План-конспект урока по окружающему миру «Что такое деньги?» (3 класс)
Муниципальное общеобразовательное учреждение –
Основная общеобразовательная школа д. Новое Задубенье
План-конспект урока
по окружающему миру
3класс
ТЕМА: Что такое деньги?
Учитель: Малышева Лариса Алексеевна
Тема: Что такое деньги?
Цели: Дать определение понятию «деньги», познакомить с историей возникновения денег. Выявить требования, которые предъявляются к деньгам. Рассмотреть виды денег: банкноты и монеты. Определить функции денег.
Планируемые результаты: Личностные Формировать уважительное отношение к точке зрения одноклассников при работе в группе Метапредметные
Формировать: познавательные - приёмы работы с учебником (поиск и выделение необходимой информации в учебнике, извлечение информации из иллюстрированного материала учебника); - сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников); - умение приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; - регулятивные умение формулировать и удерживать учебную задачу; умение планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий); - коммуникативные - умение договариваться и распределять обязанности при работе в группе; - умение высказывать свою точку зрения, слушать собеседника и учитывать его позицию, вступить в диалог Предметные Дать представление о деньгах, как средстве приобретения товаров и осуществления платежа, познакомить с новыми понятиями «бартер», «купля – продажа», «обмен», «деньги», «цена» и некоторыми денежными единицами
Оборудование: презентация, купюры денег
Ход урока
I. Организационный момент.
-Ребята, сегодня на уроке мы исследуем новое понятие, но известное всем, без этого не может ни один человек прожить в обществе.
-Что необходимо человеку в современной жизни, чтобы жить в достатке?
Как у наших у ворот, чудо дерево растёт.
Чудо, чудо, чудо расчудесное!
Не цветочки на нём растут, а денюшки.
-Существует ли такое дерево, на котором вырастают деньги? Посмотрите-ка, ребята, а что ещё есть на нём? А в какое время года распускаются листочки?
II. Актуализация. Проверка домашнего задания.
- Какой раздел мы изучаем на уроках окружающего мира? (экономика)
Экономика! Она интересна и важна,
Чтоб доходы посчитать
И расходы рассчитать
Выбор сделать, если нужно.
И купить товары дружно,
Если качество у них
Превосходит остальных.
Как продать и где купить,
Чтобы прибыль получить
И, чтоб жизнь была не в тягость,
И дарила людям радость.
- Мы уже получили достаточно много экономических знаний. Я предлагаю вам проверить себя! На столах лежат вопросы. Ответьте на них
- Давайте проверим ваши ответы!
1. Один из трех китов экономики. На нем основывается добыча природных богатств, производство товаров. ( Труд)
2. Он на дорожках во дворе, Он очень нужен детворе, Он на стройке и на пляже, Он в стекле расплавлен даже. (Песок)
3. Правила, законы ведения хозяйства. (Экономика)
4. Составная часть экономики. (Отрасль)
5. Работа, выполняемая людьми для удовлетворения тех или иных потребностей других людей. (Услуги).
6. Какая промышленность выпускает конфеты, печенье, йогурт? ( Пищевая)
Ответы детей.
Изменилась ли продолжительность светового дня с приходом весны? Вы, наверное заметили, что с увеличением светового дня постепенно снижается потребление электроэнергии. Мы стараемся в школе и дома экономить электроэнергию. А почему нужно экономить электроэнергию? Как называют науку, которая учит рационально жить, учит экономно и бережно вести хозяйство? Продолжаем открывать тайны экономики. Какое экономическое понятие будем сегодня исследовать?
- Сегодня, ребята, вы узнаете:
1. Что такое деньги, бартер, нумизматика?
2. Когда появились деньги?
3. Какими были первые деньги?
4. Как называлась первая монета России?
5. Что происходит с деньгами в современном обществе?
Готовы ли вы принять участие в нашем исследовании, чтобы найти ответы на вопросы?
Каков же главный вопрос?
ЧТО ТАКОЕ ДЕНЬГИ. Слайд 1
Это и есть тема урока.
III. Работа по теме урока.
Попробуйте ответить на главный вопрос урока, предположить, что такое деньги?
Каково их значение?(ответы детей)
А вот какое определение денег в словаре Ожегова: читают дети слайд 2
« Деньги - металлические и бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости при купле- продаже, средством платежей и предметом накоплений». С.И.Ожегов.
Деньги – это, пожалуй, одно из наиболее великих изобретений человечества. В живой природе аналогий не найти. Между тем на самом деле большинство из вас знает о денежном мире крайне мало. Чтобы узнать побольше, нам предстоит совершить виртуальное путешествие в далекое прошлое и найти ответы на поставленные вопросы.
Готовы? Тогда отправляемся.
Итак, мы попали в далекое прошлое.
Кто же это? (первобытные люди)
Как вы думаете, существовали ли деньги во времена первобытных людей?
Конечно, нет. Первобытные люди жили в пещерах, одевались в шкуры животных, питались тем, что давала им природа.
История появления денег.
Анечка и Вовочка оказались у вождя древнего племени.
Давайте послушаем их разговор.
Вождь. Раньше мы всё делали сами, а теперь приходиться выменивать у соседних племен то, чего у нас нет.
Вова. Ага, это как два бизнесмена договариваются друг с другом вагон повидла на вагон пряников сменять.
Вождь. Да, может у вас в племени это и удобно, а у нас, пока нужный обмен совершишь, состаришься.
Аня. А это почему?
Вождь. Гляди сама. Например, нам нужно зерно. Мы предлагаем в обмен на него шкуры. Но племени, у которого есть зерно, нужны не шкуры, а топоры. Племя, которое может дать топоры, меняет их только на горшки. Племя, которое делает горшки, готово поменять их на шкуры. Так и приходится меняться: шкуры на горшки, горшки на топоры и только топоры на зерно. Голова закружиться.
Вова. Я у Андрюхи из 4 класса так рыбок выменивал. Намучился – ужас! Пришлось сначала выменять фонарик на двух крыс в клетке. Потом двух крыс в клетке – на диск с играми. Диск с играми – на картридж. А картридж – на рыбок!
Вождь. Да-а-а…, значит у вас в племени обмен проходит ещё тяжелее, чем у нас.
Аня. Да уж, эти мальчишки, всё, что хочешь, могут запутать. А всего-то нужно найти вещь, которая нужна всем и всегда. И на неё все выменивать. Мы с девчонками так и делаем.
Вождь. Вот здорово! А чего бы нам такое найти, на что можно менять?
Аня. Я думаю, это мог бы быть скот. Его выгодно долго держать, животные сами передвигаются и могут возить хозяина.
Вова. А ещё из кожи можно делать одежду, обувь и барабаны. А из кости - оружие и украшения.
Вождь. Хау! Я решил! Пусть будет так!
Физкультминутка. Слайд 3
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся
Руки в стороны развёл,
Монетки видно, не нашёл
Чтоб монетки нам достать
Надо на носочки встать
С кустика монетку достать,
Закопать их в поле редко
Чтоб выросли они.
Двигаемся во времени дальше на тысячи лет. Люди уже научились выращивать нужные растения, приручили и сделали домашними некоторых животных, научились ковать железо, ткать материю и многое другое. Для каждого дела нужны были умельцы. Каждый человек не мог выращивать растения и ткать ткани, шить обувь и ковать железо, строить дома и сеять поля. Пришлось людям поделить работу между собой. Одни стали охотится, другие – выращивать домашних животных, третьи – заниматься земледелием, четвертые – ковать железо и т.д.
Что же получалось в таком обществе?
Появились излишки своего труда и необходимость владения продуктами труда других людей.
Как же стали поступать люди?
Верно, они стали обмениваться различными изделиями и товарами. Ведь денег тогда тоже не было.
Они осуществляли ОБМЕН. (торговые сделки) слайд 4
Например, лошадь меняли на 2 мешка зерна, телегу– на барана, за одного барана можно было получить четыре кувшина, два топора или телегу.
Приведите свои примеры такого обмена.
- И чем больше появлялось разных товаров, тем сложнее их было поменять друг на друга. Например, надо рыбу обменять на корову: во – первых, нужно наловить очень много рыбы, чтобы обмен был равным. Во – вторых, найти человека, которому надо много рыбы. В – третьих, сделать так. Чтобы рыба не испортилась.
-Как вы думаете, существуют ли такие торговые сделки в современной экономике?
Как вы думаете, существуют ли такие торговые сделки в современной экономике?
- Каждую секунду на Земле производится бесчисленное множество товаров. Причем разные люди и предприятия производят разные товары. А, чтобы товар попал к тому, кто в нем нуждается, происходит обмен.
- Вам приходилось совершать обмен? Что вы меняли?
-Такой вид обмена называется бартер
- Найдите на стр. 68 определение, что такое бартер.
Бартер - это прямой обмен одних товаров на другие. Слайд 5
- Кажется, всё просто и удобно. Но хорошо, когда 2 человека совершают бартер, а вот если возникает такая ситуация когда, например:
У Светы есть груша, а она хочет морковку.
У Вовы есть морковка, а хочет он банан.
У Миши есть банан, а хочет он грушу.
- Как быть? (Решение экономической задачи)
- Согласитесь, это заняло больше времени, чем бартер между двумя людьми. Еще труднее совершить бартер между большим количеством людей. А представьте, что вам требуется выменять у кого – то все, что необходимо для жизни: и зубную пасту, и обувь, и еду. Сложно. Очень сложен бартер и для предприятий. При этом очень хочется, чтобы обмен был равноценным. Гораздо удобнее другой вид обмена, который называется купля – продажа.
- На стр. 69 найдите определение, что такое купля – продажа.
Купля – продажа – это такой обмен, в котором участвуют деньги. Слайд 6
- Покупка – это тоже обмен, при котором вы меняете деньги на вещи.
- Какие бывают способы обмена? (бартер и купля – продажа).
- На какие товары можно обменять деньги? На какие услуги? (Высказывания детей)
- Всегда ли существовали деньги? (Высказывания детей)
-Послушаем сообщение
Из истории денег.
Несколько тысяч лет назад люди не знали, что такое деньги. Они просто обменивались друг с другом различными предметами. Гончары меняли горшки и кувшины, кузнецы - наконечники для стрел, ножи, топоры. Земледельцы - зерно, растительное масло, скотоводы - быков, овец, шерсть и кожи. Воины-победители - своих пленников. Но обменивать товары очень сложно. Ценность вещей и продуктов разная. Например, за одного барана можно было получить два топора или четыре кувшина. Чтобы упростить обмен, люди придумали деньги. Правда, сначала деньгами служили различные предметы, например морские раковины, шкурки зверей и даже сушёная рыба.
Одними из первых денег были раковины каури. Слайд 7 В раковинах просверливали дырочки и нанизывали их на верёвочку, как бусы. За одного быка нужно было отсчитать тысячи раковин. Но самыми удобными деньгами оказались металлические. Их можно было чеканить любой стоимостью. Дорогие монеты чеканились из золота, подешевле – из меди. Однако и у них был недостаток – металлические деньги тяжелы и занимают немало места. Богатым купцам, которые торговали с далекими странами, было опасно и неудобно возить с собой большое количество золотых монет: как ни прячь, разбойники все равно найдут их.
И тогда люди придумали выход: золото передавали на хранение в банк, а вместо него брали с собой в дорогу бумажные расписки на это золото. Так впервые появились на свет бумажные деньги. Сегодня деньгами оплачивают вещи, услуги, продукты - всё, во что вложен труд.
Работа по учебнику:
Внимательно прочитайте текст и найдите ответ на вопрос: Какие денежные единицы используются в разных странах?(Ответы детей)
Рубль, копейка в России, в США-доллар, во многих странах Европы-евро . слайд 8
Я хочу вам показать ещё деньги других государств. Это украинские и белорусские, старые деньги. Рассмотрите денежные купюры.
Определите соответствие между купюрами и странами.
Кто знает, как образовались слова рубль и копейка? (Высказывания детей)
«Из истории российских денег». (сообщение)
Рубль на Руси появился не сразу. Долгое время денежными единицами служили шкурки животных, особенно куницы и белки. Были в ходу и серебряные слитки - гривны. Если нужно было заплатить половину гривны, её рубили топором пополам. Такую половину называли «рубль» (от слова «рубить»). Отсюда пошло хорошо нам известное название российских денег. Гораздо позже стали выпускать копейки - монеты, на которых был изображён всадник с копьём, а потом и рублёвые монеты.
Итак, появились монеты. Чтобы их нельзя было подделать, слитки стали клеймить. Клеймо означало количество чистого железа в слитке. Затем стали отражать в слитке место изготовления и символы власти – гербы.
Нумизматика – наука, изучающая историю монет, денежных слитков, медалей. Люди, которые коллекционируют и изучают монеты, называются нумизматы (от латинского слова «нумисма» - монета). Старинные и современные монеты могут очень многое рассказать о прошлом и настоящем разных стран, знаменательных событиях и великих людях. (Рассматривание современных монет в парах.) (монеты и бумажные деньги) Большинство людей во всех странах получают деньги в качестве заработной платы. Но часть денег он может отложить на будущее, сберечь это сбережение. Лицевая сторона монеты называется аверс сдайд 9 или «орел», а обратная – реверс «решка»слайд 10. Почему «орел» понятно, а почему «решка»? «Решка» от слова «решетка». В ходе денежной реформы Петра 1 в обращение поступил серебряный рубль с монограммой царя, составленной из четырех переплетенных букв П и римской цифры 1.Она очень напоминала решётку, которая в разговоре стала «решкой».
ЛЕГЕНДА.
Рассмотрите ребро монеты. Ребро монеты называется «ГУРТ» слайд 11.
Реверс произошло из латинского языка «реверсус», аверс также из латинского «аверсус», т. е. обращённый лицом
В качестве чего получают деньги большинство людей? В качестве заработной платы, то есть платы за работу (сокращённо - зарплата).
Что покупает человек на заработанные деньги? Товары и услуги.
Но всегда ли человек что-то покупает на деньги? Нет, он может часть денег отложить на будущее, сберечь. Как называются такие деньги? Сбережения
Физкультминутка «Конь»
Конь меня в дорогу ждет, (руки за спиной сцеплены в замок)
Бьет копытом у ворот, (ритмичные поочередные поднимания согнутых в коленях ног)
На ветру играет гривой
Пышной, сказочно красивой. (покачивания головой, затем наклоны в стороны)
Быстро я в седло вскочу,
Не поеду – полечу! (подскоки на месте)
Цок-цок-цок,
Цок-цок-цок, (руки полусогнуты в локтях перед собой)
Там, за дальнею рекой,
Помашу тебе рукой.(подскоки на месте)
IV. Закрепление изученного материала
Работа по группам
Ученики разделены на 3 группы. Раздаются 3задачи (по 1 задаче на группу).
Задача 1
Пчела Майя, живущая в Цветочной стране, прилетев в магазин, купила 100 граммов меда и заплатила за это 2 зернышка арахиса. Продавец Муравей сдал сдачу - 2 лепестка розы. Какие деньги существуют в Цветочной стране? Какую функцию выполняют деньги в данном случае? (Выберите один из вариантов:
- средства накопления (сбережения);
-средства обмена на товары или услуги;
-мера стоимости (цена товара).)
Задача 2.
Цена телевизора - 15000 рублей. Цена плеера - 1600 рублей. Какой товар дороже? Какую функцию выполняют деньги в данном случае? (Выберите один из вариантов:
-средства накопления (сбережения);
-средства обмена на товары или услуги;
-мера стоимости (цена товара).)
Задача 3.
Бобёр решил себе к зиме шубу купить. Нанялся он к Зайцу в работники дом строить. Когда дом построил и получил деньги, не стал их тратить, а спрятал их в свой сундучок. Какую функцию здесь выполняют деньги? (Выберите один из вариантов:
-средства накопления (сбережения);
-средства обмена на товары или услуги;
-мера стоимости (цена товара).
А сейчас отправимся в магазин. Найдите в нашем магазине то, что можно купить за деньги. Все ли можно купить за деньги? Нет. Чего нельзя купить? Приведите свои примеры. Небо, море, здоровье, дружба, дождь, уважение людей, ветер и т.д.
Послушайте стихотворение Владимира Орлова "Что нельзя купить".
Я с утра брожу босой,
Весь обрызганный росой,
С птицей возле тополька
Воду пью из родника.
Где-то дома у метро -
Пепси-кола и ситро,
Карусели, зоосад,
Всюду вывески висят.
Если деньги накопить,
Можно многое купить -
Дом, одежду и завод,
Самолёт и пароход.
Но нельзя купить росу,
Птичье пение в лесу,
И не спрятать в кошелёк
Родничок и тополёк.
Ребята, а как вы думаете, почему нельзя купить росу, пение птиц, родничок и тополёк?
Какие открытия сделали?
Как надо относиться к природе?
Вот такой парадокс — с одной стороны, деньги — великое изобретение человечества, без которого невозможен был прогресс, а с другой стороны, это — зло, от которого только беды и несчастья.
- Чем бы вы ни занимались в будущем, помните, что самые дорогие вещи не имеют цены! Например, здоровье. Помните, что за деньги не купишь хорошее настроение. Или уважение окружающих. Или любовь близких. Не обедняйте себя, стараясь все соизмерить с деньгами. Далеко не все продается и покупается. Прислушайтесь к мнению французского писателя Жана де Лабрюйера: «Богатству иных людей не следует завидовать: они приобрели его такой ценой, которая нам не по карману, они пожертвовали ради него покоем, здоровьем, честью, совестью. Это слишком дорого». Слайд 12
-Деньги сами по себе не приносят несчастья, все определяет отношение к ним человека. Общий язык с деньгами можно найти, если не делать накопление их смыслом всей своей жизни и тем более не использовать для этого нечестные методы.
ТЕСТ
1.Что не могло быть товаро-деньгами?
А) скот Б) бумага В) зерно
2. Шкурки куницы в роли денег назывались:
А) резаны Б) ногаты В) куны
3. К слову «рубль» однокоренное слово:
А) рубаха Б) рубин В) рубить
4. Лицевая сторона монеты называется:
А) аверс Б) реверс В) гурт
5. Надпись на монетах называется:
А) аверс Б) реверс В) легенда
Ответы: 1-Б, 2-В, 3- В, 4- А, 5- В. Слайд 13
Загадки про деньги.
Маленькая, кругленькая
Из кармана в карман скачет. (монета)
Мала, кругла, поката, как убежит, не догонишь. (монета)
Как не берегутся, а растрясутся. (деньги)
Штучка невеличка, а всякому нужна. (деньги)
Пословицы и поговорки про деньги.
Денежка без ног, а весь свет обойдет
Нелегко деньги нажить, а легко прожить
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Как вы думаете, будут ли в дальнейшем меняться наши деньги?
V. Рефлексия. Слайд 14
Сегодня на уроке:
Я узнал…
Я научился…
Мне понравилось…
Я бы хотел…
Новые знания мне пригодятся…
VI. Домашнее задание
стр.66-70 пересказать слайд 15
VII. Итог урока.
Ответили ли мы в ходе урока на поставленные вопросы?
Что такое деньги?
Как появились деньги?
Какими были первые деньги?