онспект урока по окружающему миру «Патриоты России» (4 класс)
Министерство образование и науки Астраханской области
ГАПОУ АО «Астраханский социально-педагогический колледж»
Специальность 44.02.02 «Преподавание в начальных классах»
Конспект урока по окружающему миру
По теме: «Патриоты России»
Класс:4 (4)
Выполнил:
студент 4«А» группы
________ Магомедгаджиев Х.М.
Проверил: учитель
______ Лапухина С.В.
Проверил: методист
________ Осипова Л.В.
Астрахань, 2019
Конспект урока
Программа: Школа России
Учебник: Окружающий мир ч.1, Плешаков А.А., Крючкова Е.А.
Класс: 4 (4)
Тема: «Патриоты России»
Тип урока: Изучение нового материала
Форма урока: Традиционный урок
Цель урока: познакомить учащихся с понятиями «патриот», « патриотизм», со значением «народное ополчение»; закрепить и углубить знания учащихся об истории России, дать представление о значении деятельности К. Минина, Д.Пожарского.
Планируемые результаты:
А) предметные: сформировать у учащихся представление о К. Минине и Д. Пожарском; сформировать у учащихся представление о тяжелых временах в России начала XVII века
Б) метапредметные: развивать умение самоконтроля и самопроверки; развивать интерес к исследовательской деятельности; развить мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение)
В) личностные: уметь анализировать, делать выводы, обобщать, давать оценку событиям, которые изучают; развивать нравственные чувства сопереживания и ответственности за других людей; развивать эмоции и чувства (негодования, удивления, гордости); воспитывать гордость за свою страну, патриотизм.
Оборудование: учебник, презентация
Технологическая карта
Этап урока | Деятельность учителя и учащихся | УУД |
Организационный момент | - Здравствуйте, ребята. Сегодня урок русского языка у вас проведу я. Меня зовут Хадис Магомедгаджиевич. Проверьте, все ли у вас подготовлено к уроку? Встаньте ровно возле парт. Теперь тихо садитесь на место. Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок, Постарайтесь все понять, Интересное узнать. | |
Актуализация знаний | - Ребята, а как называется страна, в которой мы с вами живем? (Россия) - А вы любите свою страну? - Как вы думаете, что такое Родина? (место, страна, где человек родился) -А с чего начинается Родина? (ответы детей) -Что значит любить Родину? (любить родину означает любить свой народ, быть благодарным ему за славную историю и заботу, любить землю, на которой человек живет, любить все хорошее и прекрасное, что с ней связано) Береги землю родимую, как мать любимую Родину любить - верно Родине служить. - Ребята, как вы понимаете смысл этих пословиц? -Из истории мы знаем, что на долю нашей Родины выпало немало испытаний. И Россия всегда находила в себе силы выстоять и выжить в невероятных трудных условиях -Благодаря чему Россия смогла преодолеть все тяжёлые испытания, выпавшие на её долю? -Вы уже знаете, что история повествует обо всех событиях: добрых и жестоких, радостных и печальных. Об одной из страниц истории мы будем говорить сегодня на уроке -Тема сегодняшнего урока « Патриоты России» | Р.: принимают и сохраняют учебную задачу. К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; строят речевые высказывания. |
Постановка учебной задачи | И сегодня на уроке мы будем изучать проблемные вопросы: -Почему мы любим свою Родину? -Что такое «патриотизм»? -Кого можно назвать патриотом России? -Могу ли я себя назвать патриотом? -Может ли проявляться патриотизм в мирное время? | Р.: осмысляют учебный материал; К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые высказывания. |
Работа по теме урока | Понятие Россия тесно связано с понятием патриотизм -Как вы понимаете смысл слова «патриот», « патриотизм»? Можете обсудить это в паре «патриот» - это человек одушевлённый патриотизмом, «патриотизм»- преданность и любовь к своему отечеству, своему народу и готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины - Ребята, я хочу начать с рассказа о том, как Борис Годунов стал царем и о том, как он лишился царского престола У Ивана Грозного было несколько детей. Их судьбы были довольно трагичны. В младенчестве утонул его первенец, которого звали Дмитрий. Другой сын, Иван – умер при загадочных обстоятельствах. Также существует версия о том, что сам Грозный убил сына в приступе ярости. Незадолго до смерти у Ивана Грозного родился сын. Ему дали имя Дмитрий. После смерти отца он жил с матерью в Угличе. Но в раннем возрасте он тоже скончался. Был ещё Фёдор, который наследовал царский престол. Но он был слаб здоровьем и прожил недолго. Со смертью Федора прекратилась династия Рюриковичей на царском престоле в Москве. После смерти Федора, царицей должна была стать его жена, Ирина Федоровна. Но Борис Годунов решил отговорить Ирину Федоровну от этого, т.к. сам хотел взойти на царский престол. И ему удалось это сделать, по причине того, что, Ирина, была его сестрой. Борис Годунов был хорошим правителем, но не везучим. Во время его правления наступил неурожай, длившийся 3 года. А во всех бедах, как известно, народ обвиняет царя. В 1605 году, Годунову, донесли, что в Польше объявился царевич Дмитрий, сын Ивана Грозного. Объяснили это тем, что он выжил и чудом спасся. Многие простые люди в это поверили. Те, кто не любил Бориса Годунова, согласились поддержать самозванца. И звали самозванца Лжедмитрием. - Сейчас я вам расскажу, что в это время происходило в стране , слушаем внимательно Долгими воинами Ивана Грозного страна была разорена. В начале века случился страшный голод. По стране начались восстания. Этим воспользовались поляки и заняли Москву. Страна оказалась в опасности. Несколько раз менялись правители, беды и тяготы не покидали простого человека. Народ не видел конца разорению страны. Монахи Троице-Сергиева монастыря рассылали по городам грамоты, в которых призывали русских людей объединиться для спасения своего Отечества. Одна из таких грамот попала в Нижний Новгород. Собрались люди на площади и стали думать, как помочь беде. На церковное крыльцо вышел купец Кузьмин Минин и обратился к нижегородцам с призывом Жители города откликнулись на его обращение и стали приносить, кто что имел. Кто деньги, кто одежду, кто зерно. Сам Кузьма Минин отдал свои накопленные средства и украшения жены. На собранные деньги набрали народное войско - ополчение. - Что такое «народное ополчение»? Как вы думаете? Народное ополчение-это временное войско, состоящее преимущественно из мирных жителей, не равнодушных к судьбе своей Родины -Возник вопрос о том, кто будет командовать этим войском. И тут Кузьма Минин обратился за помощью к Дмитрию Пожарскому. И после некоторых переговоров, Пожарский, согласился встать во главе народного ополчения. И вот как сложилась судьба народного ополчения В марте 1612 года ополчение двинулось к Москве. По дороге к ним присоединились люди из других городов. Уже на подходах к городу начались сражения с поляками. Вражеские войска не выдержали натиска ополчения и стали отступать. Но в Кремле, запершись в нём, осталась часть поляк. Ополченцы не попускали к ним подводы с едой. В Кремле начался голод. Через два месяца штурмом были взяты окрестности Кремля. Выжившие в Кремле поляки были вынуждены сдаться. Москва была освобождена. Это время назвали «смутным» - Почему это время называли «смутным»? В честь освобождения столицы князь Дмитрий Михайлович Пожарский на свои деньги построил на Красной площади Казанский собор. Название собор получил в честь иконы Казанской Божьей Матери. Эта икона всё время была у ополченцев, с ней вошли в Москву Кончилось время перемены множества царей, прозванное людьми «смутным». Дальнейшая судьба Минина и Пожарского Кузьма Минин был награждён вотчиной и стал думным дьяком. В 1616 году он был похоронен в стенах Нижегородского Кремля - Ребята, а вы знаете, что такое вотчина? Вотчина-это земельное владение, передаваемое в наследство - А кто такой думный дьяк? Это государственный служащий Дмитрий Пожарский также был награждён вотчиной под Суздалем. Он был избран в боярскую думу, а потом назначен главой в Новгород. Похоронили его в 1642 году в монастыре города Суздаля. В благодарность Минину и Пожарскому в Москве на Красной площади был поставлен первый в истории города двухскульптурный памятник. Познакомимся с его созданием и автором. - Ребята, сейчас я вам раздам карточки с текстом - Ваша задача с помощью текста ответить на вопросы, а вопросы у нас на слайде -Как звали скульптора, создавшего памятник? -Когда воздвигли памятник? -Где сначала стоял памятник? -Что выбито на постаменте? Работу над памятником поручили известному скульптору Ивану Петровичу Мартосу. Он был признан на конкурсе самым лучшим. Конкурс происходил через 200 лет после победы над поляками - в 1812 году. Начать работу скульптор не успел, так как началась война. Оба сына ушли в ополчение. Один пропал без вести, другой был убит в плену у Французов. Но убитый горем скульптор не оставил работы над памятником. Спустя 6 лет после печальных событий, скульптор продолжил свою работу. Сначала памятник стоял перед торговыми рядами. Вскоре на Красной площади был открыт монумент, на гранитном постаменте которого бронзовыми буквами была начертана надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия». А под надписью, тоже из бронзы, выпуклый рисунок-барельеф. На барельефе пожилой мужчина отдаёт в ополчение двух своих сыновей. - Как вы думаете, за что Россия была благодарна Минину и Пожарскому? - Ребята, давайте посмотрим с вами видеоролик и Минине и Пожарском | - П.: умение структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий; - Л.: устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива; - К.: участвовать в диалоге: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, |
Продолжение работы по теме урока | -Сегодня на уроке мы с вами говорим о патриотах нашей страны. Но они проявили себя не только в военных сражениях. Люди, которые открывали новые земли и осваивали их, также проявили немалый патриотизм. -Имена некоторых землепроходцев сегодня можно найти на карте страны. Самая восточная точка России - мыс Дежнёва. Впервые мыс Дежнева был открыт Семеном Ивановичем Дежневым вместе со своей экспедицией в 1648 году. Город на Дальнем Востоке носит имя Ерофея Павловича Хабарова - Как вы думаете, какой это город? -Это город Хабаровск - История присоединения Сибири к России – это история героических подвигов русских землепроходцев, промышленных и служилых людей. На протяжении всего 17 века они пробирались и заселяли дальние просторы нашего государства. Среди них были талантливые, предприимчивые люди, которые совершали великие географические открытия. Началось освоение Сибири с походов казачьего атамана Ермака Тимофеевича. | - П.: умение структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий; - Л.: устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива; - К.: участвовать в диалоге: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, |
Итог урока | -Кто такой патриот? -О каких главных делах русских людей вы узнали сегодня на уроке? - Почему всех этих людей можно назвать патриотами? -Для чего нам нужен такой урок? Определите его ценность, полезность. Закончите фразу: « Сегодня на уроке я почувствовал…..» | Р.: осмысляют учебный материал; К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые высказывания. К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. |
Рефлексия | Если вы испытали радость от встречи с патриотами России, от общения, от открытия для себя нового, цвет ваших цветов - красный, если же вы остались равнодушными к прошлому нашей родины, вам было сегодня скучно им неинтересно, то ваш цветок – белый.
| Л: самооценка; П.: рефлексия способов и условий действий. |