Геймификация: игровой контент захватывает онлайн-обучение
ГЕЙМИФИКАЦИЯ: ИГРОВОЙ КОНТЕНТ ЗАХВАТЫВАЕТ ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЕ
Малюта Анна Михайловна,
учитель биологии и химии
МОУ «Основная школа №24
города Макеевки»
Аннотация. В статье раскрыты основные проблемы и тенденции современного онлайн-обучения посредством игровых технологий. Рассмотрены примеры использования популярных образовательных сервисов с игровыми технологиями в образовательной сфере. Сделан вывод о том, что игровой контент меняет виртуальную образовательную среду и делает ее более интереснее, ярче, эффективнее, динамичнее.
Ключевые слова: геймификация, игровой контент, онлайн-обучение, онлайн игра, образовательные сервисы с игровыми технологиями.
Актуальность исследования. Сегодня онлайн-обучение - это самая распространенная форма дистанционного обучения с применением мультимедийных и интернет-технологий. Оно позволяет устранить многие барьеры. Учащиеся могут заниматься в удобном для себя месте: дома, по дороге в школу, в спортзале. Одновременно расширяются возможности по выбору наиболее подходящего времени, содержанию и темпу обучения. Кроме того, современное онлайн-обучение лидирует по многим параметрам: доступность, гибкость, универсальность.
Философия современного образования — гибкое обучение в постоянно трансформирующейся информационной среде. Мы живем на пороге перехода к геймификации, гибкости и использования новейших технологий в образовательном пространстве. Раньше зарубежные инновации постепенно проникали в образовательный процесс. Теперь подобно вирусу технологии «заражают» молниеносно: учащиеся играют в обучающие видеоигры онлайн, смотрят видеоуроки в YouTube, получают консультации по Skype. Заниматься онлайн с использованием игрового контента стало интереснее, ярче, эффективнее, динамичнее, чем сидя в классе[1].
Сфера образования столкнулась с множеством вызовов на фоне COVID-19. Что поможет с ними справиться: традиционный подход к образованию или их гибкость? С началом пандемии онлайн-обучение стало единственным безопасным способом продолжать учебу. Количество виртуальных классов в Zoom и Google Meet резко увеличилось. Онлайн-площадки и образовательные сервисы с игровыми технологиями стали вспомогательным инструментом для учебы на карантине. В ближайшее время появиться масса новых компьтерных игр для интерактивного обучения. Давайте попробуем проанализировать, в чем заключается феномен геймификации и насколько он способен захватить онлайн-обучение[2].
Цель исследования: изучить вопрос, как игровой контент меняет онлайн-обучение.
Для достижения цели последовательно решали следующие задачи:
рассмотреть понятие «геймификация» и раскрыть его роль в онлайн-обучении;
определить виды онлайн игр и их значение в информационном обществе;
привести примеры использования популярных образовательных сервисов с игровыми технологиями в образовательной сфере.
Объект исследования: геймификация в онлайн-обучении.
Предмет исследования: популярные образовательные сервисы с игровыми технологиями в образовательном пространстве.
Гипотеза исследования: внедрение геймификации в онлайн-обучение позволит учащимся усвоить больший объем теоретического материала, активизировать учебную деятельность, повысить мотивацию обучения, сделать образовательную среду более модернизированной, структурированной, не ограничивая при этом возможности учащихся для экспериментирования.
Методы исследования:
теоретические: анализ, синтез, интегрирование;
эмпирические: наблюдение, исследование.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы для модернизации учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях.
Обзор литературы.
Геймификация (игрофикация) — это применение игровых механизмов (включая user-friendly интерфейсы, яркий дизайн, соревнования, награды) в образовательном пространстве.
Геймификация представляет один из главных трендов онлайн-обучения. Последние десять лет основными провайдерами образовательных онлайн-услуг в мире считаются США, Китай, Япония, Южная Корея и Западная Европа. По данным TechNavio, объем рынка онлайн игр к 2021 году вырастет на 13%[1].
Геймификация определенно набирает обороты в образовательной среде. Ее феномен заключается в наглядности. Современная геймификация задействует интерактивные видео, приложения. В виртуальной среде усиливается вовлеченность в процесс. «Слетать» в космос, находясь в классе, или провести опыт с опасными веществами без вреда для окружающих — такие уроки не пропустят учащиеся[2].
Основные пазлы геймификации:
элементы игры — составные части онлайн игры: персонажи, истории, бейджи, аватары, квесты, баллы, уровни, и т.д;
механика игры — сценарий, по которому элементы онлайн игры коммуницируют друг с другом;
динамика игры — эмоциональное состояние участников онлайн игры. Благодаря динамичности поддерживается интерес и мотивация к обучению.
Онлайн игра (геймплей) – это специальная компьютерная программа или электронное устройство, реализующие игровой процесс.
Рассмотрим современные виды онлайн игр:
аркады имеют несложный игровой процесс, для достижения результатов игроку нужно проявлять хорошую реакцию. В играх такого вида хорошо развита система бонусов;
головоломки — вид онлайн игр с интеграцией в сюжет, для прохождения которых от игрока требуется решать задачи на логику;
гонки — самый популярный вид онлайн игр, где игроку нужно первым прийти к финишу, двигаясь на транспортном средстве;
РПГ (Role-Playing Games) — ролевые игры, основанные на элементах традиционных настольных ролевых игр;
симуляторы — вид онлайн игр, которые имитируют управление каким-либо аппаратом или средством передвижения;
стратегии — игрок разрабатывает определенную тактику и стратегию для достижения поставленной цели, например, победы в военной операции или захвата вражеского государства;
экшены — самые популярные виды онлайн игр, в которых успех игрока зависит от способности мгновенно принимать верные решения[3].
Значение онлайн игр в информационном обществе:
механизм релаксации;
форма коммуникации;
моделирование ситуаций с поиском решений;
возможность самореализации.
Онлайн игры центростремительно захватывают онлайн-обучение. Это потенциально хорошая возможность для учащихся, которые планируют освоение второго языка, изучение математики, естественных наук и при этом любят играть.
Каждая онлайн игра должна быть веселой. Эту задачу с успехом решает образовательная онлайн-платформа - Учи.ру (https://uchi.ru) (рис 1.).
Рис 1. Образовательная онлайн-платформа Учи.ру
Она помогает изучать биологию, химию и другие предметы в интерактивной̆ форме по индивидуальной образовательной траектории.
Расширяет возможности по выбору времени и темпу обучения, делает задания динамичными и повышает мотивацию к познанию нового.
Считаете, что учить иностранный язык — скучно? Мы хотим опровергнуть этот миф и расскажем вам, как сделать свои занятия интересными и разнообразными. Используйте эффективный сервис для веселого изучения иностранных языков – Lingualeo (https://lingualeo.com/ru) (рис 2.).
Рис 2. Образовательная платформа «Lingualeo»
Это образовательная платформа с элементами игровой механики. Содержит увлекательные интерактивные материалы (фильмы, аудио и тексты) от носителей языка и позволяет получить сертификат по итогам обучения. Сервис представляет уроки в игровой форме. Как пользоваться сервисом инструктирует львенок Лео, который живет в джунглях Лингвалео. За тренировки и активность пользователь получает игровую валюту-фрикадельки.
Если Вы хотите получить удовольствие от игры и лучше узнать такую разную планету Земля, то добро пожаловать в GeoGuessr (https://geoguessr.com) (рис 3.).
Рис 3. Веб игра «GeoGuessr»
Игроку требуется угадать местоположение улицы, переулка или дороги в мире, используя карту Google Maps. В веб игру GeoGuessr можно играть по-разному. Например, кликаете к ближайшему дорожному указателю и гуглите его. Второй способ игры гораздо труднее, но, на мой взгляд, интереснее: для обнаружения местоположения вы используете то, что видите в окне игры и ваш жизненный опыт, знания из уроков географии и предыдущих игр. Захватывает режим Daily Challenge. В этом режиме 5 раундов, в каждом из них нужно определить местоположение случайно выбранной локации по всему миру, на каждую локацию дается по 3 минуты[4].
Орфография – явление сложное и крайне трудное, но можно познавать ее секреты благодаря увлекательной игре для ума - Грамотей! (https://play.googl.com ) (рис 4.).
Рис 4. Игра «Грамотей!»
В игре предусмотрено несколько уровней сложности, а для самых притязательных и умных есть дополнение «Полиглот», пройдя его все уровни, можно получить суперсложные бонусы. Не лишена игра и азартного аспекта. Для игроков, уверенных в своей эрудиции, доступны рейтинги всех геймеров, демонстрирующие всему миру, кто самый умный.
Хороший способ улучшить или восстановить математические навыки, одновременно получая массу удовольствия – игра «Детский король математики» (https://play.googl.com ) (рис 5.).
Рис 5. Игра «Детский король математики»
Это математическая игра, в которой игроки перенесутся во времена Средневековья, где смогут подниматься по социальной лестнице, решая упражнения по математике. Замечательный метод познакомиться с математикой легким и увлекательным способом и провести много времени в веселом приключении.
Поскольку онлайн игры прочно вошли в жизнь современных учащихся, то можно интегрировать захватывающие игры в школьные занятия, чтобы добавить «ложку меда» в сложные предметы и скучные программы, делая их настоящими помощниками в онлайн-обучении. Кроме того, онлайн игры могут помочь скорректировать вовлеченность учащихся, оживить уроки, а также приобрести новые навыки в постоянно меняющейся информационной среде. Учащиеся способны запомнить сотни покемонов, играя. Представьте, если они с таким же энтузиазмом приступят к изучению звезд на небе![5]
Интернет ресурсы
Онлайн-обучение — предпосылки к революции в традиционном понимании образования? [Электронный ресурс], URL:https://netology.ru/blog/education-revolution, (дата обращения 29.09.2020).
Учеба в смартфоне. Как технологии изменят образование в Украине [Электронный ресурс], URL:https://nv.ua/opinion/distancionnoe-obrazovanie-kak-tehnologii-oblegchat-obuchenie-novosti-ukrainy-50111520.html, (дата обращения 29.09.2020).
Виды, типы и разновидности современных компьютерных игр [Электронный ресурс], URL:http://batona.net/51048-vidy-tipy-i-raznovidnosti-sovremennyh-kompyuternyh-igr-11-foto.html, (дата обращения 29.09.2020).
10 советов для игры в GeoGuessr [Электронный ресурс], URL:https://pikabu.ru/story/10_sovetov_dlya_igryi_v_geoguessr_7311810, (дата обращения 29.09.2020).
На заметку игроману: чему нас могут научить компьютерные игры [Электронный ресурс], URL: https://trends.rbc.ru/trends/education/5e3d5c5a9a794751357b8d73, (дата обращения 29.09.2020).
Петренко Наталья Борисовна
Малюта Анна Михайловна
Горбачёва Марина Юрьевна
Малюта Анна Михайловна