Педагогическая мастерская "Имя в истории. Сергий Радонежский"

3
1
Материал опубликован 21 December 2024

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

ГИМНАЗИЯ №41

ИМЕНИ ЭРИХА КЕСТНЕРА

Приморского района

Санкт-Петербурга











Разработка мастерской для 10 класса

«Имя в истории. Сергий Радонежский»









Выполнила Петренко Надежда Васильевна,

учитель истории и обществознания

ГБОУ гимназии №41

им. Эриха Кестнера Приморского района









Санкт-Петербург-2023

Цель мастерской: - формирование российской гражданской идентичности на основе осмысления идеалов святости и подвижничества, воплощенных в личности преподобного Сергия Радонежского;

-возрождение отечественных духовно-нравственных традиций.

Задачи мастерской:

-осмысление идеалов святости ,пониманию смысла своей жизни и ответственного поведению на примере личности преподобного Сергия Радонежского;

-проследить путь к святости Сергия Радонежского;

-способствовать ценностному самоопределению в отношении базовых ценностей отечественной культурной традиции учащихся;

-воспитание и развитие готовности учащихся следовать в повседневной жизни, общении и поведении нормам уважения к достоинству человека, старшему поколению; чувства ответственности за свою жизнь перед родителями, обществом, будущими поколениями;

-развитие духовно-нравственного мира личности ребенка на основе целенаправленного применения в практике воспитания (семьи, школы) традиций и воспитательного потенциала религиозных культур, восприимчивости к духовным и нравственным ценностям российского народа.

Ход мастерской.

1.Индуктор. Посмотрите на картину художника М.В.Нестерова «Видение отроку Варфоломею» и опишите ее ( в группах).

Какой цвет? Звуки? Настроение?

Выдаются тексты с описанием картины.

Историю жизни святого мы узнаём из жития, написанного его современником и учеником, преподобным Епифанием Премудрым.

Варфоломей — так звали преподобного Сергия до принятия монашества — родился в 1314 г. в селе Варницы, недалеко от Ростова Великого, в семье благочестивых бояр Кирилла и Марии. Отрок никак не мог научиться грамоте. Родители огорчались, а учитель строго наказывал его. Мальчик усердно просил Бога помочь ему:

«Господи, научи меня читать!» Как-то отец послал Варфоломея искать пропавших лошадей. Мальчик долго бродил по полям и вдруг увидел старца в монашеском одеянии (слайд «Видение отроку Варфоломею» художника М.В.Нестерова). Тот стоял под большим деревом и молился. Увидев мальчика, старец спросил: «Что хочешь и чего ищешь, отрок?» И Варфоломей ответил, что больше всего на свете он хочет научиться читать Слово Божие. Старец помолился и сказал: «С этого дня Бог просветит (научит) тебя и дарует знание грамоты». И произошло чудо – придя домой, Варфоломей открыл книгу и сразу начал внятно читать.1

Нам не видно лица старца, так как оно почти целиком закрыто капюшоном.

Художнику важно было показать не выражение лица, а его общий облик . Он стоит, слегка наклонив голову. Вокруг головы круг, как солнечное сияние. С особой тщательностью художник изобразил руки с тонкими пальцами, держащие дароносицу. Образ монаха не конкретен, как бы нереален: он — видение отроку.

УЧИТЕЛЬ. Многие святые прославили своими подвигами нашу страну, но только одного из них называют Игуменом земли Русской. Такое прозвание дал народ преподобному Сергию Радонежскому.

Задание: дать определение слова игумен.- вывешивается на доске.

Игумен — это настоятель монастыря (в пер. с греч. — ведущий)

Изучение нового материала.

Чтение текста в группах и составить таблицу.

Приложение 1.Текст 1. В семье Варфоломея было ещё два сына – Стефан и Пётр. После смерти родителей Варфоломей со старшим братом Стефаном ушёл из дома в леса, которые находились в окрестностях небольшого городка Радонеж, чтобы подвизаться там в монашестве. На горе Маковец они построили келью, которая стояла в стороне от дорог. А потом, в 1340 г., — небольшой деревянный храм, посвящённый Святой Троице. Это был первый на Руси храм с таким названием Он-то и положил начало прославленной в веках Троице-Сергиевой лавре. Вскоре Варфоломей остался в лесу один – Стефан ушел в Москву, где впоследствии стал настоятелем Богоявленского монастыря. Тяжела была его пустынная жизнь: труды, скудость, недостаток во всем необходимом. Через некоторое время Варфоломея постриг в монахи с именем Сергий подвижник, живший в этих местах.

Молва о строгом молодом монахе стала распространяться, и потянулись к нему люди, стремившиеся служить Богу. Они построили кельи, обнесли их частоколом для спасения от диких зверей, посеяли огород. Но главным делом было молитвенное служение Богу.

В 1354 г. по настоянию монахов Сергий был поставлен игуменом. Обычаи обители были просты: игумен трудился вместе с другими иноками, терпел наравне со всеми лишения и нужду. Крестьянин, пришедший однажды поглядеть на святого Сергия, не узнал его в нищенской одежде. И только когда в обитель приехал князь и сделал земной поклон перед игуменом, этот человек понял, кто перед ним.

Кротость и смирение преподобного Сергия удивляли современников… Особенно примечателен рассказ о том‚ как преподобный Сергий выстроил одному из пожилых братьев крыльцо‚ взяв за целодневную работу решето гнилого хлеба. Кому-то это может показаться юродством‚ но если вспомнить, что в обители тогда был голод‚ и монахи роптали на игумена‚ требуя от него разрешения собирать милостыню‚ такой поступок становится понятным. Только своим личным примером учитель мог убедить учеников в том‚ что хлеб нужно добывать трудом собственных рук. Это правило остается верным и для нынешнего времени2.

Уважаемый и прославляемый всеми, преподобный Сергий оставался все тем же смиренным иноком: людская слава не прельщала его; все также продолжал он трудиться и служить всем примером величайшего смирения. Не любил он мягких и красивых одежд, но постоянно носил одеяние из грубой ткани, сшитое своими руками. Однажды в монастыре не было хорошего сукна, оставался всего один кусок, и тот был такого низкого достоинства и притом так плохо окрашен, что монахи отказывались брать его. Тогда Сергий взял его себе, сшил из него одежду и носил ее до тех пор, пока не развалилась.

Вообще же святой всегда носил ветхую и грубую одежду, так что его и принимали за монастырского служку. Один крестьянин из дальнего селения, слыша много о святом Сергии, пожелал видеть его. Он пришел в обитель преподобного и стал спрашивать встречающихся братий, где находится святой. Случилось, что преподобный тогда в огороде копал землю. Братия сказала о том прибывшему поселянину; он пошел к огороду и в щель забора увидел святого, копающего землю, в худой, разодранной одежде, испещренной заплатами. Он подумал, что указавшие ему на старца посмеялись над ним, ибо он ожидал видеть святого в большой славе и чести.

Братия с негодованием рассказал игумену о недоверчивом посетителе. Но насколько тщеславный превозносится о похвале и почести своей, настолько же смиренномудрый радуется о бесчестии и унижении. Позвав поселянина к себе, преподобный поставил перед ним трапезу и стал радушно угощать его. Затем святой сказал ему:

-Не печалься друг: по милости Божией, отсюда никто не уходит печальным и твое желание исполнится.

Лишь только блаженный произнес эти слова, уведомили о прибытии в монастырь князя. Увидев игумена, князь еще издали поклонился преподобному до земли, испрашивая смиренно благословения.

Когда поселянин узнал, что он видел преподобного Сергия, стал укорять себя и ужасаться за свое неверие. Когда князь вышел из обители, он просил прощения у святого. Святой же ободрил его, благословил , побеседовал с ним, утешил его и отпустил домой.

Таким великим смирением отличался преподобный Сергий: земледельца, который пренебрег им, он возлюбил не менее, чем князя, оказавшего ему почесть. И тот ушел с великой верой к святому. 3

В «Житии» описано, как святой Сергий дал прозрение слепому епископу, как молитвой воскресил отрока. Чудеса исцеления по молитве к святому продолжались и после его кончины. Вся долгая жизнь преподобного Сергия была отдана служению Руси.

Текст 2.Сергий жил в трудное для Руси время. Много пришлось претерпеть ей от внешних врагов. Будучи духовно опытным человеком, Сергий как никто другой видел и понимал, в чём истинная государственная польза Руси. В то время она была – в объединении разрозненных, враждующих княжеств вокруг Москвы, центра будущего государства.

Поэтому в деле государственного строительства преподобный всегда стоял на стороне Москвы, увещевая, вразумляя, запрещая строптивым князьям враждовать против великого князя Московского.

Это сражение произошло 8 сентября 1380 г. на Куликовом поле, у реки Дон. Перед походом преподобный Сергий наставлял князя и его воинов молитвой к Богу побеждать страх перед врагами. А затем призвал к себе двух монахов обители – Александра Пересвета и Родиона Ослябю – и сказал им: «Дети мои, оба вы в мирской жизни знали военное дело. Возьмите в руки оружие и будьте на поле Куликовом под началом князя Димитрия. Но не в мечах ваша ратная сила. Силой духа вашего вы сокрушите врагов. Духовной крепостью одолеете ордынцев». А князя благословил и предсказал ему победу над врагами: «Князь, Бог вручил тебе эту землю, твой долг защищать её. Знай: Мамая ждёт гибель, а русское войско– победа. Ты возвратишься невредимым, но многие из русских людей падут на поле брани. Смело иди, князь, на борьбу с врагами Руси и победишь».

Перед походом великий князь молился у могил своих предков, московских князей. Прощаясь с народом, он сказал: «Бог – наш заступник!»

В день великой битвы по всей Руси народ не выходил из храмов, вознося молитвы о даровании победы. Уже стоя у реки Дон, на поле Куликовом, смутился князь видом несметных полчищ татарских.«Боже, даруй победу!» — неслись клики русичей.

Из войска хана Мамая перед рядами русских воинов, вызывая их на единоборство, проскакал ордынский великан Челубей, страшный своей силой. Разомкнулись русские ряды, и выехал вперёд монах-воин Александр Пересвет. Не было на нём доспехов богатырских, шлема. Был одет он в одеяние монашеское с нашитыми крестами, знаменующими воина Христова, в одной руке держал тяжёлое копьё, в другой – деревянный щит. Осенив себя крестным знамением, он понёсся навстречу Челубею. Столкнулись воины, и от удара Пересвета вылетел великан мёртвым из седла. И никто из русичей среди всеобщего ликования не заметил, что не выдержал деревянный щит Пересвета сильного удара, насквозь пробило его копьё противника, вонзившись прямо в сердце...

Когда шла битва, преподобный Сергий молился за русских воинов. Находясь в лавре, он мысленно был на Куликовом поле, видели называл павших воинов.

Ученик Сергия Епифаний свидетельствовал о сверхъестественном даре преподобного видеть внутренними очами то, что происходило за сотни вёрст, «с расстояния во много дней ходьбы, словно находился поблизости».Время от времени игумен прерывал молебен, чтобы поведать братии о ходе битвы, называл имена погибших и тут же читал по ним заупокойные молитвы. Так он сообщил о гибели инока Пересвета и о временных неудачах нашего воинства, призывая братию помолиться усерднее. О победе он возвестил первым: «Великая победа над врагами дарована нам! Служите благодарственный молебен!»

После сражения всех убитых русских воинов похоронили недалеко от реки Непрядвы. А тела монахов Пересвета и Осляби привезли в Москву и похоронили в храме Рождества Пресвятой Богородицы Симонова монастыря.

После битвы князь Дмитрий, получивший прозвище Донской, приехал в Троицкий монастырь совершить поминовение по тысячам русских воинов, сложившим головы на поле битвы.

Своими деяниями Сергий Радонежский способствовал главному —объединению Руси, становлению единой нации. В одной из книг о святом Сергии хорошо сказано: «...на Куликово поле пришли костромские, суздальские, ярославские, псковские, а ушли — русские».

Текст 3. Преподобный Сергий никогда не служил лично князьям. Он служил только народу Руси и делу собирания русских земель вокруг Москвы. Едва ли справился бы с этим делом в одиночку московский князь Дмитрий Донской без помощи Церкви и её служителей – митрополита Алексия и Сергия Радонежского.

Одно из условий высокой христианской жизни преподобный Сергий видел в единомыслии и любви. Для обители – это единство мыслей и действий всех иноков, которые молитвой и добрыми делами умножают любовь на земле и подают пример остальным людям. Для общества – это идея единства Руси, благодаря которому государство может стать крепким и независимым. Неслучайно обитель, основанная преподобным Сергием, была посвящена Святой Троице. Он видел в Троице высший христианский образ единства

и любви. Святая Троица (Единый Бог в трёх лицах Отца, Сына и

Святого Духа), в честь которой и был основан монастырь, становилась и символом единства Руси.

Он оставил после себя не только Троице-Сергиев монастырь, позже ставший лаврой, но заложил и построил ещё несколько монастырей. А его ученики основали ещё многие пустыни и обители по всей Руси...

Дмитрий был незаурядным человеком и политиком, но, как и все люди, имел слабости и недостатки. В 1385 г. рязанский князь Олег, призвав на помощь литовские отряды, нанёс поражение московскому войску. Сразу же подняли голову и другие князья, враждующие с Москвой. Возникла угроза их объединения против великого князя Дмитрия. Он вынужден был отправиться с поклоном к Олегу, предложив мир и дружбу. Но Олег выдвинул совершенно неприемлемые условия.

Дмитрий верил в мудрость и прозорливость преподобного Сергия и стал просить его о помощи, так как речь шла уже не о княжеских раздорах, а о гражданской войне, в которой православные христиане были бы вынуждены убивать друг друга. Преподобный Сергий вместе с московскими боярами поехал к Олегу в Рязань. До этого многие посольства от князя Дмитрия побывали у Олега и «ничтоже успеша», — писал летописец. И только святому Сергию удалось после долгой беседы убедить князя Олега сменить «свирепство своё на кротость» и заключить с великим князем Дмитрием Ивановичем «вечный мир». Слова, сказанные Сергием, были простыми и сердечными, они освещались обаянием его личности и особым даром благотворно влиять на людей. Конфликт был улажен.

Незадолго до смерти князь Дмитрий ухитрился поссориться с двоюродным братом — князем Владимиром Серпуховским. Было это в 1389 г. Но преподобный Сергий сумел прекратить и этот раздор. Не прошло и месяца, как братья примирились. Святой Сергий был духовником князя Дмитрия. Когда князь тяжело заболел, то у постели больного преподобный подписал его завещание – документ огромной государственной важности. Дмитрий «перед святыми отцы, перед игуменом Сергием...» передал великий престол своему старшему сыну Василию. Отныне он закрепил новый принцип престолонаследия – от отца к старшему сыну — и положил конец княжеским распрям. Единовластие, за которое боролись князь Дмитрий и преподобный Сергий, и создало великую российскую государственность.

Текст 4.

Варфоломей возрастал годами, а с тем вместе разумом и добродетелью. Рано почувствовал он любовь к молитве, с самых юных лет познал сладость в беседе с Богом; поэтому так ревностно стал посещать храм Божий, что не пропускал ни одной службы. Не любил он детских игр и старательно избегал их; не по сердцу ему приходилось веселье и смех сверстников, ибо он знал, что худые сообщества развращают добрые нравы. 4

Когда юноше исполнилось 20 лет, он стал просить своих родителей , чтобы они благословили его постричься в иноки: уже давно стремился он посвятить себя Господу. Хотя родители его и ставили выше всего иноческую жизнь, однако просили сына подождать некоторое время.

-Чадо, подожди немного!- говорили они сыну. -Ты видишь: мы теперь в старости, в скудости и в болезни, и некому послужить нам. Братья твои поженились: у них свои заботы, а ты послужи нам, своим родителям. Проводишь нас до могилы, предашь погребению, тогда и осуществишь свою мысль, исполнишь свое желание.

Варфоломей, как покорный и любящий сын, повиновался воле своих родителей и усердно старался успокоить их старость, чтобы заслужить их молитвы и благословение.5

Не забывал он и послушания‚ первой добродетели всякого свободного от своеволия христианина. Имея перед собой уже ясно видимую жизненную цель‚ монашество‚ он, тем не менее, смиряет себя ради отца и матери‚ оставшись ухаживать за ними.

Здесь пример преподобного побуждает нас не пренебрегать сегодняшними обязанностями‚ как бы важны и велики не были наши планы. Человек‚ по-настоящему верующий‚ никогда "не пройдет по людям" ради исполнения своего самого "высокого" желания‚ но‚ напротив‚ охотно "наступит на горло" себе‚ когда увидит нужду ближнего. Преподобный Сергий‚ вся жизнь которого была великой жертвой Богу‚ начал свой подвиг с малой жертвы своим родителям‚ и‚ что особенно важно‚ сделал это с радостью.

Епифаний пишет‚ что преподобный "без лености братии‚ как купленный раб‚ служил: и дрова для всех колол‚ и толок зерно‚ и жерновами молол‚ и хлеб пек‚ и еду варил [...]; обувь и одежду он кроил и шил; и из источника воду в двух ведрах черпал и на своих плечах в гору носил и каждому у кельи ставил".

Трудолюбие мальчика и юноши Варфоломея оставалось неизменным и в игумене. По известному завету св. Павла, он требовал от иноков труда запрещал им выходить за подаянием.6Хотя Сергиева обитель продолжала быть беднейшей.

Однажды вышел Сергий на двор и видит — лежит у крыльца большой медведь. Не испугался страшного зверя преподобный, вернулся в келью, вынес краюху хлеба и накормил медведя. Зверь поел и скрылся в лесу. Но через несколько дней медведь снова появился, и Сергий снова накормил его. Стал зверь часто навещать преподобного и сделался совсем ручным. Его можно было гладить, и он лежал у ног Сергия, как собака7.

 Один раз случилось так, что пришлось несколько дней сидеть без пищи. Иноки отощали, пришли к игумену и говорят: “Мы так жить не можем, если еще и сегодня не будет хлеба, мы разойдемся.” — Подождите немного, — сказал им преподобный Сергий, — помолимся Богу, чтобы Он послал нам хлеба.” Все встали на молитву и вдруг услыхали, что кто-то громко застучал в ворота. Монах-привратник открыл и видит: стоят возы, полные тёплого хлеба, будто только что из печки. Люди, которые привезли хлеб, сказали, что их прислали к преп. Сергию, но откуда — не сказали. Тогда преподобный велел звонить в колокол, собрал всех иноков, и начали служить молебен. Благодарили Бога за то, что Он услышал их молитвы.

Житие приводит два случая, когда через Сергия действовали и силы карающие.

Вблизи монастыря богатый отобрал у бедного свинью. Потерпевший пожаловался Сергию. Тот вызвал обидчика и долго убеждал - возвратить взятое. Богатый обещал. Но дома пожалел и решил не отдавать. Была зима. Свинью он только что зарезал, она лежала у него в клети. Заглянув, он видит, что вся туша уж изъедена червями.

3. Социализация. Выступление от каждого представителя группы в других группах.

Заполнение таблицы, предоставляя слово каждой группе.

Внешний облик

характер

Роль в обществе

Нравственные качества личности


Миротворец

посол

защитник

радел за православную веру,

служил народу

помогал людям

исцелял больных


Смирение

мудрый,

милосердный, идеальный

‰образец

нравственного и духовного

совершенства


4. РАЗРЫВ

В наше время нужны такие нравственные качества личности?


5. Работа с информацией. Группам предлагаются карточки с высказываниями великих людей. Эти карточки располагаются на столе учителя текстом вниз. Участники работы подходят к столу и выбирают наугад по карточке, как экзаменационные билеты, затем садятся на свои места и внимательно знакомятся с полученным текстом.

«Народ, привыкший сто лет дрожать при одном имени татарина, — писал историк Василий Ключевский, — собрался, наконец, с духом, встал на поработителей и не только нашёл в себе мужество встать, но и пошёл искать

татарские полчища в открытой степи и там повалился на врагов

несокрушимой стеной, похоронив их под своими многотысячными костями. Как могло это случиться? Откуда взялись, как воспитались люди, отважившиеся на такое дело, о котором боялись и думать их деды? Мы знаем одно, что преподобный Сергий благословил на этот подвиг главного вождя русского ополчения, и этот молодой вождь был человек поколения, возмужавшего на глазах преподобного Сергия».

«При имени преподобного Сергия народ вспоминает свое нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое, и затверживает правило, что политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравственной».
В.О. Ключевский

«Сей святой старец, отвергнув мир, еще любил Россию, ее славу и благоденствие: летописцы говорят, что он предсказал Димитрию кровопролитие ужасное, но победу-смерть многих героев православных, но спасение Великого князя...Сергий вручил им знамение креста на схимах и сказал: « вот оружие нетленное! Да служит оно вам вместо шлемов!»8

Карамзин Н.М.

« Сергий пользовался всеобщим уважением: его молитвам приписывали большую силу; за ним признавали дар пророчества. Сергий не только ободрил Димитрия, но и предсказал ему победу. Такое предсказание, сделавшись известным, сильно возбудило в войске отвагу и надежду на победу».9

Костомаров Н.И.

«Время, когда жил Сергий, было не мирное время. Даже в церкви, если « был мир в идеях», зато была «действенность в политике». Но Сергий, хотя слава его пронеслась уже далеко и многие приезжали требовать его помощи, - не вступал ни во что. Он только утешитель, только миротворец. Так же, когда приехал к нему Дмитрий, прося благословения на бой с татарами, он, тихий отшельник, плотник, святитель, стал перед трудным делом. Не особенно ценил он печальные дела земли. Сначала попытался уговорить князя еще раз пойти с покорностью к ордынскому царю: « Если враг хотят от нас чести и славы- дадим им; если хотят золота и серебра -дадим им...» Князь отвечал, что уже пробовал и теперь уже поздно. Лишь тогда Сергий благословил его на смертный бой».10

Зинаида Гиппиус

« Как святой Сергий одинаково велик для всякого. Подвиг его всечеловечен. Но для русского в нем есть как раз и нас волнующее: глубокое созвучие народу, великая типичность-сочетание в одном рассеянных черт русских. Отсюда та особая любовь и поклонение ему в России, безмолвная канонизация в народного святого, что навряд ли выпала другому. Сергий жил во времена татарщины. Лично его она не тронула : укрыли леса радонежские. Но он к татарщине не пребыл равнодущен. Отшельник, он спокойно, как все дела в жизни, поднял крест свой за Россию и благословил Димитрия Донского на ту битву, Куликовскую, которая для нас навсегда примет символический, таинственный оттенок. В поединке Руси с ханом имя Сергия навсегда связано с делом созидания России».

Зайцев Б.К.

«Я писал жизнь хорошего русского человека XIV в., лучшего человека древних лет Руси, чуткого к природе и её красоте, по-своему любившего родину и по-своему стремившегося к правде. Эту прекрасную жизнь я и пытался передать».

Михаил Васильевич Нестеров

«…Никогда не подвигся он на гнев, ничем никогда не соблазнился, никого не обидел, нив чем не попускал себе послабления… Всегда тихий и молчаливый, кроткий и смиренный, он со всеми был ласков и обходителен, ни на кого не раздражался…»

Епифаний Премудрый

Каждому участнику мастерской предлагается вступить в письменный диалог с полученным высказыванием, создав текст любого характера.

Рефлексия и социализация. Участники мастерской озвучивают (по желанию) созданные тексты.




Список литературы

Акафист преподобному отцу нашему Сергию игумену Радонежскому и всея России чудотворцу.- СПб.: Общество памяти игумении Таисии, 2011

Зайцев Б.К. Преподобный Сергий Радонежский: Жизнь и подвиг/ Борис Зайцев.- М.: Алгоритм, 2013, с. 34

Орехов Д.Святые места России/ Дмитрий Орехов.- СПб.: Амфора. ТИД Амфора, 2009

Интернет-ресурсы:

http://www.pravoslavie.ru/put/sv/sergijradonezh.htm​​​​​​​

2 Зайцев Б.К. Преподобный Сергий Радонежский: Жизнь и подвиг/ Борис Зайцев.- М.: Алгоритм, 2013, с. 46


3 Житие и чудеса преподобного и богоносного отца нашего Сергия Радонежского, чудотворца. по Четьям-Минеям св. Димитрия Ростовского. Акафист преподобному отцу нашему Сергию игумену Радонежскому и всея России чудотворцу.- СПб.: Общество памяти игумении Таисии, 2011, с. 100-102


4 Житие и чудеса преподобного и богоносного отца нашего Сергия Радонежского, чудотворца. по Четьям-Минеям св. Димитрия Ростовского. Акафист преподобному отцу нашему Сергию игумену Радонежскому и всея России чудотворцу.- СПб.: Общество памяти игумении Таисии, 2011, с. 74

5 Житие и чудеса преподобного и богоносного отца нашего Сергия Радонежского, чудотворца. по Четьям-Минеям св. Димитрия Ростовского. Акафист преподобному отцу нашему Сергию игумену Радонежскому и всея России чудотворцу.- СПб.: Общество памяти игумении Таисии, 2011, с. 76


6 Зайцев Б.К. Преподобный Сергий Радонежский: Жизнь и подвиг/ Борис Зайцев.- М.: Алгоритм, 2013, с. 42

7 Зайцев Б.К. Преподобный Сергий Радонежский: Жизнь и подвиг/ Борис Зайцев.- М.: Алгоритм, 2013, с. 34


8 Карамзин Н.М. Об истории государства Российского. / Сост. А.И.Уткин; Отв. Ред.авт. очерка о Н.М.Карамзине и примеч. С.О.Шмидт.- .: Просвещение, 1990, стр. 123


9 Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. –М.: Мысль, 1993, стр.119

10 Зинаида Гиппиус . Святитель русского православия. К книге

Зайцев Б.К. Преподобный Сергий Радонежский: Жизнь и подвиг/ Борис Зайцев.- М.: Алгоритм, 2013, с. 6


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Интересный, ценный и значимый ресурс! ::smile31::

21 December 2024