Рабочая программа по письму для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
Пояснительная записка.
Рабочая программа по письму для ученика 1 составлена на основе программы обучение детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (подготовительный ,I-X классы) под ред. А.Р. Маллера.
Ученик находится на домашнем обучении. У мальчика отсутствует речь, нарушена координация движений, пространственная ориентация. Внимание крайне не устойчивое, привлекается с большим трудом и на очень короткое время. Артем не может изъясняться даже с помощью жестов, мимики, знаков. Инструкцию учителя не понимает, все задания выполняет методом «рука в руке».
Предлагаемая программа ориентирована на учебник для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Аксёнова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И., Москва, «Просвещение», 2009.
Программа составленная с учетом индивидуальных особенностей и здоровья ребенка.
Соответствует федеральному государственному компоненту стандарта образования и учебному плану школы .
Общая характеристика учебного предмета, коррекционного курса.
Основными задачами обучения письма являются:
Развитие умения работать с учителем, умение слушать учителя и выполнять его задания;
Корригировать недостатки восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации, пространственных представлений;
Соотносить названия предметов с реальными предметами;
Формировать умение удерживать предмет в руках и ставить его;
Описание места учебного предмета, коррекционного курса в учебном плане.
Базисный учебный план на изучение письма в 1 классе отводит 2 часа в неделю, в течение года обучения - 66 часов.
Личностные, предметные результаты освоения курса математики.
Программа позволяет добиваться следующих результатов усвоения образовательной программы:
Личностные:
Основы персональной идентичности осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;
Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
Предметные :
Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными
- понимание обращённой речи, понимание смысла рисунков, предметов;
- Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации ( жестами , взглядами).
Содержание учебного предмета.
Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных и прописных букв Аа, Уу, Оо, Мм, Сс, Хх. Письмо по обводке и по образцу, данному учителем.
Письмо под диктовку изученных букв, по возможности, отдельных слогов и слов.
Тематическое планирование для ученика надомного обучения.
№ |
Содержание материала. |
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий). |
Используемые ресурсы |
1. |
Понятия верх, низ, середина листа. |
Учить ориентироваться на листе бумаги. |
Лист бумаги Кружок |
2. |
Понятия левая сторона, правая сторона и середина листа. |
Учить ориентироваться на листе бумаги. |
Лист бумаги Кружок |
3. |
Обведение по трафарету круга и закраска его. |
Учить обводить круг по трафарету . |
Трафарет карандаш, цветные карандаши. «Праздник букваря» В.В.Волина , Москва 1995. |
4. |
Обведение по трафарету круга и штриховка его. |
Обводить по трафарету круг и штриховать его. |
Трафарет, карандаш |
5. |
Обведение по трафарету квадрата и закраска его. |
Учить обводить по трафарету квадрат. |
Трафарет, карандаш, цветные карандаши |
6. |
Обведение по трафарету квадрата и штриховка его. |
Учить обводить по трафарету квадрат и штриховать его. |
Трафарет, карандаш, цветные карандаши |
7. |
Обведение по трафарету треугольника и закраска его. |
Учить обводить по трафарету треугольник. |
Трафарет, карандаш |
8. |
Обведение по трафарету треугольника и штриховка его. |
Учить обводить по трафарету треугольник и штриховать его. |
Трафарет, карандаш, цветные карандаши. «Праздник букваря» В.В.Волина , Москва 1995. |
9. |
Рисование прямых горизонтальных линий. |
Учить рисовать прямые горизонтальные линии. |
Карандаш, тетрадь |
10. |
Рисование прямых вертикальных линий. |
Учить рисовать прямые вертикальные линии. |
Карандаш, тетрадь |
11. |
Рисование кривых линий. |
Учить рисовать кривые линии. |
Карандаш, тетрадь |
12. |
Рисование ломаных линий. |
Учить рисовать ломаные линии. |
Карандаш, тетрадь |
13. |
Письмо прямых палочек с закруглением внизу и прямых палочек с закруглением вверху. |
Учить писать прямые палочки с закруглением внизу и прямых палочек с закруглением вверху. |
Карандаш, тетрадь. «Праздник букваря» В.В.Волина , Москва 1995. |
14. |
Письмо овала. |
Учить писать овал. |
Карандаш, тетрадь |
15. |
Письмо прямой палочки с закруглением вверху и внизу. |
Закрепить письмо палочек с закруглением внизу и вверху. |
Карандаш, тетрадь |
16. |
Письмо удлиненной прямой палочки с петлей. |
Учить писать удлиненную прямую палочку с петлей . |
Карандаш, тетрадь |
17. |
Письмо изученных элементов Э ,с , о, у. |
Закрепить написание изученных элементов. |
Карандаш, тетрадь. «Праздник букваря» В.В.Волина , Москва 1995. |
18. |
Письмо элементов буквы а. |
Учить писать элементы буквы « а» |
Картинки для штриховки, тетрадь, ручка. «Праздник букваря» В.В.Волина , Москва 1995. |
19. |
Письмо буквы а. |
Учить писать букву « а» по обводке и самостоятельно. |
Картинки для штриховки, доска индивидуальная для письма |
20. |
Письмо элементов буквы у. |
Учить писать элементы буквы « у». |
Картинки для штриховки, доски индивидуальные для письма |
21. |
Письмо буквы у. Письмо букв а, у, о. |
Учить писать букву «у» по обводке и самостоятельно. |
картинки для штриховки, доски для письма |
22. |
Письмо слогов ау, уа. |
Учить писать слоги по обводке и самостоятельно |
Картинки для штриховки, доски для письма. «Праздник букваря» В.В.Волина , Москва 1995. |
23. |
Письмо элементов буквы м. |
Учить писать элементы буквы «м» |
Картинки для штриховки, индивидуальные доски для письма |
24. |
Письмо строчной буквы м. |
Учить писать букву «м» по обводке и самостоятельно |
Картинки для штриховки, доски, тетрадь , ручка. «Праздник букваря» В.В.Волина , Москва 1995. |
25. |
Письмо элементов и заглавной буквы М |
Учить писать элементы заглавной буквы М и букву М |
Картинки для штриховки |
26. |
Письмо прямых слогов ам, ум. |
Учить писать прямые слоги ам, ум |
Картинки для штриховки, индивидуальные доски для письма |
27. |
Письмо буквА, у, м, слогов ам, ум. |
Закрепить написание изученных букв и прямых слогов |
Картинки для штриховки.индивидуальные доски для письма. «Праздник букваря» В.В.Волина , Москва 1995. |
28. |
Письмо элементов и заглавной буквы А. |
Учить писать элементы заглавной буквы А и букву А |
Картинки для штриховки, пропись для подготовки к письму |
29. |
Письмо слогов ма, ам, а, м, ам, мА. |
Учить писать слогиам, ма |
Картинки для штриховки, доски для письма |
30. |
Письмо слогов му, ум. |
Учить писать слоги ум, му |
Картинки для штриховки, тетрадь ручка, карандаши. «Праздник букваря» В.В.Волина, Москва 1995. |
31. |
Письмо элементов и заглавной буквой У. |
Учить писать элементы буквы У и букву У. |
Картинки для штриховки, индивидуальные доски для письма |
32. |
Письмо строчной буквы О. Оо, а, у, м, а, у, м. |
Закрепить написание букв |
Картинки для штриховки, прописи для подготовки руки к письму |
33. |
Письмо заглавной буквы О. ОО, А, У, М, А У О М. |
Учить писать заглавные изученные буквы. |
Картинки для штриховки, прописи. «Праздник букваря» В.В.Волина , Москва 1995. |
34. |
Письмо буквы Оо и изученных букв. Оо, Аа, Уу, Мм. |
Закрепить написание изученных букв |
Прописи, картинки для штриховки |
35. |
Письмо обратных слогов мо, ма , му. |
Учить писать слоги по обводке |
Картинки для штриховки, карандаши |
36. |
Письмо прямых и обратных слогов ма, мо, му, ам,ум, ом |
Писать слоги по обводке, самостоятельно |
Картинки для штриховки, счетные палочки, карандаши |
37. |
Письмо слов мама, муму. |
Писать слова по обводке |
Картинки для штриховки, карандаши |
38. |
Письмо строчной буквы С. |
Писать элементы с, букву с |
Картинки для штриховки, карандаши, пластилин, игры для развития мелкой моторики |
39. |
Письмо строчной буквы с и изученных букв. |
Писать буквы по обводке и самостоятельно |
Картинки для штриховки, игры для развития мелкой моторики |
40. |
Письмо заглавной буквы С. |
Писать заглавную букву С |
Картинки для штриховки, игры для развития мелкой моторики |
41. |
Письмо обратных слогов. |
Писать обратные слоги по обводке |
Игры по развитию мелкой моторики |
42. |
Письмо изученных букв. |
Писать по обводке буквы |
Картинки для штриховки |
43. |
Письмо прямых и обратных слогов ас, ос,ус, са со су. |
Писать по обводке слоги |
Картинки, игры по развитию мелкой моторики |
44. |
Письмо слов мама, муму, сама, оса. |
Писать слова по обводке |
Картинки для штриховки |
45. |
Письмо предложений. |
Писать предложения по обводке и самостоятельно. Мама, сама. Сама , мама. |
Картинки для штриховки. Игры по развитию мелкой моторики |
46. |
Письмо слов и предложений. |
Писать предложения |
Игры по развитию мелкой моторики |
47. |
Письмо элементов буквы Х. |
Научить писать элементы буквы х |
Пластилин, картинки для штриховки |
48. |
Письмо строчной буквы х. |
Писать букву х |
Игры по развитию моторики |
49. |
Письмо строчной буквы х и изученных букв. |
Писать буквы самостоятельно |
Картинки для штриховки |
50. |
Письмо прямых слогов ах. ох,ух. |
Письмо слогов по обводке |
Картинки для штриховки, игры по развитию моторики |
51. |
Письмо обратных слогов ха,хо,мо,м. |
Письмо обратных слогов |
«Праздник букваря» В.В.Волина , Москва 1995. |
52. |
Письмо прямых и обратных слогов. |
Письмо слогов по обводке |
Игры по развитию моторики |
53. |
Письмо заглавной буквы Х. |
Письмо буквы по обводке и самостоятельно |
Картинки для штриховки |
54. |
Письмо слогов и слов ха, уха, хо, ухо, му, муха, су, сухо. |
Письмо слогов и слов по обводке |
Пластилин, картинки, карандаши |
55. |
Письмо слов уха, муха, ухо,сухо, оса, мама. |
Письмо слов по обводке |
Слоговая таблица, наборное полотно |
56. |
Письмо заглавных букв |
Писать заглавные буквы |
Картинки для штриховки |
57. |
Письмо слов оса, сама, уха, ухо, муха. |
Писать слова по обводке |
Слоговая таблица, наборное полотно, картинки |
58. |
Письмо слов и предложений. |
Писать слова и предложения |
Картинки для штриховки, игры по развитию моторики |
59. |
Письмо строчной буквы Х. . |
Учить писать буквы по обводке |
Картинки для штриховки |
60. |
Письмо элементов и заглавной буквы Х. |
Учить писать элементов и заглавной буквы по обводке |
Картинки для штриховки, доски индивидуальные магнитные |
61. |
Письмо строчной и заглавной буквы Хх. |
Учить писать строчную и заглавную букву ш |
Картинки для штриховки, индивидуальные доски |
62. |
Письмо слов с изученными буквами. |
Повторить написание слов с изученными буквами |
Картинки для штриховки |
Учебно - методические средства обучения рабочей программы .
1. Программа обучения глубоко умственно отсталых детей . (НИИ Дефектологии АПН СССР).-М.,1983 г.
3. «Праздник букваря» В.В.Волина , Москва 1995.
4.«Тетрадь по обучению грамоте» для учащихся 1 класса специальных (коррекционных образовательных учреждений 8 вида , Москва «Просвещение» 2008.