Педагогическое эссе (история успеха)
Мне всегда нравилась математика. В 1-4 классах по математике - пятерки, хорошо помню свою первую учительницу. Сейчас я понимаю, что Пчеляная Валентина Ивановна всю себя отдавала детям, мы были ее семьей. В 5-6 классах – четверки, было какое-то непонимание с молодой учительницей. А с 7-го началась работа, настоящий серьезный труд на уроках и на занятиях факультатива. Тульчинская Белла Петровна смогла так организовать нас, что математика стала самым важным и любимым предметом. При окончании школы, я еще не представляла, кем буду работать, но точно знала, что там должна быть математика. Поэтому был выбран математический факультет Донецкого Государственного университета. И только уже на первой педагогической практике, после отзыва учителя-куратора, после первых уроков проведенных самостоятельно и, что самое главное - после увиденных мною слушающих, понимающих и принимающих меня учеников, я поняла, что буду работать в школе. Я очень благодарна своему наставнику Тронь Раисе Алексеевне, которая стала моим учителем в первые годы работы в школе.
А сегодня, проработав в школе много лет, могу смело утверждать, что я не только учитель-предметник, но и наставник, психолог, друг, воспитатель и воспитуемый. Да, воспитуемый моими детьми, коллегами. Следую словам – «Уча других, мы учимся сами». На уроках математики необходимо формировать не только предметные, математические компетентности, но и воспитывать личность. Поэтому я и работаю над проблемой «Формирование жизненных компетентностей на уроках математики при реализации Государственных образовательных стандартов». В своей деятельности стремлюсь развивать творческую личность через систему учебной и воспитательной работы. Математика во многом помогает, ведь на своих уроках я стараюсь научить думать, рассуждать, доказывать, анализировать, систематизировать, обобщать и делать выводы. На уроках математики развивается логика сообразительность, глазомер и фантазия, умение отстаивать свою точку зрения и находить противоречия и ошибки в рассуждениях других, что развивает мышление и способствует формированию характера, а ведь это понадобится в любой профессии и, конечно, просто в повседневной жизни. В своей работе использую элементы проблемного обучения, игровые технологии, технологии на основе знаков, алгоритмов, опорных схем и конспектов, что способствует не только лучшему усвоению учебного материала, но и имеет значение для развития социальной, информационной, жизненной компетентностей.
Развитие современного научно – технического прогресса подталкивает человека к постоянному самообразованию. Чтобы добиться хороших знаний учащихся обучение должно быть интересным, занимательным, поэтому я освоила информационные технологии, что дает мне возможность самой узнать больше и привлечь детей к поиску и использованию нового. В практику вошло использование презентаций и ИКТ на различных этапах урока. Создаю свою электронную копилку уроков. Мои учащиеся – активные участники различных интернет – конкурсов.
Мои уроки направлены на:
- обеспечение продуктивной связи теории и практики в процессе обучения, приобретении жизненного опыта;
- доказательство важности знания математики при изучении других наук, при решении практических жизненных задач;
- формирование умений учиться работать самостоятельно, выполнять творческие задания;
- повышение интереса к изучению математики;
- развитие умения работать в коллективе;
- воспитание уважения друг к другу;
- формирование собственной жизненной позиции.
Результаты моей деятельности в результативности моих учеников, в их успехах в школе, во взрослой жизни, в отношениях с окружающими их людьми. Я учу уже детей своих учеников и очень приятно слышать слова благодарности от родителей, которые в свое время были, быть может, и не лучшими учениками. А ведь все начинается с любви. И слова О.В.Ключевского «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и, любить тех, кому преподаешь» - мое педагогическое кредо.
Медведева Татьяна Петровна