Рабочая программа по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Художественная культура народов России», 8 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Михайловская средняя общеобразовательная школа
Красносулинского района Ростовской области
«Утверждаю»
Директор МОУ Михайловской СОШ
Приказ от «____» _________20____г. №___
_______________/____________________/
ФИО
МП
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету Основы духовно-нравственной культуры народов России.
Художественная культура народов России.
Уровень основного общего образования
8 класс _
Количество часов 31
Учитель
Программа составлена на основе примерной учебной программы основного общего образования по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом МО РФ от 17.12.2010 № 1897;
Составлена на основе программы:
Г.И.Данилова. Мировая художественная культура. – М.:Дрофа, 2012
2018-2019 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа составлена на основе примерной учебной программы среднего (полного) общего образования по предмету Мировая художественная культура.
Автор программы: Г.И.Данилова. Искусство. – М.: Дрофа, 2015.
Г.И. Данилова Мировая художественная культура. - М. : Дрофа, 2012.
Для реализации программного содержания и выполнения домашнего задания используются учебники:
Г.И. Данилова Мировая художественная культура. 7 — 9 кл.; учеб. Для общеобразовательных учреждений / Г.Данилова. - 12-е изд., стереотип. - М. : Дрофа, 2012.
Программа по предмету основы духовно-нравственной культуры народов России представляет собой целостный документ, включающий: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по основным разделам курса.
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор практических работ, выполняемых учащимися.
Программа выполняет две основные функции:
Информационно - методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно - планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Общая характеристика учебного предмета
Курс предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательных учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о культуре народов России, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Изучение предмета основы духовно-нравственной культуры народов России, развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной культуры как обобщённого опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более чёткого осознания своей национальной и культурной принадлежности.
Развивающий потенциал предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» напрямую связан с мировоззренческим характером самого предмета, на материале которого моделируются разные исторические и региональные системы мировосприятия, запечатлённые в ярких образах. Принимая во внимание специфику предмета, его непосредственный выход на творческую составляющую человеческой деятельности, в программе упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия (функцию – активный зритель/слушатель) и интерпретаторских способностей (функцию - исполнитель) учащихся, на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими элементарных приёмов анализа произведений искусства. Развитие творческих способностей учащихся реализуется в проектных, поисково-исследовательских, индивидуальных, групповых и консультативных видах учебной деятельности. На уроках применяются средства ИКТ.
Отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой, что даёт возможность по достоинству оценить её масштаб и общекультурную значимость.
Основные межпредметные связи осуществляются на уроках литературы, истории, иностранного языка, частично на уроках естественнонаучного цикла.
Специфика программы
В 8 классе изучаются художественные традиции народов мира. Таким образом, учащиеся приобщаются к восприятию, познанию и усвоению духовно-нравственного и эстетического опыта человечества, формированию, через общение с искусством, «активно мыслящего мировоззрения». Содержание программы предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» базируется на принципе культурных доминант с выделением наиболее ярких памятников каждой исторической эпохи народов России. Территориальный принцип при распределении материала позволяет представить присущую каждому народу систему ценностей, а логика исторического линейного развития — дает основу для сравнительного анализа, «межвременного диалога» различных культур при сохранении принципа единства культурных ареалов.
Проблемное поле отечественной культуры представляет учащимся материал для выработки собственного вектора развития, для более четкого осознания своей национальной и культурной принадлежности.
Целью изучения дисциплины «Основы духовно-нравственной культуры народов России» является приобретение теоретических знаний; ознакомление с художественной культурой народов России, различных эпох, расширение кругозора школьников в области истории искусств, приобретение новой информации.
Образовательные цели и задачи курса:
изучение шедевров народного искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников-творцов;
формирование и развитие понятий о художественно-исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в истории человеческой цивилизации;
постижение системы знаний о единстве, многообразии и национальной самобытности культур различных народов России;
освоение основных этапов развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как уникального и самобытного явления, имеющего непреходящее мировое значение;
знакомство с классификацией искусств, постижение общих закономерностей создания художественного образа во всех его видах;
интерпретация видов искусства с учетом особенностей их художественного языка, создание целостной картины их взаимодействия.
Воспитательные цели и задачи курса:
помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры;
способствовать воспитанию художественного вкуса, развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;
подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведением искусства;
развитие способностей к художественному творчеству, самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства;
создание оптимальных условий для живого, эмоционального общения школьников с произведениями искусства на уроках, внеклассных занятиях и краеведческой работе.
Развитие творческих способностей школьников реализуется в проектных, поисково-исследовательских, индивидуальных, групповых и консультативных видах учебной деятельности. Эта работа осуществляется на основе конкретно-чувственного восприятия произведения искусства, развития способностей к отбору и анализу информации, использования новейших компьютерных технологий. К наиболее приоритетным следует отнести концертно-исполнительскую, сценическую, выставочную, игровую и краеведческую деятельность учащихся. Защита творческих проектов, написание рефератов, участие в научно-практических конференциях, диспутах, дискуссиях, конкурсах и экскурсиях призваны обеспечить оптимальное решение проблемы развития творческих способностей учащихся, а также подготовить их к осознанному выбору будущей профессии.
Основные дидактические принципы. Программа предусматривает изучение предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» на основе единых подходов, исторически сложившихся и выработанных в системе школьного образования и воспитания.
Принцип интеграции. Курс предмета основы духовно-нравственной культуры народов России интегративен по своей сути, так как рассматривается в общей системе предметов гуманитарно-эстетического цикла: литературы, музыки, изобразительного искусства, истории, обществознания. Во-первых, программа раскрывает родство различных видов искусства, объединенных ключевым понятием художественного образа. Во-вторых, в ней особо подчеркнуты практическая направленность предмета, прослеживается его связь с реальной жизнью.
Принцип дифференциации и индивидуализации. Процесс постижения духовно-нравственной культуры — процесс глубоко личностный и индивидуальный. Он позволяет на протяжении всего учебного времени направлять и развивать творческие способности ученика в соответствии с общим и духовно-нравственным уровнем его развития, личными интересами и вкусами.
Место предмета в школьном учебном плане
В соответствии с учебным планом « Основы духовно-нравственной культуры народов России» входит в состав учебных предметов, обязательных для изучения на ступенях общего образования, изучается на базовом уровне в объёме: 8 класс – 35 часов
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом отношении приоритетными для учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» являются:
умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
устанавливать несложные реальные связи и зависимости;
оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;
осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа (в том числе и созданных в иной знаковой системе - «языки» разных видов искусств);
использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;
владеть основными формами публичных выступлений;
понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности;
определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;
осознавать свою культурную и национальную принадлежность.
Результаты обучения
Результаты изучения предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию личностно ориентированного, деятельностного и практико-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: соотносить изученные произведения с определённой эпохой, стилем, направлением, устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусств, пользоваться различными источниками информации, выполняя учебные и творческие задания.
В рубрике «Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Содержание программы:
1.Цивилизация и духовно-нравственная культура.
Знакомство с ключевыми понятиями - «цивилизация» и «духовно-нравственная культура» . Проводится дискуссия на тему: «Что значит быть сегодня культурным и образованным человеком». рассматривает понятие о художественной культуре и знакомит учащихся с художественными символами народов России.
2.Единство и многообразие культуры.
В теме рассматривается вопрос единства и многообразия духовно-нравственной культуры. Национальная самобытность Российской культуры
В теме раскрывается понятие «символичная культура народов России». Гармония Человека и Природы отражена в творчестве поэтов, художников, архитекторов. Российская культура тесно связана с религиозными верованиями.
3.Идеал Человека в культуре народов России.
В теме раскрывается понятие идеала Человека в искусстве в античности, средневековье и эпохе Возрождения. Рассматриваются произведения, воплотившие идеал Человека в искусстве. Так же рассматривается сложный вопрос: как представлен идеал Человека в религиях России и как он нашёл своё художественное воплощение в образах святых - людей, посвятивших себя служению Богу.
4.Герой и защитник Отечества.
Тема рассказывает о произведениях искусства, запечатлевших образы легендарных героев и защитников Отечества - Георгия Победоносца, благородного средневекового рыцаря и Александра Невского. Обсуждается проблемный вопрос: в чём заключается сила этих образов и не утратили ли они своё значение в наше время?
5.Образ женщины-матери сквозь века.
В теме подробно изучается образ женщины-матери в искусстве, рассказывается о шедеврах русской иконописи в картинах А.Г.Венецианова и произведениях искусства ХХ века
6. Героический эпос народов России.
Понятие о героическом эпосе, художественно отразившем представления об историческим прошлом, воссоздавшем целостные картины народной жизни. Сказания о значительных исторических событиях, подвигах легендарных героев, ставших символами мужества, доблести и благородства. Мифические представления человека о природе и окружающем мире.
Героический эпос — результат коллективного народного творчества. Эпос народов Востока и Крайнего Севера. Олонхо — сказания якутского народа о подвигах богатырей. Нартский эпос кавказских народов о доблестном племени богатырей, живших в древние времена и боровшихся с чудовищами, великанами и драконами. Армянский героический эпос «Давид Сасунский» и эпос киргизского народа «Манас». Обзор (по выбору).
Литературные интерпретации народного эпоса. Поэма грузинского поэта Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре» и «Песнь о Гайавате» американского поэта Г. Лонгфелло.
Развитие эпических традиций в русской музыкальной культуре. Эпическая песенная симфония А. Бородина «Богатырская», эпические оперы М. Мусоргского «Хованщина» и «Сорочинская ярмарка», оперы-былины и оперы-сказки Н. Римского-Корсако- ва «Садко», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Псковитянка» (по выбору).
Эпическая тема в произведениях русской живописи (В. Васнецов, М. Врубель, И. Билибин, Н. Рерих, К. Коровин, Е. Кибрик и К. Воробьев). Обзор (по выбору).
Общие черты и сходные признаки произведений героического эпоса. Повторяемость тем и сюжетов, общность характеристик главных героев.
Русские былинные богатыри и их отличие от средневековых рыцарей. Илья Муромец — идеал русского богатыря, наделенный сверхъестественной силой, отвагой и находчивостью.
Карело-финский эпос «Калевала», его идейно-художественное значение. Эпические руны (песни), рассказывающие о далеких временах и первых героях. Характерные особенности их исполнения.
Главный герой Вяйнямейнен — старый певец и мудрый прорицатель, пахарь, охотник и умелый мастеровой. Первый творец мира, постигший жизненную мудрость и снискавший славу у своего народа. Борьба Вяйнямейнена и его товарищей за волшебную мельницу Сампо — основа сюжета «Калевалы». Сладкозвучное пение и игра на народном инструменте кантеле, их великая чудодейственная сила. Суровые испытания, выпавшие на долю главного героя.
7. Праздники и обряды народов России.
Всякая душа празднику рада.
Праздник — неотъемлемая часть духовной жизни народа, важнейший элемент традиционной народной культуры.
Понятие об обряде как совокупности установленных обычаем действий, связанных с религиозными или бытовыми традициями жизни народа. Религиозные, семейно-бытовые, календарные и общественно-политические праздники, их особая значимость и своеобразие.
Религиозные праздники и обряды.
Крещение Руси, следование византийским традициям церковного богослужения. Православное богослужение и особый порядок его проведения. Церковная служба как своеобразный синтез искусств, «храмовое действо». Понятие о трех «кругах времени» и недельном круге в православном богослужении. Внутреннее убранство храма (иконы, фрески, предметы церковной утвари), вокальная и хоровая музыка, колокольные звоны. Особое значение и роль священного слова молитвы. «Двунадесятые» праздники православия.
Паломничество в Мекку (хадж) — особый обряд поклонения главным святыням ислама. Основные этапы ритуала хаджа и его символическое значение.
Буддийские праздники и обряды, их своеобразие и богатство традиций.
8. Своеобразие архитектурных традиций
Храмовая архитектура.
Своеобразие архитектурных традиций храмового зодчества. Храм как универсальная модель мира, отразившая представления человека о строении мироздания.
Базилика — основа католического христианского храма, ее структура и назначение. Аскетизм внешнего облика. Пышность и великолепие внутреннего убранства.
Распространение на Руси крестово-купольного типа храма как символа христианского православия. Выразительная символика православного храма (количество венчающих куполов, особенности формы и цвета купола). Шатровые храмы с восьмигранным остроконечным завершением — уникальные сооружения русского культового зодчества. Церковь Вознесения в Коломенском под Москвой. Интерьер православного храма, его символическое звучание.
Традиции буддийской храмовой архитектуры. Калмыкская республика ( г.Элиста) — крупнейший памятник храмового зодчества. Символическая роль скульптуры и рельефов, призванных воплощать буддийское «постижение истины».
Культовые постройки ислама. Мечеть — основное сооружение мусульман ( Чеченская республика, Татарстан). Тип колонной арабской мечети-крепости, окруженной глухими стенами. Соборные мечети и их общественное назначение. Башни-минареты и их особая культовая роль. Медресе — культовые учебные заведения.
Дом — жилище человека.
Изба — традиционный рубленый дом русского народа. Многообразие внешнего вида, планировка и назначение избы. Искусство возведения избы, ее декоративное убранство (резные наличники на окнах, конек над крышей, сказочные крылечки).
Иглу — жилищные постройки народов Гренландии, Аляски и Арктики. Переносные жилища кочевых народов Крайнего Севера — яранги. Современное устройство яранги — жилища для оленеводов. Конический шестовой чум — жилище северных народов, особенности его внутреннего устройства. Юрты — основной тип жилища народов Средней Азии и Монголии. Легкие, удобные дома без внутренних перегородок, рациональность и простота их конструкции.
9. Изобразительное искусство народов России.
Древнерусская иконопись.
Древнерусская иконопись — уникальное явление мировой художественной культуры. Следование византийским канонам, выработка собственного способа отражения религиозных представлений. Исключительная роль иконы в жизни русского человека.
Художественный мир иконы и его символическое звучание. Представления о времени и пространстве. Принцип «обратной перспективы», особая роль света и цвета.
Икона — коллективное творчество многих мастеров. Процесс создания иконы и его основные этапы.
10. Своеобразие музыкальной культуры народов России.
Музыкальные инструменты народов России.
Русские народные музыкальные инструменты. Возникновение и история развития русской инструментальной культуры. Художественные свидетельства древнейшего русского инструментария. Сопель, гусли, бубен, волынка — наиболее популярные инструменты, сопровождающие народные игрища и празднества. Использование ударных и духовых инструментов (барабанов, бубнов, накр, набатов, труб) во время военных походов и ратных подвигов. Прослушивание музыки народных инструментов ведущих музыкальных оркестров России (по выбору).
Музыка в храме.
Особое эмоциональное воздействие на человека музыки, звучащей в храме. Музыка как своеобразный синтез искусств, особое храмовое действо. Вокальное и хоровое пение и колокольные звоны — основа музыкальной традиции православия. Церковное пение как выражение стремления к гармоническому единству человека и Бога. Знаменный распев — основа древнерусского певческого искусства. Партесное (многоголосное) пение. Выдающиеся композиторы русской церковной музыки: Д. Бортнянский, А. Гречанинов, П. Чесноков, П. Чайковский и С. Рахманинов.
Культовая музыка ислама, ее строгий регламентированный характер. Выразительный и динамичный голос муэдзина — служителя ислама, призванный донести смысловое значение призыва к молитве (азана). Театральный характер церемонии азана. Мелодичные декламации священного Корана — особый вид культовой музыки.
Характерные особенности буддийской музыки. Особое отношение к звуку в буддийской религии. Молитвы-заклинания, сопровождающие обряды богослужения, их символический смысл и значение. Музыкальные инструменты буддийского богослужения.
Русская колокольная музыка как часть православной культуры. Виды колокольных звонов: благовест, трезвон, набат, малиновый. Тембровое богатство и ритмическое своеобразие колокольных звонов. Искусство колокольного звона в Новгороде, Москве и
Ростове Великом (по выбору). История знаменитых русских колоколов. Современное искусство колокольных звонарей.
Дальнейшее развитие темы колокольного звона в операх М. Глинки «Иван Сусанин» и М. Мусоргского «Борис Годунов» (сцена венчания на царство), в произведениях С. Рахманинова и А. Шнитке (по выбору).
Истоки народной американской музыки.
11. Театр народов России.
Народное искусство скоморохов — странствующих актеров и музыкантов. Первые упоминания о скоморохах в «Повести временных лет» и в произведениях устного народного творчества (былинах, исторических песнях). Историческая судьба скоморошества на Руси, его отношения с представителями церковной власти.
Актерское мастерство скоморохов, народных потешников, сочетающих в импровизационных представлениях шутки, небылицы и комические сценки. Участие скоморохов в народных гуляниях, празднествах, крестьянских свадьбах и княжеских пирах. Искусство скоморохов — пролог к искусству цирка, эстрады и кукольного театра.
Тема скоморошества в различных видах искусства. Чтение и прослушивание записей скоморошин в исполнении фольклорных коллективов. Оперы А. П. Бородина «Князь Игорь» (реплики скоморохов Скулы и Ерошки), Н. А. Римского-Корсакова «Золотой петушок» («небылица в лицах») и «Снегурочка» (пляска скоморохов), музыка к балету Г. Свиридова «Петрушка», В. Гаврилин «Скоморошьи игрища» (по выбору). Стихотворение Д. Самойлова «По тусклым дорогам идут скоморохи...» и поэма А. Горелова «Скоморохи» (по выбору).
12. Самобытность танцевальной культуры России.
Радуга русского танца.
Русский танец — один из древнейших и любимых видов народного творчества, его многовековая история и традиции. Широта движений, молодецкая удаль, особая жизнерадостность, поэтичность и тонкий лиризм, скромность, простота и чувство собственного достоинства — характерные черты русского народного танца. Языческие игрища, выступления странствующих скоморохов — основы развития искусства русского танца.
Хоровод — простейшая форма народного танца. Сочетание пения и драматического действия. Девичьи хороводы и их характерные особенности. Сеяние и обработка льна, прядение и ткачество — традиционные сюжеты девичьих хороводов. Ведущая и организующая роль «хороводницы». Разнообразие рисунков хоровода («репье, «змейка», «витье веревки», «крест» и полукруг»).
Пляски-кадрили и переплясы — вольные импровизированные танцы. Трепак — популярная мужская пляска и ее характерные особенности.
В результате изучения предмета основы духовно-нравственной культуры народов России ученик должен: Знать / понимать: 1. Основные виды и жанры искусства; 2. Шедевры Российской художественной культуры; 3. Особенности языка различных видов искусства. Уметь: 1. Узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением; 2. Устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства 3. Пользоваться различными источниками информации о Российской многонациональной культуре; 4. Выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения, презентации).
Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для: выбора путей своего культурного развития; 1. организации личного и коллективного досуга; 2. выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства; 3. самостоятельного художественного творчества.
Формы и средства контроля:
1. Зачёт по теме.
2. Тесты.
3. Доклады, презентации.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
Основы духовно-нравственной культуры народов России.
Художественная культура народов России.
№ |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата по плану |
Дата фактически |
1 |
Введение. Соотношение понятий «цивилизация» и «культура». Что значит быть культурным и цивилизованным человеком. Понятие о художественной культуре. Художественные символы народов России. |
2 |
07.09 14.09 |
|
2 |
Многообразие и национальная самобытность Российской культуры. Особенности художественной культуры народов России. Своеобразие художественной культуры народов России. Символический характер искусства. Природа и Человек – главная тема народного искусства. Религиозные верования и их отражение в искусстве. |
3 |
21.09 28.09 05.10 |
|
3 |
Понятие об идеале. Идеал Человека в культуре народов России. Идеал Человека в религиях Российского народа. Святые и святость. |
2 |
12.10 19.10 |
|
4 |
Герой и защитник Отечества. Георгий Победоносец – доблестный защитник Отечества Александр Невский – патриот Земли Русской |
3 |
26.10 09.11 16.11 |
|
5 |
Образ женщины-матери сквозь века. «Венеры» первых художников Земли Священный лик Богоматери Величавая славянка в творчестве А.Г.Венецианова Женщина-мать в искусстве XX века
|
4 |
23.11 30.11 07.12 14.12 |
|
6 |
Героический эпос народов России. |
2 |
21.12 11.01 |
|
7 |
Праздники и обряды народов России. |
2 |
18.01 25.01 |
|
8 |
Своеобразие архитектурных традиций Храмовая архитектура. Дом — жилище человека. |
3 |
01.02 08.02 15.02 |
|
9 |
Изобразительное искусство народов России. Древнерусская иконопись |
3 |
22.02 01.03 15.03 |
|
10 |
Своеобразие музыкальной культуры народов России. Музыкальные инструменты народов России. Музыка в храме. |
2 |
22.03 05.04 |
|
11 |
Театр народов России Искусство кукольного театра. |
2 |
12.04 19.04 |
|
12 |
Самобытность танцевальной культуры России. Радуга русского танца. |
2 |
26.04 17.05 |
|
13 |
Защита проектных работ |
1 |
24.05 |
Г.И. Данилова Искусство. 8: учебник / Данилова Г.И. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015.
Г.И. Данилова Мировая художественная культура. 7 — 9 кл.; учеб. Для общеобразовательных учреждений / Г.Данилова. - 12-е изд., стереотип. - М. : Дрофа, 2012.
Методические пособия для учителя:
Автор программы: Г.И.ДаниловаГ.И. Искусство. – М.: Дрофа, 2015.
Г.И. Данилова Мировая художественная культура. - М. : Дрофа, 2012.
Ресурсы Интернета
http://www.fondcultura.ru/index.htm – нормативные документы, программы, тематическое и поурочное планирование, контроль знаний по МХК, галерея, схемы, карты, таблицы
http://www.artclassic.edu.ru/ – коллекция образовательных ресурсов по МХК (поиск произведений искусства по времени, стране, стилю и др.).
http://www.school.edu.ru/catalog (мировая художественная культура) Энциклопедии и библиотеки
• http://ru.wikipedia.org/ - обширная энциклопедия с множеством сведений и изображений на большом количестве языков мира.
• http://www.greekroman.ru - электронная энциклопедия древнегреческой и древнеримской мифологии. Есть библиотека текстов и галерея изображений (много классической живописи.)
• http://www.artwoman.info/ - на сайте представлена скульптура и живопись, посвященная, по мнению авторов, женской красоте.
• http://www.wonder.moost.ru/ - «Семь чудес света» - небольшие тексты, небольшие изображения.
• http://www.wm-painting.ru - «Современная мировая живопись» - коллекции современной живописи по жанрам, тематике и регионам, коллекция шедевров мировой живописи.
• http://www.tzar.ru/ - официальный сайт музея-заповедника «Царское село».
• http://www.museum.ru - портал музеев России, поисковик, переход на официальные сайты музеев городов России.
• http://www.tretyakov.ru - официальный сайт Третьяковской галереи. Поиск по залам, по художникам и по произведениям.
• http://www.museum.ru/gmii/ — сайт Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (история, коллекции, музей личных коллекций).
• http://kizhi.karelia.ru/ - сайт государственного музея-заповедника Кижи. Туристические компании, фотографии и виртуальные путешествия
• http://eurotour.narod.ru/index.html - виртуальные путешествия по странам мира.
Согласовано Согласовано
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
методического совета
МБОУ Михайловской СОШ _____________________Ф.И.О.
от________ 20__ года №_____
___________ __________ _____________ 20 ____ года
Подпись руководителя МС
Ф.И.О.