Статья «Формирование духовно – нравственных ценностей, как условие развития личности студента»
Формирование духовно – нравственных ценностей, как условие развития личности студента
В настоящее время наиболее острым является вопрос об актуализации воспитательных ценностей, поскольку они «составляют базисный духовный компонент личности, определяют сущность её внутреннего мира» (Б. Т. Лихачёв).
В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова понятие «нравственность» представляет собой внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.
Нравственное воспитание предполагает организованное, целенаправленное воздействие на личность с целью формирования нравственного сознания, развития нравственных чувств и выработки навыков и умений нравственного поведения.
Студенческая молодежь является самой восприимчивой частью социума к изменениям жизни, включая и негативные явления, так как подростковые нормы морали
уже не действуют, а новые, «взрослые», еще не оформились. В силу чего у молодежи несколько размыты такие понятия, как «нравственно» или «безнравственно». Сознание подростков и юношества, как губка, впитывает идеалы и веяния массовой культуры, зачастую не определяя ее моральных границ. Усвоенные таким образом нормы становятся основой будущей личности и влияют на ее мировоззрение и жизненную позицию. Поэтому очень важно дать молодым людям, получающим среднее профессиональное
образование, верные, проверенные временем и поколениями принципы, способствующие
духовному и нравственному развитию.
Духовно-нравственное воспитание - организованная и целенаправленная деятельность преподавателей Белорецкого медицинского колледжа, направленная на формирование высших нравственных ценностей у студентов.
Студентами нашего колледжа становятся юноши и девушки, которые уже имеют свой взгляд на мир. Задача педагогов-воспитателей - показать им правильные пути реализации таких качеств человека, как милосердие, любовь, доброта и сострадание не только в обыденной жизни, но и в профессиональной деятельности.
Выбирающий медицинскую профессию должен обладать способностью к самопожертвованию, осознавать её огромную социальную значимость.
Интеллигентность как показатель нравственной и социальной зрелости человека проявляется в его образованности и общей культуре, справедливости, честности и порядочности, милосердии и способности к сопереживанию, что так необходимо для медицинского работника. Интеллигентность является мерой ответственности за окружающий мир, культуры и воспитанности человека, своих ближних, за их нравственное и духовное состояние. Подлинно культурный человек – это свободная, духовная, творческая и практическая личность. В качестве критериев нравственного воспитания в системе воспитания выступают: умение любить ближнего своего; творить добро; развитие в себе таких качеств как терпение, сострадание, чуткость, степень убежденности в необходимости выполнения норм морали, сформированность моральных качеств личности; умения и навыки нравственного поведения в различных жизненных ситуациях.
В целом, это можно определить как уровень нравственной культуры личности.
Основным критерием нравственной воспитанности является: положительная моральная направленность личности; уровень нравственного сознания личности и его поведенческой моральной готовности; глубина моральных суждений обучающихся; уровень реального поведения, умение соблюдать важнейшие правила общения, выполнение основных социально – нравственных обязанностей.
Становление и развитие духовно-нравственного потенциала студентов при использовании рационального фактора реализуется несколькими путями:
1. Через приобщение студентов к искусству, живописи, музыке, театру, а также к различным видам творческой деятельности.
2. Через развитие образно-эмоциональной сферы молодых людей в повседневной
жизни. Гармония человека с внешней средой при этом достигается через развитие
потребностей, интеллектуальной, чувственно-волевой и мотивационной сферы, через
стимулирование ускоренного развития социально значимых качеств личности,
коммуникативных свойств и через создание внутриличностного, межличностного
психологического комфорта.
3. Через оценку и самооценку уровня развития знаний, навыков и умений, которые
студент получает при овладении учебными предметами .
В основе укрепления нравственных жизненных позиций студента, психологическая служба колледжа руководствуется следующими принципами:
Принцип ориентации на идеал. Воспитание всегда ориентировано на определённый идеал, который являет собой высшую цель стремлений, деятельности воспитания и самовоспитания, духовно-нравственного развития личности. Воспитательный идеал поддерживает внутреннее (смысловое, содержательное, процессуальное) единство уклада студенческой жизни, обеспечивает возможность согласования деятельности различных субъектов воспитания и социализации.
На практических и теоретических занятиях, по рекомендации психологической службы колледжа, все преподаватели формируют у студентов образ грамотного среднего медицинского работника, уважающего пациента и его личностные качества.
Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности обучающегося. Их отбор среди огромного количества ценностей (общечеловеческих, религиозных, этнических, общественных, корпоративных) происходит на основе национального воспитательного идеала, который, в свою очередь, раскрывается в этой системе ценностей.
Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Пример — это возможная модель выстраивания отношений личности с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание учебного процесса, и производственной практики наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт студента, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать обучающемуся реальную возможность следования идеалу в жизни.
Во внеурочной деятельности каждый преподаватель ориентируется на формирование у студентов толерантности, уважение национальных традиций.
Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В юношеском возрасте развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы — яркие, эмоционально-привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили.
В музее колледжа собран богатый материал о выпускниках колледжа, о их профессиональных достижениях.
Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение студента со сверстниками, родителями (законными представителями), преподавателем, психологом и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогичес кой основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную.
Диалог предусматривает равноправное общение. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения студента со значимым другим.
Диалогическое общение используется на психологических тренингах педагогом –психологом.
Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Студент включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки. Уклад студенческой жизни предусматривает, что деятельность различных субъектов духовно-нравственного развития и воспитания при ведущей роли образовательного учреждения должна быть по возможности согласована.
Ежегодно в колледже проводится декада «Здоровья», на протяжении всей недели студенты включены в различные виды деятельности.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое укладом студенческой жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, в том числе общественно полезной, деятельности студента.
Всё вышеперечисленное позволяет формировать у выпускников колледжа духовно- нравственные ценности, что способствует их адаптации в трудовом коллективе.
Список литературы
1.Рубцов В. В. Современные проблемы психологии образования: возрастной подход// Вестник практической психологии образования: научно-методический журнал.-2005.-№1.
2.Руденко В.А. Образование и духовность в современном российском обществе:
факторы и вектор диспозиции в процессе системных реформ: автореф. … д-ра. социол. наук. Ростов н/Д, 2007.
3.Чаденкова О.А. Психолого-педагогические ценности мотивов учебной деятельности студентов, Самара, 2003 .