12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кирикова Анастасия Федоровна20
Россия, Вологодская обл., Вытегра

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Тема: «На Оштинском рубеже»


 

Автор: Кирикова А.Ф.

учитель-логопед

БДОУ ВМР «Белоручейский детский сад»

Вологодская область, Вытегорский район.

Актуальность

Чувство патриотизма и гордости за своё отечество – одно из важнейших качеств гражданина, человека, который ценит и искренне любит свою страну. Полноценное воспитание детей невозможно представить без привития этого чувства.

Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), необходимо создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.

Вытегорский район – единственный уголок Вологодской области, опалённый горячим и беспощадным пламенем Великой Отечественной войны. Немецко – финские войска заняли часть Карелии, Петрозаводск и двинулись на Вытегру, чтобы захватить Мариинскую систему, отрезать северо-запад от центра страны.

Героически защищая наш край, на подступах к Оште стояли насмерть бойцы и командиры 272-й и 368-й стрелковой дивизий, 32-го и 72-го авиационных полков, Оштинского и Вытегорского истребительных батальонов. В тылу врага действовал партизанский отряд «За Родину». Наши водные рубежи охраняла Онежская флотилия.

Для того чтобы вызвать у ребенка эмоциональный отклик и интерес к Родине и её истории, в частности Великой Отечественной войне, педагогу нужно применять в своей работе нетрадиционные методы. Технология проектной деятельности считается инновационной составляющей современного образовательного процесса. Метод проектов позволяет не только естественно формировать у дошкольника необходимые морально-нравственные принципы, но овладеть новыми знаниями и навыками в доступной для него форме, а также проявить в рамках конкретной продуктивной деятельности свои творческие способности.

Данный проект призван продемонстрировать дошкольникам особую значимость Победы в Великой Отечественной войне для народа нашей страны и дать детям возможность проникнуться героическим духом праздника Дня Победы.

Проблема

К сожалению, с каждым годом интерес подрастающего поколения к тематике Великой Отечественной войны постепенно ослабевает. Дети дошкольного возраста недостаточно осведомлены о данном периоде нашей истории, а потому они не осознают всей важности победы в этой войне. Зачастую наблюдается поверхностное отношение и самих родителей к воспитанию у детей чувства гордости за своих предков, которые, пожертвовав своими жизнями, смогли побороть врага.

Так как патриотические качества не могут возникнуть у личности сами по себе, их необходимо формировать в процессе воспитательно-образовательной работы в ДОО с применением тех форм и видов деятельности, которые доступны и интересны детям.

Цель: воспитание патриотических чувства у детей старшего дошкольного возраста посредством формирования базовых представлений о Великой Отечественной войне в преддверии празднования Дня Победы.

Задачи:

обучающие:

- стимулировать у дошкольников интерес к теме Победы в Великой Отечественной войне;

- дать первичные представления о ключевых событиях ВОВ и жизни нашего народа в тот исторический период;

- рассказать о героях ВОВ родного края и их подвигах;

развивающие:

- оказать поддержку дошкольникам в приобретении опыта исследовательской деятельности;

- развивать творческие способности, воображение, мелкую моторику пальцев рук, память, мыслительные операции (анализ, синтез, классификация);

- развивать речевые и коммуникативные способности: обогащать активный и пассивный словарь детей, развивать их связную речь;

- развивать способности к наблюдению, рассуждению, самоанализу;

воспитательные:

- воспитывать любовь к своему отечеству, родному краю;

- воспитывать уважительное отношение к подвигам наших предков во время Великой Отечественной войны, формировать у детей чувство глубокого почтения к ветеранам ВОВ.

Участники: дети старшей логопедической группы, родители, учитель-логопед.

Ожидаемый результат:

у детей:

усвоение новых знаний об истории нашего государства, в частности о Великой Отечественной войне;

получение сведений об истории нашего края в период ВОВ, об оштинской обороне;

желание проявить свои способности в творческой деятельности и умение доводить начатое дело до конца;

обогащение фантазии, воображения;

развитие речевой деятельности, пополнение словарного запаса;

развитие мелкой моторики;

получение опыта исследовательской деятельности;

умение анализировать полученную информацию, систематизировать, сравнивать, обобщать и делать выводы;

воспитание чувства уважения, любви к Родине и ее героям, осознание собственного стремления защищать нашу страну;

у родителей:

помощь детям в поиске информации о своих предках, участвовавших в военных действиях;

осознание важности воспитания в детях патриотических чувств и желания быть морально-нравственным примером для собственного ребенка;

у логопеда:

разработка методического и практического материала по проекту;

пополнение картотек стихов и загадок на тему «День Победы»;

пополнение развивающей предметно-пространственной среды наглядно-игровыми пособиями и демонстрационным материалом.

Вид проекта: познавательно-творческий.

Длительность проекта: краткосрочный; апрель – май.

Реализация проекта (этапы):

Организационный (подготовительный) этап:

постановка проблемы и составление плана работы;

проведение предварительной беседы с родителями, организация их анкетирования, создание памяток и папок-передвижек;

подбор иллюстраций, методической, художественной и научной литературы;

приобретение необходимых для продуктивной деятельности материалов и инструментов.

Основной этап:

Образовательная область

Виды и формы деятельности

 

Совместная деятельность детей и взрослых

Самостоятельная деятельность детей

Познавательное развитие

Поиск сведений о членах семьи, принимавших участие в Великой Отечественной войне, и создание слайд-шоу, презентации в Power Point, фотоальбома или фотовыставки для демонстрации фотоматериалов в качестве дополнения к рассказу ребенка о своем предке на вечере памяти «Мы гордимся» (с помощью родителей); экскурсия к памятнику погибшим на фронтах Великой Отечественной войны (п. Белый Ручей) и к памятнику воинам (д. Великий Двор); коррекционно-логопедическое занятие «День Победы»; беседы по темам «Великая Отечественная война» и «Оборона Ошты»; тренинг по развитию речи «Защитники»; итоговая логопедическая викторина «О героях, о Победе».

Подготовка к выступлению на вечере памяти «Мы гордимся»; задавание друг другу вопросов из итоговой логопедической викторины «О героях, о Победе».

Художественно-эстетическое развитие

Чтение произведений А.В. Митяева «Землянка», «Мешок овсянки», «Почему армия родная» с последующей беседой; просмотр мультфильма «Солдатская сказка»; коллективное создание диорамы «На Оштинском рубеже».

Рассматривание иллюстраций и фотографий с бойцами и военной техникой времен ВОВ (в том числе презентаций «День Победы», «Оборона Ошты»); рассматривание картин М.И. Самсонова «Сестрица», А.М. Широкова «За Родину», Ф.И. Деряжного «Фашисты убегают», К.М. Антонова «Победители»; прослушивание музыкального произведения Н.Я. Соломыкиной, С.А. Палеховой «Марш Победы»; создание открыток с поздравлением к 9 мая.

Речевое развитие

Чтение произведений А.В. Митяева «Землянка», «Мешок овсянки», «Почему армия родная» и беседа по прослушанному; игра с мячом «Я знаю 5 названий…» (расширение словаря по теме «День Победы»); тренинг по развитию речи «Защитники»; итоговая логопедическая викторина «О героях, о Победе».

«Мы гордимся» – цикл выступлений детей с рассказом о своём предке, воевавшем в годы ВОВ с показом фотографий; пересказ произведений А.В. Митяева; задавание друг другу вопросов из итоговой логопедической викторины «О героях, о Победе».

Социально-коммуникативное развитие

Беседы по темам «Великая Отечественная война» и «Оборона Ошты»; тренинг по развитию речи «Защитники»; взаимодействие, общение детей и педагога во время экскурсии к памятникам.

Осознание ребенком себя участником коллектива и понимание своей роли в общем деле на протяжении всего проекта.

Физическое развитие (в том числе развитие мелкой моторики)

Пальчиковая гимнастика «Пять солдатиков»; подвижная игра «Яркие флажки»; физминутка «Мы солдаты на параде…»; игра с мячом «Я знаю 5 названий…» (расширение словаря по теме «День Победы»); коллективное создание диорамы «На Оштинском рубеже».

Самостоятельное повторение дома пальчиковой гимнастики «Пять солдатиков», создание открыток с поздравлением к 9 мая.


 

Заключительный (обобщающий) этап:

вечер памяти «Мы гордимся» – цикл выступлений детей с рассказом о своём предке, воевавшем в годы ВОВ с показом фотографий (слайд-шоу, презентация в Power Point, фотоальбом или фотовыставка);

презентация диорамы «На Оштинском рубеже».

Вывод

Несмотря на то, что Великая Отечественная война является печальной страницей нашей истории, память о тех людях, которые смогли защитить свою Родину должна жить в их потомках. Главным символом этой памяти по праву можно считать праздник День Победы.

Гордость за своих предков – это естественное чувство для каждого из нас. Представленный проект направлен прежде всего на формирование у детей позитивного отношения к подвигу наших защитников. Система мероприятий, составляющих основу проекта, открывает для дошкольников возможность проникнуться особенной атмосферой Дня Победы. Ведь для ребенка воссоздание своими руками военно-исторического события в виде миниатюры – это не просто увлекательное занятие, а маленькое путешествие в прошлое. И не менее волнительно для него узнать кое-что новое об истории своей семьи, осознать, что его собственный прадедушка стал героем, защищая родную землю. Именно благодаря желанию проявить себя в творчестве и особенной впечатлительности детей, мы можем гармонично привить им искреннюю любовь к отечеству.

 

Список используемой литературы:

Завалий А. Искусство диорамы. – М.: Экспринт, 2004. – 56 с.

Зацепина М. Б. Дни воинской славы: патриотическое воспитание дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений: для работы с детьми 5 - 7 лет. – М: Мозаика-Синтез, 2010. – 110 с.

Зеленова Н. Г. Мы живем в России: гражданско-патриотическое воспитание дошкольников: старшая группа. – М: Издательство Скрипторий, 2010. – 109 с.

Зубов И. Оштинская оборона. – https://www.booksite.ru/war1941-1945/st_92.html

Кондрыкинская Л. А. Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду – М: ТЦ Сфера, 2010. – 158 с.

Кузнецова, И. И. Проект «9 мая - День Победы». // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 5. – С. 33-35.

Панченко, Л. Согреем памятью сердца! // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 2. – С. 34-35.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 года № 1155, зарегистрирован в Минюсте России 14.11.2013 № 30384).

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.