Перспективный план работы в старшей группе по ознакомлению с окружающей средой
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ(5-6 ЛЕТ)
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ
№ | Тема недели | Тема занятия | Программное содержание | Материалы к занятию | Используемая литература | | ||||||
сентябрь | | |||||||||||
1 | Жили-Были овощи. Что растет на огороде | «Предметы, облегчающие труд человека в быту» | Формировать представления детей о предметах, облегчающих труд человека в быту; обратить внимание на то, что они служат человеку и он должен бережно к ним относиться, закреплять представления о том, что предметы имеют разное назначение. | Картинки с изображением разных предметов, облегчающих труд человека в быту. | Ознакомление с предметным и социальным окружением» О.В. Дыбина стр.14-15 | | ||||||
2 | Дары осеннего сада. | «Во саду ли в огороде» | Расширять представление детей о многообразии мира растений: об овощах и ягодах; учить узнавать их и правильно называть овощи, фрукты и ягоды; формировать общие представления о пользе овощей и фруктов, о разнообразии блюд из них; расширять представления детей о способах ухода за садово-огородными растениями. | Картинки с изображением разных овощей, фруктов. Муляжи овощей. | «Ознакомление с природой в детском саду» О.А. Соломенников астр.36-37 | | ||||||
3 | «Азбуку дорожную все ребята знают, правила дорожные вместе изучают» | «Разрешается быть примерным пешеходом и пассажиром». | Формирование и развитие у старших дошкольников навыков осознанного безопасного поведения на улице и дороге. | Дорожные знаки светофор | Т.Ф.Саулина «Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения» с.25-26 | | ||||||
4 | Хорошо у нас в саду. Истории и традиции нашего детского сада. | «Что предмет расскажет о себе» | Побуждать детей выделять особенности предметов: размер, форму, материал, части, функции, назначение; продолжать совершенствовать умение описывать предметы по их признакам. | Картинки с изображением разных электроприборов | «Ознакомление с предметным и социальным окружением» О.В. Дыбина стр.15-17 | | ||||||
Октябрь | | |||||||||||
5 | Рощи да леса – всему миру краса. Грибное лукошко. | «Экологическая тропа осенью» (на улице) | Расширять представления об объектах экологической тропы и о сезонных изменениях в природе; формировать эстетическое отношение к окружающей действительности; систематизировать знания о пользе растений для человека и животных. | Объекты природы на участке. | «Ознакомление с природой в детском саду» О.А. Соломенникова стр. 38-41 | | ||||||
6 | Осень в жизни птиц. Птицы родного края. | Я-пешеход. | Расширять знания детей о понятие «улица», «тротуар», «проезжая часть», о правилах поведения пешеходов и водителя в условиях улицы. Воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни. | Дорожные знаки светофор | Т.Ф.Саулина «Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения» с.26-29 | | ||||||
7 | Хлеб. Злаковые. Труд людей осенью. | «Коллекционер бумаги» | Расширять представление детей о разных видах бумаги и ее качествах; совершенствовать умение определять предметы по признакам материала. | Образцы разных видов бумаги | «Ознакомление с предметным и социальным окружением» О.В. Дыбина | | ||||||
8 | Как засыпает природа? Сезонные изменения в природе. | «Берегите животных» | Расширять представления детей о многообразии животного мира; закреплять знания о животных родного края; расширять представления о взаимосвязях животных со средой обитания; воспитывать осознанное бережное отношение к миру природы; дать элементарные представления о способах охраны животных; формировать представления о том, что человек - это часть природы, что он должен беречь и охранять природу. | Плакаты на тему «Берегите животных» | «Ознакомление с природой в детском саду» О.А.Соломенникова | | ||||||
9 | Наша Родина – Россия! | «Для чего нужны дорожные знаки» | Познакомить детей с предупреждающими, указательными,, запрещающими дорожными знаками. Учить различать знаки. Закрепить знания выполнения правил дорожного движения. | Дорожные знаки светофор | Т.Ф.Саулина «Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения» с.26-29 | | ||||||
Ноябрь | | |||||||||||
10 | С чего начинается Родина? Алтайский край – чудесный край. | «Наряды куклы Тани» | Познакомить детей с разными видами тканей, обратить внимание на отдельные свойства; побуждать устанавливать причинно-следственные связи между использованием тканей и временем года. | Кукла, кукольная одежда. Образцы ткани. | «Ознакомление с предметным и социальным окружением» О.В. Дыбина стр.18-19 | |||||||
11 | Все профессии нужны, все профессии важны. | «Прогулка по лесу» | Расширять представления детей о разнообразии растительного мира; дать знания о видовом разнообразии лесов: лиственный, хвойный, смешанный; формировать представления о том, что для человека экологически чистая окружающая среда является фактором здоровья; учить называть отличительные особенности деревьев и кустарников; формировать бережное отношение к природе; систематизировать знания о пользе леса в жизни человека и животных. О правильном поведении в лесу. | Видеослайды с разными деревьями. | «Ознакомление с природой в детском саду» О.А.Соломенникова Стр.42-45 | |||||||
12 | Жизнь замечательных зверей. | «Знакомство с городским транспортом» | Познакомить детей с основными видами городского транспорта. | Картинки с различным видом транспорта | Т.Ф.Саулина «Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения» с.31-33 | |||||||
13 | Домашние животные и птицы и их детеныши. | «В мире металла» | Знакомить детей со свойствами и качествами металла; учить находить металлические предметы в ближайшем окружении. | Картинки с изображением металлических предметов | «Ознакомление с предметным и социальным окружением» О.В. Дыбина стр 19-20 | |||||||
Декабрь | | |||||||||||
14 | Животные жарких и холодных стран. | «Покормим птиц» | Расширять представление о зимующих птицах родного края; учить узнавать по внешнему виду и называть птиц; формировать желание наблюдать за птицами, не мешая им; развивать познавательный интерес к миру природы; формировать желание заботиться о птицах в зимний период, развивать эмоциональную отзывчивость. | Кормушка для птиц, пшено. | «Ознакомление с природой в детском саду» О.А.Соломенникова стр 53-55 | | ||||||
15 | Здравствуй, зимушка - зима! | Правила дорожного движения | Расширять знания детей о понятие «улица», «тротуар», «проезжая часть», о правилах поведения пешеходов и водителя в условиях улицы. Воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни. | Дорожные знаки светофор | Т.Ф.Саулина «Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения» с.31-33 | | ||||||
16 | Новый год у ворот! Волшебство приходит в дом. | «Песня колокольчика» | Закреплять знания о стекле, металле, дереве; познакомить с историей колоколов и колокольчиков на Руси и в других странах. | Петрушка, колокольчик, деревянные ложки. | «Ознакомление с предметным и социальным окружением» О.В. Дыбина стр 20-21 | | ||||||
«Как животные помогают человеку» | Расширять представления детей о животных разных стран и континентов; способствовать формированию преставлений о том, как животные могут помогать человеку; развивать любознательность, познавательную активность, расширять словарный запас. | Презентация «Как животные помогают человеку» | «Ознакомление с природой в детском саду» О.А.Соломенникова стр 55-57 | | | |||||||
17 | В стране дорожных знаков | Познакомить детей с предупреждающими, указательными,, запрещающими дорожными знаками. Учить различать знаки. Закрепить знания выполнения правил дорожного движения. | Дорожные знаки светофор | Т.Ф.Саулина «Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения» с.35-40 | | | ||||||
«Путешествие в прошлое лампочки» | Познакомить детей с историей электрической лампочки, вызвать интерес к прошлому этого предмета. | Свеча, эл.лампочка, спички. | «Ознакомление с предметным и социальным окружением» О.В. Дыбина | | | |||||||
Январь | | |||||||||||
18 | Пернатые кочевники | «Зимние явления в природе» | Расширять представления детей о зимних изменениях в природе; закреплять знания о зимних месяцах; активизировать словарный запас(снегопад, метель, иней, изморозь); учить получать знания о свойствах снега в процессе опытнической деятельности; развивать познавательную активность, творчество. | Мяч, льдинки в форме кубиков | «Ознакомление с природой в детском саду» О.А.Соломенникова стр.57-59 | | ||||||
19 | Зимние игры и забавы. | «Когда мы пассажиры» | Сюжетно – ролевая игра: «Автошкола» Помочь детям запомнить дорожные знаки и правила безопасного поведения на улице, пользоваться помощниками – дорожными знаками в незнакомой местности. | Дорожные знаки светофор | Т.Ф.Саулина «Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения» с.74 | | ||||||
20 | Я рубашку сшила мишке…(одежда, обувь, головные уборы) | «Путешествие в прошлое лампочки» | Вызвать интерес к прошлому предметов; подвести к пониманию того, что человек придумывает и создает разные приспособления для облегчения труда. | | «Ознакомление с предметным и социальным окружением» О.В. Дыбина стр. 23-24 | | ||||||
Февраль | | |||||||||||
21 | Мебель для куклы. | «Цветы для мамы» | Расширять представления о многообразии комнатных растений; учить узнавать и правильно называть комнатные растения; дать элементарные представления о размножении растений вегетативным способом; учить высаживать рассаду комнатных растений; формировать заботливое и внимательное отношение к близким людям, позитивное отношение к труду. | Картинки с изображением различных цветов | «Ознакомление с природой в детском саду» О.А.Соломенникова стр. 62-63 | | ||||||
22 | Федорино горе! (посуда) | «Любопытный мышонок». | Развивать познавательный интерес к транспорту, желание получать новые знания из книг; любознательность, наблюдательность фантазию; Развивать стремление выражать свое отношение к транспорту. | Дорожные знаки светофор | Т.Ф.Саулина «Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения» с.98-101 | | ||||||
23 | День защитника Отечества! | «Путешествие в прошлое телефона» | Познакомить детей с историей изобретения и совершенствования телефона; учить составлять алгоритмы; развивать логическое мышление, сообразительность. | Виды телефонов | «Ознакомление с предметным и социальным окружением» О.В. Дыбина | | ||||||
24 | Масленица, Масленица, Дай блинком полакомится! | «Экскурсия в зоопарк» | Расширять представление детей о разнообразии животного мира, о том, что человек – это часть природы, и он должен беречь, охранять и защищать ее; формировать представление о том, что животные делятся на классы: насекомые, птицы, рыбы, звери; развивать познавательный интерес, любознательность, эмоциональную отзывчивость. | Презентация животные в зоопарке | «Ознакомление с природой в детском саду» О.А.Соломенникова стр 63-65 | | ||||||
Март | | |||||||||||
25 | Женский день 8 марта! | «Ехал странный пассажир» | Чтение худ. литературы Н. Кончаловская «Самокат» К. Завойская «Ехал странный пассажир» Н.Носова «Автомобиль» Учить детей анализировать поступки героев рассказа, иметь свое мнение о прочитанном. | Худ. литература | Т.Ф.Саулина «Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения» стр.96-98 | | ||||||
26 | Дом построен наконец, архитектор – молодец! | «Моя семья: члены семьи, родственные связи» | Продолжать формировать у детей интерес к семье, членам семьи. побуждать называть имена, отчества членов семьи; рассказывать об их профессиях, о том, какие они, что любят делать дома, чем заняты на работе; воспитывать чуткое отношение к самым близким людям членам семьи. | Картинки с изображением семьи | «Ознакомление с предметным и социальным окружением» О.В. Дыбина стр.26-28 | | ||||||
27 | Весна шагает по планете. Первые приметы весны. | Мир комнатных растений | закрепить знания детей о комнатных растениях, условиях, необходимых для их роста; учить сравнивать растения, находить сходства и различия, формировать навыки ухода за комнатными растениями. | Картинки с изображением различных комнатных растений | «Ознакомление с природой в детском саду» О.А.Соломенниковастр. 66-68 | | ||||||
28 | Народная игрушка. | «Случай на дороге» | Игра – драматизация: «Правила уличного движения». Закрепить знания о правилах поведения на улице, учить применять личный опыт в совместной игровой деятельности. Беседа на тему: «Безопасное поведение на улице». Обсудить с детьми опасные различные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе и на улице; научить мерам предосторожности в таких ситуациях. | Картинки с изображением разных ситуаций на дороге | Т.Ф.Саулина «Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения» стр.89 | | ||||||
Апрель | | |||||||||||
29 | Книжная неделя. Если что то знать хочу, я у книги спрошу. | «О дружбе и друзьях» | Углублять знания о сверстниках, закреплять правила доброжелательного отношения к ним; поделись игрушкой, разговаривай вежливо, приветливо, если кому-то из ребят грустно, поговори с ним, поиграй. | Картинки с изображением дружной компании | «Ознакомление с предметным и социальным окружением» О.В. Дыбина стр 28-30 | | ||||||
30 | Человек. Я и мое здоровье. | «Леса и луга нашей родины» | Расширять представление детей о разнообразии растительного мира России; формировать представления о растениях и животных леса и луга; расширять представления о взаимосвязи растительного и животного мира; развивать познавательную активность; воспитывать бережное отношение к природе. | Картинки с изображением природы | «Ознакомление с природой в детском саду» О.А.Соломенникова стр 71-72 | | ||||||
31 | Удивительный мир космоса. | «Красный, желтый, зеленый» | П / игра «Светофор. Учить соотносить действия с цветом светофора, развивать внимание, зрительное восприятие, мышление, сообразительность | Дорожные знаки светофор | Т.Ф.Саулина «Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения» стр.93 | | ||||||
32 | Транспорт. От кареты до ракеты! | «Профессия-артист» | Познакомить детей с творческой профессией актера театра; дать представление о том, что актерами становятся талантливые люди; которые могут сыграть любую роль в театре, кино, на эстраде; рассказать о деловых и личностных качествах представителей этой творческой профессии, её необходимости для людей; воспитывать чувства признательности, уважения к труду людей творческих профессий. | Картинки с изображением артистов | «Ознакомление с предметным и социальным окружением» О.В. Дыбина стр.34-36 | | ||||||
Май | | |||||||||||
33 | Водоемы и их обитители. | «Природный материал – песок, глина, камни» | Закреплять представления детей о свойствах песка, глины и камня; развивать интерес к природным материалам; показать как человек может использовать песок, глину и камни для своих нужд; формировать умение исследовать свойства природных материалов; развивать познавательный интерес. | Природные элементы | «Ознакомление с природой в детском саду» О.А.Соломенникова стр 74-76 | | ||||||
34 | Великий День Победы! | «Мы пешеходы» | Дидактическая игра «Внимательный пешеход» Учить дошкольников различать дорожные знаки. Закреплять знания детей о правилах дорожного движения. Воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни. | Картинки с изображением ситуаций на улице | Т.Ф.Саулина «Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения» стр.93 | | ||||||
35 | Мир насекомых. | «Россия огромная страна» | Формировать представления о том, что наша огромная, многонациональная страна называется Российская Федерация (Россия), в ней много городов и сел; чтобы попасть из одного конца страны в другой, например из города Калининграда в город Владивосток, нужно несколько дней ехать поездом. Познакомить с Москвой- главным городом, столицей нашей Родины, её достопримечательностями. | Картинки с изображением местностей России | «Ознакомление с предметным и социальным окружением» О.В. Дыбина стр 36-38 | | ||||||
36 | Неделя Вежливости и Этикета | «Солнце, воздух и вода - наши верные друзья» | Познакомить с понятием «здоровый образ жизни»; продолжать уточнять знания о свойствах воды и воздуха, их функциональном значении в жизни животных и человека; воспитывать интерес к природе. | Картинки с изображением природных элементов | «Ознакомление с природой в детском саду» О.А.Соломенникова стр 77-79 | | | |||||
37 | Скоро в школу я пойду | «Российская армия | Продолжать расширять представления детей о Российской армии; рассказывать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность. | Презентация виды РА в РФ | «Ознакомление с предметным и социальным окружением» О.В. Дыбина стр 39-41 | | |