12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Гриненко Галина Николаевна20 |
Педагогические функции в обучающем процессе
Педагогические функции в обучающем процессе
Гриненко Галина Николаевна
преподаватель
ГБПОУ «Армавирский медицинский колледж»
г. Армавир, ул. Свердлова, 79
тел: 8-953-093-27-51
электронная почта:
Аннотация
Данная статья раскрывает понятие педагогических функций. Знакомит читателя с важностью их понимания с целью применения в обучающем процессе. В статье рассматривается несколько наиболее распространенных педагогических функций, раскрывается их значение, умение грамотно применять в практической деятельности. Важность статьи в том, что педагогу необходимо владеть и умело применять данные функции в зависимости от конкретной сложившейся ситуации и поставленной цели. Помочь ученикам реализовать свои возможности, найти свои пути к достижению поставленной цели, не бояться критики со стороны окружающих.
Ключевые слова
«Великая цель образования — не только знания, но и прежде всего действия»
Н.И. Мирон
Педагогическая функция – предписанное педагогу направление применения профессиональных знаний и умений. Главными направлениями приложения педагогических усилий являются обучение, образование, воспитание, развитие и формирование учащихся [1].
Педагог - это человек, который, владея знаниями педагогических функций, ведет учеников к достижению намеченной цели. А целью является познание того или иного предмета, овладениями умениями и знаниями и способность применять полученные навыки в практической деятельности. Чтоб заинтересовать учащегося предстоящим процессом обучения, надо быть и отличным организатором, и умелым диагностом, и грамотным проектировщиком, и дипломатом. Ведь будь то класс учеников или группа студентов, все они совершенно разные личности во всех отношениях: и в воспитательном, и в познавательном, и в культурном плане. И чтоб достичь конечной цели обучения, педагог должно найти индивидуальный подход к каждому своему воспитаннику. Дать понять ему как он важен и как он неординарен как личность.
Я никогда не задумывалась о важности педагогических функций и их реализации в процессе преподавания и простого общения до того момента, пока не столкнулась с классным руководством.
Я проснулась рано утром с мыслью о том, что скоро мне предстоит встретить свою новую группу. На душе было как-то тревожно: какие они? сколько их? как они быстро найдут общий язык со мной и друг с другом? Эти мысли меня преследовали до самой торжественной линейке, посвященной «Дню знаний», пока я не увидела лица своих новых подопечных. Они были абсолютно разные: кто весело щебетал со своими родителями, кто стоял с испуганными широко раскрытыми глазами в стороне, кто широко улыбался мне в ответ. Я поймала себя на мысли, что это не они переживают о предстоящем знакомстве, а я. Я постоянно прокручивала в голове свой монолог первого общего классного часа, так как хотела предстать перед аудиторий уверенным в себе, грамотным и компетентным педагогом-руководителем. Хотела заручиться поддержкой их родителей и понравиться студентам.
Таким образом, на данном этапе реализовалась коммуникативно- обучающая функция, которая является неотъемлемой частью образования. Коммуникативная функция — установление с субъектами в обучении целесообразных взаимоотношений для стимулирования их активности в учении и других видах деятельности, для формирования у них устойчивого познавательного интереса и, в конечном итоге, познавательной потребности к знаниям и умениям вообще и к знаниям и умениям в своей будущей профессиональной деятельности, в частности.
Коммуникативная функция связана с прямым, непосредственным, вербальным взаимодействием, общением преподавателя с обучающимся[2].
Основная задача коммуникативно-обучающей функции преподавания — мотивационное, личное, непосредственное воздействие преподавателя на обучающихся для их предварительной ориентировки в предстоящей учебной деятельности и стимулировании их активности в учении. При этом именно «живое» общение преподавателя с группой обучающихся дает потенциально наибольший информационно-мотивационный эффект.
Когда родители разошлись, мы стали знакомиться. Каждый ребенок рассказывал о себе понемногу: о своих увлечениях, о своей семье, питомцах и многом другом. Я молча слушала, наблюдала за их поведение, манерой общения и складывала первоначальное впечатление о каждом студенте: уровне его интеллектуальных способностей, культуре общения и т.д.
На данном этапе реализовалась диагностическая функция педагогики. Управление процессом обучения основывается прежде всего на знании учащихся. Без знания особенностей физического и психического развития обучающихся, уровня их умственной и нравственной воспитанности нельзя осуществить ни правильной постановки цели, ни выбрать средства ее достижения. Поэтому я должна была определить с чем мне предстоит столкнуться и какие педагогические технологии оптимально применять в процессе обучения, чтоб достичь единого уровня усвоения своей дисциплины и взаимопонимания между студентами и лично со мной.
Реализуя диагностическую функцию, классный руководитель может преследовать двоякую цель: во-первых, определять результативность своей деятельности, во-вторых, диагностика из инструмента изучения личности может превратиться в инструмент развития индивидуальности студента[1].
Диагностическая функция, на мой взгляд, является платформой для еще двух функций- прогностической и проектировочной. Ведь, зная какие способности у каждого студента, педагог должен максимально точно определить результаты своей деятельности в имеющихся конкретных условиях и, исходя из этого, определить стратегию своей деятельности, оценить возможности получения педагогического продукта заданного количества и качества. Проективная (проектировочная) функция заключается в конструировании модели предстоящей деятельности, выборе способов и средств, позволяющих в заданных условиях и в установленное время достичь цели[3].
Таким образом, зная возможности к обучения своих учеников и предвидя результат своей деятельности, преподаватель выбирает наиболее эффективную педагогическую технологию, которая приведет к намеченной цели обучения.
С одной стороны, все эти три функции (диагностическая, прогностическая и проектировочная) занимаются решением различных по своей сути вопросов, но, с другой стороны, они являются разными сторонами одной общей педагогической функции- конструктивно-планирующей, которая занимается прогнозированием и планированием учебного процесса.
В течении последующей недели я определила кто из группы проявляет качества организатора и лидера, к чьему мнению прислушиваются учащиеся, кто больше любит выполнять задания пассивно, что интересно каждому студенту. Мне предстояло собрать классный час по поводу выбора актива группы и организовать дальнейшую «жизнь» в группе в качестве сплоченного коллектива. Следовательно, речь идет об организаторской функции.
Организаторская функция педагогической деятельности связана с вовлечением учащихся в намеченную воспитательную работу и стимулированием их активности. Для этого преподавателю необходимо выработать целый ряд умений. В частности, он должен уметь определять конкретные задачи по обучению и воспитанию учащихся, развивать их инициативу в планировании совместной работы, уметь распределять задания и поручения, руководить ходом той или иной деятельности. Очень важным элементом этой деятельности является также умение вдохновлять учащихся к работе, вносить в нее элементы романтики и осуществлять тактичный контроль за ее выполнением[4].
Как куратор группы, и прежде всего как педагог, я обязана выполнять информационно-объяснительную функцию. Ее большое значение обусловливается тем, что все обучение и воспитание по существу в той или иной мере основано на информационных процессах. Педагог в этом случае выступает не только как организатор учебно-воспитательного процесса, но и как источник научной, мировоззренческой и нравственно-эстетической информации. От того, как сам преподаватель владеет учебным материалом, зависит качество его объяснения, его содержательность, логическая стройность, насыщенность яркими деталями и фактами. Вот почему так важно не просто хорошо знать свой предмет в теоретическом плане, но и любить его, передавая свои эмоции ученикам.
Аналитико –оценочная функция педагогики основывается на анализе процесса обучения и воспитания, способности вносить в него надлежащие коррективы, оценивать итоги своей деятельности. Грамотно сформированный учебно-воспитательный процесс, полное взаимопонимание между учителем и учениками ведет в положительной оценке педагогической деятельности. Обязанность преподавателя заключается в адекватном анализе своих действий и формировании выводов о дальнейшем использовании выбранной педагогической технологии. Если же его не устраивает результат обучения и образовательная цель не полностью достигнута, значит, необходимо менять тактику преподавания. Поэтому умелое владения аналитико-оценочной функцией так необходимо педагогу в процессе его педагогической деятельности.
В заключении статьи хочу сказать, что педагог- это мастер, который должен умело манипулировать всеми имеющимися педагогическими функциями в процессе образования и воспитания. Ведь все они взаимосвязаны и преследуют общую цель- достижение положительного результата в обучающем процессе, умение в дальнейшем применять теоретические знания в практической деятельности. Каждая отдельная функция является началом или продолжением последующей. И учитель, зная эту особенность, должен выстраивать их в нужной ему последовательности, конкретной для данной ситуации. И только в этом случае процесс обучения будет гармоничный и плодотворный, задачи обучения будут реализованы в полной мере, а цели обучения будут достигнуты
Список литературы:
Роботова А.С. Введение в педагогическую деятельность/ Роботова А.С., Леонтьева Т.В., Шапошникова И.Г. и др. – М.: Академия, 2009. – 208 с.
Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2009.
Орлов А.А. Введение в педагогическую деятельность: Практикум: Учеб.-метод. пос./ А.А. Орлов, А.С. Агафонова. Под ред. А.А. Орлова. - М.: Академия, 2007.
Мижериков В.А. Введение в педагогическую деятельность /В.А. Мижериков, Т. А. Юзефавичус.– М.: Роспедагентство, 2009.
6