Педагогический проект на тему «Невероятные изменения ткани»

0
0
Материал опубликован 20 June


«Современные подходы к организации образовательного процесса по развитию проектной деятельности детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»









Педагогический проект

на тему

«Невероятные изменения ткани»














Выполнил:

Кузьмина Ирина Владимировна

детский сад №170

воспитатель.











2025 год



Проект для детей 6-7 лет: «Невероятные изменения ткани»


Тип проекта: познавательно-творческий.
Продолжительность проекта: краткосрочный (две недели)
Цель проекта: познакомить детей со свойствами ткани, изменениями цвета ткани под воздействием разных факторов, в том числе бытового. Формировать аналитические способности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР, умения устанавливать причинно – следственные связи, развивать связную, диалогическую речь, активизировать познавательные и творческие способности.
Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатели.
Основное направление проекта: исследовательское, познавательно – речевое развитие детей и взаимодействие с родителями.
 Проблема: дети небрежно относятся к своей одежде, не понимают, сколько труда вкладывает человек, чтобы одежда была чистой, яркой, белоснежной.
Предполагаемый результат:
• Участие родителей в образовательном процессе и создания предметно - развивающей среды в группе.
• Обновление развивающих пособий, сделанных своими руками.
• Изготовление атрибутов в уголок экспериментирования и мини лаборатории.
Работа воспитателя при подготовке к проекту:
• Консультации, папки - передвижки
• Создание и разработка картотеки дидактических и развивающих игр
• Подбор сюжетных картин
Роль родителей в реализации проекта:
• Сбор материала, приобретение книг для оснащения и оформления выставки «Домоводство» в группе.
• Изготовление реквизитов для проведения опытов в лаборатории.
Актуальность темы: «Одежда — это не просто тряпочка, которая прикрывает тело. Это отражение человека. Поэтому она говорит о человеке больше, чем он сам».
Эми Ли
В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт по ведению хозяйства, по трудовому воспитанию, отношения к вещам, к одежде. Задача воспитателя – формировать в детях бережное отношение к результатам труда людей, желание помогать взрослым.



Этапы работы над проектом:

Первый этап.  Погружение в проект

Причинно – следственные связи:
Причина: папа с детьми сделали «подарок» для мамы: постирали белую футболку с черными шортами.
Следствие: белая футболка окрасилась и стала серая и потеряла белоснежность.
Обоснование значимости:
Для чего нужно беречь одежду из белых вещей, зачем нужна памятка, если вокруг много рекламы разных моющих средств и красивых вещей.
Гипотеза: формирование познавательной мотивации и речевой активности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР будет осуществляться эффективнее при условии вовлечения их в процесс исследования, анализа и формулирования причинно – следственных связей. Познавательно – исследовательская деятельность будет способствовать развитию логического мышления, диалогической речи и общения со взрослыми и сверстниками, а также умению составлять схемы и памятки.
Второй этап.  Организация проектной деятельности
Довести до участников важность данной темы.
Наметить план действия.
Обсудить план проекта с педагогами группы.
Информировать родителей (законных представителей) с планом “Свойства ткани»
Подобрать наглядно-дидактический материал, художественную литературу (по теме проекта).
Подобрать методическую литературу по теме.
Третий этап.  Осуществление проектной деятельности
Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.
1.Организация ОД и деятельности в режимных моментах. Организация работы с родителями.
2.Познавательная, продуктивная - изготовление фотоальбома «Ткани», «Экологическая стирка белья», смешивание красок и закрашивание белой ткани, изготовление книги – памятки.
3.Чтение художественной литературы.
4. Оформление в группе выставки «Домоводство».
5.Изготовление атрибутов для опытов и подбор оборудования для трудовой деятельности.
6. Взаимодействие с родителями.
Четвертый этап. Презентация результатов
1. Включает в себя сбор и обработку методических и практических материалов, обобщение материалов проекта.
2. Презентация проекта: «Невероятные изменения ткани»
3. Подведение итогов

Описание совместной деятельности педагога с детьми в ходе реализации проекта:

1 этап: 

В раздевальной комнате при подготовке к образовательной деятельности по физическому развитию дети обратили внимание на физкультурную форму двух братьев, и спросили: что случилось с вашими футболками? Почему они не белого, а серого цвета? На что один из братьев ответил:
Ребенок: Как – то раз нас папа забрал из детского садика домой, так как мама была на работе. Мы с братиком Ваней навели порядок в шкафчике и взяли спортивную форму постирать. Папа предложил нам сделать маме сюрприз: постирать наши вещи до ее прихода домой. Наша с Ваней спортивная форма состоит из белой футболки и черных шорт. Кто бы мог подумать, что вещи из светлых тканей нельзя стирать с вещами из темных тканей!

Ребенок: Когда вещи постирались, мы достали их из стиральной машинки - автомат, чтобы посушить. Когда мы увидели спортивную форму, мы ее не узнали. Папа перепугался и сказал: «Что же мы наделали? Придется покупать новые футболки!»

Видение проблемы глазами ребенка: Диалог детей в раздевальной комнате:
1 ребенок: Рома, что случилось с твоей футболкой?
2 ребенок: Кто бы мог подумать, что вещи из светлых тканей нельзя стирать с вещами из темных тканей!
3 ребенок: Мы с папой решили сделать маме подарок: постирать наши вещи до ее прихода с работы домой.
4 ребенок: А что папа?
2 ребенок: Папа и сам перепугался, когда достал спортивную форму из стиральной машинки и крикнул:
2 ребенок: «Что же мы наделали? Придется покупать новые футболки!»
4 ребенок: Как нам быть и что теперь делать, мы не знаем? Помогите нам, ребята!
5 ребенок: Никита, Ваня, а у нас в детском саду прачечная есть! Давайте обратимся к Людмиле Михаловне за помощью!
1 ребенок: я тоже хочу помочь вам, можно и я пойду к Людмиле Михайловне, мне очень интересно!
6 ребенок: И мне тоже очень хочется узнать!
Воспитатель: Дети, что случилось, я могу вам чем – то помочь?
Дети отпрашиваются у воспитателя посетить прачечную
1 ребенок: Ирина Владимировна давайте сходим на прачечную к Л.М.
Воспитатель: хотите, ребята, сходить?
Ответы детей



2 этап
на прачечной
Дети: Здравствуйте, Людмила Михайловна!
Машинист: Здравствуйте, дети.
ребенок: Людмила Михайловна! Помогите нам, пожалуйста! У Никиты и Вани футболки стали другого цвета, а были белые!
Л.М.: Конечно, помогу. Но сначала я покажу и расскажу вам, как вернуть первоначальный цвет.
Ребята, вещи нужно обязательно сортировать по цвету и по типу ткани. Светлые изделия стираются отдельно от темноокрашенных тканей. Начинают стирку после полного растворения стирального порошка.
Никита, Ваня давайте вашу футболку. Да, она действительно потеряла цвет, полиняла. Сейчас я открою вам секрет, что нужно сделать, чтобы футболка стала белой. В таз наливаем воды и термометром измеряем температуру. Проверяем, чтобы вода была горячая. Теперь с помощью мерного стаканчика добавляем стиральный порошок. Для усиления эффекта в мерный стаканчик насыпаем средство для белой ткани: отбеливатель и замачиваем футболку на 10 минут. Далее стираем футболку, прополаскиваем в холодной воде. Смотрите! Эффект на лицо! Ваша футболка как новенькая!
Дети трогают футболку, удивляются!
ребенок: а она мокрая.
ребенок: и правда, мокрая, но такая белая, как снег.
Л.М.: теперь ее нужно посушить, а когда высохнет, погладить утюгом! Это придаст белой футболке опрятный вид!
Дети! Спасибо, Людмила Михайловна! Какие невероятные превращения!
Воспитатель: Спасибо Вам Людмила Михайловна, что пришли на помощь детям!
Дети с воспитателем возвращаются в группу:
Воспитатель: теперь, дети, вы знаете про свойства белой ткани.
1ребенок:Алина Владимировна, а в каких книгах можно узнать про свойства ткани?
2 ребенок: Наверное, в энциклопедии?
Воспитатель: Да, ты прав, Дима!
3 ребенок: А у нас Алина Владимировна Есть такие книги?
Воспитатель: Конечно, ребята, хотите я Вам их покажу?
В группе оформлена выставка книг по домоводству
Воспитатель: Ребята, а кто из Вас запомнил свойства белой ткани?
Дети: одежда из белой ткани может окрашиваться в другой цвет.
Воспитатель: Что вы еще узнали нового сегодня!
Дети: Одежду из белой ткани стирают отдельно от цветной ткани, а если окрасилась, белый цвет можно восстановить.
Воспитатель: Давайте и мы с вами постараемся помочь Ване и Никите.
ребенок: Алина Владимировна, а у нас дома такая книга есть! «Рукоделие» называется! Мы с папой ее посмотрели и сделали в подарок маме куклу –-невесту. Вот, посмотрите!
Выставка поделок: кукла – невеста, баба на самоваре, обереги, вазочка из накрахмаленной ткани, салфетки из хлопчатобумажной ткани, цветные валенки из ситцевой ткани.
Воспитатель: какие красивые поделки из ткани вы сделали с родителями!
6 ребенок: А мы сделали подарок для бабушки: вазочку из ткани.
Дети трогают ткань
2 ребенок: Матвей, а почему на вазочке ткань такая твердая?
6 ребенок: Потому что мама насыпала картофельный крахмал в воду и положила туда белую ткань. Давайте я вам покажу! Идемте в нашу экспериментальную лабораторию.


3 этап

Дети переходят в «экспериментальную лабораторию» для опытов:
Цель экспериментирования: создание условий для развития мотивации к познавательно – исследовательской деятельности и освоение детьми причинно – следственных связей и отношений.
Проведение экспериментальной деятельности осуществлялось в несколько этапов:
1. Знакомство с тканью, их видами, качеством, цветом, свойствами.
2. Совместное творчество детей и их родителей по пошиву и изготовлению разных поделок из ткани.
3. Проведение экспериментов с моющими средствами, экологически чистыми заменителями моющих средств.
4. Превращения белой ткани в цвета радуги с помощью соков из овощей и фруктов, зеленки, варенья и др. и восстановление белого цвета.
5. Исследование картофельного крахмала, соды не только как веществ, которых используют во время приготовления блюд на кухне, но и для твердости ткани, удаления пятен, дезинфекции.
6. Использование медицинских инструментов, средств, в том числе пинцетов, лупы, песочных часов, спецодежды для детей способствовало тому, что дети сами вовлекали друг друга в процесс, находили новые способы решения проблемы, делали выводы и умозаключения.
7. Нагревание холодной воды до определенной температуры и проведение экспериментов, как с холодной водой, так и с горячей.
8. лупы, песочных часов, спецодежды для детей способствовало тому, что дети сами вовлекали друг друга в процесс, находили новые способы решения проблемы, делали выводы и умозаключения.
9. Нагревание холодной воды до определенной температуры и проведение экспериментов, как с холодной водой, так и с горячей.
6 ребенок: Смотрите, ребята, картофельный крахмал белого цвета, но в воде он растворяется и его совсем не видно.
4 ребенок: А как ткань держится на бутылочке?
6 ребенок: крахмал делает ткань твердой. Когда ткань высохнет, она приклеивается, и получается отличная вазочка.
7 ребенок: А мы в своей семье сделали куколку из ткани – это оберег нашей семьи, видите, у нее фартук белый. Один раз я пила морковный сок и нечаянно пролила его на куклу, очень расстроилась, но мама показала мне, как с помощью соды можно отстирать оранжевое пятно. Вот белая ткань, льем морковный сок, берем ложечку соды, высыпаем в воду и кладем туда ткань, цвет становится снова белым.
5 ребенок: Ой, ребята, а я хочу вам рассказать, как мы с мамой готовились к семейному празднику и сшили из ткани бабу на самовар, стали пить чай, а ее я вареньем испачкала, но мама меня успокоила, и с помощью средства для удаления пятен мы смогли убрать пятно от варенья.
5 ребенок: Маша, а как вы убрали пятно? Ведь варенье впиталось в ткань?
4 ребенок: Вот, посмотрите: нужно налить средство, смешать с водой, положить ткань, немного подождать. Все! Готово! Я теперь поняла, что белая ткань может окрашиваться в разные цвета.
2 ребенок: А мы с мамой и бабушкой сделали красивые салфетки из белой ткани на стол, а потом бабушка их прополоскала в воде с зеленкой, которой мажут любую ранку, чтобы микробы не попали, и салфетки стали еще ярче и белее. В воду добавим зеленки, перемешаем, кладем белую салфетку, Вот чудеса: салфетка светло- зеленая, а теперь попробуем, ребята, в воду добавить синьку. Получился голубой цвет! Невероятные превращения!


Подведение итогов:
1 ребенок: как интересно, такие разные цвета получаются, оранжевый, зеленый, голубой.
3 ребенок: Но самое главное, что белый цвет можно восстановить!
5 ребенок: Ты прав, Дима! Никита, Ваня! Вы рады?
Вместе: Очень!
4 ребенок: теперь мы знаем к кому обратиться, если что – то случится и кто нам поможет. Спасибо, вам, ребята! Папа и мама будут очень рады, когда увидят белые футболки!
2 ребенок: А давайте сделаем книгу - памятку для наших родителей! Тогда люди будут знать, как ухаживать за одеждой из белой ткани!
Опытно - экспериментальная деятельность показала сплоченность детско – родительского коллектива, так как видна тесная взаимосвязь детей и родителей, готовых помочь друг другу, поэтому и проблема была легко разрешима. А в конечном итоге стало всем понятно, что дети обучают своих родителей, изобретая книгу – памятку.


Четвертый этап
Продукт проекта – книга памятка “Обучаем своих родителей”.
Содержание книги – памятки
1. Вещи из светлых тканей нельзя стирать с вещами из темных тканей!
2. Обязательно нужно сортировать вещи по цветам и типам тканей.
3. Светлые изделия стираются отдельно от темноокрашенных тканей.
4. Начинать стирку после полного растворения стирального порошка.
5. Для усиления эффекта отбеливания необходимо добавлять отбеливатель и замачивать вещи на 10 минут.
6. Стирка белой ткани, загрязненной пятнами с помощью народных средств и экологически чистых и безопасных средств, для удаления пятен.
7. Варианты экологической стирки белой ткани.
Подведение итогов: Благодарность детям и их родителей за изготовление поделок, проведение опытов в домашних условиях и совместное творчество.
Итоговые результаты проекта:
Опытно - экспериментальная деятельность детей заключается в установлении проблемы, которая возникает в повседневной жизни и нахождении способов ее решения, в умении рассуждать, видеть закономерность, делать умозаключения, новые открытия для себя, выдвигать гипотезу, использовать во время проведения опыта эмпирические методы исследования, формулировать выводы, совместно обсуждать, задавать вопросы друг другу.




Список использованных источников и методической литературы


1. Ремезова Л.А. Организация образовательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья. «Современное состояние и актуальные вопросы сенсорного развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»

2. Битютская Н.П. Система педагогического проектирования. В.: Учитель, 2019.

3. М.А. Васильева, В.В., Гербова, Т.С. Комарова. Проектная деятельность

Дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду». – М.: Мозаика-Синтез, 2019. 
4. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2020.
5. Коломинский Я.Л. , Е.А.Панько. Психология социальной одаренности. М.: Линка-Пресс, 2019 год.

6. Бизикова О.А. Развитие речи-рассуждения у детей дошкольного возраста:

Учебное пособие. — Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2013.









Комментарии
Комментариев пока нет.