Патриотизм в системе ценностей студентов спо
Патриотизм в Республике, которая недавно стала независимой, а затем вошла в состав Российской Федерации, является главной составляющей в становлении личности молодого человека. Но для проведения работы по патриотическому воспитанию важно знать: что для современной молодежи означает понятие «патриотизм»?
Различные категории людей по-разному трактуют такое понятие, как патриотизм. У одних - верное толкование, у других - ложное.
Представления о патриотизме связываются с трепетным отношением к своей Родине, но, как уже отмечалось, представления о сущности патриотизма у разных людей различное. По этой причине одни люди считают себя патриотами, а другие их таковыми не считают.
Так что же на самом деле означает слово «патриотизм»?
Патриотизм - это нравственный и политический принцип, социальное чувство (восприятие), содержанием которых является любовь к Родине, преданность своему народу, готовность ради них на жертвы, в том числе - готовность подчинять свои личные потребности общества пребывания и подвиги [2].
Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять ее характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами нации, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы Родины и своего народа [3].
Исторический источник патриотизма - веками и тысячелетиями закрепленное существование обособленных государств, формировавшие привязанность к родной земле, языку, традициям. В условиях образования наций и образования национальных государств патриотизм становится составной частью общественного сознания, отражающего общенациональные моменты в его развитии. А с практической стороны - характеристика личности, то есть личность, исповедующая патриотизм к определенной стране, является патриотом этой страны [2].
Патриотизм определяется большинством людей как одно из самых глубоких гражданских чувств, содержанием которого является любовь к родине, преданность своему народу, гордость за достояние национальной культуры. Он проявляется в практической деятельности, направленной на всестороннее развитие своей страны, защиту ее интересов.
Воспитание патриотизма - важная составляющая воспитательной деятельности образовательных учреждений среднего профессионального образования. Психологи определяют патриотизм как определенное нравственное отношение и оценку личностью элементов Отечества. Патриотическое чувство приобретается личностью не через биологическую наследственность, а непременно под влиянием социальной среды, воспитания в широком смысле слова[1].
Для того, чтобы определить, какое место занимает патриотизм в системе ценностей студентов очной формы обучения Донецкого техникума химических технологий и фармации, в октябре 2022 года было проведено анкетирование 120 студентов. Были заданы следующие вопросы и получены на них следующие ответы.
1. Влияет ли знание исторического прошлого на дальнейшую жизнь государства и ее населения?
Студентами даны следующие ответы: да, историческое прошлое очень важно изучать и знать его необходимо каждому – 81 человек (67,5%); каждый сам выбирает, насколько важно для него знание исторического наследия -18 человек (15%); историческое прошлое не важно, нужно жить будущим – 11 человек (9,2%); историческое прошлое надо обязательно помнить, однако оно не играет никакой роли в дальнейшем развитии государства – 10 человек (8,3%)
2. Какие меры, по вашему мнению, должно принять государство, чтобы поддержать патриотический дух молодежи?
На данный вопрос студенты предложили следующие варианты ответа: начинать патриотическое воспитание с детского сада; создать условия для перспективного развития молодежи; снимать фильмы на патриотическую тематику с участием в них молодых актеров; проводить разъяснительную работу среди молодежи путем создания молодежных организаций и клубов; культивировать патриотические идеалы; улучшить условия труда, создать рабочие места, чтобы не было необходимости покидать страну; реально воплощать в жизнь молодежные программы, чтобы они существовали не только на бумаге; ввести уроки патриотического воспитания в школах и техникумах.
3. Какие черты характера вы считаете необходимыми для воспитания патриотизма среди молодежи?
Студентами даны следующие ответы: чувство уважения к своей стране – 81 человек (67,5%); интерес к историческому прошлому – 16 человек (13,3%); высокий уровень эрудиции – 3 человека (2,6%); интеллигентность - 4 (3,3); активность в общественной жизни страны - 12 (10,0%); другое - 4 (3,3%)
4. Какие из вышеназванных качеств хорошо развиты лично у Вас?
Студентами даны следующие ответы: чувство уважения к своей стране – 60 человек (50,0%); интерес к историческому прошлому – 30 человек (25,0 %); высокий уровень эрудиции – 4 человека (3,3%); интеллигентность – 3 человека (2,6%); активность в общественной жизни страны - 19 (15,8%); 4 человека (3,3% опрошенных) отказались дать ответ на данный вопрос.
5. Чувствуете ли Вы отсутствие моральных ценностей у молодежи Республики?
Студентами даны следующие ответы: да - 44 человека (36,7%); нет – 76 человек (63,3%)
6. Если чувствуете, то в чем именно?
На данный вопрос студенты предложили следующие варианты ответа: ощущается частичное отсутствие моральных ценностей; нет уважения к старшим; безответственность; отсутствует культура общения; желание к обогащению, не учитывая своих способностей; отсутствие моральных ценностей; зависть, плохие поступки, привычки; неверие в будущее; жестокость; недостаток мужества, безразличие; молодежь аполитична; не ценим то, что сделали для нас предшественники, безнравственность поведения, современная молодежь стала равнодушна ко всему, что происходит в нашей стране; очень трудно жить в стране, где ты не уверен в завтрашним дне; неуважение к родной стране, семье, людям.
Таким образом, анкетирование показало, что большинство студентов не равнодушны к будущему своей страны, считает себя патриотами Республики, а патриотизм неотъемлемой частью личности молодого человека. Также студенты предложили свои варианты для воспитания патриотизма у молодежи.
Список использованных источников
1. Воронина, И. К. Значение, методы и формы гражданско-патриотического воспитания студенческой молодёжи / И. К. Воронина // Молодой ученый- 2015. - № 7.3 (87.3). - С. 4-5.
2. Гзирьян Р.В., Денисенко Р.В. О проблеме патриотического воспитания молодежи в условиях образовательных учреждений / Р.В. Гзирьян, В.С. Денисенко // Организация гражданско-патриотического воспитания молодежи в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования: материалы всероссийских совещаний с организаторами мероприятий по патриотическому воспитанию профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования (г. Санкт-Петербург, г. Севастополь). – Краснодар: Экоинвест, 2018. – С. 7 -11.
3. Марчук Е.А. Методы и средства в системе патриотического воспитания студентов колледжа / Е.А. Марчук // Организация гражданско-патриотического воспитания молодежи в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования: материалы всероссийских совещаний с организаторами мероприятий по патриотическому воспитанию профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования (г. Санкт-Петербург, г. Севастополь). – Краснодар: Экоинвест, 2018. – С. 156-64.