Педагогическое эссе
Думала ли я, что когда-то стану учителем? Нет. С детства мечтала быть архитектором, хотя ни учителей, ни тем более архитекторов в семье никогда не было.
Сначала я думала, что мой приход в профессию это случайность, стечение обстоятельств, которые меня привели в педагогику. Сейчас же мне кажется, что ничто в жизни не происходит случайно: старайся, трудись, не спи ночами, и судьба тебе предоставит шанс, укажет «тропинку».
Архитектура и педагогика, на первый взгляд, профессии совершенно разные. Архитектор строит здания, делает точные расчеты, лепит, творит. Что общего? Учитель не создает зданий, ни сооружает объекты, перед ним будущий человек, и представьте себе: этот педагогический «проект» - более сложный, чем десять архитектурных, вместе взятых, ведь учитель имеет дело с детской ранимой душой.
И вот мой первый шаг: я - студентка Ярославского Государственного Педагогического университета им. К. Д. Ушинского. Нестандартные практические занятия, незабываемые семинары, уроки - эксперименты, беседа с преподавателем – мастером как откровение, так с каждым днем я все больше убеждалась в правильности выбора своей будущей профессии.
Тогда я еще не знала, стану ли хорошим учителем, но точно представляла, каким учителем быть не хотела: неинтересным, безразличным, ленивым, необъективным, некомпетентным.
Пять лет добросовестного обучения в университете - это второй шаг, который я уверенно сделала под руководством прекрасных педагогов: Макеевой Светланы Григорьевны, Налимовой Ирины Владимировны, Карповой Елены Викторовны и многих других. Они давали прочные знания, требовали от нас полной отдачи, заряжали своей энергией и оптимизмом. Они открыли мне дорогу, по которой я должна идти долго и настойчиво, преодолевая преграды, самосовершенствуясь, чтобы прикоснуться к прекрасному званию «учитель».
И вот он третий шаг: с волнением переступила порог школы № 89, где меня, вчерашнюю студентку, сидевшую за партой, сдававшую экзамены и так боявшуюся преподавателей, сейчас называют учителем, классным руководителем и просто коллегой. Ко мне каждую перемену идут поделиться счастьем, неудачей или просто хорошей новостью. Мне доверяют и на меня надеются, меня уважают и считаются с моим мнением.
Я не могу сказать, что в первый год работы не было проблем и переживаний... Нет, это совсем не так. Волнение и страхи были, но с каждым днем росла уверенность в себе, в своих силах и знаниях, и влюбленность в то дело, которым я занимаюсь. Каждый шаг моей профессиональной деятельности сейчас прибавляет мне сил, успехи моих учеников поднимают настроение, вдохновляют.
Не с чем сравнить ощущения, когда ты стоишь перед классом, и на тебя смотрят десятки глаз, стучат десятки сердец. Здесь все: полет мысли, фантазии, рождение идеи, все грани творчества, добрый юмор... Где найти слова, которые помогут описать ту связующую нить, которая помогает сблизиться учителю и ученикам в желании открывать новое, неизведанное?!
Детские глаза... Карие, серые, огромные, грустные, любопытные, ожидающие чуда... Мои ученики! Они такие разные: активные и спокойные, озорные и грустные, «хорошисты» и «гении» (мои любимые троечники), но родители доверили именно мне самое ценное, что у них есть – своих детей. И от меня, зависит, как сложится школьная жизнь ребенка, от меня зависит, полюбят ли они рисование, научатся ли принимать решения, открывать новые знания.
Со школьниками работать трудно, но в тоже время интересно, независимо от их развития и уровня интеллекта. Учебный процесс идет порой медленно и очень сложно. Но учатся не только мои ученики, вместе с ними учусь я сама – выдержке, терпению, пониманию, отзывчивости, доброте. На мой взгляд, терпение и оптимизм – две важнейшие составляющие в работе с детьми. Желаемый результат будет не скоро, но по крупицам изо дня в день мы к нему идем. Отдавая полностью себя детям, я не считаюсь с личным временем, потому что знаю, чем качественнее я подготовлю урок, тем интереснее, а значит, результативнее он будет для моих учеников. Я хочу оправдать надежды и доверие, оказанное мне детьми, родителями и коллегами. И как приятно, видеть результат ежедневной кропотливой работы, как важно, беседуя с родителями, услышать «спасибо», сказанное от всей души.
Я выбрала себе профессию, которая требует от меня огромной самоотдачи, которая заставляет двигаться вперед и быть всегда самой, самой... Самой надежной, самой любимой, самой доброй, самой справедливой и объективной для своих учеников. Как это непросто!
Быть ответственной не только за себя – это трудно. Часто под грузом ответственности «нападает» такая растерянность, усталость, что невольно опускаются руки, и думаешь: «А надо ли? Стоит ли тратить столько сил и терпения? Стоит ли «проживать» свою молодость здесь? Не легче ли все бросить?». Но поддержка семьи, коллег, горящие глаза детей, их постоянное желание задавать вопросы и искать ответы дают энергию и новые силы. Стоит зайти в класс к «первоклашкам», увидеть их улыбки, как ты понимаешь, что все затраченные усилия, переживания, вся «бумажная работа» окупаются лишь одной фразой учеников: «Да! Я понял! Как интересно! Я хочу учиться?!»
Итак... Несколько лет позади... Необыкновенно трудных и незабываемых, поворотных и счастливых. Первый экзамен сдан... А сколько их впереди?! Но я прихожу к выводу, что все-таки работа учителя стоит прикладываемых усилий и потраченных нервов.
Пусть я не знаю, сколько еще шагов пройду по школьной тропе, сколько камней соберу, сея доброе и светлое в умы и сердца ребят, но точно знаю одно: всегда буду помнить, что «мы в ответе за тех, кого приручили» и верить, «что, если останется жить Земля, - высшим достоинством человечества станут когда-нибудь учителя.» (Р. Рождественский)