Статья «Педагогическая система Марии Монтессори»

0
0
Материал опубликован 22 October 2022



Педагогическая система Марии Монтессори

Основная цель методики Монтессори – вырастить максимально свободною в своих суждениях, выборах и действия личность.

Основная идея метода Монтессори заключается в стимулировании ребенка к саморазвитию, поместив его в подготовленную среду и соответствующую психологическим потребностям ребенка. Задачей же воспитателя является помочь ребенку организовать свою деятельность в этой среде, пойти своим собственным, уникальным путем, реализовать свой творческий потенциал.  

На сегодняшний день педагогика Марии Монтессори - одна из самых востребованных методик развития ребенка, в которой совмещено, казалось бы, несовместимое: свобода и дисциплина, увлекательная игра и серьезная работа. Мария Монтессори осуществила переворот в представлениях о возможностях и способностях детей младшего возраста. Именно это, а также высокий гуманизм воспитательной и образовательной работы, обращенность всей системы к природе ребенка, свобода и отсутствие какого-либо авторитаризма делают ее систему и поныне привлекательной.

Основные моменты педагогической системы М. Монтессори и примеры положительных изменений в ребенке.

      1. Свобода выбора по мнению Монтессори нужно дать возможность ребенку самостоятельно выбирать деятельность. В результате:

ребенок начинает прислушиваться к себе, лучше понимать себя, свои желания и чувства;

учится делать выбор;

учится регулировать свою собственную психическую активность, самостоятельно определяя моменты смены деятельности, ее продолжительность;

свобода выбора формирует в ребенке инициативность;

наряду с соблюдением правила «поработал – убери», ситуация собственного выбора формирует в ребенке ответственность.

2. Наличие специального комплекта дидактического материала Мантессори.

 Дидактическая среда должна быть представлена в полном объеме и обеспечивать удовлетворение потребностей детей выбранной возрастной категории. В результате получим:

всестороннее развитие ребенка во всех направлениях психической деятельности;

максимальная эффективность освоения задач, заложенных в материалах;

3. Контроль ошибок. В Монтессори - материалах заложен контроль ошибок, что позволяет ребенку самостоятельно увидеть ошибку и исправить её без помощи взрослого.  У ребёнка происходит:

формирование адекватной самооценки;

 развитие поисковой активности ребенка, инициативности;

самоконтроль;

развитие аналитических функций мыслительной деятельности, когда ребенок может обнаружить и исправить собственную ошибку;

 4. Дети – активные участники процесса обучения.

дети побуждаются обучать, сотрудничать и помогать друг другу;

формируется чувство взаимопомощи;

 

Психологические принципы.

1. Не делай за ребёнка то, что он может сделать сам. 

Помоги мне это сделать самому! -  принцип, которым следует руководствоваться. Всё, что ребенок может сделать самостоятельно – он делает сам!
Помощь взрослого должна быть минимальной. Это воспитывает:

уверенность в собственных силах;

самостоятельность,

решительность;

более интенсивное овладение и усвоение различных навыков;

формирование адекватной самооценки;

2. Отсутствие оценок взрослого.

Не давать постоянных оценок ребенка и его деятельности. Научить ребенка самого адекватно оценивать собственную деятельность. Это воспитывает:

независимость от чьей-либо оценки;

 формирование позитивного образа «Я»;

уверенность в себе;

умение объективно оценить себя, свои поступки и работу;

3. Отсутствие соревновательного мотива. 

Не сравнивать ребенка с другими.

 формирование позитивной самооценки,

благоприятного образа «Я»;

 самодостаточность;

уверенность в себе.

Метод Монтессори состоит из трех основных частей: ребенок, окружающая среда, воспитатель. Меньше всего требований Монтессори предъявляет к ребёнку. По её мнению, ребёнок растёт и развивается в естественной среде и имеет право на принятие его таким, каков он есть. Его задача - самовоспитание, самообучение и саморазвитие. Роль воспитателя и развивающей среды стать средством такого развития. Развивающая среда Мантессори, дидактический материал стал «золотым фондом» педагогики развития.

Подвинуть ребенка к самовоспитанию, самообучению и саморазвитию – и есть смысл Монтессори – метода.

Включая в образовательную деятельность с детьми дидактические материалы Марии Монтессори, пришли к выводу, что они помогают ребенку ставить цель и находить соответствующие пути ее достижения. Предлагая детям материалы М.Монтессори, следует помнить, что это не учебное оборудование в общепринятом смысле слова, т.к. его целью является не обучение детей навыкам и передача им знаний через “правильное использование”. Главная цель дидактического материала Монтессори - внутренняя: помочь самостроительству ребенка и его духовному развитию.  

Монтессори - материалы представлены в единственном экземпляре, что способствует развитию социальных контактов детей – учит договариваться о совместной работе или о работе по очереди, совместно решать общие проблемы. Дети учатся ждать, наблюдают за работой других детей, учатся находить компромисс.

Для того, чтобы дать ребенку новые понятия, пополнить его словарный запас, педагог использует трехступенчатый урок. Это урок, который состоит из трех этапов или ступеней. 1 ступень – это ступень знания. Здесь ребенку педагог дает новые знания, понятия. Чтобы у ребенка закрепилось это знание, существует 2 ступень - это уровень опыта. Здесь ребенок практически учится. Через опыт усваивает знания, полученные на 1 ступени. Третья ступень -  самая важная, так как на ней происходит обучение.

наша основная роль —

наблюдать, ведь основной девиз методики МАРИИ МОНТЕССОРИ
«Помоги мне это сделать самому!»





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.