12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Фомченко Елена Сергеевна387
Учитель изобразительного искусства, МХК, ОДНКНР,технология. 30 лет педагогического стажа.
Россия, Ростовская обл., г. Красный Сулин (Красносулинский р-н)
1

Рабочая программа по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Художественная культура народов России», 8 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Михайловская средняя общеобразовательная школа

Красносулинского района Ростовской области

«Утверждаю»

Директор МОУ Михайловской СОШ

Приказ от «____» _________20____г. №___

_______________/____________________/

ФИО

МП

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

по предмету Основы духовно-нравственной культуры народов России.

Художественная культура народов России.

Уровень основного общего образования

8 класс _

Количество часов 31

Учитель

Фомченко Елена Сабировна

 

Программа составлена на основе примерной учебной программы основного общего образования по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом МО РФ от 17.12.2010 № 1897;

Составлена на основе программы:

Г.И.Данилова. Мировая художественная культура. – М.:Дрофа, 2012


 

 

2018-2019 учебный год


 

Пояснительная записка

Рабочая учебная программа составлена на основе примерной учебной программы среднего (полного) общего образования по предмету Мировая художественная культура.

Автор программы: Г.И.Данилова. Искусство. – М.: Дрофа, 2015.

Г.И. Данилова Мировая художественная культура. - М. : Дрофа, 2012.

Для реализации программного содержания и выполнения домашнего задания используются учебники:

Г.И. Данилова Мировая художественная культура. 7 — 9 кл.; учеб. Для общеобразовательных учреждений / Г.Данилова. - 12-е изд., стереотип. - М. : Дрофа, 2012.

Программа по предмету основы духовно-нравственной культуры народов России представляет собой целостный документ, включающий: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по основным разделам курса.

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор практических работ, выполняемых учащимися.

Программа выполняет две основные функции:

Информационно - методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно - планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Общая характеристика учебного предмета

Курс предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательных учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о культуре народов России, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Изучение предмета основы духовно-нравственной культуры народов России, развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной культуры как обобщённого опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более чёткого осознания своей национальной и культурной принадлежности.

Развивающий потенциал предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» напрямую связан с мировоззренческим характером самого предмета, на материале которого моделируются разные исторические и региональные системы мировосприятия, запечатлённые в ярких образах. Принимая во внимание специфику предмета, его непосредственный выход на творческую составляющую человеческой деятельности, в программе упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия (функцию – активный зритель/слушатель) и интерпретаторских способностей (функцию - исполнитель) учащихся, на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими элементарных приёмов анализа произведений искусства. Развитие творческих способностей учащихся реализуется в проектных, поисково-исследовательских, индивидуальных, групповых и консультативных видах учебной деятельности. На уроках применяются средства ИКТ.

Отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой, что даёт возможность по достоинству оценить её масштаб и общекультурную значимость.

Основные межпредметные связи осуществляются на уроках литературы, истории, иностранного языка, частично на уроках естественнонаучного цикла.

Специфика программы

В 8 классе изучаются художественные традиции народов мира. Таким образом, учащиеся приобщаются к восприятию, познанию и усвоению духовно-нравственного и эстетического опыта человечества, формированию, через общение с искусством, «активно мыслящего мировоззрения». Содержание программы предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» базируется на принципе культурных доминант с выделе­нием наиболее ярких памятников каждой исторической эпо­хи народов России. Территориальный принцип при распределении материала позволяет представить присущую каждому народу систему цен­ностей, а логика исторического линейного развития — дает основу для сравни­тельного анализа, «межвременного диалога» различных куль­тур при сохранении принципа единства культурных ареалов.

Про­блемное поле отечественной куль­туры представляет учащимся материал для выработки собственного вектора раз­вития, для более четкого осознания своей национальной и куль­турной принадлежности.

Целью изучения дисциплины «Основы духовно-нравственной культуры народов России» является приобретение теоретических знаний; ознакомление с художественной культурой народов России, различных эпох, расширение кругозора школьников в области истории искусств, приобретение новой информации.

 

Образовательные цели и задачи курса:

изучение шедевров народного искусства, создан­ных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззре­ния и стиля выдающихся художников-творцов;

формирование и развитие понятий о художест­венно-исторической эпохе, стиле и направлении, по­нимание важнейших закономерностей их смены и развития в истории человеческой цивилизации;

постижение системы знаний о единстве, много­образии и национальной самобытности культур раз­личных народов России;

освоение основных этапов развития отечествен­ной (русской и национальной) художественной куль­туры как уникального и самобытного явления, имею­щего непреходящее мировое значение;

знакомство с классификацией искусств, пости­жение общих закономерностей создания художест­венного образа во всех его видах;

интерпретация видов искусства с учетом особен­ностей их художественного языка, создание целост­ной картины их взаимодействия.

Воспитательные цели и задачи курса:

помочь школьнику выработать прочную и устой­чивую потребность общения с произведениями искус­ства на протяжении всей жизни, находить в них нрав­ственную опору и духовно-ценностные ориентиры;

способствовать воспитанию художественного вкуса, развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;

подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведением искусства;

развитие способностей к художественному твор­честву, самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства;

создание оптимальных условий для живого, эмоционального общения школьников с произведе­ниями искусства на уроках, внеклассных занятиях и краеведческой работе.

Развитие творческих способностей школьников реализуется в проектных, поисково-исследователь­ских, индивидуальных, групповых и консультатив­ных видах учебной деятельности. Эта работа осу­ществляется на основе конкретно-чувственного восп­риятия произведения искусства, развития способнос­тей к отбору и анализу информации, использования новейших компьютерных технологий. К наиболее приоритетным следует отнести концертно-исполнительскую, сценическую, выставочную, игровую и краеведческую деятельность учащихся. Защита твор­ческих проектов, написание рефератов, участие в на­учно-практических конференциях, диспутах, дискус­сиях, конкурсах и экскурсиях призваны обеспечить оптимальное решение проблемы развития творческих способностей учащихся, а также подготовить их к осознанному выбору будущей профессии.

Основные дидактические принципы. Программа предусматривает изучение предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» на основе единых подходов, исторически сложившихся и выработан­ных в системе школьного образования и воспитания.

Принцип интеграции. Курс предмета основы духовно-нравственной культуры народов России интегративен по своей сути, так как рассматривается в общей системе предметов гуманитарно-эстетического цикла: литера­туры, музыки, изобразительного искусства, истории, обществознания. Во-первых, программа раскрывает родство различных видов искусства, объединенных ключевым понятием художественного образа. Во-вто­рых, в ней особо подчеркнуты практическая направ­ленность предмета, прослеживается его связь с реальной жизнью.

Принцип дифференциации и индивидуализации. Процесс постижения духовно-нравственной культуры — процесс глубоко личностный и индивидуальный. Он позволяет на про­тяжении всего учебного времени направлять и разви­вать творческие способности ученика в соответствии с общим и духовно-нравственным уровнем его развития, лич­ными интересами и вкусами.

Место предмета в школьном учебном плане

В соответствии с учебным планом « Основы духовно-нравственной культуры народов России» входит в состав учебных предметов, обязательных для изучения на ступенях общего образования, изучается на базовом уровне в объёме: 8 класс – 35 часов

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом отношении приоритетными для учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» являются:

умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

устанавливать несложные реальные связи и зависимости;

оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;

осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа (в том числе и созданных в иной знаковой системе - «языки» разных видов искусств);

использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;

владеть основными формами публичных выступлений;

понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности;

определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;

осознавать свою культурную и национальную принадлежность.

Результаты обучения

Результаты изучения предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию личностно ориентированного, деятельностного и практико-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: соотносить изученные произведения с определённой эпохой, стилем, направлением, устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусств, пользоваться различными источниками информации, выполняя учебные и творческие задания.

В рубрике «Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

Содержание программы:

1.Цивилизация и духовно-нравственная культура.

Знакомство с ключевыми понятиями - «цивилизация» и «духовно-нравственная культура» . Проводится дискуссия на тему: «Что значит быть сегодня культурным и образованным человеком». рассматривает понятие о художественной культуре и знакомит учащихся с художественными символами народов России.

2.Единство и многообразие культуры.

В теме рассматривается вопрос единства и многообразия духовно-нравственной культуры. Национальная самобытность Российской культуры

В теме раскрывается понятие «символичная культура народов России». Гармония Человека и Природы отражена в творчестве поэтов, художников, архитекторов. Российская культура тесно связана с религиозными верованиями.

3.Идеал Человека в культуре народов России.

В теме раскрывается понятие идеала Человека в искусстве в античности, средневековье и эпохе Возрождения. Рассматриваются произведения, воплотившие идеал Человека в искусстве. Так же рассматривается сложный вопрос: как представлен идеал Человека в религиях России и как он нашёл своё художественное воплощение в образах святых - людей, посвятивших себя служению Богу.

4.Герой и защитник Отечества.

Тема рассказывает о произведениях искусства, запечатлевших образы легендарных героев и защитников Отечества - Георгия Победоносца, благородного средневекового рыцаря и Александра Невского. Обсуждается проблемный вопрос: в чём заключается сила этих образов и не утратили ли они своё значение в наше время?

5.Образ женщины-матери сквозь века.

В теме подробно изучается образ женщины-матери в искусстве, рассказывается о шедеврах русской иконописи в картинах А.Г.Венецианова и произведениях искусства ХХ века



 

6. Героический эпос народов России.

Понятие о героическом эпосе, художественно отра­зившем представления об историческим прошлом, воссоздавшем целостные картины народной жизни. Сказания о значительных исторических событиях, подвигах легендарных героев, ставших символами мужества, доблести и благородства. Мифические представления человека о природе и окружающем мире.

Героический эпос — результат коллективного на­родного творчества. Эпос народов Востока и Крайнего Севера. Олонхо — сказания якутского народа о подвигах богатырей. Нартский эпос кавказских народов о доблестном пле­мени богатырей, живших в древние времена и боров­шихся с чудовищами, великанами и драконами. Ар­мянский героический эпос «Давид Сасунский» и эпос киргизского народа «Манас». Обзор (по выбору).

Литературные интерпретации народного эпоса. Поэма грузинского поэта Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре» и «Песнь о Гайавате» американско­го поэта Г. Лонгфелло.

Развитие эпических традиций в русской музы­кальной культуре. Эпическая песенная симфония А. Бородина «Богатырская», эпические оперы М. Му­соргского «Хованщина» и «Сорочинская ярмарка», оперы-былины и оперы-сказки Н. Римского-Корсако- ва «Садко», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Псковитянка» (по выбору).

Эпическая тема в произведениях русской живопи­си (В. Васнецов, М. Врубель, И. Билибин, Н. Рерих, К. Коровин, Е. Кибрик и К. Воробьев). Обзор (по вы­бору).

Общие черты и сходные признаки произведений героического эпоса. Повторяемость тем и сюжетов, общность характеристик главных героев.

Русские былинные богатыри и их отличие от сред­невековых рыцарей. Илья Муромец — идеал русского богатыря, наделенный сверхъестественной силой, от­вагой и находчивостью.

Карело-финский эпос «Калевала», его идейно-ху­дожественное значение. Эпические руны (песни), рас­сказывающие о далеких временах и первых героях. Характерные особенности их исполнения.

Главный герой Вяйнямейнен — старый певец и мудрый прорицатель, пахарь, охотник и умелый мас­теровой. Первый творец мира, постигший жизненную мудрость и снискавший славу у своего народа. Борьба Вяйнямейнена и его товарищей за волшебную мель­ницу Сампо — основа сюжета «Калевалы». Сладко­звучное пение и игра на народном инструменте канте­ле, их великая чудодейственная сила. Суровые испы­тания, выпавшие на долю главного героя.

7. Праздники и обряды народов России.

Всякая душа празднику рада.

Праздник — неотъемлемая часть духовной жизни народа, важнейший элемент традиционной народной культуры.

Понятие об обряде как совокупности установлен­ных обычаем действий, связанных с религиозными или бытовыми традициями жизни народа. Религиоз­ные, семейно-бытовые, календарные и обществен­но-политические праздники, их особая значимость и своеобразие.

Религиозные праздники и обряды.

Крещение Руси, следование византийским тради­циям церковного богослужения. Православное богос­лужение и особый порядок его проведения. Церковная служба как своеобразный синтез искусств, «храмовое действо». Понятие о трех «кругах времени» и недель­ном круге в православном богослужении. Внутреннее убранство храма (иконы, фрески, предметы церковной утвари), вокальная и хоровая музыка, колокольные звоны. Особое значение и роль священного слова мо­литвы. «Двунадесятые» праздники православия.


 

Паломничество в Мекку (хадж) — особый обряд поклонения главным святыням ислама. Основные этапы ритуала хаджа и его символическое значение.

Буддийские праздники и обряды, их своеобразие и богатство традиций.

8. Своеобразие архитектурных традиций

Храмовая архитектура.

Своеобразие архитектурных традиций храмового зодчества. Храм как универсальная модель мира, от­разившая представления человека о строении мироз­дания.

Базилика — основа католического христианского храма, ее структура и назначение. Аскетизм внешне­го облика. Пышность и великолепие внутреннего уб­ранства.

Распространение на Руси крестово-купольного ти­па храма как символа христианского православия. Выразительная символика православного храма (ко­личество венчающих куполов, особенности формы и цвета купола). Шатровые храмы с восьмигранным остроконечным завершением — уникальные соору­жения русского культового зодчества. Церковь Воз­несения в Коломенском под Москвой. Интерьер пра­вославного храма, его символическое звучание.

Традиции буддийской храмовой архитектуры. Калмыкская республика ( г.Элиста) — крупнейший па­мятник храмового зодчества. Символическая роль скульптуры и рельефов, призванных воплощать буд­дийское «постижение истины».

Культовые постройки ислама. Мечеть — основное сооружение мусульман ( Чеченская республика, Татарстан). Тип колонной арабской мече­ти-крепости, окруженной глухими стенами. Собор­ные мечети и их общественное назначение. Баш­ни-минареты и их особая культовая роль. Медресе — культовые учебные заведения.

Дом — жилище человека.

Изба — традиционный рубленый дом русского на­рода. Многообразие внешнего вида, планировка и на­значение избы. Искусство возведения избы, ее деко­ративное убранство (резные наличники на окнах, ко­нек над крышей, сказочные крылечки).

Иглу — жилищные постройки народов Гренлан­дии, Аляски и Арктики. Переносные жилища коче­вых народов Крайнего Севера — яранги. Современное устройство яранги — жилища для оленеводов. Кони­ческий шестовой чум — жилище северных народов, особенности его внутреннего устройства. Юрты — ос­новной тип жилища народов Средней Азии и Монго­лии. Легкие, удобные дома без внутренних перегоро­док, рациональность и простота их конструкции.

9. Изобразительное искусство народов России.

Древнерусская иконопись.

Древнерусская иконопись — уникальное явление мировой художественной культуры. Следование ви­зантийским канонам, выработка собственного спосо­ба отражения религиозных представлений. Исключи­тельная роль иконы в жизни русского человека.

Художественный мир иконы и его символическое звучание. Представления о времени и пространстве. Принцип «обратной перспективы», особая роль света и цвета.

Икона — коллективное творчество многих масте­ров. Процесс создания иконы и его основные этапы.

10. Своеобразие музыкальной культуры народов России.

Музыкальные инструменты народов России.

Русские народные музыкальные инструменты. Возникновение и история развития русской инстру­ментальной культуры. Художественные свидетельст­ва древнейшего русского инструментария. Сопель, гусли, бубен, волынка — наиболее популярные инст­рументы, сопровождающие народные игрища и празднества. Использование ударных и духовых ин­струментов (барабанов, бубнов, накр, набатов, труб) во время военных походов и ратных подвигов. Про­слушивание музыки народных инструментов веду­щих музыкальных оркестров России (по выбору).

Музыка в храме.

Особое эмоциональное воздействие на человека му­зыки, звучащей в храме. Музыка как своеобразный синтез искусств, особое храмовое действо. Вокальное и хоровое пение и колокольные звоны — основа музы­кальной традиции православия. Церковное пение как выражение стремления к гармоническому единству человека и Бога. Знаменный распев — основа древне­русского певческого искусства. Партесное (многого­лосное) пение. Выдающиеся композиторы русской церковной музыки: Д. Бортнянский, А. Гречанинов, П. Чесноков, П. Чайковский и С. Рахманинов.

Культовая музыка ислама, ее строгий регламенти­рованный характер. Выразительный и динамичный голос муэдзина — служителя ислама, призванный до­нести смысловое значение призыва к молитве (азана). Театральный характер церемонии азана. Мелодичные декламации священного Корана — особый вид куль­товой музыки.

Характерные особенности буддийской музыки. Особое отношение к звуку в буддийской религии. Мо­литвы-заклинания, сопровождающие обряды богос­лужения, их символический смысл и значение. Му­зыкальные инструменты буддийского богослужения.

Русская колокольная музыка как часть православ­ной культуры. Виды колокольных звонов: благовест, трезвон, набат, малиновый. Тембровое богатство и ритмическое своеобразие колокольных звонов. Ис­кусство колокольного звона в Новгороде, Москве и

Ростове Великом (по выбору). История знаменитых русских колоколов. Современное искусство колоколь­ных звонарей.

Дальнейшее развитие темы колокольного звона в операх М. Глинки «Иван Сусанин» и М. Мусоргского «Борис Годунов» (сцена венчания на царство), в про­изведениях С. Рахманинова и А. Шнитке (по выбору).

Истоки народной американской музыки.

11. Театр народов России.

Народное искусство скоморохов — странствующих актеров и музыкантов. Первые упоминания о скомо­рохах в «Повести временных лет» и в произведениях устного народного творчества (былинах, исторических песнях). Историческая судьба скоморошества на Руси, его отношения с представителями церковной власти.

Актерское мастерство скоморохов, народных по­тешников, сочетающих в импровизационных пред­ставлениях шутки, небылицы и комические сценки. Участие скоморохов в народных гуляниях, праздне­ствах, крестьянских свадьбах и княжеских пирах. Искусство скоморохов — пролог к искусству цирка, эстрады и кукольного театра.

Тема скоморошества в различных видах искусства. Чтение и прослушивание записей скоморошин в ис­полнении фольклорных коллективов. Оперы А. П. Бо­родина «Князь Игорь» (реплики скоморохов Скулы и Ерошки), Н. А. Римского-Корсакова «Золотой пету­шок» («небылица в лицах») и «Снегурочка» (пляска скоморохов), музыка к балету Г. Свиридова «Петруш­ка», В. Гаврилин «Скоморошьи игрища» (по выбору). Стихотворение Д. Самойлова «По тусклым дорогам идут скоморохи...» и поэма А. Горелова «Скоморохи» (по выбору).

12. Самобытность танцевальной культуры России.

Радуга русского танца.

Русский танец — один из древнейших и любимых видов народного творчества, его многовековая исто­рия и традиции. Широта движений, молодецкая удаль, особая жизнерадостность, поэтичность и тон­кий лиризм, скромность, простота и чувство собствен­ного достоинства — характерные черты русского на­родного танца. Языческие игрища, выступления странствующих скоморохов — основы развития ис­кусства русского танца.

Хоровод — простейшая форма народного танца. Сочетание пения и драматического действия. Де­вичьи хороводы и их характерные особенности. Сея­ние и обработка льна, прядение и ткачество — тради­ционные сюжеты девичьих хороводов. Ведущая и ор­ганизующая роль «хороводницы». Разнообразие ри­сунков хоровода («репье, «змейка», «витье веревки», «крест» и полукруг»).

Пляски-кадрили и переплясы — вольные импро­визированные танцы. Трепак — популярная мужская пляска и ее характерные особенности.


 

В результате изучения предмета основы духовно-нравственной культуры народов России ученик должен: Знать / понимать: 1. Основные виды и жанры искусства; 2. Шедевры Российской художественной культуры; 3. Особенности языка различных видов искусства. Уметь: 1. Узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением; 2. Устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства 3. Пользоваться различными источниками информации о Российской многонациональной культуре; 4. Выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения, презентации).

Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для: выбора путей своего культурного развития; 1. организации личного и коллективного досуга; 2. выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства; 3. самостоятельного художественного творчества.

Формы и средства контроля:

1. Зачёт по теме.

2. Тесты.

3. Доклады, презентации.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

Основы духовно-нравственной культуры народов России.

Художественная культура народов России.

 

 

Тема урока

Кол-во часов

Дата

по плану

Дата

фактически

1

Введение. Соотношение понятий «цивилизация» и «культура». Что значит быть культурным и цивилизованным человеком.

Понятие о художественной культуре.

Художественные символы народов России.

2

07.09

14.09

 

2

Многообразие и национальная самобытность Российской культуры.

Особенности художественной культуры народов России.

Своеобразие художественной культуры народов России.

Символический характер искусства.

Природа и Человек – главная тема народного искусства.

Религиозные верования и их отражение в искусстве.

3

21.09

28.09

05.10

 

3

Понятие об идеале. Идеал Человека в культуре народов России. Идеал Человека в религиях Российского народа. Святые и святость.

2

12.10

19.10

 

4

Герой и защитник Отечества.

Георгий Победоносец – доблестный защитник Отечества Александр Невский – патриот Земли Русской

3

26.10

09.11

16.11

 

5

Образ женщины-матери сквозь века.

«Венеры» первых художников Земли

Священный лик Богоматери

Величавая славянка в творчестве А.Г.Венецианова

Женщина-мать в искусстве XX века

 

4

23.11

30.11

07.12

14.12

 

6

Героический эпос народов России.

2

21.12

11.01

 

7

Праздники и обряды народов России.

2

18.01

25.01

 

8

Своеобразие архитектурных традиций Храмовая архитектура. Дом — жилище человека.

3

01.02

08.02

15.02

 

9

Изобразительное искусство народов России.

Древнерусская иконопись

3

22.02

01.03

15.03

 

10

Своеобразие музыкальной культуры народов России.

Музыкальные инструменты народов России.

Музыка в храме.

2

22.03

05.04

 

11

Театр народов России

Искусство кукольного театра.

2

12.04

19.04

 

12

Самобытность танцевальной культуры России.

Радуга русского танца.

2

26.04

17.05

 

13

Защита проектных работ

1

24.05

 
Для реализации программного содержания и выполнения домашнего задания используются учебники:

 

Г.И. Данилова Искусство. 8: учебник / Данилова Г.И. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015.

Г.И. Данилова Мировая художественная культура. 7 — 9 кл.; учеб. Для общеобразовательных учреждений / Г.Данилова. - 12-е изд., стереотип. - М. : Дрофа, 2012.

Методические пособия для учителя:

Автор программы: Г.И.ДаниловаГ.И. Искусство. – М.: Дрофа, 2015.

Г.И. Данилова Мировая художественная культура. - М. : Дрофа, 2012.

Ресурсы Интернета

http://www.fondcultura.ru/index.htm –   нормативные документы, программы, тематическое и поурочное планирование, контроль знаний по МХК, галерея, схемы, карты, таблицы 

http://www.artclassic.edu.ru / – коллекция образовательных ресурсов по МХК (поиск произведений искусства по времени, стране, стилю и др.).

http://www.school.edu.ru/catalog (мировая художественная культура) Энциклопедии и библиотеки

http://ru.wikipedia.org / - обширная энциклопедия с множеством сведений и изображений на большом количестве языков мира.

http://www.greekroman.ru - электронная энциклопедия древнегреческой и древнеримской мифологии. Есть библиотека текстов и галерея изображений (много классической живописи.)

http://www.artwoman.info / - на сайте представлена скульптура и живопись, посвященная, по мнению авторов, женской красоте.

http://www.wonder.moost.ru / - «Семь чудес света» - небольшие тексты, небольшие изображения.

http://www.wm-painting.ru - «Современная мировая живопись» - коллекции современной живописи по жанрам, тематике и регионам, коллекция шедевров мировой живописи.

http://www.tzar.ru / - официальный сайт музея-заповедника «Царское село».

http://www.museum.ru - портал музеев России, поисковик, переход на официальные сайты музеев городов России.

http://www.tretyakov.ru - официальный сайт Третьяковской галереи. Поиск по залам, по художникам и по произведениям.

http://www.museum.ru/gmii / — сайт Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (история, коллекции, музей личных коллекций).

http://kizhi.karelia.ru / - сайт государственного музея-заповедника Кижи. Туристические компании, фотографии и виртуальные путешествия

http://eurotour.narod.ru/index.html - виртуальные путешествия по странам мира.

Согласовано Согласовано

Протокол заседания Заместитель директора по УВР

методического совета

МБОУ Михайловской СОШ _____________________Ф.И.О.

от________ 20__ года №_____

___________ __________ _____________ 20 ____ года

Подпись руководителя МС

Ф.И.О.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.