Лекция по этнопедагогике «Педагогический потенциал народной культуры»
Министерство культуры и туризма
ОГБПОУ «Рязанский колледж культуры»
Лекция по этнопедагогике
Тема: Педагогический потенциал народной культуры
Преподаватель общеобразовательных дисциплин М.Н. Королёва
Шацк
2020
Тема: Педагогический потенциал народных праздников, обычаев, обрядов и традиций русского народа.
Чем дальше в будущее смотрим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в старом красоту находим,
Хоть к новому принадлежим.
Вадим Шефнер, (1915 – 2002)
советский русский поэт и прозаик,
фантаст, переводчик.
Цели и задачи:
1.Узнать, кто стоял у истоков народного воспитания? Что оставили нам в наследии?
2. Попробовать разобраться в педагогическом потенциале народных праздников, обычаев, обрядов и традиций русского народа.
3. Вспомнить тех педагогах, которые уделяли народному воспитанию огромное значение.
4. Узнать, кто ввёл в обиход термин «этнопедагогика» и какое место эта наука имеет в современном мире.
5. Выделить воспитательные и образовательные функции этнопедагогики в формировании мировоззрения, любви к родному краю, истории, традиций, народной культуры, любви всего, того что досталось от наших предков и что мы должны свято хранить.
Оборудование:
Компьютер, проектор, презентация.
Вступительное слово
Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями. В чем же заключается сила народной педагогики, народных традиций? Ответ прост: прежде всего, в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Именно цель «облагораживания» человеческой души и утверждалась в народной педагогике.
Выдающиеся философы, этнографы, психологи и педагоги издавна доказывали, что каждый народ имеет собственные, исторически сложившиеся формы и средства национального воспитания.
Являясь глубоко национальным по своей сущности, содержанию и характеру, воспитание отражает многогранные традиции, духовность, историческую самобытность нации. Преемственность дает возможность новым поколениям вобрать в себя и развивать все лучшее, что было создано предшествующей историей его народа и всего человечества, обогатить в новых условиях многообразие духовных ценностей общества.
Воспитание и образование человека было непрерывным явлением в народной педагогике, поэтому оно учитывало возрастные особенности человека. В народном творчестве отражается многовековой опыт народа, его мировоззрение, нравственные основы, характер, идеалы и стремления, поэтическая фантазия, трудовая деятельность, бытовой уклад, исторические события. Особенность народного творчества заключается в его коллективности.
Подготовка к народным праздникам и сам ход праздников содержат в себе фактически всю систему средств воспитания и образования подрастающего поколения. Основными средствами народной педагогики выделяют: устное народное творчество; народные песни и музыка; народные танцы; народные промыслы и декоративно-прикладное творчество; народные игры и состязания; национальная пища и технология ее приготовления; народный театр.
Перед нами, педагогами, перед вами, работниками культуры, перед всеми теми, кто работает с детьми, стоит важная задача, чтобы с детства привить чувство сопричастности к духовным ценностям, истории, культуре, традициям своего народа, приобщать их к культурно-историческому наследию других народов. Знакомясь с этнической культурой, мы напрямую соприкасаемся с культурным наследием предков.
Народные праздники, обряды, обычаи и традиции были и остаются важной частью духовного наследия народа. Они обладают функцией сохранения культурных традиций и переноса их из прошлого в настоящее и будущее. Кроме того, праздники и обряды были и остаются одним их главных источников нравственного воспитания молодежи, побудителем развития экологической культуры. Праздники и обряды, в которых активно участвуют и взрослые, и дети, имеют воспитательную и развивающую направленность. Каждая нация, заботясь о своем духовном «воспроизводстве» из поколения в поколение, прилагает усилия для того, чтобы дети воспитывались на культурно-исторических традициях отцов, дедов, прадедов. Народные праздники, обряды, обычаи, традиции - неисчерпаемая сокровищница народной мудрости, воспитывающая молодое поколение в национальном и общечеловеческом духе. Национальное и общечеловеческое - две стороны воспитания, в котором диалектически взаимосвязаны биологические, психологические и социальные факторы. Преемственность создает возможность подрастающим поколениям усвоить многовековой народный опыт воспитания, собрать и систематизировать всю народную мудрость по обучению и воспитанию молодежи, развивать и обогащать в новых условиях духовные ценности общества.
Кто стоял у истоков народного воспитания? Что оставили нам в наследии?
Мы сегодня попробуем разобраться в педагогическом потенциале народных праздников, обычаев, обрядов и традиций русского народа. Поговорим о тех педагогах, которые уделяли народному воспитанию огромное значение, узнаем, кто ввёл в обиход термин «этнопедагогика» и какую роль отводят психологи, педагоги в современном мире этой науке. Какую роль играет этнопедагогика в воспитании подрастающего поколения, в формировании мировоззрения, любви к родному краю, любви всего, что досталось от наших предков и что мы должны свято хранить.
Говоря о народном воспитание, нельзя не упомянуть имя Яна Амоса Коменского (1592-1670)
Великий педагог – гуманист. Он добивался того, чтобы учителя детей народа были подлинно народными. Первое и главное требование к ним – изучать, любить родной язык, устное творчество народа. «Только тот народ, который знает и любит свой родной язык, может претендовать на любовь других народов». Ян Амос впервые внес классно – урочную систему воспитания, т.е. промежуток перемен, минута уроков и.т.д.
Родоначальник педагогики был верным сыном своего народа. Уже первые его работы носили народно-педагогический, национально-педагогический характер. Патриотическая преданность своему народу побудила Каменского к внимательному изучению народных традиций воспитания и к их творческому использованию в создании научной теории педагогики.
Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870)
Ушинский считал, что система воспитания порождается историей народа, его потребностям и бытом, его материальной и духовной культурой, она не может существовать вне решения острых социальных проблем. Ушинский до сих пор продолжает оставаться вдохновляющим примером в воспитании у молодежи общероссийского патриотизма, высокой культурой межнациональных отношений, гуманности в отношениях между людьми независимо от их национальности.
Три принципиальные установки К.Д. Ушинского имеют для нас определяющее значение:
1. Народ имеет свою особую характеристическую систему воспитания.
2. В душе человека черта национальности коренится глубже всех прочих.
3. Воспитательные идеи каждого народа проникнуты национальностью более, чем что-либо другое.
Антон Семёнович Макаренко (1888-1939)
Как бы суммирует и своеобразно трансформирует две великие, две богатейшие и древнейшие культуры – русскую и украинскую. Для Макаренко, как и для Коменского и Ушинского, народ – величайший педагог. Единство – главное качество гражданина.
Василий Александрович Сухомлинский (1918-1970)
Своим учителем называл Макаренко. Духовное богатство личности прежде всего часть духовного богатства нации. Из всех средств воспитания наиболее значимым Сухомлинский считает родное слово. «Язык – духовное богатство народа».
«В какой бы далекий уголок нашей Родины не забросила тебя судьба, не забывай своей колыбели». «Храни и почитай память об умерших. У кого нет в душе прошлого, не может быть и будущего».
В основе межнациональных отношений считал он – должны лежать следующие заповеди:
1. Береги, щади неприкосновенность, уязвимость, ранимость другого человека;
2. Знай, что твое неразумное, холодное слово может обидеть, уязвить, огорчить, вызвать смятение, потрясти, ошеломить.
3. Нельзя смешивать человеческие слабости и зло. Против зла надо бороться. Зло нетерпимо. Помириться со злом, значит самому быть злым, безнравственным.
4. Большое зло унижать достоинство другого человека, считать себя личностью, заслуживающий уважения, а другого человека – «мелкой пылинкой».
5. Дорогим для тебя должно стать не мое, а наше, т.е. ценности, принадлежащие обществу, созданные обществом для счастья и радости всех, каждой личности.
Геннадий Никандрович Волков - педагог, профессор, доктор педагогических наук, академик Российской академии образования, писатель-публицист, является основателем этнопедагогичекой школы. Ему принадлежит авторство единственной в мире книги «Этнопедагогика», которая утверждена в качестве учебника для учебных заведений различных ступеней. Концепция Волкова признана на уровне государственной. Под его научным руководством выпущено около ста кандидатов и докторов педагогических наук, которые привносят энопедагогические идеи в своих республиках. Волковым были сформулированы и освещены основные цели и задачи этнопедагогической школы, а также прописаны основные концептуальные положения. Его утверждение, что в народной педагогике сконцентрирована сила гармонизации межнациональных отношений неоднократно нашло свое подтверждение.
«В трудовом народе, - утверждает Г.Н. Волков, - испокон веков выработались самобытный нравственный уклад, своя духовная культура. У всех народов было много обычаев и традиций, облагораживающих жизнь трудящихся. Они проявлялись и в отношении к природе, и в поэзии земледельческого труда, и в устном народном творчестве, и в удивительных народных ремеслах, и в добрых обычаях хорошего тона и правилах приличия»
Его школа – всемирно признанная этнопедагогическая школа – это многонациональная полиэтническая семья, каждый является исследователем и носителем культуры своего народа, личностью, способной подняться на уровень самых высоких общечеловеческих духовных ценностей. В 1972году ввёл термин
«этопедагогика», и с тех пор стала рассматриваться в качестве самостоятельной науки.
Г.Н. Волков выделил следующие проблемно-тематические разделы научной этнопедагогики:
1 Основные педагогические понятия народа.
2. Статус ребенка как субъекта воспитания (родное дитя, сирота, приемыш, ровесники и друзья, чужие и посторонние дети, детская среда и т.д.).
3. Функции воспитания (подготовка к труду, формирование нравственных черт характера, развитие ума, забота о здоровье, привитие любви к прекрасному).
4. Факторы воспитания (природа, труд, быт, обычай, искусство, религия, родное слово).
5. Методы воспитания.
6. Средства воспитания (потешки, считалки, загадки, пословицы, поговорки, песни, сказки и легенды, предания и т.д.)
7. Идея совершенства человеческой личности и ее реализация в системе народного воспитания.
8. Организация воспитания и ее педагогическая роль коллективных форм жизнедеятельности (трудовые объединения детей и молодежи, молодежные праздники, общенародные праздники и т.д.).
9. Народные воспитатели (родители, старшие дети, уличные и общинные педагоги и т.д.; их педагогические принципы и мысли)
Что такое этнопедагогика? Этнопедагогика — наука, предметом изучения которой является народная педагогика как традиционная практика воспитания и обучения, исторически сложившаяся у различных этносов.
Этнопедагогику можно было бы в общем и целом представить как историю и теорию народного (естественного, обыденного, неформального, нешкольного, традиционного) воспитания.
Этнопедагогика, изучающая народную педагогику как систему народного воспитания, является педагогикой национального спасения. В настоящее время народная педагогика продолжает оставаться самой главной, конструктивной, самой созидательной духовной силой в жизни нации. Народная педагогика, в том числе, фольклорные праздники развиваются и приобретают всю свою мощь при участии всех слоев населения, всего народа. Красной нитью в этнопедагогике проходит мысль о необходимости верного служения Родине, защите ее безопасности, приумножении ее богатства и славы в созидательном труде, бережного, уважительного отношения к истории народа, его языку, культуре, просвещению, традициям и нравам.
Современное социально-экономическое положение страны выдвинуло ряд проблем, связанных с формированием деятельности мыслящего гражданина России, определяющими качествами которого должны стать широкий кругозор, компетентность, профессионализм, патриотизм, чувство национальной гордости, чести, достоинства. Именно такие люди, обладающие национальным самосознанием, способны возродить общество и духовность нации, развить идею государственности, обращенную к человеку. Основными источниками народного воспитания являются народные праздники, обряды, игры, игрушки, фольклор. Народная педагогика будет способствовать развитию национального самосознания, воспитанию общечеловеческих ценностей.
Зачем в современном обществе нужно знание культурно-исторических традиций, нравственных норм, которыми руководствовались наши далекие предки? Нужно ли это? Ведь сейчас совсем другое время и другие законы. Казалось, что на такие вопросы существуют естественные ответы. Когда национальное умирает в детях, то это означает начало смерти нации.
Говоря о народной педагогике, огромную роль нужно выделить семье.
Подготовка подрастающего поколения к жизни возможна только на основе нравственного воспитания детей, молодежи на традициях народной педагогики. Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе.. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.
В семье опора народа и государства. В семейном счастье – защита от жизненных испытаний. Крепкой и дружной семье не страшны внешние житейские невзгоды. На вопрос «Когда человек счастлив?» мы ответим словами народной мудрости: «Человек счастлив тогда, когда утром спешит на работу, а вечером домой». Дом, Семья и Семейный очаг- это святые понятия.
Материнское воспитание. Святые заповеди матери Мать – пример в становлении на жизненный путь. «Не бойся работы, пусть она боится тебя». Мать добрая советчица. Мудрость гласит: «Отец формирует разум, а мать - пестует тело и душу».
Отец стремится дать нам хорошее образование. «Умный человек пригоден всем»,- говорит он нам. Он учит нас труду. Его любовь к нам является стимулом в формировании таких черт, как любовь, уважение к родителям, трудолюбие, честность, порядочность, доброта и отзывчивость.
«Кто не любит стариков, не любит и детей». Традиции этнопедагогики семьи ведущее место в семейном воспитании отводят людям старшего поколения - дедушке и бабушке. Место дедушки и бабушки в народной педагогике определялось аксиомой о том, что старые люди, имеющие богатый жизненный опыт являются лучшими воспитателями подрастающего поколения.
«Дедушка поддерживает порядок во дворе, бабушка – тепло в доме».
Чтобы человеку оставаться человеком, ему необходимо помнить свои корни. Недаром в старину каждый ребенок знал свою родню чуть ли не до седьмого колена. Внимательное отношение к своим родственникам, составление своей родословной укрепляли гуманистическую направленность развивающейся личности.
Учёные выделили семь правил семейной жизни.
Стремиться, насколько это, возможно, достигать в семье согласия, взаимопонимания и гармонии.
Ориентироваться на доброжелательный стиль и тон общения в семье.
И трудности, и радости, и неудачи, и успех- все вместе.
Почитать старших и помогать младшим.
Чередовать труд и отдых.
Поддерживать и развивать семейные традиции и праздники.
Стремиться проводить воскресные дни вместе, желательно на природе.
Говоря о семейном воспитание, нельзя не акцентировать внимание на то, что
слово - величайшее из человеческих духовных сокровищ. В повседневном общении с матерью ребенок усваивает язык, который называется материнским. Материнское слово - божественно. Вот что пишет о языке Фазиль Искандер: «Язык - величайшее, мистическое явление человеческого существования. Я даже не знаю, могут ли быть какие-то достоверные объяснения его появлению. Язык дан людям для того, чтобы они, поняв друг друга, могли жить вместе. В отношениях между народами нет никакого иного пути, кроме поиска взаимопонимания. Любой иной путь - это путь насилия, разрушения, презрения к человеку». Можно было бы добавить еще: презрения к народу... И нет насилия более невыносимого, чем насилие над национальным языком.
В народной педагогике родное слово стоит на недосягаемой высоте.
В зрелом возрасте, умудрённые житейским опытом, с теплотой и нежностью вспоминаем мы незатейливую колыбельную, которую нам напевала мама или бабушка. Колыбельная - от глагола колыбать (качать, колыхать)
По мнению психологов, дети, которым пели колыбельные песни, послушны, спокойны; более развиты интеллектуально у них более развита память развиты вкус, музыкальность, легче усваивает национальные мелодии и понятия, ощущает любовь окружающих, осознает свою значимость.
Колыбельные песни оказывают эмоциональное воздействие на ребенка, устанавливают тесную связь между матерью и ребенком.
Русский фольклор представлен широкой палитрой жанров - прибаутки, небылицы, скороговорки, игровые и плясовые песни, загадки, игры и хороводы с напевами, театрализованные представления и фольклорные праздники: ярмарки, театрализованные сказки.
Сказки как средство народной педагогики
Сказки - художественно-литературные произведения являются областью теоретических обобщений по многим отраслям знаний. В сказках содержатся педагогические идеи, являются важным воспитательным средством в течение столетий, выработанным и проверенным народом.
Русская педагогика еще более ста лет назад отзывалась о сказках не только как о воспитательном и образовательном материале, но и как о педагогическом средстве, методе. Сказки представляют богатый материал для нравственного воспитания детей.
Великий русский педагог К. Д. Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему, считая, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. Ушинский детально разработал вопрос о педагогическом значении сказок и их психологическом воздействии на ребенка.
В. А. Сухомлинский теоретически обосновал и подтвердил практикой, что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем». По его мнению, сказка благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине.
Основоположник российской этнопедагогики Г. Н. Волков, анализируя роль сказки в формировании личности ребенка, делает вывод, что «духовный заряд, накопленный народом тысячелетиями, может служить человечеству еще очень долго. Более того, он будет постоянно возрастать и станет еще более могучим. В этом - бессмертие человечества. В этом вечность воспитания, символизирующая вечность движения человечества к своему духовному и нравственному прогрессу».
Сказки и былины о храбром богатыре Илье Муромце, о Добрыне Никитиче учат детей любить и уважать свой народ, с честью выходить из трудных положений, преодолевать препятствия. В споре народного героя с отрицательным персонажем решается вопрос о торжестве добра и наказании зла. Сказка вызывает протест против существующей действительности, учит мечтать, заставляет творчески мыслить и любить будущее человечества. Сложная картина жизни представляется детям в сказке в виде простой, наглядной схемы борющихся принципов, руководствуясь которой легче разобраться в самой действительности.
В сатирических сказках народ высмеивает желание легко получить жизненные блага, «без труда вытащить рыбку из пруда», жадность и другие человеческие недостатки. Во многих сказках воспеваются находчивость, взаимопомощь и дружба. Идеал человека, данный в сказках можно рассматривать как основную воспитательную цель, причем идеал этот дифференцирован: идеал девушки, юноши, ребенка (мальчика или девочки).
Материалом для сказок служила жизнь народа, его счастье, вера, окружающая природа. Сказки отражают лучшие черты народа: трудолюбие, одаренность, верность- это сделало их эффективным средством передачи этих черт из поколения в поколение. В сказках отражаются межнациональные связи народов, совместная борьба против иноземных врагов. Положительным героям, как правило, помогает сама природа.
Оптимизм. Многие сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом, страдания, неудачи положительного героя сменяются радостью. Именно оптимизм усиливает воспитательное значение
Каждый из жанров имеет образовательный, воспитательный и развивающий эффект.
Прибаутки важны для воспитания в детях музыкальных, творческих навыков, необходимых для становления речи, тренировки памяти, пополнения информационного запаса.
Небылицы - это необычные произведения. В них развиваются события совершенно невероятные, нереальные. Это вызывает у детей смех и в то же время укрепляет в них понимание подлинных, реальных связей вещей и явлений. Небылицы развивают у ребенка чувство юмора, а также логическое мышление, стимулируют познавательную деятельность. Скороговорки помогают правильно и чисто проговаривать труднопроизносимые слова и фразы, знакомят с богатством русского языка, с новыми поэтическими образами. Целый ряд скороговорок музыкально интонируется. К ним даны напевы. Исполнять скороговорку, интонируя ее на простейшую мелодическую попевку, легче, чем просто произносить. Музыкальные скороговорки можно использовать в работе по совершенствованию вокальных навыков, четкого произношения слов, правильной дикции.
Игровые и плясовые песни способствуют развитию свободной интонации голоса в соответствии со смыслом, действием. Развивают мышление, пластичность, содействуют в формировании певческого дыхания, пластики, моторики, координации движений, выработке умения двигаться под музыку.
Загадки. Это замысловатый вопрос, который требует ответа. Содержание загадок всегда отражает жизнь человека, его деятельность, явления природы и все, что нас окружает. Загадки развивают любознательность, сообразительность, наблюдательность, логику. Они могут служить и упражнениями в умении рассуждать, сравнивать, что-то доказывать. Загадки воспитывают пытливый ум.
Народные игры ценны в педагогическом отношении. Они оказывают большое влияние на воспитание характера, ума, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка, создают определенный настрой, интерес к народному творчеству.
Хоровод - это жанр, в котором поэтико-музыкальное искусство тесно связано с элементами театрализованного действа и хореографии. Отличает их высокая художественность напевов и поэтических текстов, красота и сценичность хороводных гуляний. В сюжетах хороводных песен отражен народный быт, красота родной природы, особенно в ее весеннем цветении. Участвуя в хороводе - маленьком театрализованном представлении, - можно представить себя сильными, ловкими, меткими, развивать сообразительность и смекалку, почувствовать себя актером и плясуном, увидеть красоту окружающего мира и воспеть ее.
Ярмарки - это наиболее яркое, интересное, красивое, веселое, артистичное, балагурное, коллективное, насыщенное впечатлениями действие. Каждый может принять участие в ярмарке, даже если он не является участником постановки, он может быть вовлечен в действие тем, что станет участвовать в играх вместе с актерами, петь песни, отгадывать загадки. Сценарий ярмарки позволяет выделить роль каждому ребенку.
Устное народное творчество как средство народной педагогики выполняет большие воспитательные и образовательные функции:
1. Дает историческую картину духовного развития народа, его мировоззренческих основ, национального характера. Обогащает детское представление о прошлом и настоящем народа.
2. Помогает усвоить нравственные принципы, воспитывает любовь к родителям, своему народу.
3. Вселяет уверенность в торжество справедливости, укрепляет веру в счастливое будущее.
4. Способствует развитию художественно-образного и логического мышления, речи, фонематического слуха, наблюдательности.
5. Развивает память, воображение, наблюдательность, находчивость, сообразительность, умение сравнивать, сопоставлять, пополняет словарный запас, повышает культуру речи.
6. Сохраняет в памяти ребенка особенности родного языка, обогащает народной мудростью.
По большому счету все наши традиции и обычаи – это отражение бытовых особенностей.
Большинство обычаев соотносятся с основными моментами жизни русского человека, да и человека вообще – роды, крестины, именины, смерть, свадьба.
Многие современные традиции берут начало в глубоком прошлом, когда еще славянские народы не делились на восточных, западных и южных.
Так, например, такими древними являются верования, связанные с беременностью и родами: женщины боятся отрезать волосы, заниматься шитьем и вязанием, развешивать мокрое белье на веревке и т.д., а после родов не показывают ребенка в течение сорока дней.
Крестины – это обряд, возникший на этапе перехода Руси от язычества к христианству.
Древняя традиция – давать выкуп за невесту на свадьбе, а также проводить обряд ее похищения. Также веселиться от души и проводить различные состязания на свадьбах – это тоже старинный обряд.
Традиции и обычаи народных праздников
Народные праздники были настоящим кодексом неписанных норм и обязанностей. Обряды, отражающие нравственные устои народа, закрепляющие чувства верности друзьям, развивающие эстетические чувства детей и содержащие в себе многие другие педагогические элементы, ярко представлены в таких праздниках, как Троица, Масленица и другие. Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями. На традиционные народные праздники всегда приглашались гости, и часто они были представителями других этносов. В связи с этим главной целью воспитания на основе народных обрядов и праздников является приобретение молодым поколением нравственного опыта, наследование духовного достояния народа, достижение культуры межличностных и межнациональных отношений. Основными задачами воспитания в процессе подготовки к народными праздниками и обычаями – это приобретение знаний о нормах и правилах общественного поведения; воспитание нравственных чувств, потребностей и отношений; формирование нравственных идеалов, толерантности, стойких навыков и привычек безопасного поведения.
Сила народной педагогики, народных традиций и обрядов заключается в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Именно цель «облагораживания» человеческой души и утверждалась в народной педагогике. В народной педагогике народные праздники и обряды считаются средствами выражения настроения, убеждений, мировоззрения индивида. Они не только символически отображают и углубляют чувства человека, но и в значительной степени облагораживают его. Значение народных праздников и обрядов заключается в том, что они дают возможность проявить свои чувства и мысли, пробуждают эмоциональные чувства и переживания, стимулируют оптимистическое настроение. Общение в условиях праздничной организации становится важнейшим фактором приобщения подрастающего поколения к духовным ценностям народа. Общественный опыт передается и воспринимается им не только в процессе целенаправленного общественного воздействия и не только в «сознательной форме», в виде идей, понятий, взглядов, мнений, норм. Через общение он посредством подражания и заимствования, сопереживания усваивает человеческие эмоции и формы безопасного поведения. Праздник - это особое состояние души, эмоциональный радостный подъем, вызванный переживаниями какого-либо торжественного события. В жизни человека тесно переплетается личное и общественное.
Праздники, связанные с историей страны, с её вековыми традициями, обрядами, обычаями позволяют человеку осознать своё единство со всем народом. Праздник всегда выполнял важные общественные функции, имел глубокий смысл, в нем человек ощущал себя личностью членом коллектива. Проявление всех форм и видов культуры любого коллектива, начиная от принятых форм поведения, кончая демонстрацией нарядов и исполнением традиционных обрядов идёт через праздник. Праздник – время отдыха, веселья, радости, ощущения полноты жизни, время, когда люди осознавали себя частью единого сообщества. Праздник религиозным сознанием людей воспринимался как нечто священное, противоположное будням - повседневной жизни. И.С.Кон обращает внимание на то, что, хотят того или нет, люди воспринимают и оценивают чужие обычаи, традиции, формы поведения прежде всего сквозь призму своих собственных обычаев, традиций, в которых они сами воспитывались, потому что каждому человеку обычаи, традиции, нравы и формы поведения, в которых он воспитан и к которым он привык, ближе, чем другие. Проблема возникает лишь тогда, когда эти национальные различия возводятся в главное качество и превращаются во враждебную психологическую установку Если будни осмыслялись как время, в которое человек должен заниматься мирскими делами, добывая хлеб насущный, то праздник понимался как время слияния с божественным и приобщения к сакральным ценностям общины, ее священной истории.
В праздник люди должны достигнуть особого психофизиологического состояния полноты жизни, мироощущения, богоощущения, а также ощущения внутреннего единения друг с другом. Такое философское осознание праздника на бытовом уровне закреплялось в целом ряде правил, которые должен был усвоить человек русского традиционного общества. Характерной чертой праздника было многолюдье. Тихое в будни село заполнялось зваными и незваными гостями - нищими, странниками, богомольцами, каликами перехожими, вожаками с медведями, балаганщиками, раешниками, кукольниками, ярмарочными торговцами, коробейниками. Праздник воспринимался как день преображения деревни, дома, человека. К лицам, нарушавшим правила праздничного дня, применялись жесткие меры. Праздники были необходимы и жизненно оправданы. Ими отмечались главнейшие поворотные вехи года, связанные со сменой сезонов, началом и завершением трудовых будней. Массовость. На праздник собирались все, и все в нем участвовали. Кульминационными моментами праздника являются совместное пение, совместный танец, трапеза, веселье, смех, разрядка напряжения, выход накопившейся психической энергии. Это незаменимые способы единения, когда каждый участник чувствует себя причастным к всеобщему.
Праздники
В современных социально-культурных условиях актуализируется внимание к ценностям народной культурой культуры, обладающих обширным педагогическим потенциалом, использование которого поможет не только вернуть утраченные ценностные основы, но и восстановить складывающуюся веками систему нравственных ценностей. Традиционная культура является связующим звеном между прошлым, настоящим и будущим поколением. Во многом поведение в рамках народной культуры «запрограммировано» традиционным типом поведения предков. Внимание современного человека и его реакция на мир базируется на этике традиционной культуры.
Через структуру народной художественной культуры, вероятно, можно проследить историческую логику становления и развития российского государства, культуру и менталитет народа. Традиционные ценности русской культуры могут стать базой и эффективным средством воспитания порастающего поколения.
Особую актуальность проблема воспитания молодого поколения приобретает в современном российском обществе, в котором активно происходят процессы реформирования, модернизации, поиска эффективных технологий организации жизнедеятельности человека. Как правило, быстрая смена общественных событий, наличие экономических и социальных проблем, популяризация ценностей и идеалов опасных идеологий, оказывают разрушительное влияние на формирование личности молодого поколения, в частности представителей подросткового возраста.
В процессе воспитания подростков задействована целая система социальных институтов, в которой особое место принадлежит субъектам культурно-досуговой сферы. Учреждения культуры обладают значительным воспитательным потенциалом, реализуемом в широком спектре форм и методов работы, где особое место занимают праздники. В системе воспитания и формирования личности, праздник может стать действенным способом популяризации традиционной культуры, пропитанной национальным духом, нравственными основами русской культуры.
Праздник заключает в себе большие возможности в создании ситуации, приближённой к естественному бытованию жанров народного творчества, моральных норм и правил поведения. Формы его проведения разнообразны по степени близости к народным традициям: от номеров на сценической площадке до выхода на открытые природные территории (лужайка, лес, поле и другое). Во всем многообразии праздников, наиболее убедительными в воспитательном и популяризирующем аспектах будут те, которые ориентированы на народные традиции.
Традиционный уклад жизни наших предков с богатым культурно-ценностным потенциалом находит яркое проявление в традиционных праздниках. Это проявляется в следующем: во-первых, это обязательность праздника, его неотвратимость.
В народной жизни будни чередовались с праздниками и были наполнены их ожиданием. Весь год подчинялся ритму смены трудовых будней и праздничных дней. Праздник был необходим и жизненно оправдан, так как ознаменовал важнейшие события в жизни человека.
Во-вторых, праздник всегда являлся событием. На праздник собирались все, и все в нём участвовали. Кульминационным моментом праздника считалось совместное действо (пение, танец, трапеза). Это выступало как способ единения, причастности каждого человека к коллективу, обществу. Ритм праздника держали знатоки традиции «заводилы».
В-третьих, праздник ‒ это веселье, смех, разрядка, снятие напряжения и усталости, накопившейся негативной энергии. Каждый праздник русского народа сопровождался обрядовыми действиями, имевшими глубокий сакральный смысл.
Важно отметить, что праздник содержит в себе большой объем различной информации, которая содержится в символике мужского и женского костюма, праздничном оформлении пространства, обрядовой пище, играх и забавах и другом.
ВЫВОД: Русские народные праздники обычаи, обряды, традиции по своей природе педагогичны, они включают в единое праздничное действие и детей, и взрослых. Народный праздник создает возможность развития ребенка, формирования основ музыкальной культуры в единстве всех ее важнейших компонентов. Все это способствует развитию стойкого интереса не только к конкретным малым фольклорным формам, но и к музыкальному и народному искусству в целом. “Народные праздники имеют функции социальной терапии отношений внутри общности, обыгрывание норм этих отношений” (Д.Фрезер, М.Мид).
Русские народные праздники позволяют решать многие задачи эстетического и нравственного воспитания. Важнейшим принципом их реализации является гуманизация целей педагогической работы с детьми. Именно через праздники взрослый приобщает ребенка к народному искусству и создает условия для его полноценного развития.
Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Народные праздники способствуют тому, чтобы дети хорошо знали и уважали свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа.
Русский народный праздник был всегда открыт для новизны, изобретательности, вбирал в себя светские элементы как отечественной, так и зарубежной культур, впитывал церковную, православную, религиозную обрядность. Эта открытость веяниям времени и одновременно сохранность традициям прошлого, уходящего в глубину веков до языческих времен, создает богатую духовную атмосферу, которая положительно влияет на духовно-нравственное совершенствование подрастающих и взрослых поколений. Через народные праздники происходит приобщение детей к истокам русской народной культуры, истории, вхождение в них.
Итак, народные праздники оказывают большое влияние на усвоение детьми нравственного поведения.
Подводя итог нашей встречи, очень хочется верить, что все запомнилли
золотое правило этнопедагогики
Без памяти нет традиций, без традиций-нет культуры, без культуры нет воспитания, без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа.
Только тот человек, который знает, любит и чтит свой язык, свою историю, свой народ, культуру, обычаи, традиции имеет право называться настоящим гражданином и патриотом.
Литература:
1. Керимшеева О.А., Иглина Н.Г. Этнопедагогика и культура безопасности: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. – Новосибирск:
АРТА, 2011
2.Бударина Т.А., Куприна Л.С., Корепанова О.Н., Маркеева О.А.Знакомство детей с русским народным творчеством. СПб, 2010.
3. Князева О.Л., Маханева М.Д.Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Метод пособие. СПб, 2004.
4. Радынова О.П. Народные колыбельные песни: слушаем и поем. Учеб. пособие к программе «Музыкальные шедевра». М., 2001.
5. Тихонова М.В., Смирнова Н.С. Красна изба: знакомим детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом. СПб, 2004.
Приложение
Тестовые задания для самоконтроля
Науку об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, о морально-этических и эстетических воззрениях на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации называют…
А) этнопсихология
Б) культурология
В) этика
Г) педагогика
Д) этнопедагогика
Объектом этнопедагогики являются:
А) нации
Б) семьи
В) организации
Г) коллективы
Д) общество
Этнопедагогика как самостоятельное научное направление сформировалось:
А) в IХ в.
Б) в XVIII в.
В) во второй половине XIX в.
Г) в первой половине ХХ в.
Д) во второй половине ХХ в.
Кто был одним из первых разработчиков этнопедагогики:
А) В.А. Сухомлинский
Б) Я.А. Коменский
В) К.Д. Ушинский
Г) А.С. Макаренко
Д) Г.Н. Волков
Какой ученый определил этнопедагогику как науку, изучающую особенности национального характера, сложившиеся под влиянием исторических условий, сохранившиеся благодаря национальной системе воспитания:
А) В.А. Сухомлинский
Б) Я.А. Коменский
В) К.Д. Ушинский
Г) А.С. Макаренко
Д) Г.Н. Волков
Процесс передачи опыта одним поколением и усвоение его другим, обеспечивающий развитие человека, называют:
А) воспитание
Б) образование
В) обучение
Г) самовоспитание
Д) самообучение
Воспитание – это …
А) специально организованная система внешних условий, создаваемых в обществе для развития человека;
Б) процесс непосредственной передачи и приема опыта поколений во взаимодействии педагога и учащихся;
В) процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие;
Г) процесс передачи опыта одним поколением и усвоение его другим, обеспечивающий развитие человека.
Ответы: 1-д; 2-а;3-д;4-д;5-д;6-а;7-д.
19