Статья «Применение информационных технологий в преподавании основ экономики»

19
0
Материал опубликован 10 April 2016 в группе

Компью­терные технологии охватывают сегодня все сферы нашей жизни - от политики и религии до на­уки и общения - и ведут к существенным изменениям в хозяйственной деятельности предприятий, домашних хозяйств, влекут за собой изменения в профессиональном профиле, изменяют образ мышления и восприятия человека.

Цель образования состоит в том, чтобы помочь молодому человеку осознать происходящие в экономике и обществе измене­ния, приспособиться или подготовиться к ним. Как нельзя лучше эту задачу позволяют решить уроки экономики, на которых студенты не только узнают, как устроена современная экономика, но учатся анализировать происходящие в ней события и процессы, принимают самостоятельные решения, руководствуясь полученным опытом и знаниями. При этом приоритет отдается умению работать с информацией, приобретать и эффективно использовать знания, активно взаимодействуя со всеми участниками образовательного процесса. Основная задача преподавателя на уроке экономики состоит в том, чтобы организовать процесс обучения таким образом, чтобы получение знаний не происходило пассивным, механическим и несамостоятельным образом, а было активным, конструктив­ным и творческим.

В современных условиях развития науки и техники новые информационные технологии проникли почти во все сферы жизни современного человека. Эффективное использование ИКТ помогает людям жить в информационном обществе, получать новые знания, добиться успеха в выбранных ими профессиях. Современные ИКТ позволяют эффективно использовать в системе образования на уроках экономических дисциплин с целью обучения, воспитания, развития творческих способностей, организации познавательной деятельности студентов.

Использование электронных учебников и пособий очень помогает в решении задач по организации практической и самостоятельной деятельности учащихся на уроках по основам экономики. Применение компьютерных технологий дает возможность развитию мышления, внимания, повышению мотивации и эффективности обучения.

При использовании ИКТ необходимо обратить особое внимание на логически грамотно продуманную структуру самого урока. Планируя урок с применением, ИКТ преподаватель должен соблюдать требования, в которых раскрывается место применения информационных технологий, логику раскрытия материала, средство обучения, характер изложения материала, анализировать и обсуждать, фундаментальные узловые вопросы изучаемого материала. Методикой применения ИКТ является благоприятное сочетание и взаимосвязь разных форм и приемов на уроке, что позволяет сделать процесс обучения активным и для преподавателя, и для студента, а так же позволяет максимально активизировать внимание на базовом материале и на логических связях с другими преподаваемыми предметами. Представляет интерес такой вид межпредметной связи как информатика, которая изучается параллельно с разделами базового курса. Такой интегрированный подход вырабатывает и закрепляет навыки применения компьютера, предоставляет возможность работать с различными источниками экономической информации, способствует развитию творческих способностей у учащихся.

При проведении уроков можно использовать различные формы организации учебных занятий:

Лекции;

Практические занятия;

Дискуссии;

Творческие задания;

Проекты;

Деловые игры;

Компьютерные практикумы.

Кроме традиционных форм и методов проведения уроков можно использовать ИКТ при изучении экономики:

Методика использования творческих заданий на уроках экономики с применением средств Microsoft Office (создание рекламных проспектов, бизнес-планов);

Методика организации компьютерного практикума на уроках экономики (деловые игры, составление кроссвордов, тестовые задания);

Методика использования метода проектов на уроках экономики с применением средств Microsoft Office (создание электронных таблиц);

Методика работы с Интернет-технологиями (поиск информации, ответов на вопросы).

Целью применения методики с использованием ИКТ на уроках экономики является повышение результативности обучения, повышения интереса к предмету, осознание полученных знаний и умений и практическое применение, повышение информационной культуры. Применение методики с использованием ИКТ при организации самостоятельных и практических работ студентов является одним из современных методов обучения, что активизирует их деятельность. Это позволит достичь преподавателю следующих результатов: повышение мотивации в изучении основ экономики, повышению успеваемости, повышению качества и интенсивности работы студентов.

Инновационные модели обучения в колледже предусматривают: активное участие студента в процессе обучения (в противовес пассивному усвоению материала), представление знаний в самых разнообразных формах (а не только в текстовой), возможности прикладного использования знаний в реальных условиях. В традиционной модели обучения результат, как правило, связан с усвоением установленного программой объема информации, тогда как в инновационной модели акцент делается не на запоминание информации, а на процессе обучения.

Как мы знаем, в традиционной модели роль преподавателя – ведущая (главный источник знаний), а роль студента – преимущественно пассивная. В инновационной модели, которую мы используем в настоящее время роль преподавателя – консультативная, а студента – преимущественно активная. В такой ситуации преподавателю уже бывает недостаточно того багажа знаний, который у него есть, а это побуждает постоянному развитию педагогических качеств преподавателя и повышению его творческого и профессионального мастерства. Таким образом, инновационные методы обучения не только повышают мотивацию студентов к изучению материала, но и оптимизируют работу преподавателей. В то же время инновационная модель не исключает опоры на традиционные основы и использует формы и методы классической модели обучения.

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации