12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Виктория Евгеньевна Попова68 |
Рабочая программа по письму для ууо 1 класс ФГОС
Пояснительная записка
(к предмету «Письмо», 1 класс, для детей с умеренной умственной отсталостью)
(2ч. в неделю, 68ч. в год)
Программа составлена на основе:
- федерального государственного образовательного стандарта 2 вариант
- школьного учебного плана школы на 2015-2016 учебный год,
- программы для специальных (коррекционных) учреждений для «Обучение детей с
выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы» / под ред.
М. Бгажноковой. – М.: Гуманитар. изд.центр ВЛАДОС, 2007.
Цель программы:
Развитие элементарных основ грамоты у учащихся с тяжелыми нарушениями интеллекта для адаптации в обществе.
Задачи программы:
формирование умения писать основные элементы рукописных букв;
усвоение рукописного начертания изучаемых строчных и прописных букв;
формирование умения сличать печатные и письменные изображения букв, соотносить их с произносимым звуком.
Коррекционные задачи:
совершенствование мелкой моторики, зрительно – двигательной координации;
развитие восприятия и пространственной ориентировки;
формирование адекватное эмоционального отношения к письму, развитие интереса к письму и её результатам;
Обучение грамоте умственно отсталых детей ведется по звуковому аналитико –синтетическому методу. Порядок изучения звуков и букв диктуется данными фонетики с учетом специфических особенностей познавательной деятельности умственно отсталых детей. Прежде чем знакомить учащихся с той или иной буквой, необходимо провести большую работу по распознаванию соответствующего звука (выделение и различение его, правильное произношение).
Основные межпредметные связи строятся по линиям:
Письмо – математика;
Письмо – устная речь;
Письмо – чтение;
Письмо – окружающий природный мир.
Тематическое планирование определяет порядок и последовательность реализации содержания образования предмета «Письмо» в 1 классе, предъявляемых учащимся поурочно. Тематическое планирование соответствует учебной нагрузке, которая определена учебным планом.
Количество часов на изучение предмета «Письмо» в 1 классе
Класс | Количество часов на курс | Количество часов в неделю |
1 класс | 68 ч | 2 ч |
Распределение количество часов по четвертям
1четверть | 2четверть | 3четверть | 4четверть | Итого |
18 ч. | 14 ч. | 18 ч. | 18ч. | 68 ч. |
Количество часов по основным разделам
Наименование основных разделов | Четверть | ||||
1ч. | 2ч. | 3ч. | 4ч. | Всего часов | |
1.Введение в письмо | 8ч. | - | - | - | 8ч. |
2.Обводка по шаблону и штриховка | 3ч. | - | - | - | 3ч. |
3.Написание линий | 7ч. | - | - | - | 7ч. |
4.Письмо элементов букв | - | 7ч. | - | - | 7ч. |
5.Изучение букв А, У, М, О, С, Х | - | 7ч. | 18ч. | 18ч. | 43ч. |
Всего часов | 18ч. | 14ч. | 18ч. | 18ч. | 68ч. |
Реализация НРЭО на уроках чтения
На реализацию НРЭО в соответствии с требованиями отводится учебное время в рамках учебного предмета. Содержание регионального компонента равномерно распределено по урокам, что позволяет систематически обращаться к местному материалу.
Сущность регионального подхода заключается в отражении специфических проблем региона в содержании географического образования, использованию краеведческого материала. Включение регионального содержания является важным средством воспитания и обучения, источником разносторонних знаний о жизни Уральского региона.
Распределение НРЭО по крупным темам:
Темы программы | Количество часов НРЭО |
1. Написание линий | 1 |
2. Письмо элементов букв | 2 |
3. Изучение букв А ,У, М, О, С, Х | 5 |
Итого | 8 |
Формами включения НРЭО в урок являются:
-элементы уроков № - 13, 19, 25, 26, 33, 41, 56, 54.
Критерии оценивания учащихся:
Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП образования обучающимися с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития должна ориентировать образовательный процесс на введение в культуру ребенка, по разным причинам выпадающего из образовательного пространства, достижение возможных результатов освоения содержания АООП.
По итогам усвоения или не усвоения полученных знаний, умений и навыков учащимся выставляется «Усвоил» (у) либо «Не усвоил».(н/у) программный материал. Промежуточные отметки не выставляются.
Планирование коррекционной работы по предмету «Письмо» в 1 классе
№ | Основные темы программы | Количество часов по теме | Коррекционная работа |
1 | Введение в письмо | 8ч. | -Развитие мелкой моторики; -Развитие пространственного восприятия; -Формирование общей моторики; -Развитие пространственной ориентировки; -Развитие зрительного восприятия; -Формирование представлений о цвете; -Развитие аналитической функции мышления. |
2 | Обводка по шаблону и штриховка | 3ч. | -Формирование умения соблюдать заданных пространственных пределов при раскрашивании; -Развитие и координация движений рук и кисти; -Развитие мелкой моторики. |
3 | Написание линий | 7ч. | -Развитие зрительного восприятия -Формирование практических способов ориентировки; -Формирование мышления (анализ); -Развитие мелкой и общей моторки; -Развивать произвольную память; -Развития умения концентрироваться на зрительных образах; -Коррекция мышления; -Коррекция операций обобщения, анализа и классификации. |
4 | Письмо элементов букв | 7ч. | -Развитие операций мышления (анализ, синтез); -Коррекция зрительного восприятия; -Формирование и развитие ориентировки в пространстве, на листе бумаги; -Развитие мелкой моторики; -Формирование графо-моторных навыков. |
5 | Изучение букв А, У, М, О, С, Х | 43ч. | -Развитие внимания; -Формирование слухового восприятия; -Формирование фонематического слуха; -Развитие восприятия образа буквы среди других графем и знаков; -Развитие активного и пассивного словаря; -Коррекция зрительной памяти. -Развитие мелкой моторики; -Формирование графо-моторных навыков; -Развития умения концентрироваться на зрительных образах; -Коррекция мышления. |
Требования к уровню подготовки учащихся
Требования к уровню подготовки обучающихся 1(социального) класса представлены в программе «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы» / под ред. М. Бгажноковой. – М.: Гуманитар. изд.центр ВЛАДОС, 2007.
Дети должны уметь:
усвоить рукописные начертания изучаемых строчных и прописных букв;
уметь сличать печатные и письменные изображения букв, соотносить их с произносимым звуком.
Усвоение рукописного начертания букв не является обязательным, если оно вызывает затруднения у ребёнка, можно ограничиться «печатанием» в течение всего срока обучения. На уроках дети работают различными материалами: мелом, карандашами, ручкой, акварельными красками и т. д. Особое внимание уделять умению правильно удерживать карандаши, ручки, фломастеры; правильной осанке во время письма; развитию и координации кисти руки и пальцев «пальчиковой гимнастике».
Критерии оценивания учащихся:
Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП образования обучающимися с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития должна ориентировать образовательный процесс на введение в культуру ребенка, по разным причинам выпадающего из образовательного пространства, достижение возможных результатов освоения содержания АООП.
По итогам усвоения или не усвоения полученных знаний, умений и навыков учащимся выставляется «Усвоил»(у) либо «Не усвоил».(н/у) программный материал. Промежуточные отметки не выставляются.
Предметные результаты освоения АООП по ФГОС
копирование с образца отдельных букв;
слогов или слов;
развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму;
овладение чтением и письмом на доступном уровне.
Учебно-методический комплекс.
Базовое обеспечение:
«Букварь» А.К. Аксёнова, С.В. Комарова, М.И. Шишкова. 2009год.
Дидактические пособия для учителя:
Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учеб. для студ.дефектол. фак. педвузов. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
Аксенова А.К. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4-х классах в/ш. – М.: Просвещение, 1991
Волоскова Н. Н. Формирование графо-моторного компонента письма у учащихся начальных классов// Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: Учебное пособие/ под общ. ред. канд. пед. наук, доцента О.Б. Иншаковой. - М: Московкий психолого-социальный инст.
Воронкова В.В.Обучение грамоте и правописанию. – М.: Школа-пресс, 1995;
Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей. - М.: Просвещение, 1972. - 206 с.
Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Изучаем обучая. Рекомендации по изучению детей с тяжелой умственной отсталостью.- М.: Институт гуманитарных исследований, 2002;Российская Е.Н. Методика формирования самостоятельной письменной речи у детей. - М.: Айрис-пресс, 200
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(к предмету: «Письмо», 1 класс, 2ч. в неделю, 68ч. в год)
I четверть - 18 часов
№ | Тема | Ч | Число | Цель | Повторение | Словарь | Примечание |
Введение в письмо-8ч. | |||||||
1. | Правильное удержание карандаша, ручки. | 1 | Формирование умения правильно держать ручку и карандаш | Значение письменности в жизни человека | Ручка, карандаш, тетрадь, рабочая строка | ||
2. | Правильная осанка во время письма. | 1 | Формирование умения длительного удержания рабочей позы | Правила письма, как держать карандаш и ручку | Парта, стул, осанка | ||
3-5. | Обвод по трафарету, раскрашивание. | 3 | Формирование умения обводить и раскрашивать по трафарету | Правильная осанка во время письма, правильное удержание карандаша, ручки. | Ручка, карандаш, тетрадь, простой карандаш, цветные карандаши, обводить, линия | ||
6. | Знакомство с наиболее распространенными цветами. Различение полосок бумаги по цвету и расположению. | 1 | Познакомить с наиболее распространенными цветами. Научить различать полоски бумаги по цвету и расположению. | Правильная осанка во время письма, правильное удержание карандаша, ручки | Цвет, красный, синий, зеленый, желтый, белый | ||
7-8. | Различение и восприятие сочетания из двух полосок. | 2 | Научить различать и воспринимать сочетания из двух полосок. | Цвета. Различение полосок бумаги по цвету и расположению | Полоски, длинный, короткий | ||
Обводка по шаблону и штриховка-3ч. | |||||||
9. | Обводка по шаблону и штриховка геометрических фигур: квадрат. | 1 | Формирование умения обводить и штриховать по шаблону квадрат | Различение и восприятие сочетания из двух полосок. | Шаблон, квадрат, полоски, линия, большой, маленький | . | |
10. | Обводка по шаблону и штриховка геометрических фигур: треугольник. | 1 | Формирование умения обводить и штриховать по шаблону треугольник | Геометрические фигуры: треугольник | Шаблон, треугольник, полоски, линия, большой, маленький | ||
11. | Обводка по шаблону и штриховка геометрических фигур: круг. | 1 | Формирование умения обводить и штриховать по шаблону круг | Геометрические фигуры: треугольник, квадрат, круг | Шаблон, круг, полоски, линия, большой, маленький | ||
Написание линий-7ч. | |||||||
12. | Написание линий различных направлений. | 1 | Развитие умения писать линии различных направлений | Различение и восприятие сочетания из двух полосок. | Линия, полоски, длинный, короткий | ||
13. | Проведение линий по контуру, по опорным точкам с помощью учителя. | 1 | Развитие умения проводить линии по контуру, по опорным точкам с помощью учителя. | Написание линий различных направлений | Линия, полоски, длинный, короткий, точки | НРЭО | |
14-15. | Проведение линий по контуру, по опорным точкам с помощью учителя. | 2 | Развитие умения проводить линии по контуру, по опорным точкам с помощью учителя. | Проведение линий по контуру, по опорным точкам с помощью учителя. | Линия, полоски, длинный, короткий, точки | ||
16. | Проведение линий по контуру самостоятельно. | 1 | Развитие умения проводить линии по контуру, по опорным точкам самостоятельно. | Проведение линий по контуру, по опорным точкам с помощью учителя. | Линия, полоски, длинный, короткий, | ||
17. | Проведение линий по контуру самостоятельно. | 1 | Проведение линий по контуру самостоятельно. | Линия, полоски, длинный, короткий, | |||
18. | Итоговый урок в 1 четверти . | 1 | Обобщение, уточнение и систематизация полученных знаний | Написание линий различных направлений, проведение линий по контуру риунка. | Ручка, карандаш, тетрадь, рабочая строка ,линия, полоски, длинный, короткий, точки, обводить |
II четверть - 14 часов
№ | Тема | Ч | Число | Цель | Повторение | Словарь | Примечание |
Письмо элементов букв-7ч. | |||||||
19. | Разложение предмета на составные части и составление его из отдельных частей. | 1 | Формирование умения разложить предмет на составные части и составить его из отдельных частей. | Проведение линий по контуру рисунка самостоятельно. | Линия, круг, квадрат, треугольник, часть, целый. | НРЭО | |
20. | Письмо палочек с закруглением вверху. | 1 | Формирование умения писать палочки с закруглением вверху. | Разложение предмета на составные части и составление его из отдельных частей. | Линия, палочка, крючок, рабочая строка, верх, низ, вверх, вниз. | ||
21. | Закрепление написания палочек с закреплением внизу и вверху. | 1 | Закрепление написания палочек с закреплением внизу. | Письмо палочек с закруглением вверху. | Линия, палочка, крючок, рабочая строка, верх, низ, вверх, вниз. | ||
22, 23. | Письмо полуовала. | 2 | Формирование умения писать полуовал. | Письмо первого элемента буквы М. | Линия, овал, полуовал. | ||
24, 25. | Письмо овала. | 2 | Формирование умения писать овал. | Письмо полуовала. | Линия, овал, полуовал. | НРЭО | |
Изучение букв А ,У, М, О, С, Х-43ч | |||||||
26. | Буква А. Знакомство со строчной буквой. Упражнения в ее написании. | 1 | Познакомить учащихся с буквой А. Формирование умения ее написания. | Письмо овала. | Буква А, строчная буква, линия, палочка, овал, длинный, короткий, рабочая строка, вверх, вниз. | НРЭО | |
27, 28. | Буква А. Знакомство со строчной буквой. Упражнения в ее написании. | 1 | Строчная буква А. | ||||
29. | Заглавная буква А. Упражнения в её написании. | 1 | Познакомить учащихся с заглавной буквой А. Формирование умения ее написания. | Строчная буква А. | Буква А, заглавная буква, линия, палочка, овал, длинный, короткий, рабочая строка, вверх, вниз. | ||
30 | Буква У. Упражнения в её написании. | 1 | Формирование умения писать букву У. | Заглавная буква А. Буква У. | Буква У, линия, палочка, длинный, короткий, крючок, рабочая строка, вверх, вниз | ||
31. | Слова ау – уа. Правила соединения букв. | 1 | Познакомить учащихся с правилами соединения букв. Написание слов ау – уа | Буква У. | Буква У, линия, палочка, длинный, короткий, крючок, рабочая строка, вверх, вниз | ||
32. | Слова ау – уа. Правила соединения букв. | 1 | Слова ау – уа. Правила соединения букв. |
III четверть - 18 часов
№ | Тема | Ч | Число | Цель | Повторение | Словарь | Примечание |
33-34 | Написание буквы А. | 2 | Формирование умения печатания буквы А. | Буквы А, У, слова ау – уа. Правила соединения букв. | Буква А, линия, палочка, овал, длинный, короткий, рабочая строка, вверх, вниз. | НРЭО | |
35-36 | Написание буквы А. | 2 | Формирование умения написания А. | Буква А | Буква А, линия, палочка, длинный, короткий, рабочая строка, вверх, вниз. |
| |
37-40 | Написание буквы У. | 4 | Формирование умения написания строчной буквы У. | Заглавная буква А | Буква У, линия, буква, палочка, петелька, короткий, рабочая строка, вверх, вниз | ||
41-44 | Написание буквы М. | 2 | Формирование умения написания строчной буквы М | Заглавная буква М. | Буква М, линия, палочка, рабочая строка, вверх, вниз. | НРЭО | |
45-47 | Обратные слоги АМ – МА. Списывание с печатного шрифта. | 3 | Формирование умения списывания обратных слогов: ОМ – МО с печатного, рукописного шрифта. | Строчная буква М | Обратные слоги ОМ – МО. линия, палочка, длинный, короткий, рабочая строка, вверх, вниз, текст, списывать. | . | |
48-50 | Написание буквы М. | 3 | Формирование умения написания заглавной буквы М. | Обратные слоги ОМ – МО. | Буква М, линия, палочка, рабочая строка, вверх, вниз. |
IVчетверть- 18часов