Педагогический проект «Я пеку, пеку, пеку... »
Педагогический проект
«Я ПЕКУ, ПЕКУ, ПЕКУ…»
Руководитель проекта: Канатьева О.Н.
Кинешма
2016
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования настоятельно рекомендует применять в работе проектную и экспериментально-исследовательскую технологии, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Конечно, по отношению к детям раннего дошкольного возраста проектная и экспериментальная деятельность во многом упрощена и носит игровой характер. В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а впервые три года - практически единственным способом познания мира.
Экспериментирование - прямой путь к воспитанию неординарных, смышлёных детей. Для малышей игры с песком:
• Позволяют справляться с эмоциональным состоянием, что крайне актуально для детей младшего дошкольного возраста.
• Вовлекают детей в интереснейший процесс познания окружающей среды.
В данном проекте объектом изучения стал сухой и влажный песок. Песок в сухом виде не сохраняет форму – он рассыпается. А мокрый песок сохраняет форму ёмкости, в которую его положили.
Важным моментом в проекте был вопрос, как из сухого песка получить влажный (дождь или полив песка водой).
Так как дети малы, значительное место в планировании заняла совместная деятельность детей с воспитателем. Воспитатель направлял детей, удивлял, создавал атмосферу интриги и поиска решения задач.
ОБЪЕКТ ПРОЕКТА – неживая природа
ПРЕДМЕТ ПРОЕКТА – песок
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА – формирование у детей познавательного интереса к объектам неживой природы через экспериментирование, игровую деятельность.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
познакомить детей со свойствами песка, научить находить их проявления в повседневной жизни (сочетание экспериментов и наблюдений на прогулках) ;
развивать мелкую моторику рук и тактильные ощущения, а также и речь;
обогащать и активизировать словарь детей;
развивать фантазию, творчество, воображение, любознательность;
развивать познавательную активность детей в процессе детского экспериментирования; умения сравнивать, анализировать, обобщать; учить способам обследования;
воспитывать умение играть со сверстниками рядом;
воспитывать самостоятельность;
закреплять правила безопасности во время игры в песочнице, а также во время проведения экспериментов;
развивать навыки общения и соотносить свои действия с действиями других.
ТИП ПРОЕКТА - Познавательно-исследовательский, игровой
ВИД ПРОЕКТА - Долгосрочный
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ - летние каникулы (июнь-август)
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА
- дети младшего дошкольного возраста
- воспитатели группы
- родители воспитанников
РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА
Подбор и изучение педагогической литературы по теме
Подборка и рассматривание картинок и иллюстраций по теме
Подбор художественной литературы по теме
Подбор пальчиковых игр и физкультминуток
Привлечь родителей к подбору информации по теме и обеспечению детей выносным материалом для игры в песочнице (лопаточки, ведерки, формочки, грабли)
Подбор дидактических и подвижных игр по теме.
Просмотр диафильма «Обитатели пустыни»
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
расширить и углубить знания и представления ребенка об окружающем мире и неживой природе (песок сыпучий, сырой, сухой, лепится, когда влажный) ;
развить познавательные умения через экспериментальную деятельность;
отражать полученные знания и умения в продуктивных видах деятельности;
повысить речевую активность.
ПЛАН РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ:
1 этап – подготовительный
подбор подвижных и дидактических игр, стихов и загадок о неживой природе (песке) ;
подготовка материалов, оборудования для экспериментов;
подбор методической литературы;
разработка консультации для родителей
2 этап – основной
Развивать познавательную активность. Формировать умение осознанно выполнять действия с сухим и влажным песком. При необходимости добавлять воду в сухой песок. Развивать творческие способности, моторику и речь. Формировать умение сотрудничества. Закреплять правила безопасности во время игры в песочнице.
3 этап – завершающий
Развивать творческие способности. Формировать умение сотрудничества. Закреплять правила безопасности во время игры в песочнице. Закрепить знания детей о свойствах песка.
ДОСТИГНУТЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Расширен кругозор детей о неживой природе – о песке, сформировались знания о свойствах песка, улучшилась предметно-развивающая среда: иллюстрациями, информацией о песке, дидактическими играми, У детей сформировалось любознательность, творческие способности. Активизировался словарь по теме «Песок».
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ
- расширять представления детей о неживой природе
- воспитывать стремление к игровому общению со сверстниками
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
- дать представления о песке.
- расширять и углублять знания и представления детей о свойствах песка (сыпучий, сырой, сухой, лепится, когда влажный)
- поощрять самостоятельные игры с песком
- развивать познавательные умения через экспериментальную деятельность
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
- учить детей отвечать на вопросы по содержанию изображенной картинки.
- расширять и обогащать словарь детей новыми словами;
- развивать правильное звукопроизношение.
- обогащать с помощью художественной литературы представления детей о неживой природе
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
- закреплять правила безопасности при игре в песочнице
- Учить детей выполнять игровые действия, соблюдать правила игры.
- Развивать внимание, обогащать двигательный опыт.
- проявлять интерес к правилам безопасного и здоровьезберегающего поведения.
- Воспитывать выдержку и смелость.
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Создать интересную игровую ситуацию в песочнице;
- Формировать креативное мышление;
- Развивать, мелкую моторику пальцев.
-Учить детей рисовать на песке палочкой, пальчиком.
- Развивать фантазию, координацию и мелкую моторику рук, чувство формы.
-Учить детей выполнять танцевальные движения по образцу, двигаться под музыку.
- совершенствовать музыкально-ритмические навыки.
- развивать эмоциональную отзывчивость на музыку.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПРОЕКТА
Образовательная область |
Виды детской деятельности |
|
Формы работы |
||
Познавательное развитие |
Познавательно-исследовательская, коммуникативная |
|
Беседа на тему «Песок в природе»; Наблюдения: какой сегодня песок в песочнице Экспериментальная деятельность – раздувание песка трубочками, рассматривание песчинок под лупой. Сбор песка вокруг песочницы. |
||
Социально-коммуникативное развитие |
Познавательная, продуктивная, коммуникативная |
|
Сюжетно-ролевая игра «Строители», «Печем тортики». Д.и: «Пальчиковые прятки», «Построим теремок», «Замки из песка», «Песочный дворец», «Кладоискатели», «Матрешки», «Необыкновенные следы»; «Дорисуй фигуру», «Подсказка», «Змея» |
||
Речевое развитие |
Коммуникативная, восприятие художественной литературы |
|
Рассматривание картины «Дети в песочнице»; «Пустыня», «Песок в природе», «Использование песка человеком»; Загадки про песок; Чтение: В. Берестов «Посреди двора – гора», Н. Хилтон «Я полил песок водой», И. Финк «Песочница», А. Сметанин «Мы на пляже», А. Полетаева «Нам привезли песок на сад», С. Кашлев «Мы в песочнице играем» |
||
Физическое развитие |
Двигательная, игровая |
|
Подвижные игры: «Песок в ладошках». «Из одной руки в другую». «Побегаем и не рассыплем». «Песочная горка». «Мягкий песочек, мягкий прыжочек». «Совочек – дружочек». «Рисуем совочком». «Носим и не рассыпаем». Физкультминутка «Я на солнышке лежу» |
||
Художественно- эстетическое развитие |
Продуктивная, познавательная, музыкальная, игровая |
|
Творческая мастерская рисуем на песке «солнышко - колоколнышко» Слушание песни «Я на солнышке лежу» муз. Шаинского, сл. М. Пляцковского Разучивание муз – ритм движения «Танец маленьких утят» |
||
Работа с родителями |
Консультации по теме «Развивающие детские игры с песком», «Удивительные возможности песка»; |
Я на солнышке лежу, Я на солнышко гляжу, Крокодил- дил- дил плывет. Носорог-рог-рог идет. Только я все лежу И на солнышко гляжу. Рядом львеночек лежит Только я все лежу И на солнышко гляжу.
|
(медленно поворачивать голову из стороны в сторону) (развести руки в стороны) (приставить прямые ладони к ушам и пошевелить ими из стороны в сторону) |
НАГЛЯДНЫЙ МАТЕРИАЛ
Пустыня
Песочные часы
Дети в песочнице
СТИХИ ПРО ПЕСОК
В. БЕРЕСТОВ
Посреди двора — гора
На горе идёт игра.
Прибегайте на часок,
Залезайте на песок:
Чистый, жёлтый и сырой
Хочешь — рой, А хочешь — строй,
Хочешь — куклам испеки
Золотые пирожки.
Приходите к нам, ребята
Не забудьте взять лопаты
Экскаваторы, совки,
Вёдра и грузовики.
С. КАШЛЕВ
Мы в песочнице играем,
Строим домик из песка,
Увлеклись, не замечаем,
Что носки полны песка.
Принесли воды в ведёрке,
Чтобы не сломался дом,
Красовался на пригорке,
Мы его водой польём.
А. СМЕТАНИН
Мы на пляже вместе с мамой
Возвели песчаный замок:
Стены, лестницы, бойницы,
Башня круто в высь стремится.
А. ПОЛЕТАЕВА
Нам привезли песок на сад,
Я этому – безумно рад!
С ним буду целый день играть,
Лепить куличек, загорать!
Наделаю в песке ходы,
Потом налью туда воды.
Построю для машин гараж
И новый домик, и шалаш!
Песочных куличей – не ем,
Да что ж я, маленький совсем?!
Н. ХИЛТОН
Я полил песок водой
И сложил его горой
Папа взял мою лопатку
Разровнял на горке грядку
Вышел сказочный дворец-
Ай да папа молодец!
И. ФИНК
Песочница, песочница!
А в ней песок, песок.
Песочница, песочница!
Идем играть, дружок.
Песочница, песочница!
В руках у нас совок.
Песочница, песочница!
Мы черпаем песок.
ЗАГАДКИ ПРО ПЕСОК
Что-то можно в нём зарыть,
По нему люблю ходить,
И на нём поспать часок.
Угадали что? - ... (песок)
***
Он и жёлтый, и сыпучий,
Во дворе насыпан кучей,
Если хочешь, можешь брать
И играть.
***
Петя замок строит ловко,
Катя торт печёт ведёрком.
Здесь, у моря на часок
Всех детей собрал …(песок)
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
«ПЕСОК В ЛАДОШКАХ».
Задачи: Учить обращаться с песком, используя его для физических упражнений. Развивать ловкость рук. Тренировать прыжкам в глубину и мягкому приземлению без падения.
Ход игры:
Вы хотите посмотреть, что у меня в руках? Подходите поближе, я ладошки раскрою, покажу. Вы тоже по горсточке в ладони возьмите, друг другу и мне покажите.
«ИЗ ОДНОЙ РУКИ В ДРУГУЮ».
Стоя на месте, пересыпаем из одной руки в другую. Делаем это аккуратно, так, чтобы ни одна песчинка не упала (10 -12) раз.
«ПОБЕГАЕМ И НЕ РАССЫПЛЕМ».
(Дети бегают или ходят до обозначенного места, песок остается в зажатых ладошках). Откроем ладошки и покажем, не смог ли от нас песочек убежать (40 сек).
«ПЕСОЧНАЯ ГОРКА».
Присядем, сделаем маленькую горку из песка. Обойдем горку, переступим (5 – 7 раз) через нее, перепрыгнем (3 – 4 раза).
«МЯГКИЙ ПЕСОЧЕК, МЯГКИЙ ПРЫЖОЧЕК».
( На небольшую песочную горку положить дощечку). А сейчас будем как можно дальше летать с дощечки в песок. Слегка приседайте, когда приземляетесь и не падайте.
«СОВОЧЕК – ДРУЖОЧЕК».
Совочек может из одной руки в другую перебегать и не падать. (Стоя на месте, в кругу, дети перекладывают в достаточно быстром темпе совочек из одной руки в другую, можно за спиной, над головой и т.д. 8-10 раз).
«РИСУЕМ СОВОЧКОМ».
Глубоко с совочком присесть, в приседе ножками переступать, круг совочком очертить вокруг себя (в одну сторону левой рукой, в другую – правой).
«НОСИМ И НЕ РАССЫПАЕМ».
Носим песочек в совочке в кучку, не рассыпаем по пути. (Можно поставить на пути кегли, чтобы дети их обходили).
ФОТООТЧЕТ
ИГРЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С СУХИМ И МОКРЫМ ПЕСКОМ
Сухой песок можно сыпать Мокрый песок не сыпется
Из мокрого песка получаются куличики А из сухого песка не получаются
НА МОКРОМ ПЕСКЕ ОСТАЮТСЯ ОТПЕЧАТКИ ПРЕДМЕТОВ И РУКИ
НАПОИЛИ ПЕСОЧЕК ВОДОЙ
Сухой песочек сеется через ситечко Мокрый не просеивается
ПОИСКИ СОКРОВИЩА В ПЕСОЧНИЦЕ
РИСОВАНИЕ ПАЛОЧКОЙ
На мокром песке на сухом песке
посадка веточки
С ПЕСКОМ МОЖНО ИГРАТЬ НЕ ТОЛЬКО ЛЕТОМ, НО И ОСЕНЬЮ, И ВЕСНОЙ
ЛЕТОМ
ОСЕНЬЮ
Порфирьева Марина Ивановна