12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Виктория Евгеньевна Попова68
2

Рабочая программа по письму для ууо 1 класс ФГОС

Пояснительная записка

(к предмету «Письмо», 1 класс, для детей с умеренной умственной отсталостью)

(2ч. в неделю, 68ч. в год)

Программа составлена на основе:

- федерального государственного образовательного стандарта 2 вариант

- школьного учебного плана школы на 2015-2016 учебный год,

- программы для специальных (коррекционных) учреждений для «Обучение детей с

выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы» / под ред.

М. Бгажноковой. – М.: Гуманитар. изд.центр ВЛАДОС, 2007.

Цель программы:

Развитие элементарных основ грамоты у учащихся с тяжелыми нарушениями интеллекта для адаптации в обществе.

Задачи программы:

формирование умения писать основные элементы рукописных букв;

усвоение рукописного начертания изучаемых строчных и прописных букв;

формирование умения сличать печатные и письменные изображения букв, соотносить их с произносимым звуком.

Коррекционные задачи:

совершенствование мелкой моторики, зрительно – двигательной координации;

развитие восприятия и пространственной ориентировки;

формирование адекватное эмоционального отношения к письму, развитие интереса к письму и её результатам;

 

Обучение грамоте умственно отсталых детей ведется по звуковому аналитико –синтетическому методу. Порядок изучения звуков и букв диктуется данными фонетики с учетом специфических особенностей познавательной деятельности умственно отсталых детей. Прежде чем знакомить учащихся с той или иной буквой, необходимо провести большую работу по распознаванию соответствующего звука (выделение и различение его, правильное произношение).

Основные межпредметные связи строятся по линиям:

Письмо – математика;

Письмо – устная речь;

Письмо – чтение;

Письмо – окружающий природный мир.

Тематическое планирование определяет порядок и последовательность реализации содержания образования предмета «Письмо» в 1 классе, предъявляемых учащимся поурочно. Тематическое планирование соответствует учебной нагрузке, которая определена учебным планом.

Количество часов на изучение предмета «Письмо» в 1 классе

Класс

Количество часов на курс

Количество часов в неделю

1 класс

68 ч

2 ч

Распределение количество часов по четвертям

1четверть

2четверть

3четверть

4четверть

Итого

18 ч.

14 ч.

18 ч.

18ч.

68 ч.

 

Количество часов по основным разделам

Наименование основных разделов

Четверть

1ч.

2ч.

3ч.

4ч.

Всего часов

1.Введение в письмо

8ч.

-

-

-

8ч.

2.Обводка по шаблону и штриховка

3ч.

-

-

-

3ч.

3.Написание линий

7ч.

-

-

-

7ч.

4.Письмо элементов букв

-

7ч.

-

-

7ч.

5.Изучение букв А, У, М, О, С, Х

-

7ч.

18ч.

18ч.

43ч.

Всего часов

18ч.

14ч.

18ч.

18ч.

68ч.

Реализация НРЭО на уроках чтения

На реализацию НРЭО в соответствии с требованиями отводится учебное время в рамках учебного предмета. Содержание регионального компонента равномерно распределено по урокам, что позволяет систематически обращаться к местному материалу.

Сущность регионального подхода заключается в отражении специфических проблем региона в содержании географического образования, использованию краеведческого материала. Включение регионального содержания является важным средством воспитания и обучения, источником разносторонних знаний о жизни Уральского региона.

Распределение НРЭО по крупным темам:

Темы программы

Количество часов НРЭО

1. Написание линий

1

2. Письмо элементов букв

2

3. Изучение букв А ,У, М, О, С, Х

5

Итого

8

Формами включения НРЭО в урок являются:

-элементы уроков № - 13, 19, 25, 26, 33, 41, 56, 54.

Критерии оценивания учащихся:

Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП образования обучающимися с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития должна ориентировать образовательный процесс на введение в культуру ребенка, по разным причинам выпадающего из образовательного пространства, достижение возможных результатов освоения содержания АООП.

По итогам усвоения или не усвоения полученных знаний, умений и навыков учащимся выставляется «Усвоил» (у) либо «Не усвоил».(н/у) программный материал. Промежуточные отметки не выставляются.

Планирование коррекционной работы по предмету «Письмо» в 1 классе

Основные темы программы

Количество часов по теме

Коррекционная работа

1

Введение в письмо

8ч.

-Развитие мелкой моторики;

-Развитие пространственного восприятия;

-Формирование общей моторики;

-Развитие пространственной ориентировки;

-Развитие зрительного восприятия;

-Формирование представлений о цвете;

-Развитие аналитической функции мышления.

2

Обводка по шаблону и штриховка

3ч.

-Формирование умения соблюдать заданных пространственных пределов при раскрашивании;

-Развитие и координация движений рук и кисти;

-Развитие мелкой моторики.

3

Написание линий

7ч.

-Развитие зрительного восприятия

-Формирование практических способов ориентировки;

-Формирование мышления (анализ);

-Развитие мелкой и общей моторки;

-Развивать произвольную память;

-Развития умения концентрироваться на зрительных образах;

-Коррекция мышления;

-Коррекция операций обобщения, анализа и классификации.

4

Письмо элементов букв

7ч.

-Развитие операций мышления (анализ, синтез);

-Коррекция зрительного восприятия;

-Формирование и развитие ориентировки в пространстве, на листе бумаги;

-Развитие мелкой моторики;

-Формирование графо-моторных навыков.

5

Изучение букв А, У, М, О, С, Х

43ч.

-Развитие внимания;

-Формирование слухового восприятия;

-Формирование фонематического слуха;

-Развитие восприятия образа буквы среди других графем и знаков;

-Развитие активного и пассивного словаря;

-Коррекция зрительной памяти.

-Развитие мелкой моторики;

-Формирование графо-моторных навыков;

-Развития умения концентрироваться на зрительных образах;

-Коррекция мышления.

Требования к уровню подготовки учащихся

Требования к уровню подготовки обучающихся 1(социального) класса представлены в программе «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы» / под ред. М. Бгажноковой. – М.: Гуманитар. изд.центр ВЛАДОС, 2007.

Дети должны уметь:

усвоить рукописные начертания изучаемых строчных и прописных букв;

уметь сличать печатные и письменные изображения букв, соотносить их с произносимым звуком.

Усвоение рукописного начертания букв не является обязательным, если оно вызывает затруднения у ребёнка, можно ограничиться «печатанием» в течение всего срока обучения. На уроках дети работают различными материалами: мелом, карандашами, ручкой, акварельными красками и т. д. Особое внимание уделять умению правильно удерживать карандаши, ручки, фломастеры; правильной осанке во время письма; развитию и координации кисти руки и пальцев «пальчиковой гимнастике».

Критерии оценивания учащихся:

Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП образования обучающимися с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития должна ориентировать образовательный процесс на введение в культуру ребенка, по разным причинам выпадающего из образовательного пространства, достижение возможных результатов освоения содержания АООП.

По итогам усвоения или не усвоения полученных знаний, умений и навыков учащимся выставляется «Усвоил»(у) либо «Не усвоил».(н/у) программный материал. Промежуточные отметки не выставляются.

Предметные результаты освоения АООП по ФГОС

копирование с образца отдельных букв;

слогов или слов;

развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму;

овладение чтением и письмом на доступном уровне.

Учебно-методический комплекс.

Базовое обеспечение:

«Букварь» А.К. Аксёнова, С.В. Комарова, М.И. Шишкова. 2009год.

Дидактические пособия для учителя:

Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учеб. для студ.дефектол. фак. педвузов. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.

Аксенова А.К. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4-х классах в/ш. – М.: Просвещение, 1991

Волоскова Н. Н. Формирование графо-моторного компонента письма у учащихся начальных классов// Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: Учебное пособие/ под общ. ред. канд. пед. наук, доцента О.Б. Иншаковой. - М: Московкий психолого-социальный инст.

Воронкова В.В.Обучение грамоте и правописанию. – М.: Школа-пресс, 1995;

Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей. - М.: Просвещение, 1972. - 206 с.

Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Изучаем обучая. Рекомендации по изучению детей с тяжелой умственной отсталостью.- М.: Институт гуманитарных исследований, 2002;Российская Е.Н. Методика формирования самостоятельной письменной речи у детей. - М.: Айрис-пресс, 200

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

(к предмету: «Письмо», 1 класс, 2ч. в неделю, 68ч. в год)

I четверть - 18 часов

Тема

Ч

Число

Цель

Повторение

Словарь

Примечание

Введение в письмо-8ч.

1.

Правильное удержание карандаша, ручки.

1

 

Формирование умения правильно держать ручку и карандаш

Значение письменности в жизни человека

Ручка, карандаш, тетрадь, рабочая строка

 

2.

Правильная осанка во время письма.

1

 

Формирование умения длительного удержания рабочей позы

Правила письма, как держать карандаш и ручку

Парта, стул, осанка

 

3-5.

Обвод по трафарету, раскрашивание.

3

 

Формирование умения обводить и раскрашивать по трафарету

Правильная осанка во время письма, правильное удержание карандаша, ручки.

Ручка, карандаш, тетрадь, простой карандаш, цветные карандаши, обводить, линия

 
 

6.

Знакомство с наиболее распространенными цветами. Различение полосок бумаги по цвету и расположению.

1

 

Познакомить с наиболее распространенными цветами. Научить различать полоски бумаги по цвету и расположению.

Правильная осанка во время письма, правильное удержание карандаша, ручки

Цвет, красный, синий, зеленый, желтый, белый

 

7-8.

Различение и восприятие сочетания из двух полосок.

2

 

Научить различать и воспринимать сочетания из двух полосок.

Цвета. Различение полосок бумаги по цвету и расположению

Полоски, длинный, короткий

 

Обводка по шаблону и штриховка-3ч.

9.

Обводка по шаблону и штриховка геометрических фигур: квадрат.

1

 

Формирование умения обводить и штриховать по шаблону квадрат

Различение и восприятие сочетания из двух полосок.

Шаблон, квадрат, полоски, линия, большой, маленький

.

10.

Обводка по шаблону и штриховка геометрических фигур: треугольник.

1

 

Формирование умения обводить и штриховать по шаблону треугольник

Геометрические фигуры: треугольник

Шаблон, треугольник, полоски, линия, большой, маленький

11.

Обводка по шаблону и штриховка геометрических фигур: круг.

1

 

Формирование умения обводить и штриховать по шаблону круг

Геометрические фигуры: треугольник, квадрат, круг

Шаблон, круг, полоски, линия, большой, маленький

 

Написание линий-7ч.

12.

Написание линий различных направлений.

1

 

Развитие умения писать линии различных направлений

Различение и восприятие сочетания из двух полосок.

Линия, полоски, длинный, короткий

 

13.

Проведение линий по контуру, по опорным точкам с помощью учителя.

1

 

Развитие умения проводить линии по контуру, по опорным точкам с помощью учителя.

Написание линий различных направлений

Линия, полоски, длинный, короткий, точки

НРЭО

14-15.

Проведение линий по контуру, по опорным точкам с помощью учителя.

2

 

Развитие умения проводить линии по контуру, по опорным точкам с помощью учителя.

Проведение линий по контуру, по опорным точкам с помощью учителя.

Линия, полоски, длинный, короткий, точки

 

16.

Проведение линий по контуру самостоятельно.

1

 

Развитие умения проводить линии по контуру, по опорным точкам самостоятельно.

Проведение линий по контуру, по опорным точкам с помощью учителя.

Линия, полоски, длинный, короткий,

 

17.

Проведение линий по контуру самостоятельно.

1

 

Проведение линий по контуру самостоятельно.

Линия, полоски, длинный, короткий,

18.

Итоговый урок в 1 четверти .

1

 

Обобщение, уточнение и систематизация полученных знаний

Написание линий различных направлений, проведение линий по контуру риунка.

Ручка, карандаш, тетрадь, рабочая строка ,линия, полоски, длинный, короткий, точки, обводить

 

II четверть - 14 часов

Тема

Ч

Число

Цель

Повторение

Словарь

Примечание

Письмо элементов букв-7ч.

19.

Разложение предмета на составные части и составление его из отдельных частей.

1

 

Формирование умения разложить предмет на составные части и составить его из отдельных частей.

Проведение линий по контуру рисунка самостоятельно.

Линия, круг, квадрат, треугольник, часть, целый.

НРЭО

20.

Письмо палочек с закруглением вверху.

1

 

Формирование умения писать палочки с закруглением вверху.

Разложение предмета на составные части и составление его из отдельных частей.

Линия, палочка, крючок, рабочая строка, верх, низ, вверх, вниз.

 

21.

Закрепление написания палочек с закреплением внизу и вверху.

1

 

Закрепление написания палочек с закреплением внизу.

Письмо палочек с закруглением вверху.

Линия, палочка, крючок, рабочая строка, верх, низ, вверх, вниз.

 

22,

23.

Письмо полуовала.

2

 

Формирование умения писать полуовал.

Письмо первого элемента буквы М.

Линия, овал, полуовал.

 

24,

25.

Письмо овала.

2

 

Формирование умения писать овал.

Письмо полуовала.

Линия, овал, полуовал.

НРЭО

Изучение букв А ,У, М, О, С, Х-43ч

26.

Буква А. Знакомство со строчной буквой. Упражнения в ее написании.

1

 

Познакомить учащихся с буквой А. Формирование умения ее написания.

Письмо овала.

Буква А, строчная буква, линия, палочка, овал, длинный, короткий, рабочая строка, вверх, вниз.

НРЭО

27,

28.

Буква А. Знакомство со строчной буквой. Упражнения в ее написании.

1

 

Строчная буква А.

29.

Заглавная буква А. Упражнения в её написании.

1

 

Познакомить учащихся с заглавной буквой А. Формирование умения ее написания.

Строчная буква А.

Буква А, заглавная буква, линия, палочка, овал, длинный, короткий, рабочая строка, вверх, вниз.

 

30

Буква У. Упражнения в её написании.

1

 

Формирование умения писать букву У.

Заглавная буква А.

Буква У.

Буква У, линия, палочка, длинный, короткий, крючок, рабочая строка, вверх, вниз

 

31.

Слова ау – уа. Правила соединения букв.

1

 

Познакомить учащихся с правилами соединения букв. Написание слов ау – уа

Буква У.

Буква У, линия, палочка, длинный, короткий, крючок, рабочая строка, вверх, вниз

 

32.

Слова ау – уа. Правила соединения букв.

1

 

Слова ау – уа. Правила соединения букв.

III четверть - 18 часов

Тема

Ч

Число

Цель

Повторение

Словарь

Примечание

33-34

Написание буквы А.

2

 

Формирование умения печатания буквы А.

Буквы А, У, слова ау – уа. Правила соединения букв.

Буква А, линия, палочка, овал, длинный, короткий, рабочая строка, вверх, вниз.

НРЭО

35-36

Написание буквы А.

2

 

Формирование умения написания А.

Буква А

Буква А, линия, палочка, длинный, короткий, рабочая строка, вверх, вниз.

 

37-40

Написание буквы У.

4

 

Формирование умения написания строчной буквы У.

Заглавная буква А

Буква У, линия, буква, палочка, петелька, короткий, рабочая строка, вверх, вниз

 

41-44

Написание буквы М.

2

 

Формирование умения написания строчной буквы М

Заглавная буква М.

Буква М, линия, палочка, рабочая строка, вверх, вниз.

НРЭО

45-47

Обратные слоги АМ – МА. Списывание с печатного шрифта.

3

 

Формирование умения списывания обратных слогов: ОМ – МО с печатного, рукописного шрифта.

Строчная буква М

Обратные слоги ОМ – МО. линия, палочка, длинный, короткий, рабочая строка, вверх, вниз, текст, списывать.

.

48-50

Написание буквы М.

3

 

Формирование умения написания заглавной буквы М.

Обратные слоги ОМ – МО.

Буква М, линия, палочка, рабочая строка, вверх, вниз.

 

IVчетверть- 18часов

Тема

Ч

Число

Цель

Повторение

Словарь

Примечание

               

51-53

Написание буквы О.

3

 

Формирование умения написания строчной буквы О.

Заглавная буква М.

Буква О, линия, овал, рабочая строка, круглый

 

54

Прямые и обратные слоги: ам- ма; Ом- мо; ум – му.

1

 

Формирование умения печатания слогов: ам- ма; Ом- мо; ум – му.

Буквы А, У, М, О

Прямые и обратные слоги: ам- ма; Ом- мо; ум – му.

.

55

Прямые и обратные слоги: ам- ма; Ом- мо; ум – му.

1

 

Прямые и обратные слоги: ам- ма; Ом- мо; ум – му.

Прямые и обратные слоги: ам- ма; Ом- мо; ум – му.

56

Печатание буквы С.

1

 

Формирование умения печатания буквы С.

Прямые и обратные слоги: ам- ма; Ом- мо; ум – му.

Буква С, линия, овал, полуовал, рабочая строка, круглый, закруглить.

НРЭО

57

Печатание буквы С.

1

 

Буква С.

58

Печатание буквы С

1

 

Формирование умения печатания заглавной буквы С.

Буква С.

Буква С, линия, овал, полуовал, рабочая строка, круглый, закруглить.

 

59

Печатание буквы С.

1

 

Буква С.

60

Печатание слогов: ас – са, ус – с, ос – со, слов: сом, сам, ус с печатного шрифта.

1

 

Формирование умения списывания слогов с ас – са, ус – с, ос – со, слов: сом, сам, ус печатного, шрифта.

Буква С

Обратные слоги ОМ – МО. линия, палочка, петелька, длинный, короткий, рабочая строка, вверх, вниз, текст, списывать.

 

61

Печатание слогов: ас – са, ус – с, ос – со, слов: сом, сам, ус с печатного, шрифта.

1

 

Слоги: ас – са, ус – с, ос – со.

 

62

Печатание слогов: ас – са, ус – с, ос – со, слов: сом, сам, ус с печатного, шрифта.

1

 

Формирование умения списывания слогов с ас – са, ус – с, ос – со, слов: сом, сам, ус печатного, шрифта.

Слоги: ас – са, ус – с, ос – со.

Обратные слоги ОМ – МО. линия, палочка, петелька, длинный, короткий, рабочая строка, вверх, вниз, текст, списывать.

 

63

Печатание слогов: ас – са, ус – с, ос – со, слов: сом, сам, ус с печатного, рукописного шрифта.

1

 

Слоги: ас – са, ус – с, ос – со.

64

Печатание строчной буквы Х.

1

 

Формирование умения печатания строчной буквы Х.

Слоги: ас – са, ус – с, ос – со.

Буква Х, строчная буква, линия, полуовал, рабочая строка, круглый, закруглить.

НРЭО

65

Печатание заглавной буквы Х

1

 

Формирование умения печатания буквы Х.

Буква Х.

Буква Х, заглавная буква, линия, полуовал, рабочая строка, круглый, закруглить.

 

66

Списывание с печатного шрифта прямых и обратных слогов : ах – ха, ох – хо, ух – ху.

1

 

Формирование умения списывания слогов с ас – са, ус – с, ос – со, слов: сом, сам, ус печатного, рукописного шрифта.

Буква Х.

Буквы О, А, У, Х, слоги ах – ха, ох – хо, ух – ху. линия, полуовал, рабочая строка, круглый, закруглить.

 

67

Списывание с печатного шрифта прямых и обратных слогов : ах – ха, ох – хо, ух – ху.

1

 

Слоги: ах – ха, ох – хо, ух – ху.

 

68

Списывание изученных слогов, слов с печатного шрифта после анализа.

1

 

Формирование умения печатать по диктовку изученные буквы., слоги, слова с печатного шрифта после анализа.

Слоги: ах – ха, ох – хо, ух – ху.

Буквы А, У, М, О, Х, С

Буквы А, У, М, О, Х, С, слоги ах – ха, ох – хо, ух – ху и другие ранее изученные слоги и слова.

 
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.