Статья «Формирование духовно – нравственных ценностей, как условие развития личности студента»

4
0
Материал опубликован 3 July 2018

Формирование духовно – нравственных ценностей, как условие развития личности студента

В настоящее время наиболее острым является вопрос об актуализации воспитательных ценностей, поскольку они «составляют базисный духовный компонент личности, определяют сущность её внутреннего мира» (Б. Т. Лихачёв).

В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова понятие «нравственность» представляет собой внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.

Нравственное воспитание предполагает организованное, целенаправленное воздействие на личность с целью формирования нравственного сознания, развития нравственных чувств и выработки навыков и умений нравственного поведения.

Студенческая молодежь является самой восприимчивой частью социума к изменениям жизни, включая и негативные явления, так как подростковые нормы морали

уже не действуют, а новые, «взрослые», еще не оформились. В силу чего у молодежи несколько размыты такие понятия, как «нравственно» или «безнравственно». Сознание подростков и юношества, как губка, впитывает идеалы и веяния массовой культуры, зачастую не определяя ее моральных границ. Усвоенные таким образом нормы становятся основой будущей личности и влияют на ее мировоззрение и жизненную позицию. Поэтому очень важно дать молодым людям, получающим среднее профессиональное

образование, верные, проверенные временем и поколениями принципы, способствующие

духовному и нравственному развитию.

Духовно-нравственное воспитание - организованная и целенаправленная деятельность преподавателей Белорецкого медицинского колледжа, направленная на формирование высших нравственных ценностей у студентов.

Студентами нашего колледжа становятся юноши и девушки, которые уже имеют свой взгляд на мир. Задача педагогов-воспитателей - показать им правильные пути реализации таких качеств человека, как милосердие, любовь, доброта и сострадание не только в обыденной жизни, но и в профессиональной деятельности.

Выбирающий медицинскую профессию должен обладать способностью к самопожертвованию, осознавать её огромную социальную значимость.

Интеллигентность как показатель нравственной и социальной зрелости человека проявляется в его образованности и общей культуре, справедливости, честности и порядочности, милосердии и способности к сопереживанию, что так необходимо для медицинского работника. Интеллигентность является мерой ответственности за окружающий мир, культуры и воспитанности человека, своих ближних, за их нравственное и духовное состояние. Подлинно культурный человек – это свободная, духовная, творческая и практическая личность. В качестве критериев нравственного воспитания в системе воспитания выступают: умение любить ближнего своего; творить добро; развитие в себе таких качеств как терпение, сострадание, чуткость, степень убежденности в необходимости выполнения норм морали, сформированность моральных качеств личности; умения и навыки нравственного поведения в различных жизненных ситуациях.

В целом, это можно определить как уровень нравственной культуры личности.

Основным критерием нравственной воспитанности является: положительная моральная направленность личности; уровень нравственного сознания личности и его поведенческой моральной готовности; глубина моральных суждений обучающихся; уровень реального поведения, умение соблюдать важнейшие правила общения, выполнение основных социально – нравственных обязанностей.

Становление и развитие духовно-нравственного потенциала студентов при использовании рационального фактора реализуется несколькими путями:

1. Через приобщение студентов к искусству, живописи, музыке, театру, а также к различным видам творческой деятельности.

2. Через развитие образно-эмоциональной сферы молодых людей в повседневной

жизни. Гармония человека с внешней средой при этом достигается через развитие

потребностей, интеллектуальной, чувственно-волевой и мотивационной сферы, через

стимулирование ускоренного развития социально значимых качеств личности,

коммуникативных свойств и через создание внутриличностного, межличностного

психологического комфорта.

3. Через оценку и самооценку уровня развития знаний, навыков и умений, которые

студент получает при овладении учебными предметами .

В основе укрепления нравственных жизненных позиций студента, психологическая служба колледжа руководствуется следующими принципами:

Принцип ориентации на идеал. Воспитание всегда ори­ентировано на определённый идеал, который являет собой высшую цель стремлений, деятельности воспитания и самовоспитания, духовно-нравственного развития личности. Вос­питательный идеал поддерживает внутреннее (смысловое, со­держательное, процессуальное) единство уклада студенческой жизни, обеспечивает возможность согласования деятельности различных субъектов воспитания и социализации.

На практических и теоретических занятиях, по рекомендации психологической службы колледжа, все преподаватели формируют у студентов образ грамотного среднего медицинского работника, уважающего пациента и его личностные качества.

Аксиологический принцип. Ценности определяют основ­ное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности обучающегося. Их отбор среди огром­ного количества ценностей (общечеловеческих, религиозных, этнических, общественных, корпоративных) происходит на основе национального воспитательного идеала, который, в свою очередь, раскрывается в этой системе ценностей.

Принцип следования нравственному примеру. Следова­ние примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Пример — это возможная модель выстраивания отношений личности с другими людьми и с самим собой, образец ценно­стного выбора, совершённого значимым другим. Содержание учебного процесса, и производственной практики наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нрав­ственный опыт студента, побудить его к внутреннему диало­гу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать обучающемуся реаль­ную возможность следования идеалу в жизни.

Во внеурочной деятельности каждый преподаватель ориентируется на формирование у студентов толерантности, уважение национальных традиций.

Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В юношеском возрасте развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы — яр­кие, эмоционально-привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе че­ловека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили.

В музее колледжа собран богатый материал о выпускниках колледжа, о их профессиональных достижениях.

Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение студента со сверстниками, родителями (законными представителями), преподавателем, психологом и другими значимы­ми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогичес ­кой основе. Диалог исходит из признания и безусловного ува­жения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную.

Диалог предусмат­ривает равноправное общение. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогичес­кого общения студента со значимым другим.

Диалогическое общение используется на психологических тренингах педагогом –психологом.

Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Студент включён в различные виды социальной, ин­формационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые цен­ности и мировоззренческие установки. Уклад студенческой жиз­ни предусматривает, что деятельность различных субъектов духовно-нравственного развития и воспитания при ведущей роли образовательного учреждения должна быть по возмож­ности согласована.

Ежегодно в колледже проводится декада «Здоровья», на протяжении всей недели студенты включены в различные виды деятельности.

Принцип системно-деятельностной организации вос­питания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое укладом студенческой жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, в том числе общественно полезной, деятель­ности студента.

Всё вышеперечисленное позволяет формировать у выпускников колледжа духовно- нравственные ценности, что способствует их адаптации в трудовом коллективе.

Список литературы

1.Рубцов В. В. Современные проблемы психологии образования: возрастной подход// Вестник практической психологии образования: научно-методический журнал.-2005.-№1.

2.Руденко В.А. Образование и духовность в современном российском обществе:

факторы и вектор диспозиции в процессе системных реформ: автореф. … д-ра. социол. наук. Ростов н/Д, 2007.

3.Чаденкова О.А. Психолого-педагогические ценности мотивов учебной деятельности студентов, Самара, 2003 .

 
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации