Рабочая программа по письму для ууо 1 класс ФГОС
Пояснительная записка
(к предмету «Письмо», 1 класс, для детей с умеренной умственной отсталостью)
(2ч. в неделю, 68ч. в год)
Программа составлена на основе:
- федерального государственного образовательного стандарта 2 вариант
- школьного учебного плана школы на 2015-2016 учебный год,
- программы для специальных (коррекционных) учреждений для «Обучение детей с
выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы» / под ред.
М. Бгажноковой. – М.: Гуманитар. изд.центр ВЛАДОС, 2007.
Цель программы:
Развитие элементарных основ грамоты у учащихся с тяжелыми нарушениями интеллекта для адаптации в обществе.
Задачи программы:
формирование умения писать основные элементы рукописных букв;
усвоение рукописного начертания изучаемых строчных и прописных букв;
формирование умения сличать печатные и письменные изображения букв, соотносить их с произносимым звуком.
Коррекционные задачи:
совершенствование мелкой моторики, зрительно – двигательной координации;
развитие восприятия и пространственной ориентировки;
формирование адекватное эмоционального отношения к письму, развитие интереса к письму и её результатам;
Обучение грамоте умственно отсталых детей ведется по звуковому аналитико –синтетическому методу. Порядок изучения звуков и букв диктуется данными фонетики с учетом специфических особенностей познавательной деятельности умственно отсталых детей. Прежде чем знакомить учащихся с той или иной буквой, необходимо провести большую работу по распознаванию соответствующего звука (выделение и различение его, правильное произношение).
Основные межпредметные связи строятся по линиям:
Письмо – математика;
Письмо – устная речь;
Письмо – чтение;
Письмо – окружающий природный мир.
Тематическое планирование определяет порядок и последовательность реализации содержания образования предмета «Письмо» в 1 классе, предъявляемых учащимся поурочно. Тематическое планирование соответствует учебной нагрузке, которая определена учебным планом.
Количество часов на изучение предмета «Письмо» в 1 классе
Класс |
Количество часов на курс |
Количество часов в неделю |
1 класс |
68 ч |
2 ч |
Распределение количество часов по четвертям
1четверть |
2четверть |
3четверть |
4четверть |
Итого |
18 ч. |
14 ч. |
18 ч. |
18ч. |
68 ч. |
Количество часов по основным разделам
Наименование основных разделов |
Четверть |
||||
1ч. |
2ч. |
3ч. |
4ч. |
Всего часов |
|
1.Введение в письмо |
8ч. |
- |
- |
- |
8ч. |
2.Обводка по шаблону и штриховка |
3ч. |
- |
- |
- |
3ч. |
3.Написание линий |
7ч. |
- |
- |
- |
7ч. |
4.Письмо элементов букв |
- |
7ч. |
- |
- |
7ч. |
5.Изучение букв А, У, М, О, С, Х |
- |
7ч. |
18ч. |
18ч. |
43ч. |
Всего часов |
18ч. |
14ч. |
18ч. |
18ч. |
68ч. |
Реализация НРЭО на уроках чтения
На реализацию НРЭО в соответствии с требованиями отводится учебное время в рамках учебного предмета. Содержание регионального компонента равномерно распределено по урокам, что позволяет систематически обращаться к местному материалу.
Сущность регионального подхода заключается в отражении специфических проблем региона в содержании географического образования, использованию краеведческого материала. Включение регионального содержания является важным средством воспитания и обучения, источником разносторонних знаний о жизни Уральского региона.
Распределение НРЭО по крупным темам:
Темы программы |
Количество часов НРЭО |
1. Написание линий |
1 |
2. Письмо элементов букв |
2 |
3. Изучение букв А ,У, М, О, С, Х |
5 |
Итого |
8 |
Формами включения НРЭО в урок являются:
-элементы уроков № - 13, 19, 25, 26, 33, 41, 56, 54.
Критерии оценивания учащихся:
Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП образования обучающимися с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития должна ориентировать образовательный процесс на введение в культуру ребенка, по разным причинам выпадающего из образовательного пространства, достижение возможных результатов освоения содержания АООП.
По итогам усвоения или не усвоения полученных знаний, умений и навыков учащимся выставляется «Усвоил» (у) либо «Не усвоил».(н/у) программный материал. Промежуточные отметки не выставляются.
Планирование коррекционной работы по предмету «Письмо» в 1 классе
№ |
Основные темы программы |
Количество часов по теме |
Коррекционная работа |
1 |
Введение в письмо |
8ч. |
-Развитие мелкой моторики; -Развитие пространственного восприятия; -Формирование общей моторики; -Развитие пространственной ориентировки; -Развитие зрительного восприятия; -Формирование представлений о цвете; -Развитие аналитической функции мышления. |
2 |
Обводка по шаблону и штриховка |
3ч. |
-Формирование умения соблюдать заданных пространственных пределов при раскрашивании; -Развитие и координация движений рук и кисти; -Развитие мелкой моторики. |
3 |
Написание линий |
7ч. |
-Развитие зрительного восприятия -Формирование практических способов ориентировки; -Формирование мышления (анализ); -Развитие мелкой и общей моторки; -Развивать произвольную память; -Развития умения концентрироваться на зрительных образах; -Коррекция мышления; -Коррекция операций обобщения, анализа и классификации. |
4 |
Письмо элементов букв |
7ч. |
-Развитие операций мышления (анализ, синтез); -Коррекция зрительного восприятия; -Формирование и развитие ориентировки в пространстве, на листе бумаги; -Развитие мелкой моторики; -Формирование графо-моторных навыков. |
5 |
Изучение букв А, У, М, О, С, Х |
43ч. |
-Развитие внимания; -Формирование слухового восприятия; -Формирование фонематического слуха; -Развитие восприятия образа буквы среди других графем и знаков; -Развитие активного и пассивного словаря; -Коррекция зрительной памяти. -Развитие мелкой моторики; -Формирование графо-моторных навыков; -Развития умения концентрироваться на зрительных образах; -Коррекция мышления. |
Требования к уровню подготовки учащихся
Требования к уровню подготовки обучающихся 1(социального) класса представлены в программе «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы» / под ред. М. Бгажноковой. – М.: Гуманитар. изд.центр ВЛАДОС, 2007.
Дети должны уметь:
усвоить рукописные начертания изучаемых строчных и прописных букв;
уметь сличать печатные и письменные изображения букв, соотносить их с произносимым звуком.
Усвоение рукописного начертания букв не является обязательным, если оно вызывает затруднения у ребёнка, можно ограничиться «печатанием» в течение всего срока обучения. На уроках дети работают различными материалами: мелом, карандашами, ручкой, акварельными красками и т. д. Особое внимание уделять умению правильно удерживать карандаши, ручки, фломастеры; правильной осанке во время письма; развитию и координации кисти руки и пальцев «пальчиковой гимнастике».
Критерии оценивания учащихся:
Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП образования обучающимися с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития должна ориентировать образовательный процесс на введение в культуру ребенка, по разным причинам выпадающего из образовательного пространства, достижение возможных результатов освоения содержания АООП.
По итогам усвоения или не усвоения полученных знаний, умений и навыков учащимся выставляется «Усвоил»(у) либо «Не усвоил».(н/у) программный материал. Промежуточные отметки не выставляются.
Предметные результаты освоения АООП по ФГОС
копирование с образца отдельных букв;
слогов или слов;
развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму;
овладение чтением и письмом на доступном уровне.
Учебно-методический комплекс.
Базовое обеспечение:
«Букварь» А.К. Аксёнова, С.В. Комарова, М.И. Шишкова. 2009год.
Дидактические пособия для учителя:
Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учеб. для студ.дефектол. фак. педвузов. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
Аксенова А.К. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4-х классах в/ш. – М.: Просвещение, 1991
Волоскова Н. Н. Формирование графо-моторного компонента письма у учащихся начальных классов// Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: Учебное пособие/ под общ. ред. канд. пед. наук, доцента О.Б. Иншаковой. - М: Московкий психолого-социальный инст.
Воронкова В.В.Обучение грамоте и правописанию. – М.: Школа-пресс, 1995;
Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей. - М.: Просвещение, 1972. - 206 с.
Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Изучаем обучая. Рекомендации по изучению детей с тяжелой умственной отсталостью.- М.: Институт гуманитарных исследований, 2002;Российская Е.Н. Методика формирования самостоятельной письменной речи у детей. - М.: Айрис-пресс, 200
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(к предмету: «Письмо», 1 класс, 2ч. в неделю, 68ч. в год)
I четверть - 18 часов
№ |
Тема |
Ч |
Число |
Цель |
Повторение |
Словарь |
Примечание |
Введение в письмо-8ч. |
|||||||
1. |
Правильное удержание карандаша, ручки. |
1 |
Формирование умения правильно держать ручку и карандаш |
Значение письменности в жизни человека |
Ручка, карандаш, тетрадь, рабочая строка |
||
2. |
Правильная осанка во время письма. |
1 |
Формирование умения длительного удержания рабочей позы |
Правила письма, как держать карандаш и ручку |
Парта, стул, осанка |
||
3-5. |
Обвод по трафарету, раскрашивание. |
3 |
Формирование умения обводить и раскрашивать по трафарету |
Правильная осанка во время письма, правильное удержание карандаша, ручки. |
Ручка, карандаш, тетрадь, простой карандаш, цветные карандаши, обводить, линия |
||
6. |
Знакомство с наиболее распространенными цветами. Различение полосок бумаги по цвету и расположению. |
1 |
Познакомить с наиболее распространенными цветами. Научить различать полоски бумаги по цвету и расположению. |
Правильная осанка во время письма, правильное удержание карандаша, ручки |
Цвет, красный, синий, зеленый, желтый, белый |
||
7-8. |
Различение и восприятие сочетания из двух полосок. |
2 |
Научить различать и воспринимать сочетания из двух полосок. |
Цвета. Различение полосок бумаги по цвету и расположению |
Полоски, длинный, короткий |
||
Обводка по шаблону и штриховка-3ч. |
|||||||
9. |
Обводка по шаблону и штриховка геометрических фигур: квадрат. |
1 |
Формирование умения обводить и штриховать по шаблону квадрат |
Различение и восприятие сочетания из двух полосок. |
Шаблон, квадрат, полоски, линия, большой, маленький |
. |
|
10. |
Обводка по шаблону и штриховка геометрических фигур: треугольник. |
1 |
Формирование умения обводить и штриховать по шаблону треугольник |
Геометрические фигуры: треугольник |
Шаблон, треугольник, полоски, линия, большой, маленький |
||
11. |
Обводка по шаблону и штриховка геометрических фигур: круг. |
1 |
Формирование умения обводить и штриховать по шаблону круг |
Геометрические фигуры: треугольник, квадрат, круг |
Шаблон, круг, полоски, линия, большой, маленький |
||
Написание линий-7ч. |
|||||||
12. |
Написание линий различных направлений. |
1 |
Развитие умения писать линии различных направлений |
Различение и восприятие сочетания из двух полосок. |
Линия, полоски, длинный, короткий |
||
13. |
Проведение линий по контуру, по опорным точкам с помощью учителя. |
1 |
Развитие умения проводить линии по контуру, по опорным точкам с помощью учителя. |
Написание линий различных направлений |
Линия, полоски, длинный, короткий, точки |
НРЭО |
|
14-15. |
Проведение линий по контуру, по опорным точкам с помощью учителя. |
2 |
Развитие умения проводить линии по контуру, по опорным точкам с помощью учителя. |
Проведение линий по контуру, по опорным точкам с помощью учителя. |
Линия, полоски, длинный, короткий, точки |
||
16. |
Проведение линий по контуру самостоятельно. |
1 |
Развитие умения проводить линии по контуру, по опорным точкам самостоятельно. |
Проведение линий по контуру, по опорным точкам с помощью учителя. |
Линия, полоски, длинный, короткий, |
||
17. |
Проведение линий по контуру самостоятельно. |
1 |
Проведение линий по контуру самостоятельно. |
Линия, полоски, длинный, короткий, |
|||
18. |
Итоговый урок в 1 четверти . |
1 |
Обобщение, уточнение и систематизация полученных знаний |
Написание линий различных направлений, проведение линий по контуру риунка. |
Ручка, карандаш, тетрадь, рабочая строка ,линия, полоски, длинный, короткий, точки, обводить |
II четверть - 14 часов
№ |
Тема |
Ч |
Число |
Цель |
Повторение |
Словарь |
Примечание |
Письмо элементов букв-7ч. |
|||||||
19. |
Разложение предмета на составные части и составление его из отдельных частей. |
1 |
Формирование умения разложить предмет на составные части и составить его из отдельных частей. |
Проведение линий по контуру рисунка самостоятельно. |
Линия, круг, квадрат, треугольник, часть, целый. |
НРЭО |
|
20. |
Письмо палочек с закруглением вверху. |
1 |
Формирование умения писать палочки с закруглением вверху. |
Разложение предмета на составные части и составление его из отдельных частей. |
Линия, палочка, крючок, рабочая строка, верх, низ, вверх, вниз. |
||
21. |
Закрепление написания палочек с закреплением внизу и вверху. |
1 |
Закрепление написания палочек с закреплением внизу. |
Письмо палочек с закруглением вверху. |
Линия, палочка, крючок, рабочая строка, верх, низ, вверх, вниз. |
||
22, 23. |
Письмо полуовала. |
2 |
Формирование умения писать полуовал. |
Письмо первого элемента буквы М. |
Линия, овал, полуовал. |
||
24, 25. |
Письмо овала. |
2 |
Формирование умения писать овал. |
Письмо полуовала. |
Линия, овал, полуовал. |
НРЭО |
|
Изучение букв А ,У, М, О, С, Х-43ч |
|||||||
26. |
Буква А. Знакомство со строчной буквой. Упражнения в ее написании. |
1 |
Познакомить учащихся с буквой А. Формирование умения ее написания. |
Письмо овала. |
Буква А, строчная буква, линия, палочка, овал, длинный, короткий, рабочая строка, вверх, вниз. |
НРЭО |
|
27, 28. |
Буква А. Знакомство со строчной буквой. Упражнения в ее написании. |
1 |
Строчная буква А. |
||||
29. |
Заглавная буква А. Упражнения в её написании. |
1 |
Познакомить учащихся с заглавной буквой А. Формирование умения ее написания. |
Строчная буква А. |
Буква А, заглавная буква, линия, палочка, овал, длинный, короткий, рабочая строка, вверх, вниз. |
||
30 |
Буква У. Упражнения в её написании. |
1 |
Формирование умения писать букву У. |
Заглавная буква А. Буква У. |
Буква У, линия, палочка, длинный, короткий, крючок, рабочая строка, вверх, вниз |
||
31. |
Слова ау – уа. Правила соединения букв. |
1 |
Познакомить учащихся с правилами соединения букв. Написание слов ау – уа |
Буква У. |
Буква У, линия, палочка, длинный, короткий, крючок, рабочая строка, вверх, вниз |
||
32. |
Слова ау – уа. Правила соединения букв. |
1 |
Слова ау – уа. Правила соединения букв. |
III четверть - 18 часов
№ |
Тема |
Ч |
Число |
Цель |
Повторение |
Словарь |
Примечание |
33-34 |
Написание буквы А. |
2 |
Формирование умения печатания буквы А. |
Буквы А, У, слова ау – уа. Правила соединения букв. |
Буква А, линия, палочка, овал, длинный, короткий, рабочая строка, вверх, вниз. |
НРЭО |
|
35-36 |
Написание буквы А. |
2 |
Формирование умения написания А. |
Буква А |
Буква А, линия, палочка, длинный, короткий, рабочая строка, вверх, вниз. |
|
|
37-40 |
Написание буквы У. |
4 |
Формирование умения написания строчной буквы У. |
Заглавная буква А |
Буква У, линия, буква, палочка, петелька, короткий, рабочая строка, вверх, вниз |
||
41-44 |
Написание буквы М. |
2 |
Формирование умения написания строчной буквы М |
Заглавная буква М. |
Буква М, линия, палочка, рабочая строка, вверх, вниз. |
НРЭО |
|
45-47 |
Обратные слоги АМ – МА. Списывание с печатного шрифта. |
3 |
Формирование умения списывания обратных слогов: ОМ – МО с печатного, рукописного шрифта. |
Строчная буква М |
Обратные слоги ОМ – МО. линия, палочка, длинный, короткий, рабочая строка, вверх, вниз, текст, списывать. |
. |
|
48-50 |
Написание буквы М. |
3 |
Формирование умения написания заглавной буквы М. |
Обратные слоги ОМ – МО. |
Буква М, линия, палочка, рабочая строка, вверх, вниз. |
IVчетверть- 18часов