Статья на тему «Педагогическая система формирования готовности обучающихся колледжа к профессиональной деятельности»
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Никитин Михаил Евгеньевич,
преподаватель высшей категории,
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Политехнический колледж имени
П.А. Овчинникова», е-mail: pkdip13@mail.ru
Аннотация: Статья посвящена актуальным вопросам готовности обучающихся колледжа к профессиональной деятельности, как необходимого условия развития современного общества. Рассмотрен ряд противоречий педагогического, методологического, научного характера в русле методологических подходов к построению педагогической системы формирования готовности обучающихся колледжа к профессиональной деятельности.
Ключевые слова: Профессиональная готовность обучающихся, методологические подходы к построению педагогической системы формирования готовности обучающихся колледжа к профессиональной деятельности, информационные технологии, средства и методы формирования готовности обучающихся колледжа к профессиональной деятельности.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Профессиональная готовность обучающихся колледжа к профессиональной деятельности как педагогическая проблема
1.2. Методологические подходы к построению педагогической системы формирования готовности обучающихся колледжа к профессиональной деятельности
1.3. Модель формирования готовности обучающихся колледжа к профессиональной деятельности
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Повышение уровня мотивации и профессиональной направленности обучающихся колледжа в процессе формирования готовности к профессиональной деятельности
2.2. Самостоятельная работа как системообразующая основа формирования готовности обучающихся колледжа к профессиональной деятельности
2.3. Результаты реализации модели формирования готовности обучающихся колледжа к профессиональной деятельности
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования.
Изменения содержания и характера труда современного специалиста, связанные с выбором и принятием решений в профессиональной деятельности, вызывает необходимость решения педагогической проблемы формирования готовности обучающихся колледжа к профессиональной деятельности.
Профессиональная готовность современного специалиста определяется как его способность проявлять глубокие и прочные знания, умения и навыки своей профессии, владеть аналитико-техническим мышлением, свободно ориентироваться в изменяющихся условиях современности, самостоятельно планировать и адекватно оценивать свою деятельность, правильно оценивать предъявляемые требования, проявлять свой подход к делу, выбирать способы и методы осуществления поставленных целей.
Формирование готовности к профессиональной деятельности в образовательном процессе является одной из актуальных задач профессиональной подготовки обучающихся колледжа и рассматривается как составляющая профессионально-личностного развития.
Актуальность разработки проблемы формирования готовности к профессиональной деятельности обоснованы в работах Г.И.Ажикина, С.Я.Батышева, Б.П.Есипова, Э.Ф.Зеера, Т.В.Кудрявцева, Н.В.Кузьминой, И.Н.Мошкова, З.А.Решетовой, А.В.Сухарева, П.А.Шавира, В.Д.Шадрикова, и др.
Большинство психологических и педагогических исследований посвящено общему изучению фактора готовности к профессиональной деятельности, которая рассматривается как важнейший личностный компонент.
Вместе с тем, недостаточно разработан вопрос о генезисе готовности к профессиональной деятельности, при каких условиях и в каких формах готовность проявляется как личностное качество.
Понятие «готовность к профессиональной деятельности» в большинстве психолого-педагогических исследованиях соотносится с понятием «самостоятельность», как личностного качества будущего специалиста, которое надо сформировать в процессе профессиональной подготовки.
При этом в опубликованных работах, в процессе профессиональной подготовки, обучающиеся выполняют самостоятельную работу с учебным материалом, самостоятельно решают учебные практико-ориентированные задачи и др.
Если рассматривать понятие готовности к профессиональной деятельности современного специалиста шире, то содержание профессиональной подготовки должно включать не только деятельностные и информационные характеристики, но также и такие профессионально значимые личностные характеристики как: способность к учению, сознательность, уверенность, активная целеустремленность к овладению знаниями, саморефлексия, способность к саморегуляции, умение самостоятельно планировать и адекватно оценивать свою деятельность, ответственность и др.
Сложившаяся практика формирования готовности обучающихся колледжа к профессиональной деятельности и все усложняющиеся требования к молодому специалисту позволяют сформулировать основное противоречие между широко представленным в практике формирования готовности обучающихся колледжа к профессиональной деятельности, отдельными методическими приемами и отсутствием общей методологии исследования процесса профессионально-личностного становления выпускника колледжа.
Таким образом, в психолого-педагогических исследованиях формирование готовности к профессиональной деятельности в аспекте ее рассмотрения готовности как компонента профессионально-личностного становления личности, является недостаточно изученной проблемой, что указывает на ее актуальность и обоснованность проведения данного исследования.
Анализ психолого-педагогической литературы, сложившейся практики формирования готовности обучающихся колледжа к профессиональной деятельности и выявленное противоречие, дают возможность сформулировать проблему исследования, которая заключается в том, каким должен быть педагогический процесс формирования готовности обучающихся колледжа к профессиональной деятельности.
Для решения указанной проблемы исследования, была сформулирована тема исследования: «Педагогическая система формирования готовности обучающихся колледжа к профессиональной деятельности».
Объект исследования - педагогическая система профессиональной подготовки обучающихся колледжа.
Предмет исследования – педагогический процесс формирования готовности обучающихся колледжа к профессиональной деятельности
Цель исследования – теоретическое обоснование, разработка и реализация формирования готовности обучающихся колледжа к профессиональной деятельности.
Анализ состояния исследуемой проблемы в психолого-педагогической литературе, а также обобщение материалов предварительного исследования позволили выдвинуть следующую гипотезу, которая основывается на предположении, что если разработаны теоретические основания решения проблемы формирования готовности обучающихся колледжа к профессиональной деятельности; определена педагогическая система, в которой протекает процесс ее формирования; разработана и реализована модель педагогического процесса формирования готовности обучающихся колледжа к профессиональной; то готовность выпускников колледжа к профессиональной деятельности будет соответствовать профессиональному стандарту.
Выдвинутая гипотеза предусматривает решение следующих основных задач исследования:
Теоретически обосновать построение педагогической системы формирования готовности обучающихся колледжа к профессиональной деятельности.
Разработать модель педагогического процесса формирования готовности обучающихся колледжа к профессиональной деятельности.
Разработать методику организации самостоятельной работы в педагогическом процессе формирования готовности обучающихся колледжа к профессиональной деятельности.
Создать организационно-педагогические условия реализации модели формирования готовности обучающихся колледжа к профессиональной деятельности.
Методы исследования: анализ состояния проблемы в теории и практике педвузов, учебно-методической документации; наблюдение; беседа; экспертная оценка; контроль; эксперимент; тестирование (сокращенный вариант для изучения свойств личности, тесты-опросники для изучения мотивации достижения; статистическая обработка результатов, достоверность различия по Стьюденту).
Теоретическими основами исследования, опирающимися на системный, деятельностный подходы и принципы личностно-деятельностного подхода, служат труды Б.Г.Ананьева, Л.С.Выготского, Н.В.Кузьминой, А.Н.Леонтьева, А.К.Марковой, И.Н.Мошковой, С.Л.Рубинштейна, В.А.Сластенина, А.И.Щербакова, В.Д.Шадрикова и др.
Методологической основой данного диссертационного исследования являются положения теорий о единстве познания и практики, единстве сознании и деятельности; деятельностный подход и принципы личностно-деятельностного подхода, системно-комплексный подход к изучению личности и деятельности.
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2.1. Теоретико-методологические основы формирования готовности обучающихся колледжа к профессиональной деятельности
На данном этапе развития сферы труда все более острее ощущается разрыв между процессом профессиональной подготовки специалистов и теми требованиями, которые практика предъявляет к их профессиональной и профессионально-личностной готовности к самостоятельной деятельности.
Этот разрыв проявляется и в недостаточном уровне профессиональной самостоятельности молодых специалистов, трудностями их адаптации к профессиональной деятельности.
Качество подготовки обучающихся колледжа в современных условиях определяется не столько уровнем их профессиональных компетенций, сколько профессионально-личными качествами, которые характеризуют самостоятельность молодого специалиста.
В этом отношении готовность к профессиональной деятельности является одним из важнейших показателей профессионализма.
Результаты исследования формирования готовности к профессиональной деятельности и применения выпускниками колледжа полученных знаний на практике, показывают, что обучающиеся колледжа, хорошо усвоившие теоретические знания, теряются на практике, не могут объяснить те или иные явления, с которыми сталкиваются в профессиональной деятельности.
В сложившейся педагогической системе профессионального обучения, как показывают исследования, в сознании обучающихся колледжа наблюдается существование двух разобщенных систем: теоретических знаний с одной стороны и практических способов действий - с другой.
Помимо перечисленных недостатков в профессиональной подготовке наблюдается недостаточная осведомленность обучающихся колледжа о способах профессионального самосовершенствования, а также сильных и слабых сторонах своего профессионально-личностного развития.
Структурными элементами готовности к профессиональной деятельности являются планирование деятельности и поведения, определение способов их осуществления, управление поступками и действиями, направленных на достижение поставленных целей, наличие собственных взглядов и убеждений, умение самостоятельно мыслить, разбираться в сложной обстановке, принимать правильные решения и добиваться их реализации, отстаивать свою точку зрения и др.
Готовность к профессиональной деятельности тесно связана со степенью самостоятельности обучающегося колледжа, которая характеризует в какой мере он способен опереться на собственные силы, имеет ли собственное мнение, может ли действовать по своей инициативе, умеет ли правильно оценивать себя.
Готовность к профессиональной деятельности содержит такой компонент как ответственность, которая состоит в необходимости и обязанности обучающегося колледжа отвечать за свои действия. При этом, ответственность невозможна без правильной, адекватной самооценки.
Современный специалист должен систематически овладевать знаниями самостоятельно, уметь находить ответы на поставленные практикой вопросы и в тоже время заниматься совершенствованием практики. Поэтому в процессе обучения в колледже обучающихся необходимо вооружать не только научными знаниями и умениями, но и обучать их методам самостоятельной работы и развивать профессионально значимые свойства личности.
Интенсификация труда, связанная с быстрым старением знаний и современные требования к специалисту, порождает две взаимозависимые и противоречивые тенденции в совершенствовании профессиональной подготовки: с одной стороны повышается значение фундаментальности профессиональных знаний, а с другой стороны нарастает потребность динамичного использования приобретенных знаний в различных производственных ситуациях.
Готовность к профессиональной деятельности проявляется как развитая психологическая готовность специалиста к самостоятельному и эффективному выполнению всех профессиональных функций, обусловливающих результативную деятельность.
Известно, что результативная профессиональная деятельность представляет собой систему, состоящую из трех функционально взаимосвязанных компонентов: ориентировочного, исполнительного и контрольно-коррекционного.
Ориентировочный компонент осуществляет функцию исследования предметных условий деятельности (ее предмета, средств, характера преобразования предмета в конечный продукт) – выявления их существенных характеристик для достижения цели – и функцию планирования способа выполнения деятельности (исполнительных операций). Ориентировочный компонент определяет успешность выполнения деятельности, ее разумность и сознательность, способ ее организации самим субъектом.
Исполнительный компонент системой своих операций преобразует предмет деятельности в ее конечный продукт.
Контрольно-коррекционный компонент образует по ходу выполнения деятельности «обратную связь».
Предметная специфика профессиональной деятельности детерминирует содержательные аспекты готовности, в тоже время она дает возможность эмпирически изучать и диагностировать степень и особенности формирования готовности обучающихся колледжа к профессиональной деятельности. В свою очередь, предметная специфика является формирующим фактором профессионализма.
Исследование проблем, связанных с формированием готовности к профессиональной деятельности, имеет большое значение при подготовке обучающихся колледжа в аспекте развития саморефлексии, самокорректировки, саморегуляции, мотивации к учебной деятельности.
Наивысшую самостоятельность обучающихся колледжа проявляют в тех случаях, когда выполняя задание, они не просто воспроизводят готовые образцы, повторяют действия, а вносят в работу свое, новое (для них), вырабатывают собственный способ (стиль) мышления и деятельности в процессе обучения.
Формирование готовности обучающихся колледжа к профессиональной деятельности повседневно связана с проблемой волевых усилий: что делать? как делать? как преодолеть трудность? Почему делать так, а не иначе? Эти вопросы требуют от обучающихся активной деятельности, а от преподавателей разумной организации деятельности.
Готовность к профессиональной деятельности определяется рядом умений, имеющих большую подвижность и носят сознательный характер выполнения действия с возможностью перехода в творчество.
Готовность к профессиональной деятельности формируется и развивается либо стихийно (бесконтрольно), либо целенаправленно, под педагогическим контролем и самоконтролем самих обучающихся колледжа.
Контролируемое и самоконтролируемое формирование готовности к профессиональной деятельности требует разработки модели педагогического процесса формированием готовности.
Для разработки этой модели необходимо:
выявить и определить основные структурные компоненты (элементы) готовности к профессиональной деятельности;
выделить существенные характеристики компонентов готовности к профессиональной деятельности;
определить средства диагностики и оценки признаков готовности к профессиональной деятельности;
определить средства формирования основных компонентов готовности к профессиональной деятельности;
На основе анализа психолого-педагогической литературы определены следующие структурные компоненты готовности к профессиональной деятельности:
способность к самообучаемости;
умение самостоятельно планировать, выполнять и адекватно оценивать свою деятельность;
саморефлексия как самосознание своей личности и самостоятельности;
способность к саморегуляции;
способность к самокорректировке;
способность к самостоятельному решению задач;
ответственность.
Исследование показало, что мотивация на готовность к профессиональной деятельности зависит не только от целей и задач профессиональной подготовки обучающихся колледжа, но и от их индивидуальных особенностей.
2.2. Психолого-педагогические условия реализации модели формирования готовности обучающихся колледжа к профессиональной деятельности
Исходя из деятельностного подхода, готовность к профессиональной деятельности обучающихся колледжа будет формироваться лишь при условии более полного включения его в профессиональную деятельность, успешность которой невозможна на основе ситуативно возникающей направленности; оно предполагает соотнесенность с глубинными личностными образованиями.
В связи с этим, исследование профессионального самоопределения выпускника колледжа предполагает анализ структуры «смыслового образования», внутренне детерминирующего процесс профессионального самоопределения, условий изменения его компонентов в ходе учебной деятельности.
Особое значение при самоопределении имеют мотивы, лежащие в основе профессионального самосознания. Благодаря им углубляется личностный смысл предстоящей профессиональной деятельности, складывается убежденность в целесообразности ее выбора. Для того чтобы профессиональная деятельность приобрела необходимый личностный смысл нужно, чтобы в процессе учебной деятельности у обучающихся сформировалось новое отношение к себе как субъекту этой деятельности[33].
Понятие готовность к профессиональной деятельности более углубленно может быть определено с точки зрения системного подхода через понятия структуры и функции. Понятие «структура» отражает форму и целостность изучаемого объекта, явления, процесса. Понятие «функция» выражает конкретную направленность действий на достижение каких - либо целей. Функция есть и сам процесс выполнения действий, решения задач и показывает причино-следственную зависимость между структурой и объектом или субъектом деятельности и окружающей средой.
В структуре профессиональной деятельности различают информационную, развивающую, ориентационную, мобилизационную и исследовательскую (гностическую) функции.
Применение данных категорий системного подхода к анализу готовности к профессиональной деятельности, как личностному новообразованию, означает, что готовность - есть определенная структура, имеющая определенные функции в общей структуре профессиональной деятельности и влияет на конечные результаты.
Готовность к профессиональной деятельности определяется как имеющая следующие компоненты, функциональная структура:
способность к самообразованию;
умение самостоятельно планировать, выполнять и адекватно оценивать свою деятельность;
рефлексия в оценке и самооценке профессионально-личностных качеств;
способность к самоуправлению и самоконтролю;
способность к самостоятельному решению, выбору наиболее рациональных способов решения, умение переноса знаний, умений и навыков к решению новых задач, умение прогнозировать результаты выполнения решения задач);
коммуникабельность и др.
Данные компоненты являются глубинными структурно-функциональными свойствами личности, которые обеспечивают формирование готовности обучающихся к профессиональной деятельности, отражают динамику профессиональных сторон личности и являются механизмами, обеспечивающими активность в учебной и профессиональной деятельности.
О степени готовности к профессиональной деятельности можно судить по уровню развития у обучающихся самоанализа, самооценки, самоконтроля.
Обучающиеся, обладающие высокой самооценочной позицией, описываются обычно в терминах большей самостоятельности, меньшей конформности, позитивного отношения к окружающему.
Обучающиеся с низкой самооценкой отличаются склонностью к психической изоляции, выражаемую в пассивности поведения, порождаемую стремлением избежать возможной неудачи.
Благоприятные условия для повышения самоконтроля создаются тогда, когда обучающийся осознает тот факт, что он - объект собственного контроля, осознает роль самоконтроля в воздействии на себя и в профессиональной деятельности.
Самоконтроль следует понимать как одно из звеньев замкнутого контура самоуправления или саморегуляции, функциональным назначением которого является установление степени рассогласования между эталоном и контролируемой составляющей, то есть между тем, что должно быть, и тем, что может быть или фактически уже есть.
Важными условиями формирования самоконтроля являются наличие у обучающихся необходимого запаса знаний и умения пользоваться ими. Самоконтроль становится более осознанным и развернутым, если обучающиеся сталкиваются в процессе учебной деятельности с определенными трудностями и начинают испытывать чувство неуверенности в правильности выполняемого задания.
Реализация самоконтроля зависит от степени мотивации, которой обучающийся руководствуется в своей деятельности, степени уверенности – неуверенности, связанной с самооценкой и уровнем притязаний, условий, содержания и сложности выполняемой деятельности.
Самоконтроль является функцией саморегуляции. Благоприятные условия для повышения эффективности самоконтроля создаются тогда, когда обучающийся осознает тот факт, что он - объект собственного контроля, осознает роль самоконтроля в воздействии на себя и в профессиональной деятельности.
Модель формирования готовности обучающихся колледжа к профессиональной деятельности рассматривается не только как идеальная теоретическая схема, но и как обобщенный реальный образ специалиста, которому приходится решать сложные производственные задачи в процессе практической деятельности.
Оценка качества подготовленности молодого специалиста может рассматриваться двояко: с одной стороны, по объекту теоретических и практических знаний и умений, получаемых обучающимся колледжа в период обучения, рассматриваемых как его потенциальные возможности, с другой по результатам его самостоятельной профессиональной деятельности.
Таким образом, сформированная готовность обучающихся колледжа к профессиональной деятельности поможет молодому специалисту успешно адаптироваться в профессиональной среде, ликвидировать разрыв, который может быть между его профессиональной подготовленностью и всевозрастающими требованиями жизни и практики.
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Методологической основой в психолого-педагогических исследованиях является деятельностный подход и принципы личностно-деятельностного подхода, которые позволяют выделить профессионально-личностные компоненты готовности обучающихся колледжа к профессиональной деятельности к которым относятся: способность к самообучаемости, способность самостоятельно планировать, выполнять и адекватно оценивать свою деятельность, саморефлексия как самосознание своей личности и самостоятельности, способность к саморегуляции, способность к самокорректировке, способность к самостоятельному решению задач; ответственность.
Главными критериями проявления формирования готовности обучающихся колледжа к профессиональной деятельности признаются сформированность у них профессиональных знаний, умений, профессионально значимых качеств и свойств личности, а также степень самостоятельности в самоорганизации, планировании учебной и профессиональной деятельности и ответственность за свои действия.
На основе системного подхода к структуре готовности обучающихся колледжа к профессиональной деятельности выявлены уровни готовности, сформированность которых определяется в зависимости от изменения в деятельности обучающихся колледжа и соотношения ее компонентов.
Выделяются три уровня готовности обучающихся колледжа к профессиональной деятельности: низкий – уровень недостаточной сформированности всех компонентов, отсутствие самостоятельности в овладении знаниями профессиональной деятельности; средний - уровень активности под руководством; познавательная активность проявляется в стремлении к знаниям, к учению и выражается в накоплении опыта деятельности на уровне овладения частными методами познания, применение имеющихся знаний в решение новых задач; высокий – уровень обеспечивающий полное развитие и согласование всех компонентов.
4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Акулин, С.В. Формирование профессиональной готовности обучающихся в вузах силовых ведомств к оперативно-боевой деятельности: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 /Акулин Сергей Валентинович. Нижний Новгород. 2014. 191 с.
Афонина М.В. Формирование готовности старшеклассников к самостоятельной деятельности при профильном обучении: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 /Афонина Мария Владимировна. Ижевск. 2006. 170 с.
Бальчугов С.Г. Педагогическое обеспечение формирования готовности курсантов военных образовательных организаций высшего образования к научно-исследовательской деятельности: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 /Бальчугов Сергей Георгиевич. Новосибирск. 2016. 146 с.
Борисова С.П. Система формирования готовности студентов - будущих экономистов к профессиональной деятельности // Вестник СамГТУ. Сер.: Психолого-педагогические науки. 2011. № 2 (16). С. 13–18.
Брыкова Е.Ю. Психологическая и личностная готовность к овладению воинскими специальностями: дис. ... канд. псих. наук: 19.00.01 / Брыкова Елена Юрьевна. М., 2015. 171 с.
Выгузова Е.В. Формирование готовности к будущей правоприменительной деятельности курсантов образовательных организаций высшего образования МЧС России: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Выгузова Евгения Вячеславна. Екатеринбург. 2017. 186 с.
Голенкова О.В. Формирование в вузе профессиональной готовности бакалавра по направлению подготовки «социальная работа» к сопровождению детей, оставшихся без попечения родителей: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Голенкова Ольга Валерьевна. М., 2014. 251 с.
Данилова В.В. Формирование партисипативной готовности будущих учителей к воспитательной деятельности: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Данилова Виктория Валерьевна. Челябинск, 2015. 235 с.
Дахина Е.Р. Педагогические условия формирования готовности выпускников вузов к трудоустройству: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Дахина Елена Рашитовна –Астрахань, 2017. 194 с.
Ефимова С.А. Модернизация системы аттестации обучающихся профессиональных образовательных организаций в условиях становления российской национальной системы квалификаций: дис. ... док. пед. наук: 13.00.08 / Ефимова Светлана Александровна. М., 2017. 338 с.
Жуков, Г.Н. Формирование профессиональной готовности студентов к деятельности мастера профессионального обучения / Г.Н. Жуков. Екатеринбург : Изд-во Российск. гос. проф.-пед. ун-та, 2003. 439 с.
Иванова М.А. Формирование готовности специалистов среднего звена к использованию информационных и коммуникационных технологий при организации перевозок и управлении на транспорте (на примере автомобильного транспорта): дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Иванова Маргарита Александровна. М., 2017. 162 с.
Игнатович С.С. Формирование готовности учащихся к проектированию индивидуального образовательного маршрута в основной общеобразовательной школе: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Игнатович Светлана Сергеевна. Краснодар, 2014. 182 с.
Ильинская Я.А. Региональная система дополнительного непрерывного образования как ресурс профессионального развития личности: дис. ... док. пед. наук: 13.00.08 / Ильинская Яна Анатольевна. Петропавловск-Камчатский, 2016. 374 с.
Исмаилов Э.Э. Сравнительно-педагогический анализ систем среднего профессионального образования Швеции и России: дис. ... док. пед. наук: 13.00.08 / Исмаилов Эльхан Эюб оглы. Калининград, 2004. 244 с.
Киселева Н.Р. Система оценивания качества преподавания учебной дисциплины в организации среднего профессионального образования: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Киселева Нэлли Рависовна. Великий Новгород. 2014. 193 с.
Кузьминов Р.И. Формирование готовности студентов к дидактическому проектированию в процессе профессионально-педагогической подготовки в вузе: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Кузьминов Роман Иванович. Ставрополь. 2004. 171 с.
Кучерявенко, И.А. Проблема психологической готовности к профессиональной деятельности / И.А. Кучерявенко // Молодой ученый. 2011. №12. Т. 2. С. 60-62.
Ларина Т.В. Педагогическая система обеспечения качества военно-профессионального образования курсантов военных вузов: дис. ... док. пед. наук: 13.00.01 / Ларина Татьяна Владимировна. М.: 2015. 384 с.
Луговая О.М. Педагогические условия формирования профессиональной готовности специалистов по социальной работе с военнослужащими и членами их семей (на материалах Ставропольского края) : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Луговая Ольга Михайловна. Ставрополь, 2004. 195 с.
Люсев, В.Н., Корчагина, М.В. Психолого-педагогический анализ понятия «готовность к научно-исследовательской деятельности будущих педагогов профессионального обучения» / В.Н. Люсев, М.В. Корчагина // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. Кострома, 2012. № 1. Т. 17. С. 64–68.
Мухамедина Э.Ж. Организационно-педагогические условия развития готовности начинающего преподавателя к профессиональной деятельности в военном вузе: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Мухамедина Эльвира Жумабековна.Омск. 2016. 237 с.
Николаева С.В. Формирование готовности к профессиональной деятельности специалиста интегративного профиля в процессе непрерывного профессионального образования: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Николаева Светлана Викторовна. Самара. 2014. 206 с.
Петров А.Ю. Теоретические основы формирования профессиональной компетенции выпускника спецвуза / А.Ю. Петров, С.В. Акулин // Вестник Владимирского юридического института. 2012. № 2.
Поднебесова М.И. Формирование готовности будущих бакалавров машиностроения к самообразовательной деятельности: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 /Поднебесова Мария Игоревна. Самара. 2017. 229 с.
Простяков А.А. Развитие готовности студентов к педагогической деятельности на основе формирования профессионального самосознания: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Простяков Александр Александрович. Ставрополь. 2004. 168 с.
Психологическая готовность к деятельности / Под общ. ред. В.Н. Дружинина. СПб.2001. 656 с.
Спесивцева Н.В. Формирование андрагогической готовности будущих работников библиотечно-информационной сферы в процессе профессиональной подготовки в вузе: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Спесивцева Надежда Викторовна. Йошкар-Ола. 2014. 219 с.
Тагаева Т.В. Формирование готовности студентов медицинского вуза к психолого-педагогической деятельности: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Тагаева Татьяна Владимировна. Великий Новгород. 2015. 202 с.
Фомина, В.Н. Готовность выпускников вузов к самостоятельному трудоустройству как индикатор их актуализированности / В.Н. Фомина, И.А. Гладкова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2009. № 3. С. 29-36.
Чучалова О.Н. Мотивационная готовность к самореализации интеллектуальных способностей: дис. ... канд. псих. наук: 19.00.01 / Чучалова Ольга Николаевна. Томск, 2015. 102 с.
Шадчин, И.В. Формирование готовности студентов вуза к научно-исследовательской деятельности как теоретико-методологическая проблема / И.В. Шадчин // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. Кострома, 2012. № 1. С. 116–119.
Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Изд-во Наука, 1992. 84 с.