Статья «Проектирование воспитательной работы по формированию культуры здорового образа жизни»
Проектирование воспитательной работы по формированию культуры здорового образа жизни
Основы формирования культуры здоровья личности на современном этапе развития образования
В современных условиях ценность здоровья в стратегии развития отечественного образования является одним из приоритетных направлений его гуманизации, служит основой духовно-нравственного, социального и психофизического благополучия, условием и базисом полноценного становления личности. Современная модель образования смещает фокус внимания с формирования знаний, умений и навыков у учащихся на целостное развитие личности. В этих условиях особенно возрастает социальная, психологическая и педагогическая значимость формирования у учащихся в процессе образовательной деятельности ценностного отношения к здоровью как к ресурсу, определяющему в дальнейшем полноту реализации жизненных целей и смыслов, качество будущей жизни.
По данным научных исследований на сегодняшний день около 25–30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза. (М.М. Безруких,; Н.К. Смирнов,; В.Р. Кучма). Директор Научного центра здоровья детей РАМН А. Баранов утверждает, что сегодня в стране только 3% здоровых детей. К окончанию школы более 90% учащихся имеют несколько хронических заболеваний. Такая ситуация обусловлена рядом объективных и субъективных факторов. Нестабильность общественного развития, создающая широкий спектр внешних и внутренних угроз, влекущих за собой конфликтогенность и агрессивность, эмоциональное напряжение в межличностном взаимодействии, проецируются на образовательную среду, порождают проблему психологической безопасности и психического здоровья ее субъектов.
Новая культурно-историческая ситуация повышает значение ценность здоровья: ведь только здоровый человек способен в полном объёме к активной саморегуляции поведения, к формированию индивидуальных программ здорового образа жизни, к продуктивной и творческой деятельности. Задачи формирования, укрепления и сохранения здоровья человека, живущего в напряжённой информационно-энергетической среде, создания экологически и эмоционально-комфортной среды общения и труда становятся приоритетными для человеческого сообщества. От реализации этой цели будет напрямую зависеть успешность существования человечества в будущем. Таким образом, осознанное воспитание ценностей здорового образа жизни и здоровья становится не просто значимым, а ведущим фактором в обеспечении устойчивого развития общества и общественных отношений.
Сегодня инновационные процессы в образовании отражаются на всех компонентах структуры всех видов педагогической деятельности: расширяются цели образования и функции образовательных систем, решаются задачи сохранения, укрепления и развития здоровья учащихся, мотивации здорового образа жизни. Формирование здорового образа жизни - одно из приоритетных направлений образовательной политики, отражённое в документах модернизации образования Российской Федерации, в Законе «Об образовании в РФ», где отмечается, что государственная политика в области образования основывается принципах гуманистического характера образования, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека…
Формирование специальных педагогических условий, обеспечивающих своевременное и полноценное личное духовное развитие каждого ребенка, его психологическое здоровья - одна из актуальных задач, поставленная перед педагогами в современной системе образования. Перед учеником сегодня ставится задача обучения самоорганизации жизнедеятельности как жизнеутверждающей системы. Эта цель может быть достигнута только тогда, когда будет обеспечиваться преемственность всех видов социального воздействия на ребенка: семьи, школы, других социальных и общественных институтов по формированию здорового образа жизни. Реализация поставленных целей возможна при совершенствовании уже сложившихся и реализуемых в практике подходов к организации и содержанию учебно-воспитательного процесса, а так же при разработке новых здоровьесозидающих, рационально выстроенных и действенных педагогических технологий. Это возможно только при целенаправленном создании специальной здоровьесберегающей социальной среды, постоянно меняющейся в соответствии с возможностями и потребностями ребенка и общества, среды, стимулирующей здоровое развитие личности.
Включение содержания здорового образа жизни в круг вопросов образования позволяет сформировать культуру здоровья учащихся и их родителей. Это крайне важно, так как формируемая образовательным учреждением социальная зрелость выпускника, включающая способность поддерживать здоровый образ жизни, обеспечивает его жизнестойкость, успешную интеграцию «во взрослую жизнь» и реализацию своего потенциала в будущем.
Организация здорового развития ребёнка во всех сферах его жизнедеятельности должна предполагать формирование и развитие следующих сторон личности ребёнка:
гуманистических ценностных ориентаций, расширение круга интересов;
физической активности и культуры;
успеха в различных видах деятельности, доступных для ребенка на данной ступени развития;
самостоятельности во всех сферах жизнедеятельности;
активной включённости в коллективную социально-значимую деятельность.
При этом в современной системе образования до сих пор существует доминирование в этом направлении биологического и медицинского подхода, слабо реализуется системный и культурологический подход к реализации идеи формирования здорового образа жизни у подрастающего поколения. В связи с этим национальная инициатива «Наша новая школа» и ФГОС провозглашают необходимость перестройки сложившегося в образовании подхода и перехода от здоровьесохранения к здоровьесозиданию школьников, поиску новых, более эффективных форм управления этой работой в обучении и воспитании.
Термин «здоровьесозидание» возможно употреблять в значении «творение» и трактовать как деятельное, процессуальное явление, сопряженное с самоактуализацией и формированием здоровьесозидающей личностной позиции.
Под понятием «здоровьесозидающая деятельность» понимается сотворение здоровья как качественно новой характеристики, поэтому данное словосочетание содержит как здоровьесберегающую деятельность (поскольку невозможно созидать на разрушенном), так и деятельность по формированию и по совершенствованию здоровья (с позиций создания нового качества состояния здоровья).
Таким образом, здоровьесозидание как более широкое понятие включает здоровьесохранение, здоровьесовершенствование, здоровьеформирование, здоровьеобеспечение. Более того, оно нацелено на развитие жизненного опыта личности в формировании, сохранении и приращении собственного здоровья.
Важными компонентами здоровьесозидающей деятельности являются:
саморефлексия (состояния тела, духа и интеллекта);
самоцелеполагание (обнаружение нового «Я» самого себя);
самопрограммирование (разработка последовательности своих действий по осуществлению себя и поиск ресурсов в себе);
самореализация (осуществление процесса выхода на новый образ «Я»).
Стратегию здоровьесозидания можно представить в следующей логической последовательности: от овладения основными знаниями и навыками образовательной деятельности через самопознание, смыслотворчество и самосовершенствование – к самоопределению в отношении к здоровью, выработке здоровьесозидающей личностной позиции и освоению индивидуальных технологий оздоровления.
Основополагающими приоритетами в решении проблемы здоровьесозидания в современном образовательном процессе являются:
- целостный подход к здоровью, в котором физическое и психологическое здоровье представляется связанным с высшими ценностями, целями и потребностями человека в контексте гуманистической психологии и гуманистической парадигмы образования;
- здоровый ребенок как практически достижимая норма детского развития и необходимый ресурс «человеческого капитала»;
- здоровьесозидание, которое рассматривается не как совокупность лечебно-профилактических мер, а сложный и динамичный процесс развития потенциалов здоровья с учетом его индивидуального уровня;
- готовность к здоровьесозидающей деятельности – это основное средство и условие здоровьесозидания личности участников образовательного процесса.
Таким образом, психолого-педагогическими условиями созидания здоровья выступают:
формирование в образовательном учреждении (на учебных занятиях и во внеклассной работе) здоровьесозидающей среды, транслирующей ценности здоровья и обеспечивающей взаимодействие «педагоги — учащиеся — родители»; а также перенос участниками образовательного процесса в повседневную практику способов сохранения, укрепления и приращения здоровья;
опора процесса здоровьесозидания на систему личностно значимых духовно-нравственных ориентиров, которые обусловливают содержание жизнедеятельности каждого человека;
совместная здоровьесозидающая деятельность всех участников образовательного процесса (педагогов, учащихся, родителей);
формирование у всех участников образовательного процесса готовности к деятельности по созиданию здоровья, которая включает ценностные ориентации в отношении здоровья, систему знаний о здоровом стиле жизни, потребность участия в формировании здорового образа жизни, ответственное и позитивное отношение к собственному здоровью; настойчивость в достижении цели по сохранению, укреплению и приращению своего здоровья, творческую деятельность в сохранении и приумножении своего здоровья.
Поэтому важнейшей задачей любого образовательного учреждения становится обеспечение максимально благоприятных условий для формирования здорового образа жизни, гармоничного физического, психического и социального развития каждого ребенка. Активно идущий процесс модернизации образования, провозглашающий уход от единообразия и унифицированности образовательной среды и образовательного процесса, ориентирует на создание условий для вариативной и личностно-ориентированной педагогики, которая удовлетворяет требованиям сохранения и укрепления физического, психического, социального и духовно-нравственного компонентов здоровья у детей.
Литература
- Педагогика здоровья. Методический сборник. М.: Школьные технологии. 2013 г.128 с.
- Петухова-Левицкая М.И., Кувырталова М.А. Здоровьесозидание участников образовательного процесса как психолого-педагогическая проблема.
Нормативно-правовое обеспечение организации деятельности
по формированию культуры здорового образа жизни
Здоровье детей и подростков в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества и является чутким барометром социально-экономического развития страны.
В соответствии с законодательством Российской Федерации здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования.
Основные документы Российской Федерации в области образования: Конституция Российской Федерации; Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы.
Главная цель национальной стратегии - определить основные направления и задачи государственной политики в интересах детей и ключевые механизмы ее реализации, базирующиеся на общепризнанных принципах и нормах международного права.
В Национальной стратегии определены меры по развитию политики формирования здорового образа жизни и культуры здорового питания детей и подростков, в реализации которых образовательные организации принимают непосредственное участие. Данные меры включают:
обеспечение реализации комплекса мероприятий социальной рекламы, направленных на формирование здорового образа жизни, профилактику суицидального поведения среди несовершеннолетних, информирование о деятельности служб поддержки и экстренной психологической и социально-правовой помощи, в том числе через сеть "Интернет", телефоны службы анонимного консультирования;
привлечение гражданских институтов, развитие волонтерского движения в целях решения проблем, связанных с формированием у детей и подростков потребности в здоровом образе жизни и получением поддержки и помощи в ситуациях, связанных с риском причинения вреда здоровью;
распространение здоровьесберегающих технологий обучения, технологий "школа здоровья" на все образовательные учреждения, включая организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
обеспечение доступности занятий физической культурой, туризмом и спортом для всех категорий детей в соответствии с их потребностями и возможностями, которые направлены на формирование ценностей здорового образа жизни;
внедрение инновационных оздоровительных и физкультурно-спортивных технологий в работу образовательных учреждений и организаций;
повышение эффективности проведения мероприятий, направленных на профилактику ВИЧ-инфекции и вирусных гепатитов B и C, туберкулеза, и совершенствование системы противодействия распространению этих заболеваний среди целевых групп школьников, молодежи и наиболее уязвимых групп населения;
реализация программ гигиенического воспитания в целях предоставления детям возможности осуществлять информированный выбор в вопросах здорового образа жизни;
разработка системы мер по предотвращению подросткового суицида, включая подготовку психологов в системе здравоохранения для работы с детьми и подростками с суицидальными наклонностями, а также организацию проведения психологическими службами образовательных учреждений профилактической работы с детьми, родителями, социальным окружением ребенка;
организация просветительской работы по формированию культуры здорового питания с использованием специальных обучающих программ, средств массовой коммуникации, включая Интернет-технологии и социальную рекламу.
Национальная стратегия реализуется во взаимосвязи с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года и приоритетными национальными проектами.
Неотъемлемой частью Национальной стратегии являются принятые в ее развитие субъектами Российской Федерации программы действий в отношении детей, разработанные с учетом как общих, так и особенных, присущих данному региону проблем детства.
Механизмом контроля за ходом реализации Национальной стратегии являются ежегодные аналитические доклады действуещего при Президенте Российской Федерации координационного совета и альтернативные доклады, которые представителей общественности и экспертного сообщества при участии детей.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (далее — Концепция) является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Концепция представляет собой ценностно‑нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации - семьёй, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Концепция определяет:
характер современного национального воспитательного идеала; цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи; систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации; основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. При этом образовательные учреждения должны постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семьями обучающихся, другими субъектами социализации, опираясь на национальные традиции.
Культура здорового образа жизни человека есть один из результатов социализации личности в общественной среде. В соответствии с ФГОС Программа воспитания и социализации обучающихся является составной частью основной общеобразовательной программы образовательной организации и направлена на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания учащихся, их социализации, профессиональной ориентации, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.
Программа включает воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность учащихся, основанную на системе духовных идеалов России, базовых национальных ценностей, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Российской Федерации.
Сущностью программы воспитания и социализации обучающихся является педагогическое воздействие на ребенка с целью формирования его как члена того общества, к которому он принадлежит.
Программа предусматривает:
формирование нравственного уклада школьной жизни;
создание социальной среды развития обучающихся;
обеспечение учебной, внеучебной социально-значимой деятельности обучающихся;
освоение базовых национальных ценностей, моральных норм, духовных идеалов российского народа;
совместную деятельность школы, семьи, других субъектов общественной жизни.
Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования включает следующие основные блоки:
– программу духовно-нравственного развития обучающихся,
– программу социализации и программу профессиональной ориентации обучающихся,
– программу формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.
Задачи воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития личности гражданина России. Каждое из направлений основано на определённой системе базовых национальных ценностей. В соответствии с ФГОС ценностными установками воспитания и социализации российских школьников являются:
Патриотизм
Социальная солидарность
Гражданственность
Семья
Труд и творчество
Наука
Традиционные российские религии
Искусство и литература
Природа
Человечество
Таким образом, организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся осуществляется по следующим направлениям:
• воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека (тут формируются такие ценности , как любовь к Родине, своему народу, своему краю, гражданское общество, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, социальная солидарность, мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов);
• воспитание социальной ответственности и компетентности (базовыми ценностями этого направления являются: правовое государство, демократическое государство, социальное государство, закон и правопорядок, социальная компетентность, социальная ответственность, служение Отечеству, ответственность за настоящее и будущее своей страны);
• воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания (ценностями этого направления будут: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства другого человека, равноправие, ответственность, любовь и верность; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о светской этике, вере, духовности, религиозной жизни человека, ценностях религиозного мировоззрения, формируемое на основе межконфессионального диалога; духовно-нравственное развитие личности);
• воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни формирует ценностное отношение к жизнь во всех её проявлениях; экологическую безопасность; экологическую грамотность; физическое, физиологическое, репродуктивное, психическое, социально-психологическое, духовное здоровье; экологическую культуру; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни; ресурсосбережение; экологическую этику; экологическую ответственность; социальное партнёрство для улучшения экологического качества окружающей среды; устойчивое развитие общества в гармонии с природой);
• воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии (работая в данном направлении, у обучающихся формируются следующие ценности: научное знание, стремление к познанию и истине, научная картина мира, нравственный смысл учения и самообразования, интеллектуальное развитие личности; уважение к труду и людям труда; нравственный смысл труда, творчество и созидание; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, выбор профессии);
• воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры — эстетическое воспитание (ценностями этого направления ывляются красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение личности в творчестве и искусстве, эстетическое развитие личности).
Все направления воспитания и социализации важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций. Образовательное учреждение может отдавать приоритет тому или иному направлению духовно-нравственного развития, воспитания и социализации личности гражданина России, конкретизировать в соответствии с указанными основными направлениями и системой ценностей задачи, виды и формы деятельности.
Определим принципы и особенности воспитания и социализации обучающихся.
Первый принцип - принцип ориентации на идеал. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности. В содержании программы должны быть актуализированы определённые идеалы, хранящиеся в истории нашей страны, в культурах народов России, в том числе в религиозных культурах, в культурных традициях народов мира.
Второй принцип - аксиологический. Принцип ориентации на идеал интегрирует социально-педагогическое пространство образовательного учреждения. Аксиологический принцип позволяет его дифференцировать, включать в него разные общественные субъекты. В пределах системы базовых национальных ценностей общественные субъекты могут оказывать школе содействие в формировании у обучающихся той или иной группы ценностей.
Третий принцип - принцип следования нравственному примеру. Следует помнить, что следование примеру — ведущий метод воспитания. Пример — это возможная модель выстраивания отношений подростка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. В примерах демонстрируется устремлённость людей к вершинам духа, персонифицируются, наполняются конкретным жизненным содержанием идеалы и ценности. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя.
Четвертый принцип - принцип диалогического общения со значимыми другими. В формировании ценностей большую роль играет диалогическое общение подростка со сверстниками, родителями, учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами равноправного межсубъектного диалога. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиски смысла жизни невозможны вне диалогического общения подростка со значимым другим.
Пятый принцип – принцип идентификации. Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В подростковом возрасте идентификация является ведущим механизмом развития ценностно-смысловой сферы личности. Духовно-нравственное развитие личности подростка поддерживается примерами. В этом случае срабатывает идентификационный механизм — происходит проекция собственных возможностей на образ значимого другого, что позволяет подростку увидеть свои лучшие качества, пока ещё скрытые в нём самом, но уже осуществившиеся в образе другого.
Шестой принцип - принцип полисубъектности воспитания и социализации. В современных условиях процесс развития, воспитания и социализации личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Подросток включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки. Эффективная организация воспитания и социализации современных подростков возможна при условии согласования (прежде всего, на основе общих духовных и общественных идеалов, ценностей) социально-педагогической деятельности различных общественных субъектов: школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных религиозных и общественных организаций и др.
Седьмой принцип - принцип совместного решения личностно и общественно значимых проблем. Личностные и общественные проблемы являются основными стимулами развития человека. Их решение требует не только внешней активности, но и существенной перестройки внутреннего душевного, духовного мира личности, изменения отношений (а отношения и есть ценности) личности к явлениям жизни. Воспитание — это оказываемая значимым другим педагогическая поддержка процесса развития личности воспитанника в процессе совместного решения стоящих перед ним личностно и общественно значимых проблем.
Восьмой принцип - принцип системно-деятельностной организации воспитания. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе базовых национальных ценностей. Системно-деятельностная организация воспитания должна преодолевать изоляцию подростковых сообществ от мира старших и младших и обеспечивать их полноценную и своевременную социализацию. В социальном плане подростковый возраст представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости.
Школе как социальному субъекту — носителю педагогической культуры принадлежит ведущая роль в осуществлении воспитания и успешной социализации подростка.
Деятельность школы по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни обучающихся и непрерывного экологического здоровьесберегающего образования обучающихся определяет Программа воспитания и социализации обучающихся, которая предполагает формирование осознанного отношения к собственному здоровью, устойчивых представлений о здоровье и здоровом образе жизни; факторах, оказывающих позитивное и негативное влияние на здоровье; формирование личных убеждений, качеств и привычек, способствующих снижению риска здоровью в повседневной жизни.
Экологическая здоровьесберегающая деятельность образовательного учреждения на ступени основного общего образования осуществляется по пяти взаимосвязанным направлениям:
создание экологически безопасной здоровьесберагающей инфраструктуры;
рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся;
эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы;
реализация модульных образовательных программ;
просветительская работа с родителями или законными представителями должна способствовать формированию у обучающихся экологической культуры, ценностного отношения к жизни во всех её проявлениях, здоровью, качеству окружающей среды, умений вести здоровый и безопасный образ жизни.
Литература:
Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы. http://base.garant.ru/70183566/
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. http://gigabaza.ru/doc/73866.html
Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования. http://goo.gl/QSGWNL
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; http://base.garant.ru/70291362/
Социальное проектирование как современная образовательная технология
Одной из целей современного образования является развитие у детей самостоятельности и способности к самоорганизации, готовности к сотрудничеству.
В соответствии с этими основным результатом деятельности образовательного учреждения должен стать набор ключевых компетентностей школьника. Одной из технологий формирования ключевых компетентностей является метод проектов. Он способствует становлению организационной культуры личности, развитию самостоятельности, интеллектуально – творческих способностей учащихся.
Социальное проектирование – технология социального воспитания учащихся. Главный педагогический смысл этой технологии – создание условий для социальных проб личности. Именно социальное проектирование позволяет ребенку решать основные задачи социализации: формировать свою «Я - концепцию» и мировоззрение; устанавливать новые способы социального взаимодействия с окружающем миром.
Под социальным проектированием понимается социально значимая деятельность, имеющая социальный эффект. Результатом деятельности является создание реального (но не обязательно вещественного) «продукта», имеющего для подростка практическое значение, который будет качественно новым в его личном опыте. В процессе этой деятельности подросток вступает в конструктивное взаимодействие с миром, со взрослой культурой, с социумом, через которую формируются социальные навыки подростка.
Социальное проектирование является одним из множества видов
деятельности современного подростка и молодого человека. Оно может
сочетаться с другими видами деятельности или выступать в качестве их структурного элемента. Социальное проектирование можно рассматривать как мотивационный компонент, как методический прием организации образовательного процесса. Неотъемлемой составляющей проектирования представляется межличностное общение.
Выступая сложным системным образованием, социальное
проектирование включает в себя социальную пробу, социальную практику
и социальный проект.
Под социальной пробой понимают такой вид социального взаимодействия, в ходе которого подросток получает и присваивает
информацию о социальных объектах и явлениях, получает и осознает опыт
своего социального взаимодействия.
Социальная практика — это процесс освоения, отработки социальных навыков, познание социальной действительности.
Социальный проект — наиболее сложный тип социального проектирования. Данная деятельность предполагает создание социально значимого продукта в ходе осуществления нового, ранее не существовавшего, проекта, реализуемого в ближайшем социальном окружении. Данный продукт деятельности будет является средством разрешения противоречия между социальной трудностью, проблемой, воспринимаемой как личностно значимая, и потребностью личности, а сама деятельность — мостом, связывающим социум и личность.
Проба, практика и проект могут существовать как взаимодополняющие, виды деятельности, но могут существовать и как самостоятельные, конечные, завершенные, в зависимости от целей и содержания деятельности.
Социальное проектирование — цельное комплексное явление, элементы которого содержательно, логически и структурно связаны друг с другом. В ходе социальной пробы происходит познание социальной действительности, в ходе социальной практики — проблематизация того, что было познано на этапе пробы, а в ходе проектной деятельности — преобразование социального объекта, явления, ситуации.
Объектом деятельности в ходе социального проектирования могут выступать:
социальные явления (такие «социальные негативы», как курение, наркомания, сквернословие, алкоголизм);
социальные отношения (отношение к старикам, к молодежи, к детям; политическое взаимодействие, влияние, др.);
социальные институты (школа, больница, магазин, почта, парикмахерская и др.);
социальная среда (ландшафт в целом,социальный ландшафт (пандусы, остановки, реклама, места отдыха, выгула собак, игровые площадки, внешний вид и обустройство стадиона и т.п.)
Субъектами социальной пробы, практики и проекта становятся подростки и взрослые, вовлеченные в проектирование. Как и любая другая деятельность, социальное проектирование не может быть освоено подростком вдруг, одномоментно. Навыки межличностного взаимодействия, приобретенные подростком в других видах деятельности, умение и способность к продуктивной деятельности, общий уровень психического развития — те критерии, которые являются показателями степени готовности подростка к социальному проектированию, а в некоторых случаях — базой, основой проектирования. Параллельно с этим должна быть специально организована учебная деятельность подростка, целью которой является освоение содержания понятия «социальное проектирование», «проект» и основных навыков его проведения.
Проект (от лат. projectus — брошенный вперёд, выступающий, выдающийся вперёд) — замысел, идея, образ, воплощённые в форму описания, обоснования, расчётов, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации.
Проект представляет собой описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена и конкретных методов и шагов по её реализации.
Проект — это работы, планы, мероприятия и другие задачи, направленные на создание нового продукта. Выполнение проекта составляет проектную деятельность.
Применение технологии проектирования возможно при наличии определённых условий:
наличия проблемы, требующей решения;
социальной, практической, теоретической, познавательной, значимости результатов проектной деятельности;
возможности применения исследовательских, творческих методов при
проектировании;
осуществления структурирования этапов выполнения проекта;
организации самостоятельной деятельности учащихся в ситуации выбора.
Назовем основные признаки проекта.
Ограниченность (по времени, целям и задачам, результатам и т.д.) – это характеристика проекта, позволяющая контролировать ход его реализации по четко определенным этапам на основании обозначенных, измеряемых результатов каждого этапа.
Ограниченность проекта означает, что он содержит:
- этапы и конкретные сроки их реализации;
- четкие и измеряемые задачи;
- конкретные и измеряемые результаты;
- планы и графики выполнения работ;
- конкретное количество и качество ресурсов, необходимых для реализации.
Целостность – общий смысл проекта ясен и очевиден, каждая его часть соответствует общему замыслу и предполагаемому результату.
Последовательность и связность – логика построения частей, которые соотносятся и обосновывают друг друга. Цели и задачи напрямую вытекают из поставленной проблемы. Бюджет опирается на описание ресурсов и сочетается с планом.
Объективность и обоснованность – доказательность того, что идея проекта, подход к решению проблемы оказались не случайным образом, а являются следствием работы авторов по осмыслению ситуации и оценки возможностей воздействия на нее.
Компетентность – адекватное выражение осведомленности авторов в проблематике, средствах и возможностях решения вопроса. Владение технологиями, механизмами, формами и методами реализации проекта.
Жизнеспособность – определение перспектив развития проекта в дальнейшем, возможности его реализации в других условиях, чем он может быть продолжен.
Структура проекта состоит, как правило, из следующих компонентов:
1. Название (идея) проекта.
2. Сведения об авторах проекта.
3. Обоснование актуальности проблемы.
4. Цели, задачи проекта.
5. Механизм реализации.
6. Календарный план проекта.
7. Ожидаемые результаты.
8. Перспективы развития проекта.
Существуют следующие виды социальных проектов.
Прикладные - результат выполнения такого проекта может быть непосредственно использован в практике.
Информационные - предназначены для работы с информацией о каком-либо объекте, явлении, событии; предполагает анализ и обобщение информации и представление для широкой аудитории.
Ролевые и игровые - участники принимают на себя определенные социальные роли, обусловленные содержанием проекта, определяют поведение в игровой ситуации.
Исследовательские - результат связан с решением творческой исследовательской задачи.
Творческие - проекты, включающие совокупность поисковых, творческих приемов.
Важным вопросом является роль и позиция педагога в социальном проектировании. Педагог в проектировании может выступать только с позиции сотрудничества, совместной деятельности. Вместе с тем на разных этапах социального проектирования позиция педагога может значительно различаться в зависимости от ожиданий учащихся, особенностей социальной и педагогической ситуаций, уровня сформированности готовности учащихся к социальному проектированию и навыков социального взаимодействия.
Большое значение имеет готовность (и способность) педагога к смене традиционного для него способа общения с позиции старшего, взрослого, наставника на позицию равного, соучаствующего, принимающего самостоятельность подростка и готового передать подростку ответственность за его поступки. Собственные коммуникативные и организационные навыки педагога в ходе социального проектирования подвергаются значительной нагрузке и проверке, т.к. основная задача взрослого в ходе проектирования — это оказание организационной, консультативной и экспертной помощи подростку. Педагог выступает своего рода буфером между жесткой социальной действительностью и социальной неопытностью, наивностью и максимализмом подростка, и роль этого буфера — не исказить социальную
действительность, не «надеть» на подростка розовые очки, приукрашая ее, а обеспечить безопасность ребенка в процессе взаимодействия со средой —психологическую в первую очередь.
В ходе социального проектирования педагог вынужден «выпадать» из традиционной и привычной для него собственно педагогической деятельности и включаться в процесс с позиции соучастия.
В качестве примера рассмотрим общешкольный социально-педагогический проект в области здоровьесозидания «Формула здоровья», который предполагает популяризацию ценностей здоровья, развитие субъективного, ответственного подхода к своему здоровью и здоровью окружающих.
Социально-педагогический проект «Формула здоровья» осуществлялся в рамках учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения. Проект направлен на формирование здоровьесозидающей образовательной среды, побуждающей ведения здорового образа жизни учащимися; вовлечение учащихся в разнообразные виды активной здоровьесозидающей деятельности через организацию творческих, спортивных, познавательных мероприятий, призванных сформировать ценностное отношение к здоровью и жизни. Проект «Формула здоровья» направлен на профилактику употребления психоактивных веществ и суицидального поведения учащихся.
Целью проекта является формирование смысложизненной ориентации учащихся, принятию ценностей здоровья, здорового образа жизни.
Данный проект решает следующие задачи:
• воспитание ценностного отношения учащихся к своему здоровью и жизни, здоровью окружающих людей;
• развитие субъективного, ответственного отношения учащихся к своему здоровью;
• повышение компетентности учащихся в вопросах здоровья и здорового образа жизни;
• привлечение внимания учащихся к физической активности как составной части здорового образа жизни;
• освоение учащимися знаний о здоровом питании.
Для достижения этих задач используется сочетание массовых форм воспитательной работы с групповыми и индивидуальными. В общешкольный проект «Формула здоровья» включены исследовательские мини-проекты, а завершается проект общешкольной акцией «Здоровым быть легко!».
Реализация данного проекта начинается с мониторинговых исследований, направленных на изучение физического состояния здоровья учащихся, а также с изучения уровня мотивации учащихся на здоровый образ жизни. Мониторинговые исследования физического здоровья учащихся проводятся медицинским работником образовательного учреждения на основе анализа медицинских карт. А вот изучить ориентацию учащихся на здоровьесберегающую организацию своего досуга, отношение к вредным привычкам, приоритеты современных школьников и место здорового образа жизни в их режиме дня, можно с помощью анкетирования. Анкеты разрабатываются с учетом возрастных особенностей учащихся. Анализ анкетирования может послужить основой выбора темы исследовательского мини-проекта (например, если в результате анкетирования выявлено, что дети злоупотребляют сотовым телефоном, тогда тему мини-проекта можно сформулировать следующим образом: «Влияние сотового телефона на здоровье человека» и т.п.).
Под руководством руководителя образовательного учреждения создаётся инициативная группа из числа педагогов, старшеклассников, родителей. Задача этой группы - выведение на уровень осознания проблемы школы (на основе мониторинговых исследований), создание мотивации в педагогическом коллективе к ее решению и получению конкретного результата - продукта социально-педагогического проектирования.
Для более эффективной реализации социально-педагогического проекта проводится семинар для педагогов образовательного учреждения по обучению методу проектов и организации здоровьесозидающей образовательной среды в классе и в учреждении в целом.
Для родителей организуется общешкольное родительское собрание. На собрании освещаются итоги анкетирования детей, ведется просветительская работа по повышению педагогической грамотности родителей в вопросах воспитания и обучения детей, в т.ч. по организации здоровьесозидающей среды за пределами образовательного учреждения.
Основной этап реализации проекта начинается с совещания при директоре, на котором озвучиваются результаты мониторинговых исследований и анкетирования учащихся, принимается решение реализации в образовательном учреждении социально-педагогического проекта в области здоровьесозидания «Формула здоровья».
Инициативной группой вырабатывается план действий, распределяются обязанности и определяются сроки социально-педагогический проекта поэтапно, планируется способ сбора и анализ информации, форма итогового представления результата, определяются партнеры проекта.
Для учащихся образовательного учреждения проводится торжественная стартовая общешкольная линейка, которая настраивает ребят на творческие, спортивные, познавательные мероприятия здоровьесозидающей направленности, реализующие социально-педагогический проект «Формула здоровья».
В процессе реализации проекта организовывать мероприятия рекомендуется по трем уровням общего образования: начального, основного, среднего.
Классным руководителем принимается решение по выбору темы классного мини-проекта и распределению в творческие группы. В формировании творческих групп учитываются способности учащихся. Предполагается, что первая творческая группа активно готовить материал к защите мини-проекта на общешкольной акции, вторая группа - участвует в подготовке стенгазеты, третья – принимает участие в творческом конкурсе, а четвертая – в спортивных соревнованиях.
В ходе подготовки и реализации классных мини-проектов между уровнями общего образования необходимо четко обозначить преемственность. Задачи, которые поставлены в классных мини-проектах усложняются в зависимости от уровней общего образования. Если на уровне начального общего образования достаточно самостоятельно собрать материал по теме классного проекта и представить его в группе, то на уровне среднего общего образования необходимо обработать информацию и подготовить презентацию по теме классного проекта. На уровне среднего общего образования необходимо пройти все этапы работы с информацией проекта и достойно защитить проект. Мини-проекты отличаются и уровнем сложности. В начальных классах, в основном это творческие проекты. В основной школе - творческие и исследовательские. В средней школе готовятся исследовательские проекты.
В процессе реализации мини-проектов организуются и проводятся мероприятия, пропагандирующие здоровый образ жизни:
• конкурс на лучшую стенгазету «Здорово быть здоровым!», в которой прослеживаться тема мини-проекта (стенгазеты должны быть только позитивной направленности, необходимо исключить из газет бутылки, шприцы, наркотики и т.д.);
• творческий конкурс «Моё здоровье в моих руках!». Конкурс проводится по двум номинациям: «Литературное творчество» (сочинения, эссе, статьи, стихи, тексты авторских песен на тему мини-проектов) и «Изобразительное творчество» (рисунки, листовки, буклеты на тему мини-проектов);
• встречи со специалистами органов здравоохранения, психологической службы, отдела по физической культуре и спорту, отдела по делам молодежи и др. межведомственных структур по тематике мини-проектов;
• просмотр видеофильмов, побуждающих к здоровому образу жизни (строго по возрастным ограничениям).
В ходе реализации мини-проекта необходимо осуществлять промежуточный контроль в форме отчётов (в свободной форме) участников проекта, которые показывают уровень подготовки и помогают своевременно выявить возможные разногласия и противоречия, мешающие выполнению проекта. Такие отчёты помогают понять, в какой степени участники проекта – команда единомышленников. Текущий контроль осуществляется педагогами, родителями.
В целях массового «педагогического погружения» учащихся, педагогов, родителей в здоровьесозидающую деятельность в образовательном учреждении проводится общешкольная акция «Здоровым быть легко!». В процессе акции организовывается защита мини-проектов; конкурс на лучшую стенгазету «Здорово быть здоровым!»; выставка творческих работ учащихся, участвующих в творческом конкурсе «Моё здоровье в моих руках!»; спортивные соревнования.
По итогам защиты мини-проекта выводится «Формула здоровья», которая доказывает, что «Здоровым быть легко!».
На торжественной общешкольной линейке для учащихся подводятся итоги социально-педагогического проекта «Формула здоровья», награждаются победители и призеры конкурсов и спортивных соревнований.
Инициативной группой осуществляется анализ реализации проекта, подготовка отчетов и оформление проекта, в школьных и районных средствах массовой информации, на сайте учреждения публикуется информация о реализованном социально-педагогическом проекте в области здоровьесозидания.
Оформлением проекта для учащихся может быть видеофильм, демонстрирующий яркие моменты реализации общешкольного проекта. Видеофильм о проекте, может транслироваться на телевизионных экранах во время перемен, таким образом, побуждая учащихся к здоровому образу жизни после активной деятельности по реализации проекта.
Основным критерием результативности деятельности в процессе реализации проекта выступает критерий сформированности у ребят правильного понимания здорового образа жизни.
Основными показателями такого критерия будут служить:
- активизация познавательной деятельности учащихся;
- информированность по теме проекта;
- активный образ жизни (занятия спортом и творчеством, посещение кружков по интересам).
С общешкольным проектом «Формула здоровья» можно познакомится в приложении к данному выступлению.
Литература
- Аверин А.Н. Социальный эксперимент и его роль в управлении. – М., 1996.
- Бурков В.Н., Новиков Д.А. Как управлять проектами. - М., СИНТЕГ – ГЕО, 1997.
- Викторова Т.Б. Социальное проектирование – социальное действие // Дополнительное образование. - №1, 2006. – С. 51-53.
- Иванов В.Н. Социальные технологии в современном мире. – М., 1996.
- Воропаев В.И. Управление проектами в России. - М.: Аланс, 1995.
- Колчина М.С. Социальный проект как средство развития гражданского сознания учащихся // Дополнительное образование. - №8, 2004. – С. 3-6.
- Носакова Т.В. Роль проектных технологий в процессе социализации личности (на примере социальной подготовки учащихся к семейной жизни) // Дополнительное образование. - №3, 2005. – С. 41-42.
Особенности формирования культуры здоровья личности современного школьника
Решение проблемы здоровья участников образовательного процесса отмечается как приоритетная цель в большинстве документов, характеризующих российскую государственную политику. Среди них основополагающим является Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), который впервые определяет здоровье школьников в качестве одного из важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья – в качестве приоритетного направления деятельности образовательного учреждения.
Деятельность образовательного учреждения по формированию здорового образа жизни учащихся в рамках образовательного процесса сегодня не может быть вполне результативной без приложения комплексных усилий всех его участников. При этом практика требует достаточно серьёзных изменений во всей системе обучения и воспитания школьника. Это важно именно сейчас, когда во многих современных школах среди учащихся прослеживаются устойчивые негативные тенденции, характеризующие образ жизни школьников:
снижение двигательной активности и физической подготовленности, что отражает падение двигательной и физической культуры;
нарушение структуры и режима питания - отражает снижение культуры питания;
нарушение структуры досуга, в том числе преобладание малоподвижных видов деятельности (компьютер, ТВ), нарушение продолжительности сна и пребывания на свежем воздухе, что отражает падение культуры досуга;
возрастают риски употребления психоактивных веществ - рост вредных привычек;
снижение с возрастом готовности к здоровому образу жизни -отражает падение культуры здоровья в целом.
Таким образом, формирование культуры здорового образа жизни вызывает необходимость целостно перестроить весь блок педагогических подходов к построению содержания и методики школьного образования на принципах аксиологии здоровья.
Применение в учебно-воспитательном процессе концепции здоровьесозидающей образовательной среды позволит сократить негативные тенденции, характеризующие образ жизни современных школьников. Авторы данной концепции предлагают педагогам применять в организации здоровьесозидающей образовательной среды следующие подходы:
1) Методология – здоровьесозидающий подход к образованию, подчеркивающий, развивающий и формирующий характер влияния образования на здоровье участников образовательного процесса;
2) Модель здоровьесозидающей среды школы, которая рассматривается как совокупность условий, обеспечивающих здоровьесозидающий характер учебного процесса и безопасность учащихся и педагогов; повышение уровня культуры здоровья как компонента общей культуры учащихся, педагогов, родителей и формирование на ее основе готовности к сохранению и укреплению своего здоровья и здоровья других людей; оздоровление учащихся, ослабленных наиболее распространенными, в том числе социально обусловленными, болезнями детей и подростков;
3) Технология организации здоровьесозидающей образовательной среды, которая включает создание в школе службы здоровья или другой организационной формы, объединяющей специалистов разного профиля, способной содействовать качественному изменению образовательной среды школы; проектирование школьной программы здоровьесозидания на основе проведения мониторинга здоровья; организацию сетевого взаимодействия и социального партнерства ОУ как ресурс конструирования здоровьесозидающей образовательной среды.
Активно идущий процесс модернизации, провозглашающий уход от единообразия и унифицированности образовательной среды и образовательного процесса, ориентирует на создание условий для вариативной и личностно-ориентированной педагогики, которая удовлетворяет требованиям сохранения и укрепления физического, социального и духовно-нравственного компонентов здоровья у детей.
Сегодня назрела необходимость оптимизации здоровьесозидательной деятельности, направленной на формирование культуры здорового образа жизни, внедрения в практику культуроформирующих технологий.
Современная наука понимает культуру здоровья как деятельность, направленную на совершенствование как внутреннего мира человека, так мира и вокруг человека. Деструктивная (разрушающая) деятельность, приносящая вред, как здоровью человека, так и здоровью общества, признаётся антикультурной.
В современных исследованиях раскрыта тесная взаимосвязь образования и культуры. Ёще Л.С. Выготский в начале ХХ в. разработал теорию культурно-исторического наследия. А позднее С.И. Гессен дал определение образования как института приобщения к ценностям культуры. Образование сегодня рассматривается как способ трансляции культуры, как один из основных социальных институтов, задающих культурную модель поведения.
Представления о здоровье были значительно расширены представлением о нём как о показателе благополучия (К. Байер, Л.Шейнберг, 1997 г.). В этом контексте под культурой здоровья понимаются такие формы поведения, которые позволяют улучшить жизнь, делать её более благополучной и достигать более высокого уровня самореализации. Благополучие в жизни создаётся благодаря гармоничному сочетанию социального, физического, интеллектуального, эмоционального и духовного элементов.
Для того что бы поддерживать, укреплять а при необходимости восстанавливать своё здоровье, человек решает задачи целеполагания, адаптации и саморегуляции. Культура способствует их решению, и при разработке культуроформирующих технологий важно использовать и опираться на разработанный в культурологи функциональный подход, который позволяет рассматривать культуру как сложную, многоуровневую и целостную систему.
Культура здоровья выступает интегрированной характеристикой человека и имеет сложный многоаспектный и многоуровневый характер.
Формирование культуры здоровой личности выделяется современной педагогикой как базовый компонент общей культуры воспитанного человека. Образовательное учреждение, как особый государственно-общественный институт, играет важную роль во внедрении валеологических начал в жизнь общества путем формирования валеологической культуры личности у подрастающего поколения, в условиях специально организованного учебно-воспитательного процесса.
Валеологическая культура личности в своей системной целостности предстает как развитое валеологическое образование, валеологическое поведение и валеологические отношения, относительно устойчиво связанные друг с другом на определенный момент времени, что представляет собой механизм развития и проявления индивидуальных валеологических качеств в практической деятельности.
Наиболее ответственным и эффективным периодом формирования валеологической культуры личности является младший подростковый возраст, поскольку большим достоинством младшего подростка является готовность его ко всем видам учебной деятельности, которые делают его взрослым в собственных глазах, и именно в этом возрасте происходит существенная перестройка организма, психических процессов и всей жизнедеятельности ребенка. Подросток впервые начинает сознательно взаимодействовать с социальной средой.
Валеологическая образованность включает в себя вооружение личности элементами валеологического образа жизни, знаниями о сущности здоровья и ЗОЖ. При этом личностное отношение подростка к полученной информации валеологического содержания выражается в валеологических представлениях, ориентациях, валеологических чувствах, закрепляющихся в его валеологических убеждениях, результатом которых выступает валеологический идеал. Главным результатом валеоидеала становятся валеологические убеждения и валеологическое мировоззрение. Из системы представлений, взглядов, ориентаций, убеждений личности вытекает валеологическая направленность личности как интегративная характеристика ее валеопозиции по отношению к своему здоровью.
Валеологическая сознательность личности отражается в валеологическом поведении, важным внутренним стержнем становления которого являются прежде всего мотивы валеологического поведения, отвечающие соответствующим потребностям. Именно в результате их развития появляются валеологические поступки, в ходе которых подросток приобретает привычки валеологического поведения, закрепляющиеся в соответствующие валеологические качества личности. Таким образом, валеологическое поведение предполагает наличие и развитие активной валеологисческой позиции, отражающей в себе валеологическое мировоззрение личности.
Важным и недооцененным компонентом формирования валеологической сознательности выступают валеологические чувства личности. Чувства - это канал, через который человек проявляет своё отношение к здоровью, здоровому образу жизни, окружающей среде. Они выступают сложным поисковым механизмом, позволяющим человеку избирательно принимать и усваивать информацию здоровьесозидающего характера, определять эффективность своего поведения. Именно чувства активизируют познавательные усилия индивида и его волю, осуществляют подготовку к деятельности, настойчивость в её выполнении. В сфере чувств формируется оценка и предпочтительные отношения, позиции, выбираемые человеком по отношению к своему здоровью. Это особенно ярко проявляется в случаях борьбы человека со своими вредными привычками. Таким образом, затрагивая эмоциональную сферу ребенка, развиваются валеочувства, от которых в последующем формируются валеологические убеждения и соответствующее мировоззрение личности.
Проблема формирования культуры здорового образа жизни имеет комплексный, междисциплинарный характер. Важнейшее требование к содержанию валеологического образования – интеграция естественно–научных и гуманитарных знаний о человеке и деятельностный подход, ориентация на практическое применение получаемых знаний не в далеком будущем, а уже сегодня. Поэтому работа по здоровьесозиданию должна быть организована как надпредметная, т.е. пронизывающая как разные учебные дисциплины, так и досуговую сферу воспитания.
Существуют разные формы педагогической практики, которые традиционно используются для формирования культуры здорового образа жизни: уроки, семинары, лекции, беседы, конференции, экскурсии, факультативы. Но на сегодняшний день они недостаточно эффективны, необходимо искать новые формы работы, созвучные современной культуре и массовому сознанию семьи и ребенка.
Организация проектной деятельности по здоровьесозиданию в образовательном учреждении, одна из форм деятельности участников образовательного процесса (и за его пределами), соответствующая современному подходу в формировании культуры здорового образа жизни подрастающего поколения.
Цель участников проектной деятельности в области здоровьесозидания - не только развить безопасную здоровьесохраняющую среду, а так же выйти на новый уровень её развития - уровень здоровьесозидающего образовательного пространства, где участники не только учатся и оздоравливаются, но и овладевают технологиями самостоятельного культуротворчества здорового образа жизни через систему социальных проектов. Ученики становятся сторонниками здорового образа жизни и активными его пропагандистами, трансляторами в широкой социальной среде на всю дальнейшую самостоятельную жизнь.
Эффективность проектной деятельности учащихся зависит от активного массового «педагогического погружения» учащихся, педагогов, родителей в здоровьесозидающую деятельность. Деятельность по формированию культуры здорового образа жизни должна касаться каждого ученика, каждой группы, коллектива, семьи, а так же должна выходить за рамки образовательного учреждения, способствуя оздоровлению окружающей среды. Существенны отношения между учениками и взрослыми. Важно, чтобы отношения приобретали здоровьесберегающий характер, при котором возникает взаимная эмпатия, общая заинтересованность в конечном результате, вера друг в друга и четкое распределение обязанностей, осознание важности роли каждого участника.
Организация проектной деятельности учащихся в области здоровьесозидания
Один из основных способов достижения нового качества образования -компетентностный подход. Обучение при этом подходе - это процесс приобретения опыта решения значимых практикоориентированных проблем. Введение компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций.
Метод проектов в компетентностном подходе выступает одним из основных методов обучения. Он предусматривает обязательное наличие проблемы, требующей исследования и решения, в силу этого как нельзя лучше способствует развитию основных компетенций: информационных, коммуникационных, учебно-познавательных.
Важный составляющий компонент метода проектов - управленческая организация активного совместного освоения учениками и педагогами методов проектной деятельности, исследовательской работы, «обучение в сотрудничестве». Это всегда определенным образом организованная поисковая, исследовательская деятельность учащихся, индивидуальная или групповая, которая предусматривает не просто достижение того или иного результата, оформленного в виде конкретного практического результата, но и собственно организацию процесса достижения этого результата, что не менее значимо в воспитании.
Проблемы, поставленные современной педагогической практикой, заключаются в необходимости выявить педагогические условия формирования умений, необходимых для проектной деятельности школьников в изучении различных предметов, а так же в формировании культуры здоровья как интегративного метапредметного образования в единстве двух составляющих: компетентности в вопросах сохранения и укрепления здоровья и здоровой жизнедеятельности учащихся на основе принятия ими культурных норм и правильного оценивания факторов, как укрепляющих, так и разрушающих здоровье, в совместной работе с семьёй.
Здоровьесозидающий подход подчеркивает развивающий и формирующий характер влияния образования на здоровье участников образовательного процесса и базируется на понимании индивидуального здоровья человека как многомерной системы, состоящей из взаимозависимых компонентов (соматических, психических, социальных и нравственных); признании определяющей роли культуры здоровья как ценностно-мотивационной составляющей целенаправленного оздоровления образа жизни.
Технология социального проектирования учащихся имеет ряд важных для современного школьника возможностей:
исследовательский и практико-ориентированный характер проектирования позволяет формировать широкий спектр социальных значимых мотивов деятельности учащихся;
осознание значимости, необходимости своего труда повышает самооценку; создает условия для творческой самореализации личности;
в процессе выполнения социально педагогического проекта формируется социальный опыт учащихся, их умение видеть, выделять и решать социальные, жизненно-бытовые проблемы;
расширяются социальные контакты учащихся, развивается умение взаимодействовать с разными сверстниками и взрослыми в процессе решения проблем;
технология проектирования обеспечивает развитие исследовательских способностей и формирование необходимых для социальной деятельности умений анализировать жизненные проблемы, находить творческие пути их решения на всех этапах обучения, а не только на этапе старшей школы;
повышается уровень социального партнерства педагогического коллектива школы, расширяется его опыт решения социально-педагогических проблем.
Цель проектной деятельность в области здоровьесозидания - способствовать смысложизненной ориентации учащихся, принятию ценностей здоровья, здорового образа жизни.
Организация работы над проектом осуществляется по следующим традиционным этапам реализации технологии проектной деятельности:
Этап 1-й - поиск и формулирование проблемы, которую необходимо решить. Для реализации содержания этого этапа в школе под руководством руководителя создается инициативная группа.
Этап 2-й - организация творческих групп для работы над проектом. Создаются творческие группы педагогов, осуществляющие первичный поиск идей, рекомендаций.
Этап 3-й - планирование работы над проектом. На данном этапе определяются:
возможные внешние и внутренние партнеры проекта;
осуществляется первичный мониторинг социальной ситуации в образовательном учреждении или коллективе;
проводится анализ собранной информации и осуществлялся выбор формы реализации содержания проекта;
конкретизируются его задачи, этапы и сроки реализации;
определяются способы представления результатов (отчет, конкретный продукт и т.д.)
распределяются обязанности участников творческой группы.
Этап 4-й – осуществление проекта при условии текущей коррекции с учетом реальной ситуации его внедрения.
Этап 5-й - анализ и оценка результатов работы над проектом.
Этап 6-й - оформление и представление реализованного проекта (письменный или наглядный отчет).
Этап 7-й – окончательное оформление образовательного продукта.
Реализация проекта начинается с работы инициативной группы общешкольного социального проекта. Задача этой группы - выведение на уровень осознания центральной проблемы школы или коллектива, создание мотивации в педагогическом коллективе к ее решению и получению конкретного результата - продукта социально-педагогического проектирования. Инициативная группа определяет план мероприятий, реализующих общешкольный проект.
Общешкольный проект реализуется через мини-проекты (проекты класса, параллели, творческого объединения) тематика которых зависит от возрастных особенностей участников. Реализация мини-проектов осуществляется поэтапно, через проектно-исследовательскую деятельность всех участников социального проектирования.
Защита мини-проектов происходит на общешкольном мероприятии здоровьесозидающей направленности, где также подводятся итоги реализации мини-проектов и общешкольного проекта в целом.
Значимое место отводится качественному и количественному анализу проекта, который позволит определить насколько решены задачи и выполнена ли цель социального проекта. Завершается реализация проекта подготовкой отчетов и его оформлением.
В целях организованной реализации проекта составляется примерный план реализации мини-проектов, четко определяются задачи педагога, который должен выполнять не только функцию передачи знаний, но и выступать соучастником, координатором исследовательской деятельности своих подопечных, запуская способность к самостоятельному познанию и развитию.
Примерный план реализации мини-проектов в классах.
Этапы |
Цель |
План действий участников проекта |
План действий педагога |
||
1.Поиск и формулировка проблемы, которую необходимо решить. |
Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности. Задачи: – определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся. |
Выбирают тему проекта, предмет исследования с педагогом. Формулируют в результате обсуждения в группе цель проекта. |
Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в определении темы, цели проекта. Наблюдает за работой учеников. |
||
2.Организация творческих групп для работы над проектом. |
Цель – создание групп учащихся для работы над значимыми частями проекта |
Организуются в группы, распределяют обязанности в группе. Знакомятся с правилами работы в группе. |
Проводят организацию группы и распределяют обязанности в группе |
||
3.Планирование работы над проектом. |
Цель – пооперационная разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных. Задачи: –определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков презентации; – установление процедур и критериев оценки результатов и процесса; – распределение задач (обязанностей) между членами группы. |
Осуществляют: •поиск, сбор, систематизацию и анализ информации; • раз составляют план работы; • выбирают форму презентации; • продумывают продукт на данном этапе. Проводят оценку (самооценку) результатов данного этапа работы. |
Предлагает идеи, высказывает предположения. Наблюдает за работой учащихся. Направляет процесс поиска информации учащимися, помогает при работе с источниками информации, при определении формы презентации, выборе продукта. |
||
4.Промежуточный контроль за способами сбора и анализа информации и ходом подготовки к представлению результатов |
Сбор информации, анализ плана действий и полученных данных, уточнение дальнейших шагов по реализации проекта. |
Промежуточное обсуждение. Работа с собранным материалом, его оформление, анализ достигнутых промежуточных результатов. Чему научился, работая над проектом? Как ты выполняешь свою работу? Появились ли у тебя свои идеи по продолжению проекта? |
Наблюдает, опрашивает учеников, родителей, анализирует, советует и поддерживает |
||
5. Завершение исследовательской деятельности |
Цель - представление результатов деятельности |
Оформление результатов работы, оценка их соответствия критериям оценки, определение формы отчета |
Наблюдает, опрашивает учеников, родителей, анализирует, советует способы представления результатов и поддерживает |
||
6.Анализ и оценка результатов работы над проектом |
Цель- систематизация, структурирование полученной информации и интеграция полученных знаний. Задачи: оформление проектной работы и продукта проектной деятельности. Подготовка к его защите. |
Оформляют текстовый материал проектной работы. Выявляют назначение проекта. Проводят оценку работы над проектом. Изготавливают продукт. Оформляют продукт. Вносят в портфолио материалы этапа. |
Оценивает усилия учащихся, креативность, использование источников, неиспользованные возможности, потенциал продолжения, качество отчета, мотивирует учащихся. Наблюдает, направляет процесс. |
||
7.Представление наработанного материала на общешкольной акции |
Цель – презентация своей деятельности, достижение успеха |
Готовят и проводят презентации, участвуют в викторинах, играх и других мероприятиях. |
Помогает, поддерживает, направляет, уточняет, стимулирует |
||
8. Групповая рефлексия авторов проекта, самоанализ процесса и результата своей деятельности |
Цель – оценка результатов и процесса реализации проектной деятельности. Задачи: – коллективное обсуждение результатов проекта; – самоанализ проектной деятельности. |
Осознает всё, что он сделал, какие способы деятельности применил, анализирует проведение исследований, степень персональной и групповой успешности. |
Оценивает усилия учащихся, креативность, использование источников, неиспользованные возможности, потенциал продолжения, качество отчета, мотивирует учащихся. |
||
9. Анализ и оценка качества проекта другими обучающимися, экспертами, пре- подавателями. |
Цель – внешняя оценка достигнутых результатов |
- |
Оценивает свои усилия, возможности, потенциал, качество деятельности, дальнейшую мотивацию |
Один из компонентов формирования культуры здорового и безопасного образа жизни - просветительская работа с родителями учащихся, привлечение родителей в совместную деятельность. Очень важно, что бы родители приняли участие в проектной деятельности не только как зрители, но и как участники проекта. Решением родительского комитета могут быть поощрены более активные учащиеся, принявшие участие в проекте.
Эффективность реализации проекта характеризуется качественным положительным изменением результатов образовательной деятельности за определенный промежуток времени. Положительный показатель эффективности предполагает установление целесообразного способа взаимодействия как в ходе проектной деятельности, так и в дальнейшем процессе обучения.
Литература
- Педагог ика здоровья. Методический сборник. М.: Школьные технологии.2013 г.128 с.
- Интернет ресурсы:
- http://goo.gl/IOPq88
- http://www.moluch.ru/archive/59/8450/
- http://gigaba za.ru/doc/63601.html