Статья на тему «Возрастные кризисы: развитие и преодоление»

11
4
Материал опубликован 21 March 2016 в группе

Содержание

I. Введение.

II. Основная часть:

1. Возрастной кризис: понятие и содержание

1.1 Понятие возрастного кризиса

1.2 Содержание и структура возрастного кризиса

2. Кризис подросткового возраста

2.1 Содержание подросткового кризиса

2.2. Возможности решения кризисных ситуаций

III.  Заключение.

IV.  Используемая литература.

 

I. Введение Жизнь человека – процесс непрерывного развития и изменения, в ходе которого каждый индивид проходит определенные стадии: младенчество, детство, отрочество, переходный возраст, взросление, зрелость, пожилой возраст, и наконец, старость и угасание. Каждый из этих этапов характеризуется наличием определенных целей и задач, принципов развития и жизненных ориентиров. На каждой из стадий человек может столкнуться с рядом жизненных проблем и связанных с ними переживаний. Психологи отмечают также определенный набор психологических и поведенческих состояний, которые присущи тому или иному периоду возрастного развития личности. Проживание каждой стадии и переход от одной к другой сопровождается не только этими характерными особенностями, но и целым комплексом нестабильных психологических состояний, которые принято объединять в понятие возрастного кризиса. Кризисному периоду предшествуют периоды качественного обогащения интеллекта, приобретения различных умений и формирование навыков. Все это происходит постепенно, но наступает момент, когда такие знания оказываются в конфликте с осознанием объективной действительности, целесообразностью этих знаний или пониманием целей и путей дальнейшего развития личности. Наступает возрастной кризис, проявляющийся в поведении. В кризисные периоды многие представления человека не проходят проверку на объективность. Но такое разрушение не означает абсолютный крах представлений. Позже, на очередном возрастном этапе, когда кризис оказывается позади, человек имеет возможность переосмыслить и сформировать абсолютно новое представление и модель своего развития.

В современной психологии все кризисы подразделяются на две группы: кризисы детского возраста и кризисы зрелого периода жизни и старости. Кризисы детского возраста происходят в период самого интенсивного становления личности и формирования характера, происходящий обыкновенно под влиянием внешней среды, обстоятельств и взрослых. Кризисы взрослого периода жизни связаны в большей степени с различными обстоятельствами внешних изменений, происходящих с человеком, вовлеченным в социокультурные отношения. Нужно учитывать и тот факт, что личность не прекращает свое развитие в момент завершения одного из возрастных этапов, а продолжает движение к личностному совершенствованию на протяжении всего жизненного периода. Таким образом, можно утверждать, что человеческая жизнь состоит из периодов стабильности и кризисов. При этом, несомненно, периоды стабильного развития четко обозначаются основными характерными признаками, а в момент смены одного периода другим происходит скачок психологического напряжения, представляющий собой возрастной кризис, который может протекать явно или скрыто для окружающих. Сам же человек непременно ощутит это внутреннее напряжение и происходящие в нем изменения.

Возрастные кризисы отличаются от иных кризисных проявлений, к которым относят ряд социальных кризисов, тем, что человек осознает, в первую очередь, изменение временных характеристик. Происходит смена прошлого настоящим и наступление будущего, это течение времени неизбежно, но не всегда наша психика готова воспринимать это адекватно. Но без кризисных этапов невозможно было бы говорить о развитии личности как таковом. Эти периоды необходимы для переосмысления подходов к решению новейших возрастных задач развития. Можно утверждать, что кризис является обязательной частью развития человека.

Исходя из этого утверждения, я сформулировала актуальность темы. Изучения вопроса о возрастных кризисах связано с тем, что кризисы стимулируют человека к развитию.

К вопросу о возрастных кризисах в своих научных трудах обращались многие российские и зарубежные психологи. Широко известны работы Р.А. Л.И. Божович, Л.С. Выготского, В.С. Герасимовой, Г.Г. Гореловой, С.А. Маничева, М.С. Лебединский, А.В. Петровского. Различные аспекты этой проблемы рассматривали и В.Е. Рожнов, В. Слободчиков, Г.У. Солдатова, Э.Э. Сыманюк. Безусловно, в трудах З. Фрейда, Д.Б. Эльконина, М.Г. Ярошевского и др. обнаруживаются важные основополагающие идеи о возрастных изменениях и этапах развития личности.

Цель работы: рассмотреть особенности возрастных кризисов, являющихся закономерными этапами психологического развития личности.

Задачи:

1.                Изучить содержание понятия «возрастные кризисы»;

2.                изучить основные теоретические подходы к изучению феномена

3.                рассмотреть сущность и содержание кризисов на разных возрастных этапах;

4.                выявить закономерности возникновения и развития кризиса подросткового возраста;

5.                разработать практические рекомендации по преодолению кризиса подросткового возраста.

Работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения, списка используемой литературы.

 

II. Основная часть 1. Возрастной кризис: понятие и содержание

1.1 Понятие возрастного кризиса

Толковыми словарями русского языка понятие «кризис» рассматривается строго с критической точки зрения.

КРИЗИС, -а, м. 1. Резкий, крутой перелом в чём-нибудь Кризис болезни. Духовный кризис Правительственный кризис (вызванная, острыми политическими разногласиями частичная или полная отставка правительства). 2. Обусловленное противоречиями в развитии общества расстройство экономической жизни. Экономический кризис Финансовый кризис Кризис перепроизводства. В тисках кризиса. 3. Затруднительное, тяжёлое положение (разговорное). С деньгами у него кризис || прилагательное кризисный, -ая, -ое. Кризисная ситуация. В обыденном сознании понятие «кризис» обычно ассоциируется с тупиком, с безысходностью. Однако в переводе с греческого «кризис» означает решение, резкий поворотный пункт, исход, т.е. нечто прямо противоположное.

Словарь психологических терминов учитывает внутреннее состояние индивида, переживающего определенные жизненные ситуации:

Кризис — 1) ситуация переживания невозможности реализации жизненного замысла. Кризис возникает в поворотных пунктах жизненного пути личности (Шмелев А.Г. Проблемы психологии переживания. 1985. №2. С. 180); 2) перелом в психическом развитии, обязательный и закономерный этап развития личности в онтогенезе, обнаруживающий себя в появлении личностных новообразований.

Учитывая эти особенности понимания понятия «кризис», психологи определяют возрастной кризис как «особые, относительно непродолжительные (до года) периоды онтогенеза, характерные резкими психологическими изменениями» (Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.).

В отличие от кризисов невротического или травматического характера, относятся к нормативным процессам, необходимым для нормального, поступательного хода личностного развития. Возрастной кризис, или кризис развития, – один из основных элементов механизма развития человека. Проблему возникновения личностного кризиса, его причин и содержания, последствий и влияния на этапы развития личности исследовали многие психологи.

А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский рассматривали возрастной кризис как относительно непродолжительный по времени процесс, который возникает при переходе человека от одной возрастной ступени к другой и связан с системными качественными преобразованиями в сфере его социальных отношений, деятельности и сознания.

В отечественной психологии проблема кризисов долгое время рассматривалась в контексте проблем развития и периодизации детства. Л.С. Выготский определял возрастные кризисы как целостное изменение личности человека, регулярно возникающее при смене стабильных периодов. На основании этих изменений Выготский предлагал возрастную периодизацию, прослеживаемую по наличию между периодами таких критических состояний.

По Выготскому, возрастной кризис обусловлен возникновением основных новообразований предшествующего стабильного периода, которые приводят к разрушению одной социальной ситуации развития и возникновению другой, адекватной новому психологическому облику человека. Сам механизм смены социальных ситуаций и есть психологическое содержание возрастного кризиса. Возникновение нового неизбежно ведет к разрушению старого. По Выготскому такое разрушение неизбежно и целесообразно. По его мнению, для кризиса характерно: изменение социальной ситуации развития, неотчетливость границ, наличие конфликта с окружением, наличие нарушений в развитии. То есть на первый план выдвигаются процессы отмирания, свертывания, распада того, что образовалось на предыдущей стадии.

Такой распад (кризис) присущ периодам между стабильными возрастными границами: кризис новорожденности (до 1 мес.), кризис одного года, кризис 3 лет, кризис 7 лет, подростковый (11-12 лет) и кризис юношеский.

Л.С. Выготский в своих работах уделил внимание возрастным кризисам внутри детского возраста. Во второй половине ХХ века Эрик Эриксон предложил рассматривать возрастные кризисы взрослых, являющиеся неотъемлемой частью развития человека. Он утверждал,  что кризисы взрослых, в отличие от детского периода, имеют меньшую привязанность к возрасту. Их развитие происходит медленнее, границы их обычно менее явные, но возможен и внезапный кризис, если он связан с резкими изменениями в социальной ситуации человека.

Зарубежная психология, во многом, ориентирована именно на концепцию Э. Эриксона. По его мнению, в основе каждого кризиса лежит необходимость выбора, перед которым оказывается человек в той или иной жизненной ситуации. Выбор осуществляется между двумя альтернативными вариантами решения возрастных задач развития (Схема 1).

Схема 1. Стадии психосоциального развития (по Эриксону)

кризис пожилой преодоление досуговый

В зависимости от того, какой выбор совершает человек, его дальнейшая жизнь становится более успешной или менее успешной. Такие кризисы и выборы путей решения кризисных ситуаций и приводят к развитию личности. Таким образом, кризис, по Э. Эриксону, обозначает конфликт противоположных тенденций, возникающий вследствие достижения определенного уровня психологической зрелости и социальных требований, предъявляемых к индивиду. Важным моментом теории Эриксона является утверждение, что кризис благотворно влияет на дальнейшую жизнь человека. Это не катастрофа, а момент изменения, критический период повышенной уязвимости и возросших потенций, это переломный пункт в нормальном течении психического развития, это цепь внутренних изменений при относительно незначительных внешних изменениях.

Учитывая взгляды Л.С. Выготского и Э. Эриксона, обратимся к рассмотрению кризисов детского и подросткового возраста. Изменения в период кризиса охватывают три ключевых компонента психологического возраста ребенка: его «социальную ситуацию развития», ведущий тип деятельности и всю структуру сознания ребенка. Предпосылки для этих изменений постепенно и обычно незаметно для окружающих образуются и накапливаются в течение периода, предшествующего кризису, т. н стабильного возраста. Никак не проявляясь в поведении ребенка до определенного момента, эти мотивационные и инструментальные новообразования проявляются в процессе появления структурных изменений строения сознания, личности ребенка на рубеже возрастных эпох. Три ключевых компонента преобразования структуры психологического возраста ребенка порождают друг друга, невнимание к ним может привести не к динамичному развитию личности, а к стагнации и даже к некоторому регрессу, тот же эффект возможен при искусственном ускорении таких кризисных процессов. На этом этапе размышлений появляется закономерный вопрос: если возрастной кризис является объективной реальностью и даже необходим для планомерного поступательного развития, зачем уделять его рассмотрению такой внимание и заниматься изучением этого процесса? Вопрос лежит в поле психологических особенностей развития самого ребенка, в ходе которого может формироваться неправильное отношение к личному кризисному возрасту. Такой эффект возникает, когда внешняя среда, включающая семью, окружение, школу, оказывает осложнения в протекании кризисных процессов и неверный выход из них. Психологи выделяют четыре основных причины подобных осложнений: 1. Откладывание кризиса. Ситуация, когда ребенок не ощущает эффекта от проживания внутреннего конфликта, порождаемого кризисом. Это значит, что не происходит выработка новых моделей поведения и тех новообразований, которые свойственны именно этому возрасту. Школьник не может отказаться от игровых моделей поведения и сталкивается с трудностями, переходя на новый этап, когда нужно сосредоточиться на новом виде деятельности – учебе. 2. Избегание кризиса. Ситуация, когда ребенок пытается уйти от проживания кризиса. Как правило, ребенок занимает более детскую позицию, ссылаясь на самочувствие. Так, школьник, испытывающий трудности с освоением какого-либо предмета или имеющий конфликт во взаимоотношениях с товарищами, пытается найти причину не посещать школу, мотивируя это болезнью, внезапным ухудшением состояния. 3. Проекция во внешнее окружение. Ситуация, когда ребенок стремится переложить ответственность за ошибки и неудачи на окружающих. Так, неудовлетворительное поведение и снизившаяся успеваемость объясняются агрессией со стороны одноклассников и предвзятостью педагогов. 4. Погружение в кризис. Ситуация, когда ребенок не может и не желает выйти из кризисной ситуации самостоятельно в течение длительного периода времени. Ребенок продолжает выполнять уроки только при помощи родителей, обучаясь при этом в среднем звене школы.

 

1.2 Содержание и структура возрастного кризиса

Теоретическое обоснование сложности кризисных процессов, происходящих в периоды между стабильными возрастами, обусловило необходимость их системного научного изучения. В современной психологии выделяют несколько основных концепций, которые предлагают различные взгляды на содержание возрастного кризиса: 1. Кризис 3-х лет складывается при формировании определенного психологического новообразования, которое разные психологи выделяют по-своему. Л.И. Божович предлагает считать таким новообразованием «систему Я». Именно она может дать толчок изменениям во взаимоотношениях, деятельности и личности ребенка. Д.Б. Эльконин предлагает в качестве запуска кризисных изменений рассматривать «личное действие и сознание «я сам», а Т.В. Гуськова и М.И. Лисина видят этот запуск в появлении «гордости за свои достижения». 2. Кризис 7 лет начинается с формирования ориентации на социально-значимую деятельность, которая проявляется в становлении «внутренней позиции школьника». Эту мысль высказывал Л.И. Божович. 3. Кризис подросткового возраста отличается тем, что именно в этот момент начинается активный рост и процесс полового созревания организма. Этот процесс влияет на психофизиологические особенности подростков. Д.Б. Эльконин видел основной психологический эффект в формировании «чувства взрослости», а также стремлении к личной реализации во взаимоотношениях с окружающими. В круг интересов входят и сверстники и более взрослые люди. 4. Кризис юношества возникает при появлении признаков личностной зрелости, которая выражается в ориентации на будущее и выстраивании моделей жизненной перспективы. Ряд психологов определяют сложность этого этапа необходимостью такого ответственного и основополагающего выбора, который ведет к изменениям, прослеживаемым в течение всей жизни. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых и др. отмечают развитие самосознания и механизмов личностной рефлексии на данном этапе, его сложность обусловлена и необходимостью профессиональной ориентации, выбора нравственных моделей поведения, личностного самоопределения. Психологами прослеживается прямая взаимосвязь между возросшими физическими и психологическими возможностями и запросами детей и имеющими у них на данном этапе, сформировавшимися ранее и вступающими в противоречие формами отношений с окружающими людьми. В такие моменты усиливаются всевозможные конфликтные состояния, выражающиеся в повышенной тревожности, капризности и конфликтности, часто это является последствием отсутствия внимания к происходящим изменениям со стороны взрослых. Если взрослые не замечают или отказываются учитывать новые потребности ребенка, кризис проходит более остро. С другой стороны, если реакция взрослых оказывается правильной, родители и учителя проявляют достаточную гибкость и чуткость к таким кризисным состояниям. Таким образом, следует помнить, что кризисные состояния являются свидетельством непрекращающегося положительного изменения и осуществляющегося процесса формирования личности ребенка. Не следует воспринимать эти периоды как аномалию развития, учитывая их необходимость для полноценного становления личности.

Возрастному кризису, как и любому процессу, свойственны определенные стадии развития. Выделение внутри кризисного возраста предкритической, собственно критической и посткритической фаз ввел Л.С. Выготский. Модель критического возраста отражает динамику взаимопереходов реальной и идеальной формы. Причем изменение связано с тем, что в момент возрастного перехода прослеживается открытие новой идеальной формы.

В предкритической фазе назревает острое противоречие между объективной и субъективной гранями социальной ситуации развития (средой и личностным отношением человека к этой среде). В собственно критической фазе это противоречие достигает своего максимума и проявляется во внешнем поведении. Затем в посткритической фазе противоречие разрешается путем образования новой социальной ситуации развития, через установление новой взаимосвязей между ее составляющими.

Предкритическая фаза характеризуется тем, что человеку открывается определенный недостаток реальной формы, в которой он живет. Это происходит в том случае, когда начинает формироваться понимание определенной идеальной модели: нового поведения, нового чувстования, нового восприятия, которое будет возможно в дальнейшем. Во время стабильного цикла человек не испытывает неудобств, имея в арсенале набор поведенческих установок, справляясь с повседневными проблемами с помощью знакомых алгоритмов. Но этого оказывается совершенно недостаточно, когда наступает кризис. Впереди уже осознается иное будущее, которое пока находится в зоне некоторого угадывания.

Критическая (кульминационная) фаза состоит из трех этапов.

1. Первый предполагает попытку реализовать обобщенные представления об идеальном в реальности. Человек стремится воплотить это идеальное в жизнь. Кризисность заключена в сути этого идеального явления: само по себе оно не существует, являясь неким воплощением социокультурного достояния.

2. Вторая фаза представляет собой непосредственно конфликт, являющийся условием поступательного движения вперед. На этой стадии человек осознает невозможность достижения представляемого идеала в реальности. Раньше воплощение идеальной формы в жизнь не могло состояться из-за внешних (объективных) причин. Человек не мог реализовать ее из-за старых моделей поведения, принятых в обществе, из-за старых условий общения с окружающими. Конфликт создает условия для более подробной сортировки этих ограничителей. Он позволяет дифференцировать их на объективные, которые реально связаны с внешними запретами и условиями, и субъективные, к которым относятся внутренние причины – отсутствие необходимых навыков, знаний, моделей поведения. Кроме того, именно на этом этапе человек осознает и эмоциональные преграды, которые не позволяют реализовать идеальное представление в жизни.

И если постепенно объективные обстоятельства нивелируются и сводятся на нет, то субъективные остаются. Их преодоление становится самоцелью и мотиватором для развития, выработки новых моделей поведения, способных преодолеть кризис. На этом этапе человек обнаруживает новое жизненное значение.

3. Третий этап – рефлексия собственных способностей, происходит формирование кризисного новообразования. Безусловно, именно на этом этапе происходит формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности, присвоения жизненного опыта, становления психических функций и развития в целом.

Посткритическая фаза завершает кризисное состояние. В этот период создается новая социальная ситуация личностного развития, принимаются новые формы культурного осознания идеальной формы. Главным становится понимание полноценности новой формы, которая больше не идеализируется, но воспринимается как положительный идеал.

В зависимости от различных факторов, к которым относятся индивидуально-типологических особенности характера индивида, педагогическая система общества и тип культуры в целом, эмоционально-мотивационная сфера, особенности воспитания и обстановки в семье, социальные и микросоциальные условия, возрастные кризисы протекают с различной продолжительностью, остротой и в различных формах. Таким образом, возрастной кризис можно считать переходным периодом, проживаемым человеком в процессе смены возрастных этапов, завершающих определенные стадии личностного развития. В возрастном кризисе заложена обязательная перестройка внутреннего переживания, которое, в сущности, является определяющим внутреннего отношения ребенка к действительности, изменившихся побуждений и потребностей, направляющих его поведение. Для адекватного восприятия процесса развития личности совершенно необходимо понимание внутренней динамики протекания периодов стабильности и кризисов. Неслучайным является и тот факт, что кризисам детского и подросткового возраста уделяют наибольшее внимание психологи. Это, безусловно, связано с теми коренными изменениями личности, которые происходят с подрастающим человеком в моменты кризисных движений. Во второй главе будут рассмотрены особенности кризиса подросткового возрастов и возможные пути его преодоления.

 

2. Кризис подросткового возраста

2.1 Содержание подросткового кризиса

Часто кризисы в жизни взрослых людей воспринимаются более серьезными и важными, нежели кризисы детства и отрочества. Объясняется это, как правило, двумя основными причинами. Во-первых, возрастной кризис взрослого человека часто основывается на более глобальных проблемах, имеющих более сложные пути решения. Выход из этих ситуаций может зависеть от внешних обстоятельств, которые иногда асболютно непреодолимы. Во-вторых, на взрослого человека обычно возлагается ответственность не только за себя, но и за людей, которые от него зависят. Однако нельзя говорить о меньшей значимости кризисов детства и подросткового периода. Часто они становятся куда более разрушительными по своей сути, протекают острее и болезненнее. Связано это с тем, что у развивающейся личности меньше средств психологической защиты, меньше и запас моделей для поведения и преодоления кризисных ситуаций. Поэтому состояние кризиса может оказаться непосильной задачей, которую невозможно решить при отсутствии должного внимания и поддержки со стороны взрослых. Подросток находит средства защиты от кризиса в нарушении дисциплины, вызывающем или девиантном поведении, употреблении запрещенных веществ.

На способности преодолевать такие ситуации сказываются такие негативные обстоятельства, как неимение позитивного опыта преодоления кризиса, отсутствие внешней поддержки. Отсюда возникающие проблемы: ухудшение уровня психологической устойчивости, физической активности, адекватного восприятия решений и прогнозирования их последствий. Эффективное существование возможно лишь тогда, когда личность развивается полноценно и продуктивно. В противном случае человек стремится выбрать один из возможных путей снятия критичных последствий кризиса: стать пассивным, отказаться от принятия решений и личной ответственности или брать от жизни все, что хочется, применяя физическую или психологическую силу.

Выделяют два основных пути протекания кризиса подросткового возраста:

 

1. Кризис независимости. Он, как правило, проявляется в формировании негативного отношения к окружающей действительности, упрямстве, грубости, бунтарстве. Подросток стремится во всем поступать по-своему, отрицает авторитеты и каноны, ревностно охраняет от вторжения свое личное пространство.

2. Кризис зависимости. Он выражается в обратных проявлениях: чрезмерном послушании, детском поведении, возрастающей зависимости от взрослых, неспособности к самостоятельности, инфантилизме, конформизме и стремлении не выделяться, быть «как все».

Ошибочное представление многих родителей о том, что их модель воспитания является успешной, поскольку ребенок продолжает вести себя в ее рамках, может вызвать плачевные последствия, если ребенок так и не сможет найти модели поведения, выводящие его из кризисной ситуации.

Нельзя забывать о том, что первостепенной задачей кризиса подросткового возраста является обретение необходимой самостоятельности и формирование зрелой, взрослой позиции, которую ребенок должен занимать по отношению к себе и своей жизни. Кажется справедливой мысль о том, что кризис независимости способен привести к более продуктивным результатам, если в полной мере даст возможность развивающейся личности подростка принимать и адаптироваться к новообразованиям, которые несет в себе подростковый возраст. Такими новообразованиями, наряду с самостоятельностью, являются:

1. Появление интереса к своему внутреннему миру. Ребенок начинает интересоваться собственными переживаниями, своим местом в окружающем его мире людей и явлений, он впервые в полной мере осознает и свою уникальность.

2. Интенсивное развитие критического мышления. На смену фантазийной приходит рассудочная, т.е. формальная, жесткая логика. Именно она предполагает однозначные ответы на все вопросы. Вся объективная действительность делится на «белое» и «черное», «истинное» и «ложное». В этой бескомпромиссности выражается т.н. юношеский максимализм, на проявление которого влияют и физиологические изменения, происходящие в организме подростка. Часто такой «коктейль» выливается в разрыв отношений с родными и близкими людьми, состояние непонятости, уныние и потерю смысла жизни. Формальная логика не способна объяснить на данном этапе все многообразие и многосложность человеческой жизни.

3. Возрастающая потребность в доверительных (часто – интимных) отношениях и признании окружающих. Семья в этом возрасте уходит на второй план, друзья становятся ближе и роднее. Первая влюбленность, как правило, тоже случается в этот период, сопровождаясь обыкновенно и первой любовной драмой. Начинают формироваться первые представления о выстраивании личных взаимоотношений, их сложности и неоднозначности. Мнение окружающих о подростке выходит на первый план и является критерием самооценки.

2.2. Возможности решения кризисных ситуаций

Родители и педагоги оказываются теми «взрослыми», на глазах которых протекают кризисные состояния подросткового возраста. Исходя из психологических особенностей этого периода, можно предложить ряд рекомендаций, выполнение которых способно облегчить это критическое состояние. Эти рекомендации могут существенно снизить эмоциональное напряжение подростка, находящегося в ситуации кризиса.

1. Разговор о происходящих с ребенком изменениях. Такую беседу не стоит проводить в момент или сразу после очередной ссоры. Необходимо дать время «остыть» и себе, и ребенку. Необходимо отказаться от обвинительной и уличающей манеры, вложив в рассказ максимум теплоты и понимания. Такой разговор может содержать информацию о физиологических изменениях в организме подростка, о влиянии этих изменений на его эмоции и поведение. Важно сообщить подростку о своей поддержке, но не позволять манипулировать собой и не спускать все с рук.

Если подросток будет знать о физиологических причинах его эмоциональных всплесков, будет чувствовать поддержку, любовь, ему будет значительно легче справиться со своим состоянием.

2. Восприятие своего сына или дочери как взрослеющего человека. Важно помнить, что это уже не ребенок, полностью зависящий от мнения взрослых, но еще и не взрослый, способный жить самостоятельно. Важно найти золотую середину, избегая крайностей – тотального контроля и вседозволенности. Успешным является модель «контролируемой свободы», которая позволяет брать столько ответственности за свои поступки, сколько подросток готов осознать и выдержать.

3. Избегание фокусирования на физических недостатках. Родительская любовь и забота не должна превращаться в поддразнивания и оскорбления, воспринимаемые подростками болезненно. Услышать от родного человека подтверждение собственных критических оценок равносильно приговору. Последствия таких «добрых» подтруниваний могут быть катастрофическими: расстройства пищеварения и обмена веществ, навязчивые идеи.

4. Учет личных предпочтений ребенка в выборе друзей. Важно помнить, что ребенок имеет полное право выбирать себе друзей, даже если они не проходят по каким-то критериям оценку родителей. Доверие к своему ребенку необходимо для демонстрации уважения к его пути выбора и получения жизненного опыта. Однако, нельзя пускать на самотек все взаимоотношения ребенка. Отсутствие интереса и хотя бы минимального контроля к выбору друзей грозит непоправимым вредом в случае выбора компании с девиантным поведением. Разговор о собственном беспокойстве нужно начинать с мнения о том вреде, который подобные дружеские связи способны нанести подростку. Следует набраться терпения и продолжать мягко напоминать ребенку о негативном влиянии друзей, давая ему время самому понять, что за люди его окружают. Директивный запрет на контакты грозит эффектом запретного плода, страданий и стремлению нарушить такой запрет. Это может привести к большим негативным последствиям, чем свободное общение с такой компанией.

5. Непрекращающийся, но ненавязчивый интерес к жизни подростка. Нельзя ограничивать личное общение с подростком формальным ежевечерним вопросом об успехах в школе. На такой вопрос последует равноценный формальный ответ. За фразой «Нормально» может скрываться глубокое переживание неудач, а фраза «отстань, не лезь в мою жизнь!» может свидетельствовать об огромной потребности подростка быть понятым. Следует интересоваться жизнью и интересами детей, их переживаниями и проблемами. Нельзя позволять себе обесценивание этих переживаний: любая проблема стоит внимания и требует решения.

6. Внимание к сексуальному воспитанию. На данном этапе взросления возрастает сексуальное напряжение, порождаемое и социальными контактами, и личностными изменениями, и физиологическими процессами. Подростку необходимо найти пути снятия такого напряжения. Если он не имеет возможности обсудить этот вопрос «по-взрослому», ему не останется ничего, как вести себя «по-детски», опошляя и эротизируя все, что таких характеристик не имеет. Такие разговоры помогут подростку выработать адекватное отношение к той части действительности, которой он рано или поздно коснется.

7. Внимание к личному пространству. Ребенку необходимо место для уединения. Только наедине с собой он может разобраться с собственными эмоциями и чувствами, обдумать новую информацию. Для подростка также важно и соблюдение статус-кво в его комнате, где обстановка выражает его внутреннее состояние, тот мир, в котором он живет на данном этапе. Внутреннее и внешнее пространство подростка равноценно для него, поэтому защита и первого, и второго может стать причиной агрессии и разрыва отношений со взрослыми.

8. Адекватное отношение к юношескому максимализму подростка и его резкости в суждения. Нельзя пытаться переубедить ребенка, настаивая на мгновенной смене позиции. Важно демонстрировать варианты развития событий, последствий принятых решений, чтобы ребенок учился прослеживать такие следствия и видеть их приоритетность для себя.

Следуя этим советам, можно снизить уровень напряженности между подростком и взрослым человеком. Безусловно, нет единого рецепта преодоления подросткового кризиса. Если родителям и педагогам не удается минимизировать это напряжение, а ребенок выходит за границы адекватных реакций, угрожая своему психическому и физиологическому здоровью, возникает необходимость в консультациях квалифицированного психолога, который поможет подростку и его семье преодолеть это критическое время.

  III. Заключение

Рассматривая сущность возрастных кризисов, можно сделать вывод о том, что это пограничный этап перехода от одного возрастного периода к другому.

Причинами таких кризисов являются противоречия, возникающие между новыми потребностями и старыми возможностями.

Возрастные кризисы обычно протекают на фоне депрессивных состояний, выраженной неудовлетворенности собой, трудноразрешимых проблемам внутреннего и внешнего характера, резких изменений в поведении человека.

Кризисы возникают на каждом возрастном этапе и безусловно имеют положительное значение, поскольку являются непременным условием дальнейшего развития, фундаментом для появления новообразований.

Кризис, как и любой процесс, имеет определенные стадии развития:

1. Стадия первичного роста напряжения, который инициирует привычные паттерны решения жизненной проблемы.

2. Стадия вторичного роста напряжения, который прослеживается из-за отсутствия желаемого результата.

3. Стадия увеличения напряжения, в ходе которого мобилизуются внутренние и внешние ресурсы человека.

4. Стадия регресса может наступить, если предыдущие стадии не привели к выработке адекватной модели разрешения проблемы. В итоге повышается тревожность, начинается депрессия, возникает чувство беспомощности, ненужности, дезорганизации личности.

Рекомендации, предложенные в работе для преодоления подросткового кризиса, помогут понять себя, выстроить более успешные взаимоотношения с окружающими.

 

IV. Список используемой литературы

1.      Божович Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. - М.: Наука, 1968. - 240 с.

2.      Ежова Н.Н. Рабочая книга практического психолога / Н.Н. Ежова. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 315 с.

3.      Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. - М.: Педагогика 1989. - С. 60-77.

4.      Погорелов И. Теплый дом для ветеранов / И. Погорелов // Социальная работа. - 2003. - №2. - С. 29.

5.      Краткий психологический словарь / Под общ. рад. А.Б. Петровского, М.Г. Ярошевского. - Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1998. - 512 с.

6.      Обухова Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. - М.: Высшее образование; МГППУ, 2007. - 460 с.

7.      Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. / Л.С. Выготский - - СПб.: Союз, 1997. - 224 с.

8.      Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб: Питер, 2007. - 820 с.

9.      Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии / Под ред. М.В. Гамезо. - М.:Академия, 2001. - 568 с.

10.    Хухлаева О.В. Работа психолога с родителями: концепция и технологии. Курс лекций / О.В. Хухлаева // Школьный психолог. - 2006. - №18. - С. 36.

11.    Алферов А.Д. Психология развития школьника / А.Д. Алферов. - Ростов н/Д.: Феникс, 2000. - 384 с.

12.    Юрьева Л.Н. Кризисные состояния / Л.Н. Юрьева. - Днепропетровск: Арт-Пресс, 1998. - 164 с.

Комментарии

Полезный материал. Спасибо!

21 March 2016

Спасибо за отзыв. Я рада, если поможет. Сама его прорабатывала для родительских лекториев.

21 March 2016

Серьезная большая работа.

24 July 2016

Спасибо, Елена Николаевна.

24 August 2016