираете салфетки для композиции, подбирая рисунок по цвету, размеру и стилю.
- Берете салфетку, отделяете от нее слой, убираете его в сторону. Остается цветной слой салфетки, который нам понадобится для украшения изделия.
- Далее вырезаете ножницами отдельные элементы - цветы, бутоны цветов, листья, фрукты, геометрические фигурки...
- Затем компонуете из вырезанных деталей композицию на яйце. Крупное изображение должны разместить в центральной части поверхности яйца, от центра уже располагаются детали поменьше.
- После того, как композиция готова, начинаем работать с клеем. Остается приклеить расположенные детали на поверхность яйца.
- Для этого нужно нанести тонким слоем клей на поверхность яйца. Приложить вырезанный мотив на поверхность изделия. Далее нанести слой клея по всей поверхности рисунка от середины к краям, удаляя излишки клея и пузыри воздуха. Приклеив, таким образом один элемент, переходим к другому, также разравнивая его и закрепляя сверху новым слоем клея. Когда все элементы будут нанесены, осторожно пройдитесь еще раз кисточкой по всей поверхности приклеенных деталей.
Этап № 4
- Дать клею просохнуть 24 часа.
Этап № 5
- Нанести слой бесцветного лака.
Выставка выполненных работ с последующим анализом.
- Правильно ли составлена композиция - расположение деталей?
- В центре ли размещен крупный цветок?
- Аккуратно ли выполнена работа с клеем?
- Тебе нравится твоя работа?
- Кому бы ты подарил(а) свое изделие?
V. Обобщение. Подведение итогов занятия.
Подведение итогов.
- Как называется тема нашего занятия?
- Какую работу выполняли на занятии?
- Каким способом вы украсили пасхальное яйцо? (Способом декупаж).
- Что такое декупаж? (это техника украшения, декорирования с помощью вырезанных бумажных мотивов).
Воспитатель: Ребята, вы сегодня все очень старались! Вы – молодцы! Есть такая традиция, дарить друг другу свои «пасхальные сувениры», чтоб следующий год был хорошим и урожайным, и вот когда вы будете дома праздновать пасху, можете подарить пасхальное яйцо своим родным, близким, друзьям.
VI. Организация завершения занятия.
- А сейчас все встали. Вот и закончилось наше занятие!
- Приступаем к уборке рабочих мест.
VII. Уборка рабочего места.