12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Григорьева Алёна Александровна794 Россия, Ханты-Мансийский АО, Ханты-Мансийск |
Рабочая программа по письму
Пояснительная записка.
Рабочая программа по письму для ученика 1 составлена на основе программы обучение детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (подготовительный ,I-X классы) под ред. А.Р. Маллера.
Ученик находится на домашнем обучении. У мальчика отсутствует речь, нарушена координация движений, пространственная ориентация. Внимание крайне не устойчивое, привлекается с большим трудом и на очень короткое время. Артем не может изъясняться даже с помощью жестов, мимики, знаков. Инструкцию учителя не понимает, все задания выполняет методом «рука в руке».
Предлагаемая программа ориентирована на учебник для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Аксёнова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И., Москва, «Просвещение», 2009.
Программа составленная с учетом индивидуальных особенностей и здоровья ребенка.
Соответствует федеральному государственному компоненту стандарта образования и учебному плану школы .
Общая характеристика учебного предмета, коррекционного курса.
Основными задачами обучения письма являются:
Развитие умения работать с учителем, умение слушать учителя и выполнять его задания;
Корригировать недостатки восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации, пространственных представлений;
Соотносить названия предметов с реальными предметами;
Формировать умение удерживать предмет в руках и ставить его;
Описание места учебного предмета, коррекционного курса в учебном плане.
Базисный учебный план на изучение письма в 1 классе отводит 2 часа в неделю, в течение года обучения - 66 часов.
Личностные, предметные результаты освоения курса математики.
Программа позволяет добиваться следующих результатов усвоения образовательной программы:
Личностные:
Основы персональной идентичности осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;
Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
Предметные :
Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными
- понимание обращённой речи, понимание смысла рисунков, предметов;
- Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации ( жестами , взглядами).
Содержание учебного предмета.
Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных и прописных букв Аа, Уу, Оо, Мм, Сс, Хх. Письмо по обводке и по образцу, данному учителем.
Письмо под диктовку изученных букв, по возможности, отдельных слогов и слов.
Тематическое планирование для ученика надомного обучения.
№ | Содержание материала. | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий). | Используемые ресурсы |
1. | Понятия верх, низ, середина листа. | Учить ориентироваться на листе бумаги. | Лист бумаги Кружок |
2. | Понятия левая сторона, правая сторона и середина листа. | Учить ориентироваться на листе бумаги. | Лист бумаги Кружок |
3. | Обведение по трафарету круга и закраска его. | Учить обводить круг по трафарету . | Трафарет карандаш, цветные карандаши. «Праздник букваря» В.В.Волина , Москва 1995. |
4. | Обведение по трафарету круга и штриховка его. | Обводить по трафарету круг и штриховать его. | Трафарет, карандаш |
5. | Обведение по трафарету квадрата и закраска его. | Учить обводить по трафарету квадрат. | Трафарет, карандаш, цветные карандаши |
6. | Обведение по трафарету квадрата и штриховка его. | Учить обводить по трафарету квадрат и штриховать его. | Трафарет, карандаш, цветные карандаши |
7. | Обведение по трафарету треугольника и закраска его. | Учить обводить по трафарету треугольник. | Трафарет, карандаш |
8. | Обведение по трафарету треугольника и штриховка его. | Учить обводить по трафарету треугольник и штриховать его. | Трафарет, карандаш, цветные карандаши. «Праздник букваря» В.В.Волина , Москва 1995. |
9. | Рисование прямых горизонтальных линий. | Учить рисовать прямые горизонтальные линии. | Карандаш, тетрадь |
10. | Рисование прямых вертикальных линий. | Учить рисовать прямые вертикальные линии. | Карандаш, тетрадь |
11. | Рисование кривых линий. | Учить рисовать кривые линии. | Карандаш, тетрадь |
12. | Рисование ломаных линий. | Учить рисовать ломаные линии. | Карандаш, тетрадь |
13. | Письмо прямых палочек с закруглением внизу и прямых палочек с закруглением вверху. | Учить писать прямые палочки с закруглением внизу и прямых палочек с закруглением вверху. | Карандаш, тетрадь. «Праздник букваря» В.В.Волина , Москва 1995. |
14. | Письмо овала. | Учить писать овал. | Карандаш, тетрадь |
15. | Письмо прямой палочки с закруглением вверху и внизу. | Закрепить письмо палочек с закруглением внизу и вверху. | Карандаш, тетрадь |
16. | Письмо удлиненной прямой палочки с петлей. | Учить писать удлиненную прямую палочку с петлей . | Карандаш, тетрадь |
17. | Письмо изученных элементов Э ,с , о, у. | Закрепить написание изученных элементов. | Карандаш, тетрадь. «Праздник букваря» В.В.Волина , Москва 1995. |
18. | Письмо элементов буквы а. | Учить писать элементы буквы « а» | Картинки для штриховки, тетрадь, ручка. «Праздник букваря» В.В.Волина , Москва 1995. |
19. | Письмо буквы а. | Учить писать букву « а» по обводке и самостоятельно. | Картинки для штриховки, доска индивидуальная для письма |
20. | Письмо элементов буквы у. | Учить писать элементы буквы « у». | Картинки для штриховки, доски индивидуальные для письма |
21. | Письмо буквы у. Письмо букв а, у, о. | Учить писать букву «у» по обводке и самостоятельно. | картинки для штриховки, доски для письма |
22. | Письмо слогов ау, уа. | Учить писать слоги по обводке и самостоятельно | Картинки для штриховки, доски для письма. «Праздник букваря» В.В.Волина , Москва 1995. |
23. | Письмо элементов буквы м. | Учить писать элементы буквы «м» | Картинки для штриховки, индивидуальные доски для письма |
24. | Письмо строчной буквы м. | Учить писать букву «м» по обводке и самостоятельно | Картинки для штриховки, доски, тетрадь , ручка. «Праздник букваря» В.В.Волина , Москва 1995. |
25. | Письмо элементов и заглавной буквы М | Учить писать элементы заглавной буквы М и букву М | Картинки для штриховки |
26. | Письмо прямых слогов ам, ум. | Учить писать прямые слоги ам, ум | Картинки для штриховки, индивидуальные доски для письма |
27. | Письмо буквА, у, м, слогов ам, ум. | Закрепить написание изученных букв и прямых слогов | Картинки для штриховки.индивидуальные доски для письма. «Праздник букваря» В.В.Волина , Москва 1995. |
28. | Письмо элементов и заглавной буквы А. | Учить писать элементы заглавной буквы А и букву А | Картинки для штриховки, пропись для подготовки к письму |
29. | Письмо слогов ма, ам, а, м, ам, мА. | Учить писать слогиам, ма | Картинки для штриховки, доски для письма |
30. | Письмо слогов му, ум. | Учить писать слоги ум, му | Картинки для штриховки, тетрадь ручка, карандаши. «Праздник букваря» В.В.Волина, Москва 1995. |
31. | Письмо элементов и заглавной буквой У. | Учить писать элементы буквы У и букву У. | Картинки для штриховки, индивидуальные доски для письма |
32. | Письмо строчной буквы О. Оо, а, у, м, а, у, м. | Закрепить написание букв | Картинки для штриховки, прописи для подготовки руки к письму |
33. | Письмо заглавной буквы О. ОО, А, У, М, А У О М. | Учить писать заглавные изученные буквы. | Картинки для штриховки, прописи. «Праздник букваря» В.В.Волина , Москва 1995. |
34. | Письмо буквы Оо и изученных букв. Оо, Аа, Уу, Мм. | Закрепить написание изученных букв | Прописи, картинки для штриховки |
35. | Письмо обратных слогов мо, ма , му. | Учить писать слоги по обводке | Картинки для штриховки, карандаши |
36. | Письмо прямых и обратных слогов ма, мо, му, ам,ум, ом | Писать слоги по обводке, самостоятельно | Картинки для штриховки, счетные палочки, карандаши |
37. | Письмо слов мама, муму. | Писать слова по обводке | Картинки для штриховки, карандаши |
38. | Письмо строчной буквы С. | Писать элементы с, букву с | Картинки для штриховки, карандаши, пластилин, игры для развития мелкой моторики |
39. | Письмо строчной буквы с и изученных букв. | Писать буквы по обводке и самостоятельно | Картинки для штриховки, игры для развития мелкой моторики |
40. | Письмо заглавной буквы С. | Писать заглавную букву С | Картинки для штриховки, игры для развития мелкой моторики |
41. | Письмо обратных слогов. | Писать обратные слоги по обводке | Игры по развитию мелкой моторики |
42. | Письмо изученных букв. | Писать по обводке буквы | Картинки для штриховки |
43. | Письмо прямых и обратных слогов ас, ос,ус, са со су. | Писать по обводке слоги | Картинки, игры по развитию мелкой моторики |
44. | Письмо слов мама, муму, сама, оса. | Писать слова по обводке | Картинки для штриховки |
45. | Письмо предложений. | Писать предложения по обводке и самостоятельно. Мама, сама. Сама , мама. | Картинки для штриховки. Игры по развитию мелкой моторики |
46. | Письмо слов и предложений. | Писать предложения | Игры по развитию мелкой моторики |
47. | Письмо элементов буквы Х. | Научить писать элементы буквы х | Пластилин, картинки для штриховки |
48. | Письмо строчной буквы х. | Писать букву х | Игры по развитию моторики |
49. | Письмо строчной буквы х и изученных букв. | Писать буквы самостоятельно | Картинки для штриховки |
50. | Письмо прямых слогов ах. ох,ух. | Письмо слогов по обводке | Картинки для штриховки, игры по развитию моторики |
51. | Письмо обратных слогов ха,хо,мо,м. | Письмо обратных слогов | «Праздник букваря» В.В.Волина , Москва 1995. |
52. | Письмо прямых и обратных слогов. | Письмо слогов по обводке | Игры по развитию моторики |
53. | Письмо заглавной буквы Х. | Письмо буквы по обводке и самостоятельно | Картинки для штриховки |
54. | Письмо слогов и слов ха, уха, хо, ухо, му, муха, су, сухо. | Письмо слогов и слов по обводке | Пластилин, картинки, карандаши |
55. | Письмо слов уха, муха, ухо,сухо, оса, мама. | Письмо слов по обводке | Слоговая таблица, наборное полотно |
56. | Письмо заглавных букв | Писать заглавные буквы | Картинки для штриховки |
57. | Письмо слов оса, сама, уха, ухо, муха. | Писать слова по обводке | Слоговая таблица, наборное полотно, картинки |
58. | Письмо слов и предложений. | Писать слова и предложения | Картинки для штриховки, игры по развитию моторики |
59. | Письмо строчной буквы Х. . | Учить писать буквы по обводке | Картинки для штриховки |
60. | Письмо элементов и заглавной буквы Х. | Учить писать элементов и заглавной буквы по обводке | Картинки для штриховки, доски индивидуальные магнитные |
61. | Письмо строчной и заглавной буквы Хх. | Учить писать строчную и заглавную букву ш | Картинки для штриховки, индивидуальные доски |
62. | Письмо слов с изученными буквами. | Повторить написание слов с изученными буквами | Картинки для штриховки |
Учебно - методические средства обучения рабочей программы .
1. Программа обучения глубоко умственно отсталых детей . (НИИ Дефектологии АПН СССР).-М.,1983 г.
3. «Праздник букваря» В.В.Волина , Москва 1995.
4.«Тетрадь по обучению грамоте» для учащихся 1 класса специальных (коррекционных образовательных учреждений 8 вида , Москва «Просвещение» 2008.