Педагогический проект «Правила дорожного движения для детей младшего дошкольного возраста»
Педагогический проект
«Правила дорожного движения для детей младшего дошкольного возраста»
Вид проекта: досугово-познавательный.
Цель проекта: создание условий для усвоения и закрепления знаний детей и их родителей о правилах дорожного движения.
3адачи:
Создание условий для сознательного изучения детьми Правил дорожного движения;
Раскрытие терминов «опасность» и «безопасность»
Знакомство с «дорожной азбукой»
Развитие сознательного отношения к своим и чужим поступкам.
Формирование представлений о том, что правила помогают людям быть здоровыми, что они служат порядку, являются помощниками в разных ситуациях.
Формирование культуры общественного поведения в процессе общения с дорогой.
Сроки реализации проекта: 20 ноября по 30 декабря 2013г.
Участники: дети 3-4 лет группы общеразвивающей направленности №10 , родители воспитанников, воспитатели, инспектор ГИБДД.
Актуальность: Проект посвящен актуальной проблеме – воспитанию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города. Актуальность проекта связана с тем, что у детей данного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями, в частности на улицах. Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах города реализуется через активную деятельность всех участников проекта.
Содержание работы
1 этап - подготовительный
Изготовление вместе с детьми дорожных знаков. Пополнение предметно-игровой развивающей среды
Создание атрибутов для сюжетно-ролевых игр.
Рассматривание плакатов по безопасности дорожного движения (на родительском собрании с родителями)
Систематизация знаний детей и их родителей по правилам дорожного движения
Чтение произведений, рассматривание иллюстраций с ним:
Сюжетно-ролевые игры: «Автобус», «Водители и пешеходы», «Автомастерская» , «Гараж», «Автомагазин».
Рассматривание проблемных игровых ситуаций:
Обыгрывание дорожных ситуаций;
Родительское собрание «Как знакомить детей с правилами дорожного движения»:
- выступление инспектора ГИБДД;
- решение проблемных ситуаций, возникающих на дорогах;
- вопросы родителей к педагогам, инспектору ГИБДД
Закрепление знаний родителей о правилах дорожного движения
Укрепление материально-технической базы:
- приобретение пособий, новых игр;
- оформление асфальтированных дорожек с поворотами, разметкой
Выпуск буклета для родителей «Правила перевозки детей в автомобиле».
Разработка и упорядочение в методическом кабинете ДОУ пакета документов по нормативно-правовому, методическому и организационному обеспечению обучения детей правилам дорожного движения
Создание нормативно-правовой и методической базы
2 этап - основной
3 этап - заключительный
Ознакомление педагогов ДОУ с результатами работы над проектом на итоговом педагогическом совете. Обмен опытом.
Отчет о проделанной работе по данному направлению .
Работа по знакомству с правилами дорожного движения:
- строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников
- основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
- предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей.
Формы работы:
Обучающие и развивающие игры.
Чтение художественной литературы.
Моделирование дорожной ситуации.
Рассматривание иллюстраций, плакатов, наглядных пособий.
Художественно-творческая деятельность.
Изготовление с детьми атрибутов и игрушек по теме «Дорожная безопасность».
Просмотр телевизионных передач, видеороликов, мультфильмов, театральных представлений, развлечения по теме «Дорожная азбука».
III этап проекта Проектирование:
Реализуемые познавательные области:
Физическое развитие.
Физкультура
Подвижная игра: «Воробышки и автомобиль», «Светофор», «Цветные автомобили», «Ловкий пешеход», «Пешеходы и транспорт», «Будь внимателен», Эстафета «Красный, жёлтый, зелёный», «Займи своё место» и т.д.
Пальчиковые игры: «Есть игрушки у меня», «Машины».
Здоровье.
Общение с детьми – разговор: «Светофорчик», «Зебра», «Специальные машины».
Физкультминутки «Автомобили», «Светофор», «Пешеходы», «Стоп, машина»
Познавательно- речевое развитие.
Коммуникация.
Рассказы воспитателя: «Мы живём в большом городе», «Улица на которой расположен детский сад», «Зачем нужны правила дорожного движения», «Дорожные происшествия»
Свободное общение по теме: «Зачем нужен транспорт», «Зачем нужны дорожные знаки»
Рассматривание и обсуждение сюжетных картин «Правила-наши помощники» А.В. Горская.
Проблемные ситуации: «Где нужно переходить дорогу»
Сравнительно-описательные рассказы (самолёт-вертолёт, троллейбус-автобус).
Разучивание (с помощью мнемотаблиц) стихов, загадок, скороговорок по теме.
Рассматривание фото, иллюстраций, рисунки детей.
Отгадывание и придумывание загадок по теме «В гости к Бабушке Загадушке».
Инсценировки: «Три чудесных цвета», «Незнайка учиться быть пешеходом»
Познание.
Познавательно-исследовательская деятельность: сравнение разных видов транспорта (находить сходства и различия)
Моделирование различных ситуаций
Рассматривание плакатов
Развивающие игры: «Найди (подбери) такой же», «Дорожные знаки», : «Подумай – отгадай», «Красный – зеленый», «Какой это знак?», «Кто больше знает?», «Собери машину», «Угадай-ка», «Отгадай-ка», «Объясни», «Домино»
Дидактические игры: «Лото», «Можно-нельзя», «Правильно-неправильно», «Угадай дорожный знак», «Назови правильно», «Починим технику», «Чего не стало», «Лото пешеходов»
Развитие элементарных математических представлений.
Привлечь внимание детей к свойствам и соотношениям предметов, называние цвета и формы, размера, назначения
Организация разнообразной, интересной детям деятельности направленной на их сенсорное развитие.
Целевая прогулка «Наблюдение за движением транспорта»
Конструирование из строительного материала (деревянного, пластмассового): дороги, улицы, гаражи
Чтение художественной литературы.
Чтение художественной литературы и рассматривание иллюстраций В. Берестов «Про машину», Н.Носова «Автомобиль», С.Фангиштейн «Наша улица», Пишумов «Это улица моя, мы по городу идём» », М. Пляцковский «Светофор», А. Северный «Три чудесных цвета»., М.Дружинина «Наш друг светофор»: правила перехода улицы, правила дорожного движения, правила поведения на улице., Э.Мошковская «Почему машина движется», С. Михалкова «Дядя Стёпа», «Моя улица»
Авторские сказки И.Б. Струковой «Страна светофории», «Приключение зайчишки».
Заучивание С. Михалкова «Должен помнить пешеход: перекрёсток-пешеход», «Три говорящих цвета» Пляцковская.
Социально-личностное развитие.
Встреча с инспектором ГИБДД;
Режиссёрские игры с маленькими машинками с использованием модели улицы, знаков (дома, дорога)
Игра: Весёлый поезд, Чудесный мешочек, Едем, едем мы домой, Нагружаем машину, Строим железную дорогу
Рассматривание машин на проезжей части.
Сюжетно-ролевые игры: «Автобус», «Путешествие», «Мы шофёры», «Автосалон»
Просмотр и анализ мультфильмов и телепередач.
Труд.
Ручной труд. Ремонт игрушек-машинок вместе с воспитателем.
Изготовление знаков и атрибутов для игр.
Знакомство с трудом водителя, машиниста.
Безопасность.
Сказка: «Уважайте светофор».
Беседы: «Улица полна неожиданностей», «Где и как переходить улицу?»+ см. Познание
Художественно – эстетическое развитие.
Художественное творчество.
Продуктивная деятельность: конструирование, аппликация, рисование, лепка по теме транспорт.
Коллективная работа по рисованию, аппликации: «Наша улица», «Дорожные знаки» и др.
Создание макета «Перекрёсток» совместно с детьми.
Конкурс с родителями «Мой любимый транспорт», «Светофорная страна»
Музыка.
Музыкальное развлечение: «Дорожные приключения».
Слушание и исполнение песен о транспорте: «Песня дорожных знаков», «По улице», «Светофор»
Создание условий для самостоятельной деятельности детей
1.Книжный уголок: Стихи, сказки, рассказы о транспорте, изготовление фотоальбома «Наша улица»
2. Центр сюжетно- ролевых игр: совместное изготовление атрибутов к сюжетно - ролевой игре «Шофёры» -шапочки для различных видов транспорта. Инструменты для починки автомобиля (ключи, отвёртки, насос). Различные виды транспорта. Машины разного вида транспорта. Светофор. Зебра. Конструкторы настольные, напольные. Свисток. Палочка регулировщика. Фуражки. Куклы.
Бросовый материал (предметы заместители в волшебной коробочке).
3. Центр сенсорного развития: дидактические и развивающие игры: Найди такой же, Лото, Собери картинку из кубиков, Мозаика и т.п.
Центр продуктивной деятельности
Подборка бросового материала для изготовления рулей, палочек, светофора (картонные коробочки, бумага различного цвета, формата).
Карандаши, краски, пластилин.
Взаимодействие с семьёй
Сбор материала, приобретение книг и оснащения для оформления уголка ПДД в группе.
Создание папки передвижки: «Памятка для родителей» (правила дорожного движения)., ежемесячный выпуск газеты «Поговорим о ПДД».
Создание коллекции моделей.
Выставка творческих работ по теме «Транспорт».
Привлечение родителей к помощи изготовления атрибутов к играм «Транспорт».
Консультация для родителей: «Осторожно - улица!»