12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Нидзий Светлана Анатольевна25
5

Педагогическое общение и его функции

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ И ЕГО ФУНКЦИИ

«Воспитание – дело лёгкое, радостное и счастливое».

А. Макаренко



Момент появления учителя в классе может стать определяющим, ученики изучают преподавателя и уже в самом начале урока или «открываются» и с радостью идут на контакт, или «замыкаются».


Чтобы воздействие на ученика стало творческим актом, учитель должен овладеть следующими профессиональными операциями:



ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ.


1. Открытие ребёнка на общение – это умение создать на уроке комфортные условия. В состоянии психологической раскрепощённости дети активнее развиваются, смелее проявляют себя, не боятся показаться смешным или попасть в немилость к учителю

А) Выбор пластической позы.


Поза, которую принимает человек, содержит большое количество информации, не требующей специальной расшифровки, она легко прочитывается даже ребёнком. Учёными доказано, что языком пластики передается от 55 до 80% информации. Поза учителя на уроке создаёт для учеников либо комфорт, либо дискомфорт и тем самым способствует или препятствует их открытию на общение.


Поза льва. (Учитель опирается обеими руками о стол, слегка наклонив туловище вперёд). В такой позе комплименты звучат неискренне, в голосе чувствуется сарказм, это снижает доверие слушателей.


Поза петуха. (Учитель сцепляет руки замком на груди, прислонившись к столу, одну ногу ставит перед собой на носок). Ученики читают между строк: «Мой предмет на «5» знает только бог, на «4» знаю я, а все остальные отметки ваши»


Оптимальный пластический образ:

- открытая поза,

-руки немного согнуты в локтях,

- ладони развёрнуты к аудитории,

- пластика плавная, мелодичная,

- баланс диагонали и вертикали,

- приближение и удаление от слушателей.


Б) Подача информации с позиции «МЫ».


Реализация этой операции становится возможной при устранении трёх барьеров:

-физического.

- социального,

- терминологического.


Физический барьер общения возникает при нарушении границы личного пространства. Все мы это испытывали в переполненном общественном транспорте. Если подойти к ученику сзади и коснуться его плеча, то он так же испытывает дискомфорт. Чрезмерная физическая близость воспринимается как вызов, как посягательство на личные интересы и раздражает. (Над сидящим человеком нависает фигура другого, занимающего более выгодную позицию).

«Свобода одного заканчивается там, где начинается нос другого».


Социальный барьер.

Если учитель занимает позицию, выражаемую словами: «Не мешайте мне работать…», то его социальная роль становится непреодолимым барьером в общении с учениками. Я работаю, а вы все здесь ерундой занимаетесь. Это демонстрация уважения к своему труду и пренебрежения к труду других.



Терминологический барьер.

Причина его кроется в чрезмерном употреблении учителем всевозможных специальных научных терминов и слов иностранного происхождения. Это создаёт для детей препятствие в общении, так как они спонтанно, сравнивая свою лексику с лексикой учителя, делают вывод о скудности и неразвитости своей речи, о превосходстве учителя. В результате этого дети зажимаются, не желая выставлять себя в неприглядном виде.

Устранив эти барьеры, учитель получает возможность выстраивать общение с позиции «МЫ».

- Мы приступаем к изучению новой темы;

- Нам необходимо ещё раз вернуться к вопросу;

- Настало время проверить наши силы.


В) Установление личного контакта.


Вербальный контакт (с помощью слова)

- Пожалуйста, будь любезен…


Визуальный контакт – это контакт глаз. Человек взглядом передаёт своё настроение, свою симпатию, своё требование. Не случайно в начале урока учитель просит подняться для приветствия класс. В этот момент их глаза находятся примерно на одном уровне, что способствует визуальному общению.

Тактильный (через прикосновение) контакт является наиболее тонким и даже интимным видом коммуникации. К этому виду связи в большей степени тяготеют дети дошкольного и младшего школьного возраста, а так же взрослые люди (кинестетики).Но этот контакт учащиеся старшеклассники позволяют не всем учителям, они принимают прикосновения только от уважаемых учителей, от других –это для них нарушение границ собственной свободы.


2. Функция « соучастие»


Эта функция в процессе общения имеет свои частные технологические операции:

А) Демонстрация расположенности.

Это пластико - мимическое выражение симпатии к собеседнику с целью создания для него благоприятной атмосферы и комфортного психологического климата. Каждый из нас должен помнить, что существует психологический эффект «отзеркаливания». Демонстрируя свои чувства искренней радости, человек в ответ получает ту же реакцию.


Если ребёнок находится в классе под гнётом говорящего на повышенных тонах учителя 40 минут, где нет возможности снять своё психологическое напряжение. Такую возможность они получат только на перемене и то, если за ними не будет в это время наблюдать зоркое око дежурного учителя.


Шум школьной перемены, так изумляющий родителей, попавших в школу, и такой привычный для педагогов, мог бы стать своеобразным диагностирующим средством качества уроков. Перемена заканчивается, начинается новый урок, всё повторяется. В результате ребёнок выходит из школы абсолютно больным, и завтра с ним нужно работать не педагогу, а психотерапевту.


Б) Проявление интереса.


Умение слышать и умение задавать вопросы является неотъемлемой составляющей общения. Для педагога услышать ребёнка – это не только и не столько воспринять информацию, сколько расслышать её боль, вникнуть в его переживания, понять причины тревоги отчаянья, а так же радости, восторга и восхищения. Задать вопрос – это ещё раз уточнить:

- Если я правильно поняла…


В) Оказание помощи.


Принимая участие в судьбе ребёнка, мы помогаем ему, оказывая разнообразные услуги. Чтобы предложить человеку помощь, можно использовать различные речевые формулы:

- Давай помогу…

- Мне бы хотелось помочь тебе…

- я бы счастлива была помочь тебе…

Этим формам обращения нужно научить детей, чтобы их взаимодействие между собой осуществлялось на высоком уровне культуры.

Операция считается осуществлённой только тогда, когда помощь действительно оказана. В противном случае она подменяется советами и рекомендациями. Но без реально ощутимой помощи у школьников будет формироваться демагогическое отношение к людям.



3.ФУНКЦИЯ «ВОЗВЫШЕНИЯ» РЕБЁНКА.


Эта функция раскрывается через последовательное воплощение трёх операций:


А) Принятие ребёнка как данности, оправдание недостатков, оглашение достоинств, стимулирование позитивных образований.

Помните, что «плохой ученик» не означает «плохой человек».

Не сравнивайте успехи отдельных учащихся.

Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.

Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.

Если ребенка хвалят и поддерживают, он учится быть благодарным и учится ценить себя.



Б) Просьба о помощи.

В целях создания положительной репутации ученику, повышения его самооценки, чтобы ребёнок поверил в себя, свои силы, учитель обращается к нему за помощью и тем самым действительно «возвышает» его.

Непременные условия:

- Помощь должна быть посильной,

- Она должна реально осуществляться,

- Форма обращения должна быть этически выдержанной.

После того, как помощь оказана, следует выразить благодарность школьнику за участи, которое он принял в судьбе другого, за то облегчение, которое он доставил своими усилиями.


В) Поддержание оптимистического рубежа.

Отсутствие оптимизма – это унылое существование. Преподаватель, который не верит в способности детей, не может научить их даже таблице умножения.


1. «Я – сообщение» - это оглашение своего состояния и отношения к поступку и действию другого человека, как явлению. Педагогическая оценка превращается из открытой в скрытую.


Например:

-Ученик разговаривает на уроке во время объяснения нового материала:

«Ты- сообщение»: Ты можешь закрыть рот?

Ты мне мешаешь! Прекрати разговаривать.

«Я – сообщение»: Мне трудно говорить, когда разговаривают вместе со мной, я начинаю раздражаться…


ПРИМЕРЫ:

А) ученик уронил с подоконника горшок с цветком…

- Я всегда внутренне сжимаюсь, когда вижу, как погибают цветы…

- Меня всегда огорчает, когда гибнет красота…

Б) Накануне праздника 8 Марта (дня Учителя) юноши пришли в белых рубашках и галстуках…

-Я всегда восхищаюсь нарядными и со вкусом одетыми людьми…

- Меня всегда радуют опрятные люди…

В) Дети громко разговаривают в столовой во время завтрака…

Г) Вы заходите в класс, а доска грязная, дежурные не подготовили…


В этом случае педагог демонстрирует своё отношение позой, выражением лица, своим присутствием или стремительным уходом. Взгляд, жест, поза, даже молчание – тоже ответ или обращение к партнеру.


Давайте поупражняемся: Ученик опоздал на урок, ваша реакция?


Ученик не выполнил домашнее задание, ваша реакция?


Дети громко разговаривают в столовой во время завтрака…


Вы заходите в класс, а доска грязная, дежурные не подготовили…


2. «Положительное подкрепление» - это публичное оглашение достоинств партнёра, не выдуманных, а реально существующих.

Они должны отражать личностные качества человека, такие как трудолюбие, внимание, усидчивость, честность, ответственность и т.д.


Иногда у отдельных учеников очень трудно найти достойные качества и, если применить приём «положительного подкрепления», то им придётся лицемерить и притворяться. В случае подобного затруднения можно прибегнуть к внешним физическим особенностям ребёнка: высокий, волнистые волосы, атлетическое телосложение, подвижность и т.д.


Б) Ребёнок жалуется на одноклассника….

Ты так остро переживаешь несправедливость, у тебя такое чувство ответственности…




    «Безусловность нормы» - это раскрытие перед школьником социально и личностно значимых доводов в пользу требования. Иначе говоря, раскрытие того, что даёт его соблюдение людям, стране, городу, школе, классу.

Речевые формулы: «Это нужно и для тебя тоже, потому что…»


Например, учитель сообщает о самостоятельной работе, дети возражают, не хотят писать. Учитель говорит: «Если бы люди пасовали всякий раз перед трудностями, то всё человечество уже давно бы погибло. Для вас эта проверочная работа – преодоление самих себя…»


Большую пользу приносит комплексное воздействие.


После разговора о конфликте одного ученика с другим: « Ты представь себе, если таким способом будут решать конфликты государства. Что- то не понравилось и сразу пускать в ход оружие, как ты кулаки. Это сигнал о границах дозволенного в необидной форме.


Во время контрольной работы у одного ученика звонит телефон. В полной тишине класса это звучит как набат, все вздрагивают.

Учитель: «У тебя замечательный телефон, красивая музыка, но всем сейчас от этого было плохо».


Таким образом, благоприятный психологический климат создается гуманным отношением учителя к ученику.

Помните и никогда не забывайте!!!

Перед началом урока лучше «оставить за дверью» плохое настроение.

Самый приятный звук для человека – это его имя.


Справедливый учитель – это такой учитель, поступки которого оправданы в глазах учеников.



Опубликовано


Комментарии (1)

Кияйкина Наталья Федоровна, 07.09.19 в 18:45 0Ответить Пожаловаться
Благодарю! Отличная статья! Данный материал поспособствует профессиональному росту педагогов! (Очень многим коллегам он просто необходим!) Статья наполнена большим содержанием полезных и нужных рекомендаций!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.