Статья «Педагогическая инициатива, направленная на социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью средствами искусства»
Андреюк Ирина Владимировна, учитель технологии и ИЗО
Областное государственное казенное образовательное учреждение «школа-интернат для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья № 92»
432026 г.Ульяновск пр.50-летия ВЛКСМ, 24А
«Педагогическая инициатива, направленная на социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью
средствами искусства»
Актуальность.
Любой современный человек является неотъемлемой частью общества. Ребёнок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и с инвалидностью также является частью общества. И он, так или иначе, участвует в общественной жизни и вносит в неё посильный вклад. Но завершая обучение в школе, в дальнейшем он должен получить профессию, которая позволяла бы ему обеспечить удовлетворенность от трудовой деятельности и финансовую поддержку. Поэтому одним из факторов успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и с инвалидностью является профориентационная работа, т.к. одной из приоритетных задач в работе педагога является воспитание высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Но существуют такие проблемы, как:
Во-первых, выбор в значительной мере взаимосвязан с характером течения заболевания, когда род и условия профессиональной деятельности могут оказать на него позитивное или негативное влияние;
Во-вторых, сама возможность адекватного профессионального выбора затруднена из-за объективных ограничений видов профессиональной деятельности, в которых может проявить себя человек с отклонениями и нарушениями в развитии и в силу искаженных представлений о собственных возможностях.
Поэтому педагогическая инициатива, направленная на социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью средствами искусства очень актуальна.
Целью педагогической инициативы является оказание обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью поддержки в принятии решения о выборе профиля дальнейшего обучения. Направление дальнейшего образования, а также создание условий для повышения готовности подростка к социальному и культурному самоопределению и саморазвитию через искусство, творчество.
Работая учителем изобразительного искусства в ОГКОУ «Школа-интернат № 92» для детей с ограниченными возможностями здоровья, являюсь классным руководителем учащихся со сложным дефектом: нарушение слуха и умственная отсталость. И в работе с ними столкнулась с вопросом дальнейшего получения профессии выпускников. Самостоятельно дети не способны определиться с будущей профессией, поэтому выбор остается за родителями учащихся. Зачастую, родители рассматривая будущую специальность, узнают, что выбор профессий ограничен, они имеют слабое представление о дальнейшем карьерном пути, не находят альтернативных вариантов.
Для слабослышащих обучающихся с умственной отсталостью ограничен перечень профессий, не требующих особого контакта с людьми: швея, чертежник, цветовод, фотограф, дизайнер, работник зеленого хозяйства и т.д. Все эти профессии предполагают развитие творчества, поэтому процесс формирования социального опыта у детей средствами изобразительной деятельности предполагает решение следующих задач:
изучение личности школьника, его профессиональные интересы, намерения, возможности, способности;
ознакомление с содержанием профессий;
развитие художественно-творческих способностей ребенка-инвалида, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
развитие познавательных способностей, аналитико-синтетической и рефлексивной деятельности;
воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира;
овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
формирование коммуникативных способностей, расширение круга социальных контактов;
формирование собственной ценности как личности.
У детей с ОВЗ ограничено жизненное пространство и социальная активность. Им трудно дается деятельность, где требуется смелость, фантазия. А творчество - это откровение, это влияние на мир. И целью становится не только дать навыки и приемы работы, но и раскрепостить детей, придать им уверенность в своих силах. Нередко, увлекаясь искусством, индивид может добиться достаточно серьезных успехов и хороших результатов, что определяет его карьеру и социальный статус.
Свои чувства и эмоции, а также знание и отношение ребенку легче выразить с помощью зрительных образов, чем вербально, так как слабослышащие дети ограничены в возможности говорить, слышать, и тогда невербальное средство оказывается единственным инструментом, вскрывающим и проясняющим интенсивные чувства и убеждения.
Благодаря систематически проводимым мероприятиям и занятиям мы имеем возможность решения образовательных, воспитательных и коррекционных задач. В процессе творческой деятельности у ребенка–инвалида усиливается ощущение собственной личностной ценности, активнее строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Создавая что-то своими руками, ребенок укрепляет связь с внешним миром, что особенно важно для детей с ОВЗ. В процессе овладения элементарными умениями, навыками и способами художественной деятельности происходит выявление скрытых компенсаторных возможностей ребенка-инвалида. В будущем это может послужить хорошим фундаментом для формирования профессиональных навыков.
Поэтому немаловажной задачей педагога, я считаю, является также моделирование ситуаций успеха. Важно:
создавать благоприятные условия для сознательного выбора сферы социально значимой деятельности и выражения учащимися своих интересов;
расширять содержания и формы социальной активности обучающихся, воспитывать лидерские качества;
укреплять гражданскую, патриотическую позиции;
обучать успешному выбору будущей профессиональной деятельности.
Разработанная педагогическая инициатива, направленная на социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью средствами искусства. реализовывалась через проведение урочной и внеурочной деятельности.
Рассмотрим систему работы по ознакомлению с профессией «работник зеленого хозяйства».
На классном часе проводится ознакомительная беседа о данной профессии с показом презентации. Так же, в рамках сетевого взаимодействия, совместно с родителями происходит посещение ОГБПОУ «Ульяновский техникум отраслевых технологий и дизайна», где учащихся знакомятся с особенностями и функциональными обязанностями данной профессии, с проектами ландшафтных дизайнов студентов «Наш лучший цветник», «Аллея», «Тенистый сад». Экскурсия вызывает интерес у детей к профессии и мотивирует их на дальнейшую деятельность.
Дальнейшая работа с учащимися проводится на уроках, занятиях кружка декоративно-прикладного творчества «101 идея» (я также являюсь руководителем кружка), экскурсиях, дома совместно с родителями:
на уроках изобразительного искусства овладение навыками работы акварельными красками, гуашью, тушью, изучение законов композиции, составление узоров (гармоничное сочетание цветов, соблюдение ритма, соблюдение симметрии), рисование с натуры, по представлению и т.д.;
просмотр картин известных русских художников (М.Врубель «Желтые розы», Н.Сергеев «Яблони в цвету», Грабарь «Сирень» и др.), современных художников (Спирина Е.С. - «Шиповник», «Солнечный день», Сухова О.А. – «Лилии освещённые солнцем», «Пионы» и др.);
знакомство с работами художников ландшафтного искусства;
знакомство с известными произведениями русских пейзажистов (И. Репин «Абрамцево», А.Киселев «Цветник в Абрамцеве», С.Жуковский «Усадьба летом»). Каким образом это связано с садом и ландшафтным дизайном? Самым непосредственным! Старорусские усадьбы — это образец ландшафтного дизайна того времени, который повторяют и копируют многие современные мастера садового искусства. Именно усадебные парки в ту эпоху были образцами садового дизайна;
прослушивание музыки русских композиторов: П.И.Чайковский «Вальс цветов», «Времена года» и т.д.;
чтение стихотворений: С.Маршака «Роза», А.К.Толстого «Колокольчики»;
на занятиях кружка «101 идея» рисование шерстью, пластилином, лепка из соленого теста, роспись по ткани, плетение из бисера, вышивка лентами;
выполнение задания творческого плана: эскиз ландшафтного дизайна школьного участка, пейзаж современного парка и другие.
Основным механизмом реализации разработанной педагогической инициативы, направленной на социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью средствами искусства, явилась целостная система разновекторной деятельности, включающей организацию обучения по художественно-эстетическому направлению, предоставление детям возможностей для профессионально-изобразительных проб по проблеме профессиональной ориентации и определения.
Реализация модели профессиональной ориентации детей с ОВЗ на дальнейшее образование средствами изобразительного искусства дает:
самоопределение на профессии с последующим самостоятельным, обоснованным и ответственным выбором;
устойчивую мотивацию к выбору будущей профессии, адекватной личностным особенностям учащегося.
Результаты моей педагогической деятельности за последние три года показывают эффективность проводимой работы:
Год | Класс | Кол-во учащихся | Увлечения | Дополнительное образование | Дальнейшее образование после окончания школы |
2017-2018 | 9 | 2 | Декоративно прикладное искусство | Коррекционные курсы: квиллинг, народные промыслы | Ульяновский техникум отраслевых технологий и дизайна – работник зеленого хозяйства; Ульяновский многопрофильный техникум – маляр строительный |
2018-2019 | 9 | 2 | ИЗО деятельность, Декоративно прикладное искусство | Коррекционные курсы: квиллинг, народные промыслы, «101 идея» | Ульяновский техникум отраслевых технологий и дизайна – швея, работник зеленого хозяйства |
2019-2020 | 9 | 2 | ИЗО деятельность, Декоративно прикладное искусство | Детская школа искусств №3 им. А.В.Варламова, художественное отделение; Коррекционные курсы: «101 идея», народные промыслы | Ульяновский техникум отраслевых технологий и дизайна - работник зеленого хозяйства |
Данная педагогическая инициатива пользуется большим спросом у коллег не только для детей с ОВЗ, но и у коллег, работающие с учащимися общеобразовательных организаций как в работе при проведении профориентации средствами ИЗО деятельности, так и по многим школьным предметам эстетического цикла (литература, история, музыка и др.) и имеет огромное практическое значение для современного этапа модернизации образовательного пространства.