Статья «Ведение кружка научно-технического творчества по физике, как залог формирования профессиональных компетенций в среде СПО»
Статья
Преподавателя физики Пермского авиационного техникума Коваленка Юрия Ивановича
Ведение кружка научно-технического творчества по физике как залог формирования профессиональных компетенций в среде СПО.
В последнее время мне нередко приходилось слышать от своих студентов то, что в школах не проводятся лабораторные работы по физике, или иногда лабораторные работы выполняются в электронном виде и на компьютере. Реальная ситуация в Пермском крае свидетельствует о том, что действительно во многих школах не проводятся лабораторные работы по физике, как того требуют нормативные акты РФ. От студентов первокурсников приходилось слышать «физика неинтересная наука». Сам себе задаю вопрос как физика может быть неинтересной?
Данную ситуацию с изучением курса физики я решил использовать с выгодой для себя и для нашего учебного заведения. Обладая хорошем техническим обеспечением кабинета физики, решил продолжать добрую традицию пополнять кабинет физик различными техническо-методическими устройствами, которыми ранее занимался наш преподаватель ( а ныне – ветеран труда) заслуженный учитель и главный методист края в советское время Юрий Николаевич Власов. Приняв от него кабинет физики, я восхищался тем вкладом, который внес этот человек за 45 летний стаж работы в нашем учебном заведении. Со своей стороны у меня появилась возможность продолжить эту славную традицию.
Была поставлена задача привлечь студентов к изготовлению технических устройств, которые в дальнейшем могли бы быть полезными в изучении курса физики в курсе СПО. Для осуществления этой цели нужны студенты с умелыми руками, но выявить этих студентов не так просто, как может показаться на первый взгляд неопытному преподавателю. Как показал мой личный опыт, студенты не хотят тратить свое время на конструирование различных технических устройств по следующим причинам:
1) Преподаватель не уделяет должного времени на то, чтобы студенты после занятий могли бы заниматься техническим –творчеством.
2) Преподаватель не является специалистом своего предмета, студенты невольно ощущая это, не хотят ничем заниматься особенно сборкой каких либо технических устройств.
3) Большая загруженность преподавателя не дает возможности заниматься техническим творчеством со студентами.
4) Собственная лень и нежелание работать преподавателя.
По моему мнению – это основные причины с которыми мне невольно приходилось сталкиваться по привлечению студентов к техническому творчеству. Однако вспомнив народную мудрость «Хочешь изменить мир? Начни с себя» мне пришлось самому изготавливать технические устройства. Брать паяльник в руки, справочники, литературу, интернет источники создавать прибор. Самый первый прибор, который невольно приходилось создавать – дозиметр поисковик. Изучив достаточно немалое количество интернет источников, мне пришлось создать прибор, причем собрать его так, чтобы во-первых принцип работы был простым и понятным для студентов, во вторых не нарушать авторских прав на устройство, то есть нужно создать принципиально-новый прибор. Собрав прибор и продемонстрировав его на занятиях, заметил заинтересованность у некоторых студентов. После этого один из студентов отделения «Вычислительная техника» под моим руководством собрал ещё один такой же дозиметр и занял второе место на конкурсе «Юные Кулибины Пермского края». Таким образом, я невольно пришел к выводу, что если хочешь чтобы студенты занимались техническим творчеством, нужно в первую очередь заниматься самому и задавать темп работы. Если преподаватель сам не занимается техническим устройствами, то студенты ничего сами не сделают, а найти в наши дни настоящего «Менделеева» или «Ломоносова» очень сложно с вероятностью один из миллиона. Однако на одних «лаврах победы» преподаватель долго не продержится, поэтому невольно приходится совершенствоваться и создавать новые устройства, одним из которых является аудиомодулятор плазмы (электрического разряда).
Опыт показал, что большинству студентов нравятся эксперименты по изучению электрического разряда в газах. Наиболее подходящим для этого прибором является трансформатор тесла. Имея у себя в кабинете достаточное количество радиоламп, начал собирать ЛКТ (ламповые катушки тесла) и демонстрировать на занятиях. После таких опытов интерес к изучению физики значительно возрос и большинство студентов ( первого и второго курса) изъявило желание заниматься трансформаторами тесла после уроков. Время проходило незаметно быстро, ребята готовы были оставаться до 10 часов вечера вдохновленные интересными опытами по физике плазмы. Занимаясь с такими приборами, невольно растет опыт не только у студентов, но и у самого преподавателя, что является хорошим стимулом для повышения собственной квалификации и знаний. В результате, образовался творческий коллектив преподавателя и студентов, который смог замахнутся на проект звуковой модуляции плазмы. Год непрерывной работы и проект готов - аудимодулятор электрического разряда на базе генераторного пентода ГУ81М.
С работой прибора можно ознакомиться на сайте http://audiomodulator.okis.ru/
Прибор привлек внимание не только студентов нашего учебного заведения, но и ребят с других учебных заведений края и даже парк научно-технических развлечений, который находится в нашем городе.
Таким образом, формирование профессиональных компетенций по моему мнению на прямую зависит от личного участия преподавателя в процессе научно-технического творчества студентов. Если преподаватель сам не стремится создавать технические устройства, то он никогда не вызовет интереса у учащихся к предмету ( в частности по физике). Нередко приходилось слышать от преподавателей других учебных заведений, что мол «у нас плохой кабинет» или «директор не выделяет средства» , «студенты тупые» и тому подобные высказывания. Директор и не выделит средства, если преподаватель не проявляет должной заинтересованности в учебном процессе.
Я убедился на личном опыте, что процесс привлечения студентов к техническому творчеству начинается с творческой деятельности самого преподавателя, от навыков паяния до создания радиопередатчика. Этому была посвящена статья, в которой я делюсь своим опыт в создании профессиональных компетенций у студентов СПО через техническое творчество. И после этого, задайте сами себе вопрос, как физика может быть неинтересной?
С уважением
Юрий Иванович Коваленок