Педагоги КЧГУ разработали онлайн-проект по игровому обучению детей русскому языку
Реализуемый Карачаево-Черкесским государственным университетом им. У.Д. Алиева проект «Учим русский язык, играя!» имеет целью внедрение в глобальные интернет-сообщества игр с русским образовательным содержанием для создания мотивационного поля изучения русского языка.
Разработка интерактивных игр, направленных на обучение русскому языку не владеющих или плохо владеющих им детей, а также на развитие речи и совершенствование коммуникативных компетенций школьников позволит организовать учебный процесс более эффективно и интересно.
Воплощением проекта под руководством доктор филологических наук, профессора А.И. Байрамуковой занимаются ученые КЧГУ – филологи и педагоги – с научными знаниями и опытом практической работы. Материалы будут размещены на официальном сайте университета и в социальных сетях «Одноклассники», «ВКонтакте», «Facebook».
Задача внедрения игр с русским образовательным содержанием в интернет-пространство и интерактивную цифровую среду имеет высокую социально-общественную значимость. Это вовлечение в процесс освоения русского языка детей разного возраста – как при реализации образовательных программ, так и в рамках погружения в языковую среду, продвижения русской культуры, традиций, повышения межэтнической толерантности. В свою очередь, научно-педагогическая значимость заключается в том, что новый контент будет способствовать расширению практик изучения русского языка, регулярному совершенствованию методических основ преподавания.
Результаты проекта прямо и косвенно позволят повысить количество мероприятий просветительского, образовательного и научно-методического характера, направленных на популяризацию русского языка, российского образования и культуры, в том числе олимпиад и конкурсов. Разработанные в ходе реализации проекта игры позволят расширить инструментарий, формы, методы изучения и преподавания русского языка. Размещение их на отрытых интерактивных ресурсах позволит обеспечить доступность для граждан независимо от места проживания, а также создать инфраструктуру, содействующую расширению культурно-гуманитарного и научно-образовательного сотрудничества.
Необходимо признать, что даже с учетом объективной инерционности образовательного процесса, традиционные образовательные технологии уже не отвечают требованиям информационного века. Суть рассматриваемого проект а как раз и заключается в кардинальном расширении возможностей и росте эффективности самостоятельной учебной работы, проводимой в активно-деятельных формах. Чтобы освоить и применять эти методы, преподавателю необходимо знание различных методик группового взаимодействия. Интерактивное обучение обеспечивает взаимопонимание, взаимодействие, взаимообогащение. Интерактивные методы ни в коем случае не заменяют лекционные занятия, но способствуют лучшему усвоению лекционного материала и, что особенно важно, формируют мнения, отношения, навыки поведения. При использовании интерактивных форм роль преподавателя резко меняется, перестаёт быть центральной, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией: готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. Участники обращаются к социальному опыту – собственному и других людей, при этом им приходится вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, идти на компромиссы.
Для инновационного развития образования разработка новых образовательных технологий является фундаментальной задачей, обеспечивающей эффективность внедрения интерактивных учебных материалов и прогрессивных форм организации учебного процесса.
Таким образом, создаются достаточные условия для вовлечения в процесс освоения русского языка детей разного возраста: прежде всего, при реализации образовательных программ – например, в школах Карачаевского городского округа, Карачаевского района, Карачаево-Черкесской Республики в целом, – а также в рамках погружения в языковую среду, продвижения русской культуры, традиций, повышения межэтнической толерантности. Вопросы изучения русского языка, развития речи, совершенствования коммуникативных компетенций детей актуальны в настоящее время и находятся в фокусе внимания высшего руководства страны.