Педагогический кейс «Создание карты личностных ресурсов в работе над проектом в школе»
Кейс
Создание карты личностных ресурсов в работе над проектом в школе
Название | «Моя первая проба» |
Цель стажировки | Апробировать разработку личностно-ресурсной карты в работе над проектом |
Педагогическая цель | Формирование опыта принятия решения в ситуации выбора |
Возраст ребенка | 16 лет |
Краткая характеристика ребенка | По характеру целеустремленная, амбициозная. Мотивированная. Предпочитаемые предметы в школе: русский язык, литература, английский язык. Много лет участвует в олимпиадах разного уровня по этим предметам. Имеет опыт участия в проектной деятельности. Главное в жизни – семья. Жизненное кредо – если хочешь что-нибудь сделать, делай это хорошо. |
Первая встреча | Ученице было предложено разработать личностно-ресурсную карту для успешного выполнения проекта. Девушка с радостью и энтузиазмом ухватилась за эту идею. Хотя осознавала, что предстоит освоить новое, неизвестное. Для того, чтобы понять, что такое картирование, были даны теоретические объяснения, приведены примеры. |
Впечатления ребенка после первой встречи | «Интересно!», «Я попробую!», «Вдруг у меня получится!» |
Вторая встреча | Поступил запрос от ученицы. Если эта карта помогает в работе над проектом, как правильно её разработать? О каких ресурсах идет речь? Пришлось даже вспомнить природные и минеральные ресурсы по географии. Далее в ход пошли электронные ресурсы и другие. И наконец, вопрос: А мне-то какие ресурсы понадобятся? Появилась первая проба карты, на которой ученица показала, что ее ресурсами являются учитель, одноклассница, мама и папа, школьная библиотека, Интернет. |
Впечатления ребенка после второй встречи | «Было увлекательно и познавательно!». «Мне понравилось неформальное общение с Вами (учителем)!». «Приятно от того, что поработали вместе!» |
Третья встреча | Нам понадобились цветные карандаши. А еще несколько тарелок разных диаметров. Было приятно видеть, как ученица начертила несколько кругов с помощью тарелок. Внутри каждого круга вписала ресурсы: личные, социальные, информационные, предметные. Именно их она выбрала в качестве основных для продвижения своего проекта. |
Впечатления ребенка после третьей встречи | «Я готовилась к этой встрече с большим желанием!». «У меня есть новые идеи!». «Кажется, получилось!» |
Мои выводы | Я сделала вывод, что необходимо правильно поставить перед ребенком цель и объяснить, как подойти к этой цели. А еще использовать техники, инструменты, артифакты. Это – ключ к успеху! Необходимо доверять ребенку, его выбору, инициативе, запросу собственно. И конечно необходимо сдерживать себя от подсказки, удерживать тьюторскую позицию |
Практика моего сопровождения - разработка личностно-ресурсной карты как траектории успеха в работе над проектом. Стажировка проводилась с обучающейся старшей школы. Ребенок мотивированный, имеет навыки в научной и творческой деятельности. Однако, с понятием «картирование» встретилась впервые. Я рассказала, что карта ресурсов необходима для реализации цели проекта, это как дорога к ней. У ученицы возникли вопросы: где собрать необходимую информацию; знание каких школьных предметов может пригодиться; кто в моем окружении сможет мне помочь; какие качества характера у меня есть, а какие надо будет сформировать? Постепенно шаг за шагом попробовали выразить ответы на эти вопросы в виде маленьких карт, таблиц, графиков, схем. Далее предстояла задача объединить все инструменты в одно целое. И опять появились вопросы: как на карте правильно расположить ресурсы? Подумав, сделали выводы: ресурсы надо расположить по зонам ближайшей и дальнейшей значимости.
В результате совместной работы обучающаяся составила карту ресурсов, необходимых для работы над проектом: личных, информационных, предметных и социальных.
Это и моя практика, так как я увидела результаты своего труда. Я не думала, насколько волнительно, и в тоже время увлекательно будет работать над картированием. Могу с уверенностью теперь сказать, что метод картирования заслуживает уважения в образовательной деятельности.