Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №17 городского округа Кинешма (МБДОУ д/с №17)
Адрес: 155802, г. Кинешма Ивановской области, пер. Дунаевского, д. 12
Паспорт мини-музея
«Славный юбилей Победы»
Выполнили: воспитатели Командина Н. И.,
Кинешма, 2025
Название мини-музея: «Славный юбилей Победы».
Руководители мини – музея: Командина Н. И., Маслова Е. Н.
Профиль музея: познавательный, патриотический.
Участники создания мини - музея: дети средней группы, их родители, воспитатели.
Цель: расширение и обобщение знаний детей об истории Великой Отечественной Войны, о людях военных профессий, подвигах воинов-защитников.
Задачи: познакомить детей с событиями Великой Отечественной войны, с рассказами о подвигах, заслугах русских солдат.
Расширять кругозор детей.
Развивать интерес к историческому прошлому страны.
Развивать речь и расширять словарный запас.
Уточнить знания детей о празднике Дне Победе, объяснить, почему он так назван.
Воспитывать патриотические чувства, трепетное отношение к заслугам и подвигам воинов-защитников, к празднику Победы.
Воспитывать чувства гордости за подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне
Принципы деятельности мини-музея:
Принцип учета возрастных особенностей дошкольников.
Принцип опоры на интересы ребенка.
Принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого.
Принцип наглядности.
Принцип последовательности.
Принцип сотрудничества и взаимоуважения.
Оформление мини-музея: музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей.
Коллекции мини-музея располагаются на полке корпусной мебели в групповой комнате.
Имеется красочно оформленный композиционный центр.
Подбор материала разнообразный по стилю и оформлению.
Экспонаты данных коллекций находятся в свободном доступе у детей и используются ими для игр.
Пояснительная записка: недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства, поэтому патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени.
Воспитание патриотических чувств необходимо начинать с дошкольного возраста, потому что именно на данном этапе формируется личность ребенка. Время всё дальше отодвигает события Великой Отечественной войны и, к сожалению, её ветеранов остается с каждым годом все меньше. Закономерности человеческой жизни таковы, что скоро их не останется совсем. Очень важно именно сейчас не прервать живую нить памяти о героическом подвиге нашего народа в те годы, и в дошкольном возрасте лелеять ростки памяти о прадедах, их мужестве.
Актуальность: любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.
Патриотизм – сложное и высокое человеческое чувство, оно многосторонне по своему содержанию. Это любовь к малой Родине, к родным и близким людям, гордость за свой народ.
В 2025 году нашей Победе над фашисткой Германией исполняется 80 лет. Юбилей победы. Война — это суровая трагедия. За ней скрываются кровь, слезы, боль, страх и потери. Мы не имеем права не знать своей истории, не гордиться своими прадедами, их смелостью и выносливостью. Сколько людей отдали жизнь на поле боя, сражаясь за Родину, за то, чтобы мы жили в этом огромном и прекрасном мире, красивой и величественной стране, которую отвоевали солдаты Великой Отечественной войны.
Миллионы жизней отданы в борьбе с фашистами и поэтому сейчас мы живём мирно и счастливо. Все они, несомненно, герои и, сколько бы не прошло лет, мы всегда будем помнить тех, кто защищал нашу Родину.
Нужно ли повествовать детям о войне? В том, что рассказывать нужно – нет никаких сомнений. События, настолько отдаленные по времени, не всегда доступны детскому пониманию без наглядного воплощения. Мы намереваемся вырастить достойных граждан, патриотов страны, мы должны воспитать в них чувство гордости за свою Отчизну.
Поэтому всё большее внимание в теории и практике образования придаётся музейной педагогике. Наш музей является центром притяжения для тех, кто хочет детальнее изведать военную историю нашей страны. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили в Великой отечественной войне потому, что любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье других людей. Их имена увековечены в названиях улиц, городов, в их честь воздвигнуты памятники, открываются музеи, которые стали частью нашей жизни.
Мини-музеи в детском саду являются одним из средств развития познавательной, творческой активности детей. Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут приносить из дома экспонаты, пополнять их своими рисунками.
В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Предполагаемый результат: сплочение детей и родителей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества.
Пополнение и активизация словаря.
Дети активно проявляют интерес истории российской Армии, её представителям.
Перспектива развития мини-музея: подбор детской литературы и наглядного материала.
Проведение экскурсий для других групп детского сада.
На базе мини-музея или с использованием его коллекций можно проводить занятия по разным видам деятельности.
Разделы и экспонаты мини-музея:
Настольно-печатные игры: «День Победы», «Военная техника на земле, в воде, в воздухе», «Определи направление». Развивающая игра-лото «Российская армия».
Развивающие альбомы: «Предметы военного быта», «ВОВ на картинах художников», «Памятники Великой Победы».
Картотеки: «Пословицы и поговорки о войне для детей дошкольного возраста», картотека стихотворений «День защитника Отечества», картотека стихотворений «О мужестве и героизме для детей дошкольного возраста».
Познавательные альбомы: «На чём плавают герои», «На чём летают герои», «На чём ездят герои».
Макеты: «Вечный огонь», «Помним и ценим», макет-панорама - «На поле боя», «Граница».
Пособия: кейс «Я помню, я горжусь», 3D альбомы «Защитник», «Хронология ВОВ»,«Символы победы».
Игры: «Символ победы» (на липучках), «Военные профессии» (игра-викторина), «Военная техника» (круги-головоломки), «Кому что нужно для службы», «Найди лишнее. Военные», кубик Блума «23 февраля», «9 мая».
Книги: книга-шар - «80-летие Великой Победы», книжки-малышки - «Рода войск», «История праздника День Победы».
Выставка творческих работ: «День Победы» (работы родителей).
Этапы работы:
1.Этап (информационный) подготовительный
Выбор темы, места размещения.
Подбор экспонатов для мини – музея.
Изготовление альбомов, книг, игр, пособий, картотек, макетов.
Оформление мини – музея «Славный юбилей Победы» вместе с родителями.
Взаимодействие с родителями:
Консультация для родителей «Как рассказать о Дне Победы».
Сбор работ, сделанных руками родителей для выставки «День Победы».
2. Этап (практический) Практическая деятельность детей.
Речевое развитие: чтение рассказов: Л. Кассиля «Твои защитники», Ю. Ильинского «На земле, в небесах и на море», В. Тюрина «Ездим, плаваем, летаем», А. Ошнуров «В нашей армии», Г. Лагздынь «Мой папа – военный», Е. Благинина «Почему ты шинель бережёшь?», А. Гребенина «Вера Иванова», А. Митяев «Письмо с фронта».
Чтение стихов, пословиц и поговорок о войне.
Рассматривание альбомов «Предметы военного быта», «ВОВ на картинах художников», «Памятники великой Победы».
Рассматривание иллюстраций в книгах: «80-летие Великой Победы», «Рода войск», «История праздника День Победы».
Познавательное развитие: Беседа «Что за праздник День Победы», «Военные профессии», «Как мы отмечаем День Победы» с использованием пособий «Я помню, я горжусь», «Защитник», «Символы победы».
Рассматривание репродукций картин на военную тематику.
Дидактические игры: «День Победы», «Военная техника на земле, в воде, в воздухе», «Определи направление», «Символ победы», «Военные профессии», «Военная техника», «Кому что нужно для службы», «Найди лишнее. Военные», кубик Блума «23 февраля», «9 мая».
Социально-коммуникативное развитие:
Сюжетно - ролевые игры: «Моряки», «Лётчики».
Художественно-эстетическое развитие:
Прослушивание песен: «Будем в армии служить» (музыка Ю. Чичкова, слова В. Малкова), «Мы солдаты» (музыка И. Арсеева, слова М. Картушиной, И. Арсеева), «Шли солдаты на войну» слова и музыка Игоря Русских, «Что такое день победы» (музыка Обухова Е., слова А. Усачев).
Рисование: «Праздничный салют».
Лепка: «Летят самолёты».
Аппликация: поздравительная открытка папе на День Защитника
Отечества.
Физическое развитие: подвижные игры «Самолеты», «Меткие стрелки», «Преодолей препятствие».
Развлечение «Есть такая профессия – Родину защищать».
3. Этап (итоговый)
Экскурсии детей детского сада в мини музей «Славный юбилей Победы».
Пополнение альбомов музея.
Использование экспонатов музея на занятиях по разным видам деятельности.
Презентация мини-музея «Славный юбилей Победы».
Вывод: совместная деятельность взрослых и детей способствует полноценному личностному развитию детей, повышает интеллектуальный уровень, позволяет установить сопричастность детей с прошлым. Эффективность метода – накопление ребенком под руководством взрослого ценного опыта познания.
Все начинается с детства, и надеемся, что через несколько лет нам не придется говорить о безнравственности, без духовности наших детей. Дети имеют уникальную возможность сохранять культуру, расширить кругозор, осознанно подойти к таким понятиям, как любовь к Родине, Отечеству, патриотизм.
Перспективный план мини-музея
«Славный юбилей Победы».
Апрель
1 неделя
Беседа: «Военные профессии».
Цель: закрепление знаний детей о разных родах войск Российской армии; об особенностях военной службы и необходимых условиях для ее успешного прохождения; воспитывать чувство гордости за защитников
Рассматривание иллюстраций в книге «Рода войск».
Цель: расширение и углубление знаний детей о российской армии, о трудной, но почётной обязанности защищать Родину, её спокойствие и безопасность.
Чтение рассказов: Л. Кассиля «Твои защитники», Ю. Ильинского «На земле, в небесах и на море», В. Тюрина «Ездим, плаваем, летаем».
Цель: Формирование представления детей о российской армии и воинах, о празднике День защитника Отечества.
Рассматривание альбома «Предметы военного быта».
Цель : уточнение представлений детей о событиях Великой Отечественной войны, о том, как эти предметы помогали солдатам воевать.
Сюжетно - ролевая игра «Лётчики».
Цель: Создание условий для формирования у детей навыков совместной игровой деятельности посредством игры.
Дидактические игры: «Военная техника на земле, в воде, в воздухе», «Военные профессии».
Цель: Расширение представления детей о Российской Армии, о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность.
Подвижная игра «Самолеты».
Задачи: учить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга; приучать их внимательно слушать сигнал и начинать движение по словесному сигналу; развивать ориентировку в пространстве и ловкость;
Прослушивание песни «Будем в армии служить» (музыка Ю. Чичкова, слова В. Малкова).
2 неделя
Беседа: «Что за праздник День Победы».
Цель: расширение и углубление знаний о Великой Отечественной войне и героизме советского народа.
Чтение стихов о войне.
Цели: ознакомление детей с произведениями поэтов и писателей о войне;
развивать патриотическое воспитание детей на примере событий Великой Отечественной войны и людях, одержавших победу в войне;
Рассматривание альбома «ВОВ на картинах художников».
Цель: формирование гражданской позиции, патриотических чувств, любви к Родине, на основе расширения представлений о победе защитников Отечества в Великой Отечественной войне;
Дидактические игры: «Определи направление», «Символ победы», «Военная техника».
Задачи: развивать внимание и память ребёнка; развивать речь ребёнка, пополнять словарный запас о некоторых видах военно-боевой техники; о некоторых видах званиях солдат; о некоторых атрибутах военных солдат; развивать детскую фантазию; упражнять ребёнка в умении логически мыслить, объясняя свои действия; воспитывать усидчивость.
Подвижная игра «Меткие стрелки».
Задачи: воспитывать выдержку и дисциплинированность ,совершенствовать навыки в бросании мяча в вертикальную развивать глазомер, глазодвигательные функции, фиксацию взора.
Прослушивание песни «Мы солдаты» (музыка И. Арсеева, слова М. Картушиной, И. Арсеева).
3 неделя
Чтение рассказов: А. Ошнуров «В нашей армии», Г. Лагздынь «Мой папа – военный».
Цель: формирование чувства патриотизма у детей среднего
дошкольного возраста.
Рассматривание иллюстраций в книге «История праздника День Победы».
Цель: расширение, систематизация и углубление знания детей о ВОВ
Дидактические игры: «Кому что нужно для службы», «Найди лишнее. Военные».
Задачи: расширять и систематизировать знания детей об истории Великой Отечественной войны; о героях войны и о подвигах юных героев, о боевой технике.
Лепка: «Летят самолёты».
Задачи: Воспитывать внимание и соблюдать последовательность в работе.
Формировать чёткие навыки вылепливания сложных фигур. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Закреплять ранее полученные навыки в лепке.
Поощрять желание детей доводить дело до конца.
Подвижная игра «Преодолей препятствие».
Цель: Развитие гибкости, ловкости и умения ориентироваться в пространстве
Прослушивание песни «Шли солдаты на войну» (слова и музыка Игоря Русских).
4 неделя
Чтение рассказов: Е. Благинина «Почему ты шинель бережёшь?», А. Гребенина «Вера Иванова», А. Митяев «Письмо с фронта».
Цель :создание условий для формирования чувства патриотизма, национальной гордости, единения и осознания преемственности поколений через чтение и анализ литературы о войне и подвиге советского народа
Рассматривание иллюстраций в книге «80-летие Великой Победы».
Задачи: познакомить детей с подвигами людей на передовой и в тылу, сформировать патриотические чувства на основе ознакомления с подвигом народа в Великой Отечественной войне
Сюжетно - ролевая игра «Моряки».
Цель: формирование игровых умений, обеспечивающих самостоятельную сюжетную игру детей.
Дидактические игры: «День Победы», «Символ победы».
Задачи: продолжать знакомить детей с Днём Победы, как с самым главным праздником всей нашей страны.
Аппликация: поздравительная открытка дедушке на День Победы.
Цель: Расширение знания детей о Великой Отечественной Войне. Изготовление поздравительную открытку в честь праздника Победы.
Прослушивание песни «Что такое день победы» (музыка Обухова Е., слова А. Усачев).
Рассматривание репродукций картин на военную тематику.
Цель: развитие патриотических чувств детей, знакомство с историей страны и значимыми военными событиями.
5 неделя
Беседа: «Как мы отмечаем День Победы».
Цель : Расширение знаний детей о Великой Отечественной войне и героизме советского народа.
Чтение пословиц и поговорок о войне.
Рассматривание альбома «Памятники Великой Победы».
Задачи: познакомить детей с историческим прошлым, с вкладом жителей в Победу Родины, с памятниками, посвящёнными событиям Великой Отечественной войны.
Пробудить интерес к истории родного края, сформировать чувство уважения и гордости за Родину.
Сформировать у детей умение узнавать знакомые памятники и составлять о них короткий рассказ, расширить активный словарный запас.
Воспитать чувство благодарности людям, которые защищали страну в годы Великой Отечественной войны.
Дидактические игры: кубик Блума «23 февраля», «9 мая».
Цель: развитие памяти , мышления , речи, воображения, мелкой моторики, логического мышления.
Рисование: «Праздничный салют».
Цель :развитие умения отражать в рисунке впечатления от праздника Победы через нетрадиционные техники рисования
Развлечение «Есть такая профессия – Родину защищать».
Цели: формирование у детей чувства гордости, уважения к Вооружённым силам России, защитникам Отечества и историческому прошлому страны;
воспитание чувства патриотизма, любви к Родине;
формирование активной гражданской позиции, положительного отношения к российским вооружённым силам, службе в армии.
