Паспорт мини-музея Паспорт мини-музея «Славный юбилей Победы»

1
0
Материал опубликован 28 October в группе

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №17 городского округа Кинешма (МБДОУ д/с №17)

Адрес: 155802, г. Кинешма Ивановской области, пер. Дунаевского, д. 12











Паспорт мини-музея



«Славный юбилей Победы»















Выполнили: воспитатели Командина Н. И.,

Маслова Е. Н.


Кинешма, 2025


Название мини-музея: «Славный юбилей Победы».

Руководители мини – музея: Командина Н. И., Маслова Е. Н.

Профиль музея: познавательный, патриотический.

Участники создания мини - музея: дети средней группы, их родители, воспитатели.

Цель: расширение и обобщение знаний детей об истории Великой Отечественной Войны, о людях военных профессий, подвигах воинов-защитников.

Задачи: познакомить детей с событиями Великой Отечественной войны, с рассказами о подвигах, заслугах русских солдат.

Расширять кругозор детей.

Развивать интерес к историческому прошлому страны.

Развивать речь и расширять словарный запас.

Уточнить знания детей о празднике Дне Победе, объяснить, почему он так назван.

Воспитывать патриотические чувства, трепетное отношение к заслугам и подвигам воинов-защитников, к празднику Победы.

Воспитывать чувства гордости за подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне

Принципы деятельности мини-музея:

Принцип учета возрастных особенностей дошкольников.

Принцип опоры на интересы ребенка.

Принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого.

Принцип наглядности.

Принцип последовательности.

Принцип сотрудничества и взаимоуважения.

Оформление мини-музея: музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей.

Коллекции мини-музея располагаются на полке корпусной мебели в групповой комнате.

Имеется красочно оформленный композиционный центр.

Подбор материала разнообразный по стилю и оформлению.

Экспонаты данных коллекций находятся в свободном доступе у детей и используются ими для игр.

Пояснительная записка: недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства, поэтому патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени.

Воспитание патриотических чувств необходимо начинать с дошкольного возраста, потому что именно на данном этапе формируется личность ребенка. Время всё дальше отодвигает события Великой Отечественной войны и, к сожалению, её ветеранов остается с каждым годом все меньше. Закономерности человеческой жизни таковы, что скоро их не останется совсем. Очень важно именно сейчас не прервать живую нить памяти о героическом подвиге нашего народа в те годы, и в дошкольном возрасте лелеять ростки памяти о прадедах, их мужестве.

Актуальность: любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.

Патриотизм – сложное и высокое человеческое чувство, оно многосторонне по своему содержанию. Это любовь к малой Родине, к родным и близким людям, гордость за свой народ.

В 2025 году нашей Победе над фашисткой Германией исполняется 80 лет. Юбилей победы. Война — это суровая трагедия. За ней скрываются кровь, слезы, боль, страх и потери. Мы не имеем права не знать своей истории, не гордиться своими прадедами, их смелостью и выносливостью. Сколько людей отдали жизнь на поле боя, сражаясь за Родину, за то, чтобы мы жили в этом огромном и прекрасном мире, красивой и величественной стране, которую отвоевали солдаты Великой Отечественной войны.

Миллионы жизней отданы в борьбе с фашистами и поэтому сейчас мы живём мирно и счастливо. Все они, несомненно, герои и, сколько бы не прошло лет, мы всегда будем помнить тех, кто защищал нашу Родину.

Нужно ли повествовать детям о войне? В том, что рассказывать нужно – нет никаких сомнений. События, настолько отдаленные по времени, не всегда доступны детскому пониманию без наглядного воплощения. Мы намереваемся вырастить достойных граждан, патриотов страны, мы должны воспитать в них чувство гордости за свою Отчизну.

Поэтому всё большее внимание в теории и практике образования придаётся музейной педагогике. Наш музей является центром притяжения для тех, кто хочет детальнее изведать военную историю нашей страны. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили в Великой отечественной войне потому, что любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье других людей. Их имена увековечены в названиях улиц, городов, в их честь воздвигнуты памятники, открываются музеи, которые стали частью нашей жизни.

Мини-музеи в детском саду являются одним из средств развития познавательной, творческой активности детей. Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музеюОни могут приносить из дома экспонаты, пополнять их своими рисунками.

В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Предполагаемый результат: сплочение детей и родителей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества.

Пополнение и активизация словаря.

Дети активно проявляют интерес истории российской Армии, её представителям.

Перспектива развития мини-музея: подбор детской литературы и наглядного материала.

Проведение экскурсий для других групп детского сада.

На базе мини-музея или с использованием его коллекций можно проводить занятия по разным видам деятельности.

Разделы и экспонаты мини-музея:

Настольно-печатные игры: «День Победы», «Военная техника на земле, в воде, в воздухе», «Определи направление». Развивающая игра-лото «Российская армия».

Развивающие альбомы: «Предметы военного быта», «ВОВ на картинах художников», «Памятники Великой Победы».

Картотеки: «Пословицы и поговорки о войне для детей дошкольного возраста», картотека стихотворений «День защитника Отечества», картотека стихотворений «О мужестве и героизме для детей дошкольного возраста».

Познавательные альбомы: «На чём плавают герои», «На чём летают герои», «На чём ездят герои».

Макеты: «Вечный огонь», «Помним и ценим», макет-панорама - «На поле боя», «Граница».

Пособия: кейс «Я помню, я горжусь», 3D альбомы «Защитник», «Хронология ВОВ»,«Символы победы».

Игры: «Символ победы» (на липучках), «Военные профессии» (игра-викторина), «Военная техника» (круги-головоломки), «Кому что нужно для службы», «Найди лишнее. Военные», кубик Блума «23 февраля», «9 мая».

Книги: книга-шар - «80-летие Великой Победы», книжки-малышки - «Рода войск», «История праздника День Победы».

Выставка творческих работ: «День Победы» (работы родителей).

Этапы работы:

1тап (информационный) подготовительный

Выбор темы, места размещения.

Подбор экспонатов для мини – музея.

Изготовление альбомов, книг, игр, пособий, картотек, макетов.

Оформление мини музея «Славный юбилей Победы» вместе с родителями.

Взаимодействие с родителями:

Консультация для родителей «Как рассказать о Дне Победы».

Сбор работ, сделанных руками родителей для выставки «День Победы».

2. Этап (практический) Практическая деятельность детей.

Речевое развитие: чтение рассказов: Л. Кассиля «Твои защитники», Ю. Ильинского «На земле, в небесах и на море», В. Тюрина «Ездим, плаваем, летаем», А. Ошнуров «В нашей армии», Г. Лагздынь «Мой папа – военный», Е. Благинина «Почему ты шинель бережёшь?», А. Гребенина «Вера Иванова», А. Митяев «Письмо с фронта».

Чтение стихов, пословиц и поговорок о войне.

Рассматривание альбомов «Предметы военного быта», «ВОВ на картинах художников», «Памятники великой Победы».

Рассматривание иллюстраций в книгах: «80-летие Великой Победы», «Рода войск», «История праздника День Победы».

Познавательное развитие: Беседа «Что за праздник День Победы», «Военные профессии», «Как мы отмечаем День Победы» с использованием пособий «Я помню, я горжусь», «Защитник», «Символы победы».

Рассматривание репродукций картин на военную тематику

Дидактические игры: «День Победы», «Военная техника на земле, в воде, в воздухе», «Определи направление», «Символ победы», «Военные профессии», «Военная техника», «Кому что нужно для службы», «Найди лишнее. Военные», кубик Блума «23 февраля», «9 мая».

Социально-коммуникативное развитие:

Сюжетно - ролевые игры: «Моряки», «Лётчики».

Художественно-эстетическое развитие:

Прослушивание песен: «Будем в армии служить» (музыка Ю. Чичкова, слова В. Малкова), «Мы солдаты» (музыка И. Арсеева, слова М. Картушиной, И. Арсеева), «Шли солдаты на войну» слова и музыка Игоря Русских, «Что такое день победы» (музыка Обухова Е., слова А. Усачев).

Рисование: «Праздничный салют».

Лепка: «Летят самолёты».

Аппликация: поздравительная открытка папе на День Защитника

Отечества.

Физическое развитие: подвижные игры «Самолеты», «Меткие стрелки», «Преодолей препятствие».

Развлечение «Есть такая профессия – Родину защищать».

3. Этап (итоговый)

Экскурсии детей детского сада в мини музей «Славный юбилей Победы».

Пополнение альбомов музея.

Использование экспонатов музея на занятиях по разным видам деятельности.

Презентация мини-музея «Славный юбилей Победы».

Вывод: совместная деятельность взрослых и детей способствует полноценному личностному развитию детей, повышает интеллектуальный уровень, позволяет установить  сопричастность детей с прошлым.  Эффективность метода – накопление ребенком под руководством взрослого ценного опыта познания.

Все начинается с детства, и надеемся, что через несколько лет нам не придется говорить о безнравственности, без духовности наших детей.  Дети имеют уникальную возможность сохранять культуру, расширить кругозор, осознанно подойти к таким понятиям, как любовь к Родине, Отечеству, патриотизм.

Перспективный план мини-музея

«Славный юбилей Победы».


Апрель

1 неделя


Беседа: «Военные профессии».

Цель: закрепление знаний детей о разных родах войск Российской армии; об особенностях военной службы и необходимых условиях для ее успешного прохождения; воспитывать чувство гордости за защитников

Рассматривание иллюстраций в книге «Рода войск».

Цель: расширение и углубление знаний детей о российской армии, о трудной, но почётной обязанности защищать Родину, её спокойствие и безопасность. 

Чтение рассказов: Л. Кассиля «Твои защитники», Ю. Ильинского «На земле, в небесах и на море», В. Тюрина «Ездим, плаваем, летаем».

Цель: Формирование представления детей о российской армии и воинах, о празднике День защитника Отечества.

Рассматривание альбома «Предметы военного быта».

Цель : уточнение представлений детей о событиях Великой Отечественной войны, о том, как эти предметы помогали солдатам воевать.

Сюжетно - ролевая игра «Лётчики».

Цель: Создание условий для формирования у детей навыков совместной игровой деятельности посредством игры.

Дидактические игры: «Военная техника на земле, в воде, в воздухе», «Военные профессии».

Цель: Расширение представления детей о Российской Армии, о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность.

Подвижная игра «Самолеты».

Задачи: учить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга; приучать их внимательно слушать сигнал и начинать движение по словесному сигналу; развивать ориентировку в пространстве и ловкость;

Прослушивание песни «Будем в армии служить» (музыка Ю. Чичкова, слова В. Малкова).




2 неделя


Беседа: «Что за праздник День Победы».

Цель: расширение и углубление знаний о Великой Отечественной войне и героизме советского народа.

Чтение стихов о войне.

Цели: ознакомление детей с произведениями поэтов и писателей о войне;

развивать патриотическое воспитание детей на примере событий Великой Отечественной войны и людях, одержавших победу в войне;

Рассматривание альбома «ВОВ на картинах художников».

Цель: формирование гражданской  позиции, патриотических чувств, любви к Родине, на основе расширения представлений о победе защитников Отечества в Великой Отечественной войне;

Дидактические игры: «Определи направление», «Символ победы», «Военная техника».

Задачи: развивать внимание и память ребёнка; развивать речь ребёнка, пополнять словарный запас о некоторых видах военно-боевой техники; о некоторых видах званиях солдат; о некоторых атрибутах военных солдат; развивать детскую фантазию; упражнять ребёнка в умении логически мыслить, объясняя свои действия; воспитывать усидчивость.

Подвижная игра «Меткие стрелки».

Задачи: воспитывать выдержку и дисциплинированность ,совершенствовать навыки в бросании мяча в вертикальную развивать глазомер, глазодвигательные функции, фиксацию взора.

Прослушивание песни «Мы солдаты» (музыка И. Арсеева, слова М. Картушиной, И. Арсеева).


3 неделя


Чтение рассказов: А. Ошнуров «В нашей армии», Г. Лагздынь «Мой папа – военный».

Цель: формирование чувства патриотизма у детей среднего

дошкольного возраста.

Рассматривание иллюстраций в книге «История праздника День Победы».

Цель: расширение, систематизация и углубление знания детей о ВОВ

Дидактические игры: «Кому что нужно для службы», «Найди лишнее. Военные».

Задачи: расширять и систематизировать знания детей об истории Великой Отечественной войны; о героях войны и о подвигах юных героев, о боевой технике.

Лепка: «Летят самолёты».

Задачи: Воспитывать внимание и соблюдать последовательность в работе.

Формировать чёткие навыки вылепливания сложных фигур. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Закреплять ранее полученные навыки в лепке.

Поощрять желание детей доводить дело до конца.

Подвижная игра «Преодолей препятствие».

Цель: Развитие гибкости, ловкости и умения ориентироваться в пространстве

Прослушивание песни «Шли солдаты на войну» (слова и музыка Игоря Русских).


4 неделя


Чтение рассказов: Е. Благинина «Почему ты шинель бережёшь?», А. Гребенина «Вера Иванова», А. Митяев «Письмо с фронта».

Цель :создание условий для формирования чувства патриотизма, национальной гордости, единения и осознания преемственности поколений через чтение и анализ литературы о войне и подвиге советского народа

Рассматривание иллюстраций в книге «80-летие Великой Победы».

Задачи: познакомить детей с подвигами людей на передовой и в тылу, сформировать патриотические чувства на основе ознакомления с подвигом народа в Великой Отечественной войне

Сюжетно - ролевая игра «Моряки».

Цель: формирование игровых умений, обеспечивающих самостоятельную сюжетную игру детей. 

Дидактические игры: «День Победы», «Символ победы».

Задачи: продолжать знакомить детей с Днём Победы, как с самым главным праздником всей нашей страны.

Аппликация: поздравительная открытка дедушке на День Победы.

Цель: Расширение знания детей о Великой Отечественной Войне. Изготовление поздравительную открытку в честь праздника Победы.

Прослушивание песни «Что такое день победы» (музыка Обухова Е., слова А. Усачев).

Рассматривание репродукций картин на военную тематику

Цель: развитие патриотических чувств детей, знакомство с историей страны и значимыми военными событиями.


5 неделя

Беседа: «Как мы отмечаем День Победы».

Цель : Расширение знаний детей о Великой Отечественной войне и героизме советского народа.

Чтение пословиц и поговорок о войне.

Рассматривание альбома «Памятники Великой Победы».

Задачи: познакомить детей с историческим прошлым, с вкладом жителей в Победу Родины, с памятниками, посвящёнными событиям Великой Отечественной войны.

Пробудить интерес к истории родного края, сформировать чувство уважения и гордости за Родину.

Сформировать у детей умение узнавать знакомые памятники и составлять о них короткий рассказ, расширить активный словарный запас.

Воспитать чувство благодарности людям, которые защищали страну в годы Великой Отечественной войны.

Дидактические игры: кубик Блума «23 февраля», «9 мая».

Цель: развитие памяти , мышления , речи, воображения, мелкой моторики, логического мышления.

Рисование: «Праздничный салют».

Цель :развитие умения отражать в рисунке впечатления от праздника Победы через нетрадиционные техники рисования

Развлечение «Есть такая профессия – Родину защищать».

Цели: формирование у детей чувства гордости, уважения к Вооружённым силам России, защитникам Отечества и историческому прошлому страны;

воспитание чувства патриотизма, любви к Родине;

формирование активной гражданской позиции, положительного отношения к российским вооружённым силам, службе в армии.

t1761665222ab.jpg




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.