12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Куренкова Виктория Александровна33
Учитель русского языка и литературы в МАОУ "Северский физико-математический лицей"
Россия, Томская обл., Северск
1

Урок на тему «Система авторских ценностей в романе В.М. Костина «Колокол и Болото»

Этапы урока:

Постановка цели (гипотезы, проблемы) и конкретных задач исследования.

1. Определение объекта и предмета исследования.

2. Обоснование актуальности выбранной темы.

3. Выбор метода (методики) проведения исследования.

4. Описание процесса исследования.

5. Обсуждение результата исследования.

6. Формулирование выводов и оценка полученных результатов.

7.  Видение перспектив, дальнейшего развития исследования.

8. На уроке учащиеся имели возможность задать писателю все вопросы, которые их волновали. И получить экспертную оценку на своё исследование по роману.

Объект исследования: Роман томского писателя В.М.Костина «Колокол и болото»

Предмет исследования: Уровни анализа текста, за которыми скрывается автор (Алгоритм анализа)

Цель: восстановление авторской системы ценностей в романе В.М.Костина «Колокол и болото».

Проблема: Адекватность понимания авторской позиции в романе. Образный текст романа  не позволяет при первом прочтении, сразу,  понять глубину и постичь смыслы, заложенные в тексте. Многие читатели воспринимают роман как сатиру на современный Томск. Вопрос об авторской системе ценностей – вопрос о том, как через анализ разных уровней текста можно увидеть и услышать автора, понять его идеал жизни, реконструировать авторскую систему ценностей.

 Гипотеза: есть ответ на вопрос: почему роман называется  «Колокол и болото» и заключается в том, что: Колокол - символ духовного возрождения; а болото – символ ложных ценностей, которые затягивают общество потребителей. Или полное отсутствие ценностей у людей. Так сказать, духовная гибель. Именно поверке этой гипотезы и посвящено наше исследование.

Актуальность проблемы: В современном обществе потребителей возрастает прагматизм и распадается духовность. Авторский идеал жизни не соответствует реальной действительности. Еще со времен Н.В.Гоголя русских писателей волновал вопрос: по какому пути развития пойдет Россия. Роман В.М.Костина является носителем лучших традиций русской литературы.

Ход урока

Учитель: Почему роман называется «Колокол и болото»?

Бронзова Алиса: Это связано с топосами, с теми районами Томска, откуда город начинался.

Тушаков Роман: Колокол как символ духовного возрождения; а болото – символ ложных ценностей, которые затягивают общество потребителей. Или полное отсутствие ценностей у людей. Так сказать, духовная гибель.

Учитель: Именно проверке этой гипотезы мы и посвятим наш урок – исследование.

Учитель: Почему автор определил жанр произведения как роман?

Ясюкевич Арина: В произведении проявляется смешение жанров. Жанр романа В.М.Костина включает в себя разные жанры: летопись, журналистская хроника, житейские истории.

Взаимопроникновение публицистики в художественный текст так сильно, что порой бывает трудно отличить художественный вымысел от реальности. И тем важнее голос автора в комментариях …

Маничкина Евгения: Проанализировав композицию романа, я пришла к выводу: Автор определил жанр как роман, потому что в нём дана развёрнутая модель мира и человека в этом мире. Жанр романа включает в себя разные жанры: летопись, журналистская хроника, житейские истории.

Учитель: Откройте оглавление. Сжато перескажите содержание глав.

Сообщения учащихся:

Яничкин Антон: 1 глава «Дождь и большой Андрос» - ее можно считать завязкой повествования и представляет воспоминания одного из героев о детстве в Потомске.

Пырина Екатерина: 2 глава «Нечто о городе Потомске» написана в жанре летописи, которая воспроизводит даты освоения земли Томской.

Как примета эпохи постмодернизма в современной литературе входят в авторский текст и постоянно используются в нём аллюзии.   В конце второй главы автор вообще скрывается за чужим текстом: «И.Н.Северянинов, мыслитель, прикованный к постели и телевизору (укроюсь за его текстом), негодуя, описал эту стагнацию, эту эпохальную пробуксовку так…»

Заканчивается вторая глава размышлениями автора о времени, которое имеет отношение к современности. «Время здесь перепуталось и живет в комках и разрывах. Дальнее бывает ближе нынешнего, как детство бывает милее старику, чем его бесполезная трудовая биография. Кажется, сон продолжается? О чем этот сон?»

Картавых Иван: 3 глава  «Золотой век болота» - автор также спрятан за чужим текстом в виде газетной хроники 1885 – 1900 г.  Повествование оживляется за счет введения её в текст романа. «Тогда потомские газеты переживали подъем интереса к конкретной жизни простых людей». И отражены эти годы в истории Болота как криминальная хроника.

Авторская оценка скрыта за этими фактами, но явно просматривается через название главы. Если это «Золотой век Болота» (по причине внимания к нему, а потом забвения), то каковы же будни. Автор показывает падение нравов как норму. И, как истинный патриот, говорит: «Для нас этот хлам – золотой, и серебряный, и жемчужный, и стоит за ним человеколюбие и забота о Потомске как общем для всех доме, с любовью к согревающим его печам и обидой  за сорные углы, которые нужно бы вымести». Так входит в роман сатира. В романе присутствует авторский идеал жизни и реальная жизнь, которая этому идеалу не соответствует. И чем больше разрыв между реальным и идеальным, те злее получается сатира.

Пуганова Вероника: 4 глава «Бабушка и Колокол» представляет собой историю жизни семьи. Бабушка как хранитель семейной традиции, ухаживает за могилой своего деда, купца Василькова. Семейная тайна связана с эпохой тоталитарного государства, когда люди стали Иванами, не помнящими родства.

 И эту тайну она передала своему внуку Алеше. Так проблема времени плавно перетекает в проблему памяти, родовой и исторической. Именно в этой главе автор показывает черту эпохи;  рвутся родственные связи: отец уходит из семьи и не появляется там больше никогда. Носителем и хранителем этой памяти  и истинных ценностей остается бабушка.

Милютина Полина: 5 глава «Дом на Болоте» дает развернутую модель художественного пространства дома,  как внешнее его описание, так и внутреннее, которое включает описание жильцов как систему персонажей и  коллизии (взаимоотношения между ними).

Скоробогатова Светлана:  6 глава «Судьба губернатора» связана с развитием основной сюжетной линии на уровне фабулы (установка нового колокола на Воскресенской церкви, в районе Болота). Но данное событие произойдет  в 8 главе. Образ губернатора предстает в 6 главе как развернутая модель человека, который всего однажды посетил Болото и берег реки Ишайки (хотя они находятся в шаговой доступности от губернаторского квартала).

Дудник Егор: 7 глава «Матери – пятьдесят лет» - изложение коллизии мать – сын, выстраивание отношений.

Романов Вячеслав: 8 глава «День Болота» - после дня рождения матери, знаковые события: драка Алексея, проснулся сосед Исакыч, начало взаимоотношений Ванды и Алеши.

Спирина Полина: 9 глава- «Любовь» - заканчивается рассказом о предках Ванды и Алеши.

10 глава «Колокол» - 

11 глава «Старец и синяя птица» - встреча старца с героями романа.

12 глава «День города завтра» -

Маничкина Евгения делает вывод: Жанр романа В.М.Костина «Колокол и Болото» в целом представляет развёрнутую модель мира, развёрнутые модели героев в лучших традициях русской литературы.

Учитель: Почему эпиграф к роману взят из творчества Г. Р. Державина?

Воложанцева Алина: Первый эпиграф к роману расширяет понятие времени от конкретной исторической эпохи до сегодняшнего дня через слова «ТЕ ДНИ». Мы понимаем, что речь пойдет о сквозной проблеме в русской литературе: падение нравов, разрушение  нравственности и духовности.

Эпиграф 1) Державин Г.Р. «На счастье»

 «В те дни, как все везде в разгулье:

Политика и правосудье,

Ум, совесть и закон святой,

И логика пиры пируют, На карты ставят век златой,

Судьбами смертных пунтируют…

Науки. Музы и боги – пьяны,

Все скачут, пляшут и поют...»

Муксунов Руслан: Автор как создатель текста изображает художественное время с момента основания города и по сей день. Это есть факт осмысления автором истории Потомска, написанной в виде летописи. В тексте автор говорит: «Современность удивительным образом переплетается с историей».

 Учитель: Итак, мы подошли к анализу первого уровня «Художественное время».

Почему главным героем романа является время, кольцеобразное, с «завихрениями»?

Однорал Александра:  Анализ такого уровня, как художественное время показал, что Художественное время является одним из главных героев романа, оно расширяется по ходу развития действия как в перспективу, так и в ретроспективу. Именно художественному времени посвящена вся вторая глава «Нечто о городе Потомске». Неоднократно писатель говорит о времени в романе не линейном (как бы намекая, что все возвращается на круге своя). Так в 1 главе дано определение времени «Великое продвижение на восток, на новые земли и за свежей добычей, было возвращением к себе, к своей юности, «дежавю», было выражением КОЛЬЦЕОБРАЗНОСТИ ВРЕМЕНИ».  И действительно, дальнейшее развитие событийной стороны (фабулы) подтвердит эту версию. Это и установка колокола в 1904 году, а затем в 2004 году к 400-летию Томска. И возвращение старца Федора. И другие детали текста указывают на цикличность времени…И на то, что в жизни придется ответить за свои ошибки. 

Тимченко Федор: В оценке современности автор говорит: «О временах наиближайших говорить трудно. Были они полны бурных событий, спорили в них надежда и отчаяние. И сохраняется твердое убеждение, что разыгрывается на наших глазах древний сюжет о тришкином кафтане «Пока солнце всходит, роса очи выедает». Длится это двадцать последних лет, и лоскуты перемещаются – латая одни дыры, обнажает потомец другие, и ничего по сути не изменилось в потомце в этом затянувшемся ожидании восхода» - стр.69. Таким образом, сам автор опровергает незаслуженное мнение читателей о том, что роман – это только злая сатира, и нет в нем положительно идеала. Пока это надежда на возрождение.

Учитель: Почему автор заменил название города на Потомск?

Красулина Ксения: В слове Потомск есть указание на будущее время, что будет потом. А значит, есть надежда на будущее нашего города. Эта надежда является сквозной в романе, потому что во все времена становится актуальной была тема маргинальности, проблема неукорененности. «Потомск не успевал переваривать пришельцев. Студенчество дичало…перестали быть деревенскими, но и городскими не становились, потомскими».

Учитель: Почему автор к роману подбирает два эпиграфа?

Зайкова Елизавета: Постоянно звучит Любовь к городу юности.

Свидетельством этому является и второй эпиграф к роману.

 Полонский Я.п. «Затворница»

В одной знакомой улице –

Я помню старый дом,

С высокой темной лестницей,  

С завешенным окном.

Там огонек, как звездочка,

До полночи светил,

И ветер занавескою

Тихонько шевелил…

Так уже на уровне эпиграфов соединились у автора два уровня анализа текста: художественное время и художественное пространство, что позволяет говорить о понятии хронотоп.

Милютина Полина: В эпиграфе появляется Художественное пространство романа.

Термин хронотоп в романе В.М.Костина интерпретируется как развитие топосов во времени. Всё действие происходит в одном художественном пространстве Потомска, которое предстает разным в разные эпохи. Первое описание Потомска дано через восприятие героя Большого Андроса, выходца с Болота, уроженца Потомска. Герой нужен автору для введения повествования о Потомске. В начале романа художественное пространство расширяется. События начала романа происходят на берегу озера Кызыкуль

 

Учитель: Почему фабула романа выстраивается вокруг события, связанного с установлением колокола к 400-летию Потомска. Как сто лет назад?

Платонов Павел:  Сюжет шире фабулы. Он включает историю создания города (художественное время и художественное пространство); авторские отступления о нравах Потомска в разные исторические эпохи, всю систему авторских ценностей. Сюжетная линия не обошлась без истории любви Алёши и Ванды, истории их семей.

Учитель: Почему система персонажей выстраивается вокруг образа Старца Феодора, появление которого в Потомске спустя сто лет представляется мистикой и фантастикой в реальной действительности?

Ильиных Дарья: Система авторских ценностей проявляется и в темах, проблемах, мотивах, которые В.М. Костин поднимает в романе «Колокол и Болото». Тема патриотизма, любви к земле Сибирской, к Потомску раскрывается в детальном изучении истории создания города. И выводит нас на проблемы взаимоотношения человека с природой; попытки полюбить родину такой, какая она есть; не разорять, а преумножать те богатства, которые созданы нашими предками, включая культуру и истинные духовные ценности. Приведем только один пример из текста, который моде стать промежуточным выводом по сопоставлению двух основных топосов Потомска. Это слова автора: «А что же болото? А что Болото? весь почти век – чистое трогательное мещанство. Ни Храма, ни больничного покоя, один Иосинька на всех, пока не умер. За верой и светом поднимались на Гору, к Вознесенской церкви или чуть далее – к Троицкой единоверческой церкви. Но при этом ступеньки на единственной лестнице на Гору были переломаны вдрызг, как бы и умышленно». И снова гипотеза наша оказывается обоснованной. Стр. 141

Учитель: Какие еще темы автор раскрывает в романе, помимо темы  маргинальности?

 

Картавых Иван: Да, Потомск – город ссыльных, но тема маргинальности расширяется у автора до проблемы укорененности, которая является сквозной не только в русской литературе вообще, но и проходит сквозь все страницы романа. И пример этому образ дуба. Описание дуба – стр. 140 – 141 Дуб как символ – «Ботаники из университета высаживали дубы и там, и сям, но климат и почва не подходили дубкам, они погибали. А вот в этом месте дуб заматерел  - у незамерзающей, ядовитой ишайской воды, прикрытый от ветров Горой и плотным ивняком, защищающим его с запада, откуда в основном и дует.  Стр. 140

Ду чин-чином: листья как детки струнных инструментов, желуди - мешками. Дуб растет в притык к забору, и, протянув с улицы руку, можно погладить его морщинистую ветку… стр. 141

Дуб как символ в русской литературе имеет свою семантику. Это и могучая  в расцвете сил русская жизнь «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет» у А. С. Пушкина.

Это и разрушенный традиционный патриархальный уклад жизни у В.Высоцкого «Разрубили все дубы на гробы». В.М.Костин ввел образ дуба с каким-то определенным смыслом. Ведь не зря в конце романа при встрече избранных со старцем появятся как знак этой встречи – желуди…  Какие смыслы вкладывал автор в этот образ? Возможно, символ маргинальности местных жителей, которые 4 века назад и все последующее время прибывали в Потомск (кто-то помимо своей воли в качестве ссыльных). Но однозначно, в роман входит мотив оторванности, как у Лермонтова «Дубовый листок оторвался от ветки родимой и в степь укатился жестокою бурей гонимый»…И желания укорениться. Возможно, не у всех это получилось. Но надежда на воскрешение связана именно с образом дуба. И желуди в руках избранных как продолжение жизни, как продолжение рода… но это только наша версия.

 Тимченко Федор:  Тема политических репрессий.  Стр. 100, Исакыч, он «злейший, знал, но нас, купечен, не преследовал. Другим-то от него досталось! Все-таки, исконный, болотненский, соблюдал честь соседства, а сажал городских, образованных… Может, нас и остерегался: мы тоже кое – что про него знали. Никакой он не Коркин, а Карукис, и дед его родной тоже был буржуй».

Скупченко Диана: Проблема веры и безверия тоже является сквозной в романе. О вере – Приезд Патриарха Алексия стр. 111 – уважительные интонации «Каждого из многих потомцев, которых тогда огладил этот взор, умилило, что его увидел, выделил, выбрал в толпе Патриарх. (Стр. 111).

Маничкина Евгения: Проблема памяти исторической, родовой: «Но еле здоровающиеся соседи все-таки объединены памятью о былом, и эта память для них как тайный запас, заначка на черный день, она может воскреснуть и согреть. Ничего, что они не отдают себе в этом отчета» стр. (авторская позиция – не суди да не судим будешь!!!) стр. 120

 Чемеров Степан:  Проблема взаимоотношения власти и народа в разные исторические эпохи решается одинаково: претворение в жизнь великих целей, возвышение себя за счет унижения других – тоже решается в лучших традициях русской литературы. «Потомск призван был связать державу Белого царя с Минским якитаем и Монгольским миром. Стр.33…Задача, достойная нашей эпохи, когда во имя защиты прав человека приходится жертвовать правами и жизнью целых народов.

Веснина Милена: Тема маленького человека также поднимается у автора до проблемы непреодоления своей малости в традициях русской классической литературы. Автор как бы просит читателя не стремиться преодолеть свою малость, а признать ее. Голос автора звучит в каждом комментарии: «Мы люди мелкого счастья», нас если что, могут в земской избе остерегать». Какие чувства он испытывал: боль, обиду, страх? Нет, здесь тоже просматриваются истинные ценности, связанные с осознанием своей малости как добродетели.  Зайкова Елизавета:  Мотив любви к людям. Авторские отступления, как лирические, так и сатирические, наполнены любовью к людям, призывают выстраивать отношения друг с другом. Большое авторское отступление о современных нравах (Джунгли идут к нам): «…и поневоле прижмешься к соседу. Хоть он и пахнет сволочью.  По крайней мере, тебе известен его анамнез». Стр. 121

Кривов Дмитрий: Мотив чистоты. Истинными ценностями для автора является и любовь к культуре, родному языку. Часто автор использует в тексте прием антитезы, заложенной уже в названии: истинные ценности и ложные, добро и зло – что победит в нас.

Учитель: Пафос – это авторская оценка на уровне эмоций. Почему в романе наблюдается череда пафосов (нам то смешно, то грустно)?

Маничкина Евгения: Через совокупность анализа разных уровней текста, через аллюзии (дуб как символ укорененности) как отчетливый намек на литературные и мифологические факты, мы обнаружили, что в романе присутствует череда пафосов:

1.       драматический: виноваты не только обстоятельства, но и сами люди в отказе от духовных ценностей и в доминировании прагматизма.

2.       сатирический – абсурдность: человек сам делает свою жизнь абсурдной, отказываясь от духовных ценностей и выстраивая свою жизнь по модели безнравственности.

3.      оптимистический (благодаря Евангельским мотивам в эпизодах со старцем, который демонстрирует чудо превращения вина в воду и шествие по воде) -  люди имеют шанс к воскрешению через обращение к духовности, символом которой в романе является Колокол.

Учитель: Рефлексия знаний с урока проходит по группам. Соберите промежуточные выводы по разным уровням анализа.

1. группа. Проанализировав композицию романа, мы пришла к выводу: Жанр романа включает в себя разные жанры: летопись, журналистская хроника, житейские истории. И является собственно романом, потому что дает развернутую модель мира и развернутую модель человека в лучших традициях русской литературы. Исследовав все уровни текста, я пришла к выводам: Роман В.М.Костина «Колокол и Болото» - это роман о Томске (Потомск) со времен его возникновения и по сей день.

2 группа: Жанр романа, несмотря на отсутствие целостной композиции, обоснован, потому что дает развернутую модель мира (на уровне художественного пространства и художественного времени) и развернутую модель человека. Но в романе явно обнаруживается проблема героя, совершающего поступки. Герой должен быть связан и пространством, и хронотопом. Проблема, где взять героя? Его нет. Отсюда на уровне стилистики есть интересные находки. Это имеет отношение и к композиции, и к тропам, и к образам – символам (образ дома, образ дуба).  Автор как бы утверждает: если не можем выразить на уровне людей, выразим на уровне тропов. Автор старается убедить художественным словом. Он показывает словарь живой эпохи в разные периоды становления Потомска. Важны подробности, использование возможностей классики.

3 группа: Носителями авторских ценностей в романе являются многие герои. Ванда и Алеша как живущие. Двое учёных – они сибиролюбы. Учёные люди – носители сознательного знания: хватит из Сибири делать колонию. Они интеллигенты не ханжеской линии. Пьют, но хорошие. Исакыч – главное, когда проснулся, изобилие видит и говорит: «Всё бы хорошо, но чего-то одного не хватает. Хора нет. То есть братства нет, порядка нет. Слово хор, теплое слово, символ порядка. Автор его бред сделал двойным. Жена записывает за ним. Он говорит разные вещи. Тупые, однозначные. Но и высокие: «Держись, я тебя не брошу». Он пример человеческой стойкости. Он повинен (мы не знаем, есть ли на его руках кровь), но он держится. Надо находить в себе силы жить дальше. Старец –  образ – символ. Сегодня ценностная система зашаталась. Если не могут помочь живые, пусть помогают мёртвые, как бы говорит нам автор.  Воскресший Старец Федор демонстрирует бескомпромиссное поведение, победу над плотью в эпоху, когда вещи стали руководить человеком. Речь Старца – смыкается с тем, что хочет сказать автор – она от отчаяния такая. До чего НЕ НАДО дожить!!!

4 группа: Книга и смешная, и печальная. Пафос и драматический, и иронический. Главным героем становится время кольцеобразное, с завихрениями. На смену пришли вещи, которые ещё двадцать лет назад казались ненужными. И вдруг они становятся дорогими: родовая и историческая память, идентификация себя, укорененность, семья.  Быт болота, замухрыжность его, замкнутость – не совсем плохо. Это та земля, которую удобряют (знаете чем), сохраняет потенцию роста. Сохранить сложнее, чем выйти на цивилизацию, которая не различает высокое и низкое.Начало романа - 61 год. Эпоха оттепели – замечательное время, говорит нам автор. Жили плохо, но это было несколько лет веры. В литературе началась вторая волна. Это было время – человек человеку друг. Человеку вернули его человеческое лицо. Была вера, надежда, а потом все рухнуло.И в конце романа – надежда на воскрешение. С этой целью автор вокруг Старца собирает 8 человек. Как Ноев ковчег. Заканчивается роман частушкой, что указывает на современное состояние мира, отброшенного в Ветхозаветную эпоху.

Урок закончился чтением наизусть отрывка из романа Евгенией Маничкиной, которую особенно заинтересовал образ воскресшего старца Федора.

"Свобоный микрофон" предоставил возможность учащимся спросить у писателя: "А думал ли он так?"

После урока учащиеся написали отзывы и встрече с автором романа "Колокол и болото" В.М.Костиным.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.