Конспект урока географии 7 класса «Страны Южной Америки. Бразилия и Перу»

1
0
Материал опубликован 26 January 2016

География 7  класс

Урок № 37

 

Тема урока:  Страны Южной Америки. Бразилия и Перу

Обобщение Южная Америка

 

Дата проведения…………….

 

Цели урока: В ходе заочного путешествия по картам изучить характерные особенности природы и населения стран Южной Америки. Обобщить и систематизировать знания учащихся по данной теме.

Задачи: формировать умения устанавливать причинно-следственные связи между компонентами природы; продолжить закрепление навыков работы со справочными материалами, картами атласа, контурными картами.

Оборудование: физическая карта Южной Америки, политическая карта Южной Америки, атлас, справочные материалы.

Тип урока: Урок – путешествие

Методы: работа в парах; индивидуальная работа; рассказ; работа с контурными картами атласами; тестирование;

Форма урока. Восхождение.

Тип урока. Обобщение, проверка и систематизация знаний.

Оборудование: настенные карты: “Физическая карта Южной Америки”, “Политическая карта мира”.

Раздаточный материал: сигнальные карточки; тексты тестовой работы; контурные карты с заданиями (по количеству учащихся); карточки с заданиями для индивидуальной работы с учащимися; схемы восхождения “Высотная поясность” (по количеству учащихся), жетоны.

 

Ход урока:

 

1.      Вводное слово учителя (показ по карте).  Деление Южной Америки на 2 части света – запад и восток. Выяснить причины деления материка на части.

2.      Новая тема

А сейчас мы приступаем к изучению новой темы. Посмотрите на политическую карту Южной Америки. Как много стран. Каждая необычна и интересна. Я буду показывать страны и их столицы, а вы будьте внимательны, одну страну я все время забываю. Кому необходимо можете открыть атласы на стр.

Аргентина

столица - Буэнос-Айрес

Боливия

столица - Ла-Пас

Бразилия

столица - Бразилиа

Венесуэла

столица - Каракас

Гайана

столица – Джорджтаун

Гвиана

столица - Кайенна

Колумбия

столица - Санта-Фе-де-Богота

Парагвай

столица - Асунсьон

Перу

столица - Лима

Суринам

столица - Парамарибо

Уругвай

столица - Монтевидео

Эквадор

столица - Кито

Чтобы понять современную политическую карту Южной Америки необходимо углубиться в историю. Мы с вами знаем, что первые люди появились на материке 15-17 тысяч лет тому назад. Это были индейцы, которые создавали высокоразвитые государства: майя, ацтеки, инки…

После открытия Южной Америки материк стал объектом острой борьбы между европейскими странами. Уничтожались древние цивилизации, создавались новые государства. В 1542 г испанцы создали вице-королевство Перу со столицей в Лиме. В 18 в были созданы еще 2 вице-королевства – Новая Гренада (куда вошли территории современных Колумбии и Венесуэлы) и Рио – Ла – Плата (в составе современных Аргентины, Боливии и Уругвая). Приатлантическую территорию осваивали португальцы, объявив в 1500 году о создании колонии «Терра да Санту Круш» (земля Святого Креста). С 17 века эта территория стала называться Бразилией.

Война за независимость испанских колоний 1810-1826 г. положила конец испанскому владычеству в Южной Америке. Все колонии получили независимость. В 1822 г. была провозглашена независимость Бразилии от Португалии. Как свидетельство колонизации названия современных стран имеют испанское или португальское происхождение, или как то связаны с колонизацией. Например, Аргентина-страна серебра. Венесуэла. Первооткрыватели увидели постройки на сваях и по ассоциации с итальянским городом Венеция назвали эту страну Венесуэлой. Бразилия-название дано от породы красного дерева ПАУ-БРАЗИЛ, древесина которого во времена колонизации играла в торговле значительную роль.

Ребята, говоря о странах Южной Америки, часто употребляют название Латинская Америка. Почему такое название?

(Так как большинство народов говорят на испанском и португальском языках, а они относятся к латинским)

Каждая страна Южной Америки интересна по-своему и достойна изучения. Но урок слишком короткий. Поэтому сегодня более подробно мы поговорим лишь о некоторых из них. Некоторые ученики вашего класса получили опережающее задание подготовить рассказ об одной из стран Южной Америки. У вас же на столах лежат таблицы – пустографки, в которых вы начнете работать в классе, а закончите дома.

Название страны

Столица

Площадь

Население

Язык

Особенности

Бразилия

 

 

 

 

 

Аргентина

 

 

 

 

 

Перу

 

 

 

 

 

Выступления 3 групп.

Ребята, информацию об еще одной стране – Перу вы найдете сами. Для этого необходимо открыть параграф 47, стр. 173.и дополнительный материал, лежащий у вас на партах.

 4. Закрепление изученного материала.

Ребята, откройте ваши атласы на стр. 10 , а контурные карты на стр.5 . Возьмите простые карандаши и подпишите самые крупные страны Южной Америки.

А самый смелый пойдет к и попробует расставить страны по местам. Сегодня в политическую карту подглядывать можно.

Следующее задание «Убери под черту лишние страны».

(Бразилия, Канада, Венесуэла, Аргентина, Нигерия, Колумбия, Перу, Гайана)

Ребята, вы хорошо работали. А сейчас ваше любимое задание

«Что такое? Кто такой?»

На парте у вас есть лист с заданием. Напишите объяснения тех слов, которые вы знаете, а потом проверим.

Колибри

Самая маленькая птичка

Аконкагуа

Самая высокая гора

Сельва

Влажные экваториальные леса

Инки

Древние индейцы

Пиранья

Хищная рыба

Атакама

Пустыня

Сейба

Высокое дерево

Фроуард

Крайняя южная точка материка

Кебрачо

Дерево «Сломай топор»

Кондор

Самая крупная хищная птица на Земле

 

III. Обобщение

Учитель. Мы совершили интересное путешествие по Южной Америке, побывали в самых разных её уголках. Познакомились с климатом, рельефом, природными комплексами материка; изучили жизнь, обычаи местного населения. Всё это позволило составить образ Южной Америки, который, я надеюсь, останется в вашей памяти надолго.

Сегодня нам предстоит обобщить наши знания и проверить их на прочность, выполняя различные задания. А начать я хочу с легенды о вожде индийского племени, который посылал юношей на вершину Аконкагуа:

“Идите, пока хватит сил. Кто устанет, может вернуться домой, но пусть каждый принесёт мне ветку с того места, где он свернул с дороги”, -говорил вождь. Вскоре первый вернулся и протянул листок кактуса. Вождь усмехнулся: “Ты не пересёк пустыню. Ты не был даже у подножия горы”. Второму, принёсшему серебристую ветку полыни, вождь сказал: “Ты был у подножия, но даже не пытался начать восхождение”. Третий, с веткой тополя, даже заслужил похвалу: “Ты добрался до родника”. Подобное же поощрение и четвертому, с веткой крушины. Пятому, принёсшему ветку кедра, старик одобрительно кивнул: “Ты был на пол - пути к вершине”. Последний юноша пришёл с пустыми руками, но лицо его светилось радостью. Он объяснил, что был там, где не растут деревья, но зато видел сверкающее море. Вождь не только поверил ему, но и отдал самую большую дань признания: “Тебе не нужна ветка-символ. Победа сияет в твоих глазах, звучит в твоём голосе. Это одна из вершин твоей жизни. Ты видел гору во всём её величии”. (Легенда была написана в журнале “География в школе” №2 / 1998 г.)

Ребята, почему вождь решил, что юноша дошёл до вершины горы? (идёт обсуждение вопроса.)

Ответ: В Андах выше 4700 отсутствует растительность, лишь только каменистые пустоши, голые скалы, снега и ледники. А море, которое он видел – это высокогорное озеро Титикака. (Показать на карте – один из учащихся).

Учитель. Сегодня каждому предстоит подняться на свою вершину. Перед вами лежит один из “пятитысячников” горной системы – Анды. Высотные пояса горы – это задания, которые вам предстоит выполнить. Оценивать себя будете сами. С каждым выполненным заданием вы поднимаетесь на тысячу метров. Если выполните все, окажетесь на вершине горы, и в ваших глазах будет сиять победа. Одна из вершин географии будет преодолена. Итак, в путь.

Задание 1. “Покажи меня” – I этап. (Работа с контурными картами)

Учитель. Путь всегда начинается с карты. С карты начинаем и мы, проверим, как вы усвоили географическую номенклатуру.

Работа выполняется на контурных картах, по вариантам. Ответы записываются на контурной карте цифрой, соответствующей названию объекта. Время на выполнение задания – 3 мин.

1-й вариант

2-й вариант

1. Панамский перешеек.

1. Остров Огненная Земля.

2. Мыс Гальинас.

2. Мыс Кабу - Бранку.

3. Бразильское плоскогорье.

3. Гвинейское плоскогорье.

4. Лаплатская низменность.

4. Гора Аконкагуа.

5. Озеро Титикака.

5. Амазонская низменность.

6. Река Амазонка.

6. Река Парана.

7. Река Ориноко

7. Оринокская низменность.

8. Горы Анды.

8. Карибское море.

9. Водопад Игуасу.

9. Водопад Анхель.

10. Пролив Дрейка

10. Мыс Париньяс.

После выполнения задания и сбора контурных карт ученики осуществляют самопроверку по картам атласа. Кто не допустил ни одной ошибки либо до 2-х ошибок, тот может подняться на схемах, на 1 тыс. м. (ученики делают отметку на схемах).

Задание 2. “Почини цепочку” – II этап. (Работа у доски индивидуальная с карточкой)

Материк с высоты мы обозрели, а теперь давайте пробираться вглубь. Для решения этого задания мне необходим один смельчак, нужно “починить цепочку”.

Задание. Факты выстроите в логической последовательности:

1.    Тёплые течения усиливают влажность воздуха.

2.    Материк Южная Америка хорошо нагревается.

3.    Анды способствуют выделению влаги из воздушных масс, приносимых с океана.

4.    Давление на материке ниже, чем над океаном, с которого ветры приносят много влаги.

Ответ: 2 – 4 – 1 – 3.

А с классом в это время мы попытаемся разобраться, почему для материка Южная Америка применимы высказывания: Самая, Самые, Самое, Самый?

1.    Четвёртый по площади материк Земли (Южная Америка).

2.    Самый высокий водопад мира (Анхель).

3.    Самая многоводная река мира (Амазонка).

4.    Самые длинные горы суши (Анды).

5.    Самый влажный материк Земли (Южная Америка).

6.    Самая крупная кувшинка (Виктория - регия).

7.    Самое большое высокогорное озеро мира (Титикака).

8.    Самая большая змея на Земле (Анаконда).

9.    Самый крупный грызун на Земле (водосвинка - капибара).

10.    Самое высокое дерево сельвы (Сейба).

11.    Самые крупные хищные птицы Земли (Кондоры).

12.    Самая маленькая птица (Колибри).

13.    Самое крупное государство Южной Америки (Бразилия).

14.    Самые большие по площади леса (Сельва).

15.    Самое лёгкое дерево (Бальза).

16.    Одна из самых сухих пустынь Земли с богатейшими месторождениями селитры (Атакама).

17.    Самый большой паук длиной тела 28 см. (Птицеед).

18.    Самый большой жук в мире длиной тела 20 см. (Геркулес).

19.    Самая маленькая обезьянка, вес до 75 грамм, до 30 см. в длину (карликовая - игрунка).

20.    Самое медленное млекопитающее (Ленивец).

Учитель. Так почему же для материка Южная Америка применимы данные высказывания: самые, самое, самый, самая.

Учащиеся. Так как это самый уникальный материк. За каждый правильный ответ учащимся выдаются жетоны. Проверка учащегося у доски совместно с классом.

Кто считает, что он справился с большей частью вопросов, может подняться на вторую отметку. А мы продолжим наше восхождение дальше. Поскольку мы с вами знаем, что Южная Америка это ещё и самый влажный материк, то не удивительно, что природа создала здесь уникальный водный бассейн. Наша задача состоит в том, чтобы разобраться с особенностями внутренних вод.

Для этого необходимо справиться с заданием “Веришь – не веришь?”

Задание 3. “Веришь – не веришь?” – III этап. Слайд.

1.        На материке много крупных озёр.

2.        Маракайбо – самое крупное озеро на севере Южной Америки.

3.        Озеро Титикака – самое крупное тектоническое озеро на материке.

4.        Озеро Титикака – самое высокогорное озеро в мире.

5.        Берега озера слабо изрезаны.

6.        Озеро Титикака расположено в Андах.

7.        Вода в озере Титикака солёная.

8.        Максимальная глубина озера Титикака 304 м.

9.        Берега озера Титикака густо поросли тростником.

10.    На берегах озера Маракайбо добывают нефть.

11.    Озеро Титикака расположено на границе Перу и Бразилии на высоте 3812м.

12.    Водопад Анхель был открыт недавно, в 1935 году, венесуэльским летчиком Хуаном Анхелем.

Ответьте на вопросы утверждений, внимательно читая утверждения.

Знак “+” ставьте если верно, и “ - ”, если утверждение не верно.

Для выполнения задания время ограничено 3минуты. (по истечению времени)

Я надеюсь и с этим заданием вы справились успешно, сейчас предлагаю произвести проверку.

Эталоны ответов -      1 –; 2+ ; 3+ ; 4+ ; 5 – ; 6+ ; 7 –; 8+ ; 9+ ; 10+ ; 11+ ; 12+.

12 правильных ответов – “5”; 9-11 – “4”; 7-8 – “3”;Менее 7 – “2”.

После завершения данного задания, кто получил оценку “5”, “4” - можете подняться на третью ступень.

Учитель. Вы заметили, чем выше мы поднимаемся, тем труднее становится наше восхождение, сложнее задания. Для преодоления этой высоты мне понадобиться три добровольца-разведчика, чтобы устранить препятствия, встречающиеся на нашем пути, и группа могла подняться выше.

Задание 4. Три человека выполняют у доски по карточкам задание “Что такое, кто такой?” – IV этап. Время на выполнение 2 минуты.

1 учащийся

2 учащийся

3 учащийся

1. Аконкагуа – (гора).

1. Пампа – (степь).

1. Сейба – (самое высокое дерево)

2. Веспуччи – (исследователь).

2. Ягуар – (быстробегающее животное)

2. Мулат – (смешанная раса европ. + негр.)

3. Сельва – (вл. экв. леса).

3. Горн – (Южный мыс).

3. Патагония – (полупустыня)

4. Ориноко – (река).

4. Пиранья – (хищная рыба).

4. Самбо – (смешанная раса инд. + негр.)

5. Инки – (Древнее племя индейцев).

5. Атакама – (пустыня Анд)

5. Креолы – (потомки европейских переселенцев)

6. Игуасу - (водопад).

6. Метис – (смешанная раса европ. + индейцы)

6. Кебрачо – (дерево “Сломай топор”)

 

Задание. “Пятый лишний”

Я сейчас вам зачитываю группы слов, а вы должны найти “лишнее” слово из списка и дать объяснение выбору. (Устно). (За правильные ответы жетоны). Слайд

1.    Томаты, рис, какао, картофель, фасоль. (Рис лишнее названы культуры, чьих родина Америка, а рис – Китай родина)

2.    Метисы, пигмеи, мулаты, инки, самбо. (Названы народы Южной Америки, пигмеи – народ в Африке)

3.    муравьед, броненосец, ленивец, лама, кенгуру. (Эндемики Южной Америки, кенгуру – Австралии)

4.    Парана, Риу - Негру, Ориноко, Замбези, Парагвай. ( Реки Южной Америки, Замбези – река Африки)

5.    Бразилия, Аргентина, Перу, Чили, Боливия. (Страна не имеющая выход в море)

Класс проверяет работу ребят у доски, учитель им выставляет оценку.

Учитель. Какие молодцы, и с этим заданием справились успешно. Если вы считаете, что справились с заданием хорошо, можете поднятья ещё на одну тысячу (4 отметка).

Представление о материке не было бы полным, если бы мы не знакомились с его населением. Для изучения стран и народов Южной Америки, мы использовали учебник, карты атласа и дополнительную литературу. Приём составления комплексной характеристики страны, вы освоили. Сейчас мы посмотрим, на сколько умело вы это можете применить на практике. Хотя мы помним, что на территории Южной Америки не так много стран как в Африке. Давайте вспомним политическую карту материка, и сгруппируем страны по признакам:

Задание 5. – V этап.  “Угадай объект”. Вопросы:

1.    Самое крупное государство Южной Америки (Бразилия).

2.    Название страны по латыни звучит “серебряная”, хотя ни золота, ни серебра там не обнаружено. (Аргентина).

3.    Протяженность страны с севера на юг значительно превосходит её размеры с запада на восток (Аргентина, Чили).

4.    Территория этого государства расположена и в северном и в южном полушариях Земли одновременно (Бразилия).

5.    Природа страны богата и разнообразна. На севере палят жаркие лучи солнца, а на юге подступают льды Антарктиды (Аргентина, Чили).

6.    Страну называют “Мокрым углом” Южной Америки (Чили).

7.    Сельских жителей этой страны называют гаучо. Основное им занятие – скотоводство (Аргентина).

8.    Страна богата рудами цветных металлов (Перу, Чили).

9.    Является страной древнейших индийских цивилизаций (Перу).

Учащимся, правильно ответившим на большую часть вопросов предлагается подняться ещё на один пояс на своих схемах.

 

III. Подведение итогов занятия.

Учитель. Восхождение на эту вершину географии закончено. Посмотрите на свои схемы подъёма к вершине: на какой высоте вы оказались? Вы поднялись так высоко, а не безопасно ли здесь находиться.

Ответ: Очень опасно! Т.к. в Андах очень часто возникают землетрясения.

И с последней трудностью вы справились успешно. Идёт обсуждение результатов (учитель просит поднять руки, кто поднялся на все 5 этапов, кто на 4этапа). Учитель подводит итог урока. Поощряет наиболее активных (считаются жетоны большее количество “5”). Обращает внимание учеников, которые не все задания выполнили, на то, какие темы им необходимо повторить. Общая оценка за письменные работы выставляется в журнал после проверки.

 

IV. Домашнее задание: Параграф 46-47 прочитать. Закончить заполнение таблицы. Уметь показывать страны Южной Америки и их столицы. Повторить весь материал по теме «Южная Америка»

 

Диагностика настроения.

 

Комментарии
Комментариев пока нет.