12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Арюткина Светлана Евгеньевна137
Россия, Мордовия респ.

«Учусь у времени, в котором я живу, учусь у детей, которые рядом».
Быть человеком значительно труднее,
чем им называться. Если хотите,
чтобы Ваши воспитанники были ЛЮДЬМИ,
будьте ЧЕЛОВЕКОМ прежде всего ВЫ.
В. Сухомлинский


Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец и мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и ученикам, он - совершенный учитель»

(Л.Н. Толстой).


«Будущее любой страны создается за школьной партой». Какой быть России завтра? Многое зависит от того, какой будет наша ШКОЛА. К какой жизни будет готовить человека? Какие идеалы и ценности формировать?

Урок! Именно здесь происходит самое главное, самое важное для человека, пришедшего в школу, чтобы стать образованной личностью. Урок иностранного языка в этом смысле – явление уникальное. Учебный предмет «Иностранный язык» имеет существенную особенность: он как бы «беспредметен»: он изучается как средство общения, а тематика и ситуации для речи привносятся извне. Поэтому иностранный язык, как никакой другой учебный предмет, открыт для использования содержания из различных областей знаний, содержания других учебных предметов.

В ходе изучения иностранных языков затрагиваются и обсуждаются проблемы, позволяющие формировать навыки критического мышления, позволяющие соотнести свои взгляды с нормами общественной морали. На уроке иностранного языка учитель имеет возможность формировать мировоззрение ученика, его нравственный облик, так как предмет «Иностранный язык», кроме области конкретных лингвистических и экстра лингвистических компетенций, затрагивает вопросы отношения и поведения ребенка в той или иной жизненной ситуации.

Среди тем, обсуждаемых в ходе изучения иностранных языков, звучат многие насущные проблемы. Среди них выделяются такие, как проблемы толерантности, проблемы современной семьи, проблемы благотворительности, проблемы материализма и национальной культуры, проблемы нищеты и борьбы с ней

Мудрое восточное изречение гласит: «Учитель – профессия жертвенная. Это способность человека с высоты своего знания опуститься на уровень незнания ученика и вместе совершить восхождение». Восхождение к высотам мудрости человеческой, к высотам постижения знаний, к воспитанию в себе умения мыслить, преодолевать трудности, к умению чувствовать рядом с собой другого человека, понимать его.

Каждый новый день я начинаю мыслями о предстоящих непредсказуемых ситуациях, которые ждут меня, которые оставят след в моем настроении, поведении и даже смысле будущей жизни. За эти 12 лет, я прожила и пережила, наверное, больше, чем за всю свою жизнь…

Я – учитель иностранного языка. Каждый день я открываю школьную дверь и вхожу в класс. Звенит звонок, и ко мне обращаются взоры моих учеников. Их светлые, ясные глаза – любопытные, добрые, верящие – оценивают каждый мой шаг. Какие они разные, но самые удивительные люди на свете!

Чтобы соответствовать духу времени, на данный момент я стараюсь воспитывать в себе такие личностные качества: уверенность в себе и своих силах, адекватность восприятия себя и действительности, внутреннюю самодисциплину.

Я считаю себя современным педагогом, а потому, не мыслю себя без постоянного совершенствования, так как понимаю, что должна быть образцом для своих учеников. Педагог, который перестал внутренне развиваться, учиться, искать, становится неинтересным для учащихся. Потому что он сам себе неинтересен – его перестал интересовать окружающий мир! Согласна с заповедью: учитель учит детей до тех пор, пока сам учится. Радуюсь даже самым незначительным успехам моих детей. Для меня, как педагога, важно создавать на каждом моем занятии ситуацию успеха для каждого ученика. Я счастлива, когда ребята с интересом идут ко мне на занятие, но для меня важно и то, что я иду к ним с удовольствием и жду встречи с ними. Обучая языку, всегда помню о том, что я, прежде всего воспитатель, а значит – в ответе за юные души тех, с кем пересеклись наши жизненные пути.

Моя педагогическая философия – научить детей верить в себя. А для этого я, как учитель, должна сама верить в себя и уметь отдавать ученику свою любовь, теплоту сердца, свет души. «Человек устроен так, – утверждал французский писатель Лафонтен, – что когда что-то зажигает его душу, все становится возможным». Значит, хотите увидеть чудо – сначала поверьте в него.

Понимание изначально создается вниманием. Без внимания не должен остаться на уроке ни один ученик. Это мое глубокое убеждение. В самом начале урока я стараюсь встретиться взглядом с каждым из учащихся, чтобы дать возможность каждому ребенку оказаться в фокусе внимания учителя.

Идет урок. Каждый из ребят ждет оценки своего труда. Как важно не забыть это сделать! Как важно найти при этом нужные слова! «Молодец. Ты первым отыскал ключ к этой проблеме. Прекрасно! Ты сумел сформулировать все коротко, ясно и так, что нам всем слушать тебя было интересно», – говорю я сегодня. А завтра – снова поиски, ведь похвалить надо так, чтобы не было противопоставления учащихся друг другу: отличник, безупречно выполнивший задание, достоин похвалы не в большей мере, чем средний ученик, получивший «4» и тем самым доказавший, что способен на большее. Важно создать ситуацию, в которой ребенок почувствует себя главным деятелем урока, главным актером этой «постановки»!

Важнейшее звено структуры урока - вопрос. Как хочется задать его так, чтобы ученик почувствовал, что учитель хочет не просто заполнить очередную клетку журнала, а интересуется знаниями своего воспитанника. И слова здесь тоже нужны необычные: «Я знаю, что у тебя есть свое мнение по этому вопросу. Выскажи его, пожалуйста. Поделись с нами своими мыслями…». Я не просто задаю вопрос, а стараюсь поставить учащихся перед необходимостью самим задаться вопросом. Для меня важно, чтобы каждый мой ученик видел свою уникальность, решая ту или иную проблему, верил в себя, верил в свой успех, умел радоваться успехам других. Основная моя цель – это максимальное развитие каждого ребёнка, его неповторимости, раскрытие его потенциальных талантов и создание условий для нормального духовного, умственного, нравственного и физического совершенствования.

Способности у всех детей разные, зачастую они не лежат на поверхности. Видеть их и помогать им раскрыться – высокая миссия педагога. А значит и моя.

«Любимая работа», звучит банально, каждый может произнести эту фразу, но вкладывает свой смысл, своё понимание этого словосочетания. Кто-то может задуматься: как можно любить работу? Ведь это не дети, не родители, не любимый человек. На работу ходят, потому что НАДО!!! А я всегда стремлюсь побыстрее выйти из дома, вернуться с отпуска, потому что так не хватает общения с детьми, их звонких голосов и смеха.

Не хочу утратить чувства любви к детям, к работе. Не будешь любить детей – не найдешь с ними взаимопонимания. Не будешь любить работу – она превратиться в каторгу. И тогда никакие технологии не помогут в достижении поставленных целей.

Педагог не должен забывать простую истину: чтобы быть хорошим учителем, надо любить то, что преподаёшь, и тех, кому преподаёшь.

Действительно, вроде бы все просто: пришел, поднялся к себе в кабинет, приготовил все к уроку.… И началось.… Ответить, того – предупредить, у того − спросить, тому – улыбнуться.… И множество глаз смотрят в твои глаза – и все разные... И главное, дети ждут, − какое СЛОВО ты скажешь, а «нам не дано предугадать», как отзовется оно, проникнет ли глубоко в умы или останется не замеченным.

Трудности, неудачи, разочарования отступают, когда видишь блеск глаз своих учеников. Их радостное, коротенькое приветствие «Здравствуйте!», тёплые объятия заставляют забыть обо всём, пробуждают в тебе силы и желание сделать всё, чтобы этот яркий свет, эта любовь, вера, надежда не только никогда не исчезали, а разжигались и становились всё сильнее и ярче. Ты готов свернуть горы, отбросить своё плохое настроение и идти вперёд, дарить ученику радость познания и помочь ему поверить в себя.

Вот и я внимательно вглядываюсь в глаза своих девчонок и мальчишек и вижу.… В трудолюбивом Андрее не просто любознательно юношу, а будущего учёного: желание исследовать и подвергать всё сомнению поможет сделать ему важное научное открытие. Оля - добрая, милая девочка. Важно помочь ей не потерять внутренний свет, который она несёт людям. А Света - вот чудо! Сколько в ней энергии, оптимизма – хватит на всех. Она сможет добиться цели в своей жизни, надо только помочь, подсказать верную дорогу. Никита… он такой равнодушный ко всему, и, наверное, сам пока не знает, чего хочет, надо помочь ему найти интерес к какому-нибудь предмету, пробудить любопытство к жизни. Андрей – справедливый, честный, умный.… Хочется верить, что он всё преодолеет и останется таким же честным и непреклонным.

Я ВЕРЮ, что моим ученикам обязательно пригодятся те знания, которые они получили на уроках английского. Мои ученики по- настоящему раскроют свои таланты и возможности, добьются в жизни успеха, не потеряв при этом нравственные ориентиры – доброту, совесть, достоинство и честь.

Победа моих учеников – это и моя победа.

А как тепло становится на душе, когда раздается телефонный звонок и выпускник, недавно окончивший школу, радостно сообщает, что во время сессии он получил «пятерку» по иностранному, при этом добавляя: «Спасибо Вам большое!».

Мы, учителя, обязаны учить культуре. Мы обязаны в то же время сами учиться культуре. Так уж распорядилась жизнь. Учишь – учись.… Быть культурным – это не значит накопить в процессе образования запас цифр, имён, дат – словом, разнообразной и бесспорно нужной информации. Этого – мало. Быть культурным – значит постоянно и непрерывно совершенствовать, улучшать себя во многих отношениях.

Сенека утверждал: «Уча других, мы учимся сами». Я счастлива, потому что у меня есть возможность вновь и вновь познавать мир. Я счастлива, потому что я отдаю тепло своей души. Я счастлива, потому что вижу результаты своего труда. Кто-то из моих учеников станет известным переводчиком, кто-то, путешествуя по миру, будет удивлять окружающих, кто-то будет хорошим отцом или матерью, а кто-то станет просто добрым человеком. И очень надеюсь: среди них будут и учителя!

И пусть не каждый станет великим, но у меня есть цель научить детей двигаться вперед, несмотря на трудности и падения, закалить в них характер, волю, стремление, выдержку, решительность…

Я задумалась о дне прошедшем. Всё ли получилось? Всё ли я смогла дать детям? Нет, не моему родному сыну, который ждет от меня каждую минуту ласкового слова, взгляда, улыбки, а моим воспитанникам, которых я тоже очень люблю. Ведь они самые неповторимые и талантливые!

Да, и всё-таки я очень счастливый человек, потому что каждый день иду на работу с радостью и удовольствием. Туда, где ребенок действительно для меня «не пустой сосуд, который нужно наполнить, но факел, который нужно зажечь». Я горю вместе с ними. Для меня педагогика – это искусство, а настоящий педагог – художник. Потом спешу домой, так как меня ждёт семья. Это ничего, что безумно устала и даже говорить иногда не хватает сил, но я так рада этой усталости.

Я – учитель. Сегодня в моем расписании 5 уроков. Урок.… Как привычно для меня это слово: изо дня в день, из года в год… Уроками измеряю жизнь…







Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.