План - конспект урока ко Дню памяти А. С. Пушкина «В волшебной стране детства Пушкина!»
План- конспект урока ко Дню памяти А. С. Пушкина
«В волшебной стране детства Пушкина!»
(урок- игра для 5-6 классов, посвященная Дню памяти А.С. Пушкина)
Вступительное слово
Данный урок разрабатывался на основе наблюдений за пятиклассниками: что вызывает их больший интерес, какие вопросы задавали осенью 2022 года при изучении творчества Пушкина, какие формы заданий больше привлекают, что мотивирует на работу.
Пятиклассников очень волнуют вопросы биографические, им недостаточно того, что есть в статьях школьного учебника, живое обсуждение вызывают семейные отношения, старинные традиции, бытовые детали. А форма проведения урока привлекает больше игровая, соревновательная, борьба за места. В школьной программе мало внимания уделяется детскому долицейскому периоду в жизни Пушкина, а младшим школьникам именно этот период особо интересен.
С учетом выше сказанного и создавалась данная разработка урока, посвященного Дню памяти А.С. Пушкина.
Цель:
познакомить пятиклассников с интересными, новыми фактами о детстве А.С. Пушкина, показать Пушкина и его семью как обычных «живых» людей со своими слабостями и достоинствами, вспомнить содержание сказок Пушкина; формировать умение обрабатывать информацию в соответствии с поставленными задачами; умение создавать свой текст на основе изученного материала, умение работать в команде, сотрудничать, делать выводы о героях изученных произведений (сказок Пушкина).
Планируемые результаты:
*учащиеся узнают факты о детских годах Пушкина (о его родственниках, об атмосфере в доме родителей, о системе воспитания, о людях, сыгравших важную роль в воспитании маленького Пушкина, о характере Пушкина-ребенка, об особенностях Царскосельского лицея как учебного заведения, о Пушкине-лицеисте), вспомнят содержание и героев пушкинских сказок – предметные;
*учащиеся умеют слышать и слушать друг друга и учителя, могут сформулировать вопрос, опираясь на свои знания и опыт, могут объяснить свой выбор, свое решение, дать связный ответ на поставленный вопрос; устанавливать рабочие отношения с партнерами, распределять роли в команде, т.е. сотрудничать – коммуникативные;
*учащиеся могут осознавать себя как движущуюся силу своего научения, осуществлять самооценку своих действий, достижений, нести ответственность за порученное дело – регулятивные;
*учащиеся могут отбирать текстовый и иллюстративный материал в соответствии с заданной темой, составить свой текст на основе отобранного материала и представить его, оформить выбранные материалы в форме информационного плаката в соответствии с данными критериями, выделять ключевые черты характера известного героя, определять по данным чертам характера персонажа – познавательные.
Оборудование: презентация, интерактивная панель/проектор с экраном, шаблоны для создания кластеров (Приложение 1), наборы карточек-информаторов для каждой команды (Приложение 2), иллюстративный материал (фотографии и репродукции) к каждой теме (Приложение 3), ватман – плакат/магнитная доска, стикеры, карточки с названиями сказок, ватманы для проектов детей.
Подготовка к уроку: класс делится на команды (4), учащиеся заранее перечитывают сказки Пушкина.
ХОД УРОКА (урок парный)
I. Организационный момент
Слово учителя: 10 февраля – День памяти самого известного русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Это памятная дата, в этот день в 1837 году скончался Пушкин от смертельного ранения, полученного на дуэли с гвардейским офицером, французом по происхождению, Жоржем Дантесом. В этот день в нашей стране организуются различные мероприятия, программы, посвященные жизни и творчеству Пушкина. А в доме на улице Мойке в Санкт-Петербурге (где жил Пушкин в последние годы и где умер) проходит торжественное собрание, на котором присутствуют поэты, писатели, ученые, политики, иностранные гости и простые люди, приходящие почтить память поэта.
Мы тоже наш урок сегодня посвящаем этой памятной дате. Пожалуй, нет человека в нашей стране, который не знал бы хотя бы одного произведения Александра Сергеевича. Многим кажется, что знают про Пушкина всё, ведь каждый год в школе изучали его биографию, читали его произведения, ходили на мероприятия, посвященные Пушкину. Но это обманчивое впечатление. На самом деле, можно каждый раз, читая научные статьи, воспоминания о поэте, книги самого Пушкина, открывать всё новые и новые страницы его жизни, новые и новые грани его таланта. Пушкин уникален не только как сочинитель, ученый, но и как человек. Интересны его судьба, его жизненный путь. Например, Пушкин был исключительно работоспособен, мог за одну ночь написать поэму или несколько стихов. Мало кто знает, что Александр Сергеевич увлекался боксом, даже выписывал из Англии спортивный журнал.
Вы уже знакомы немного и с творчеством поэта, прежде всего с его сказками и стихами, и с некоторыми фактами его жизни. Сегодня на нашем необычном уроке, который мы проведём в форме творческого соревнования, вы получите возможность открыть для себя малоизвестные факты из детства Пушкина, узнаете подробнее о его семье, о годах его учёбы; также мы вспомним сказки Пушкина и определим, кто в классе лучший знаток сказок Пушкина.
II. Мотивационный этап
Слово учителя:
Итак, начнём. Представим себе, что машина времени реально существует. И на ней к нам на встречу прибудет юный пятнадцатилетний Александр Пушкин. Какие бы вопросы вы задали юному Пушкину, учитывая его юный возраст (поэтому про дуэль вы не можете спросить), учитывая то, что вам о нем уже известно, то, что вы читали из его произведений. Запишите по 1-3 вопроса к маленькому Пушкину на стикеры, которые лежат у вас на партах.
** Далее дети прикрепляют свои стикеры с вопросами на заранее приготовленный ватман-плакат/ магнитную доску/ т.п. (что есть в кабинете). Учитель бегло прочитывает детские вопросы, делает краткий вывод о том, что бы класс хотел узнать.
Слово учителя: в конце нашей встречи узнаем, чьи вопросы нашли ответы уже сегодня.
III. «Сашино детство» (работа с биографическими фактами)
Пояснение: класс заранее делится на 4 равные команды и садится группами на определенные места.
№1. Звучит отрывок из книги Б.С. Веробьяна «Пушкин Александр Сергеевич (Детство. Отрочество. Юность)» (читает учитель или заранее подготовленный ученик). В это время на слайдах показываются портреты маленького Пушкина, его родителей, других родственников).
Саша Пушкин в Москве златоглавой рожден,
В Елохове, в Богоявленской церкви крещён.
26 мая 1799 года, или, по новому исчислению,
6 июня – поэта великого день рождения…
Деревянный дом, что его приютил,
Говорят, на улице Немецкой был.
Это Бауманская. Там школа сейчас
С мемориальной доской для нас…
Родители поэта – Сергей и Надежда –
Из именитых фамилий, известных прежде.
Пушкины прославили Россию и немало.
А мамы Саши – из рода Ганнибалов.
Пушкин гордился происхождением своим.
Прадед Абрам Ганнибал Петром I был любим.
Сын его Осип у помещика Пушкина в жёны взял
Дочь Марию, и от неё – Надежда Ганнибал…
№2. Слово учителя: Детство – важнейший этап в жизни любого человека, в этот период формируется личность человека.
Каким же оно было, «Сашино детство», время, столь важное для становления творческой личности Пушкина? Каким ребенком был Саша Пушкин, спокойным, застенчивым, или озорным, непослушным, или и таким, и таким, разным? Скоро вы об этом узнаете.
**Далее учитель объясняет суть задания, порядок его выполнения.
Задание: каждая команда получает тему для своего мини-проекта, набор информационных карточек (См. Приложение 2) и ватман А2, маркеры, карандаши, фломастеры, клей. Иллюстративный материал расположен на отдельном столе, представители команд (оформители) подходят к нему и отбирают нужное для своей темы. Набор карточек - информаторов для каждой команды индивидуален в зависимости от учебных возможностей (можно смешать 2/3/4 темы, главное условие, чтобы был процесс отбора материала).
Задача каждой команды совместными усилиями отобрать из данного набора карточки с информацией по своей теме, оформить плакат для своего выступления (тема, карточки информационные, иллюстрации/фотографии, свои рисунки по желанию); выступить с рассказом по своей теме.
Темы выступлений (учитель комментирует темы, что в них входит):
А) Семья Пушкина, его близкие и родные;
Б) Сашино детство до Лицея: характер маленького Пушкина, его увлечения, занятия;
В) Царскосельский лицей: программа обучения, правила поведения, распорядок дня;
Г) Пушкин- лицеист.
Критерии оценивания выступлений команд (учитель комментирует критерии):
1) Соответствие отобранного материала на карточках данной теме;
2) Выстраивание материала в логической последовательности;
3) Соответствие отобранного иллюстративного материала данной теме;
4) Понятная, четкая, выразительная речь во время выступления;
5) Аккуратность оформления плаката, яркость, наглядность.
По каждому критерию от 1 до 3 баллов.
Распределение ролей в команде (учитель комментирует суть каждой роли):
1) Организатор -командир, контролер.
2) Исследователи.
3) Оформители.
4) Докладчики.
5) Хранитель времени.
Примечание: чтобы вовлечь всех детей в работу и избежать «стихийности», лучше распределить роли, тогда у каждого ребенка будет возможность занять активную позицию в определенный момент совместной работы; учитель сам может распределить роли, учитывая особенности детей, или учащиеся делают это самостоятельно, зависит от уровня подготовленности класса к такой работе, от степени сформированности коллектива, от типа отношений в классе.
№3. Работа команд над созданием плаката и текста выступления по заданной теме.
№4. Выступления команд, защита мини-проектов.
№5. Оценивание работы команд.
IV. «Что за прелесть эти сказки!» (работа со сказками Пушкина)
№1. Слово учителя:
Почти у каждого из нас первое знакомство с Пушкиным произошло через его сказки. Сегодня мы вновь окунёмся в волшебный и мудрый мир пушкинских сказок. А какие сказки Пушкина вам известны? (ответы детей).
Сейчас команды продолжат свою борьбу, но уже не в знании биографии поэта, а в знании его сказок.
№2. Первый тур «Угадай сказку по иллюстрации»
У каждой команды лежат карточки с названиями сказок Пушкина. На экране появляется иллюстрация к сказке Пушкина, команды 8 секунд совещаются, по команде учителя поднимают карточку с названием сказки (команды сидят так, что не видят карточки друг друга), учитель фиксирует ответы, ставит баллы (за каждый верный ответ 1 балл), комментирует правильный ответ.
№3. Второй тур «Составляем кластер «Угадай героя сказки Пушкина»»
Проведение жеребьёвки: командир каждой команды выбирает жетончик с именем героя сказки. Например, старуха из «Золотой рыбки», королевич Елисей, князь Гвидон, Царевна Лебедь, работник Балда, поп, сватья Бабариха, семь богатырей, царица-мачеха и др. Жетончиков должно быть столько, чтобы у каждой команды был выбор.
У каждой команды лист А4 для составления кластера с шаблоном (См. Приложение1). За 5 минут команда совместными усилиями составляет кластер с характеристиками героя, который выпал на жеребьёвке, имя загаданного героя не указывают на листе.
Примечание: если класс не знаком с таким приёмом, как кластер, то в начале тура учитель объясняет, даёт образец.
Например, по сказке «Царевна- лягушка»:
Иван- царевич
Решительный преданный сострадательный смелый нетерпеливый
Василиса Премудрая
Находчивая мудрая трудолюбивая красивая талантливая
№4. Третий тур «Разгадываем кластер «Угадай героя сказки Пушкина»»
Команды обмениваются составленными кластерами, например по часовой стрелке. В течение 2 минут обсуждают, вписывают имя героя. Называют по очереди свои ответы. Команда-составитель определяет верность/неверность ответа.
№5. Оценивание 2 и 3 туров
Учитель оценивает правильность составления кластера, дети могут включиться в обсуждение, если считают, что качество героя указано неверно. За верно разгаданный кластер 1 балл команде. За составление кластера до 6 баллов.
V. Подведение итогов. Рефлексия
№1. Сегодня вы открыли для себя много нового о Пушкине, о его семье, о его характере, о том, что повлияло и кто повлиял на то, что Пушкин вырос именно таким, каким он вошёл в историю.
Вспомните свои вопросы, которые вы писали юному Пушкину в начале нашей сегодняшней встречи. Кто получил сегодня ответ на свой вопрос? (ответы детей). А те, кто не получил, не расстраивайтесь, я изучу ваши вопросы, и уже на других уроках мы продолжим искать ответы на ваши вопросы.
№2. Что сегодня на уроке было для вас самым интересным, а полезным?
Какие задания вам показались самыми сложными? Почему?
№3. Подведение итогов игры. Подсчет баллов. Команды можно наградить небольшими призами или «отметками» (за 1 место три «5», за 2 место две «5», за 3 место «5», за 4 место «4», как вариант, детей мотивирует).
№4. Прочтение лицейской редакции стихотворения «К Дельвигу», в котором с благоговением пишет Пушкин о своём детстве:
В младенчестве моем я чувствовать умел,
Всё жизнью вкруг меня дышало,
Всё резвый ум обворожало,
И первую черту я быстро пролетел.
С какою тихою красою
Минуты детства протекли;
Хвала, о боги! вам, вы мощною рукою
От ярых гроз мирских невинность отвели,
И были дни мои посвящены покою.
Приложение 1 «Шаблон для кластера»
Имя героя
Приложение 2
«Карточки – информаторы для создания рассказа и плаката на заданную тему»
(Материал для карточек взят из книг и статей № 1-5, 7-10. См. Список использованных источников)
Примечание: количество карточек по каждой теме выбирается в зависимости от уровня подготовленности класса/команды.
Тема «Семья Пушкина, его близкие и родные»
Карточка – информатор Родители поэта поженились по любви, в целом в их доме царило согласие. Вместе родители прожили около 40 лет вплоть до смерти Надежды Осиповны в 1836 году. Отец, его братья и сестры были людьми семейственными, полюбовно разделили доставшееся им наследство, заботились друг о друге, поддерживали в трудных обстоятельствах. Словом, семья Пушкиных была дружной и вполне благополучной. |
Карточка - информатор Отец поэта, отставной майор Сергей Львович Пушкин, принадлежал к старинному, но обедневшему дворянскому роду. Сергей Львович был остроумным человеком, увлекался литературой и любил читать наизусть отрывки из пьес знаменитых французских драматургов. Но особенно отец Пушкина блистал двумя «талантами»: умением завязывать литературные знакомства и играть в любительских спектаклях, которые сам и устраивал. Поэтому в доме Пушкиных часто бывали в гостях известные писатели, музыканты, поэты. |
Карточка - информатор В первую очередь фамилия «Пушкин» ассоциируется с Александром Сергеевичем Пушкиным. Но не все знают, что его дядя, брат отца, также писал стихи, поэмы, басни, сказки, сатиры. Именно он был первым учителем, наставником, вдохновителем Саши Пушкина в поэзии. В начале XIX века Василий Львович Пушкин уже известный поэт, староста литературного общества «Арзамас», творец сатирической поэмы «Опасный сосед», появление которой в 1810 году стало сенсацией. Василий Львович, по отзывам современников, был весельчаком, очень образованным, начитанным человеком, остроумным собеседником и рассказчиком, к тому же бесконечно добрым человеком, умеющим сближать людей. |
Карточка - информатор Большое влияние на детство и первое воспитание Александра и его сестры Ольги оказала их бабушка по матери Мария Алексеевна. Бабушка была образованным, рассудительным человеком, говорила и писала прекрасным русским языком, по воспоминаниям сестры Пушкина Ольги, именно она выучила их русской грамоте и письму, была их первой учительницей. Также Мария Алексеевна помогала вести хозяйство в доме своей дочери Надежды Осиповны. |
Карточка - информатор У Пушкина было две няни. С рождения и до 4-5 лет за ним смотрела няня Ульяна. Во время прогулки Ульяны с годовалым Пушкиным в Юсуповском саду в Петербурге произошла встреча с императором Павлом I, который выговорил няне за то, что она не сняла с малыша картуз (головной убор). Скорее всего, Ульяна была с трехлетним Пушкиным в московском саду во время землетрясения 1802 года, которое маленький Саша хорошо запомнил. |
Карточка - информатор Всем известная Арина Родионовна Яковлева была сначала няней сестры Пушкина, а потом уже и Саши. Была она представительницей настоящих русских нянь: мастерски говорила сказки, знала народные поверья и пословицы. Уже взрослым Пушкин записывал сказки няни и использовал нянины сюжеты в своих произведениях: «Сказка о царе Салтане», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мёртвой царевне…» |
Карточка- информатор После няни Ульяны за Александром смотрел дядька Никита Тимофеевич Козлов, грамотный дворовый мужик, который был сказителем, как и Арина Родионовна. Одна из его тетрадей с балладой, сочиненной на основе сказок о Соловье-разбойнике, богатыре Еруслане Лазаревиче и царевне Миликтрисе, хранилась в семье Ольги Сергеевны Павлищевой, сестры Пушкина. |
Тема «Сашино детство до Лицея: характер маленького Пушкина, его увлечения, занятия»
Карточка - информатор Саша Пушкин поначалу рос задумчивым и рассеянным мальчиком, что вызывало у родителей недоумение и беспокойство. Когда Александр Сергеевич был маленьким, родители не предвидели в нем никакого особого таланта. Напротив, им казалось, что из него ничего в жизни не выйдет. Он был грузным, полным мальчиком, неповоротливым и безынициативным. Надежда Осиповна заставляла маленького Александра бегать и играть со сверстниками, с трудом побеждая его лень и молчаливость. |
Карточка - информатор Впоследствии всё изменилось: Пушкин стал живым, шаловливым ребенком, поражавшим своих родителей пылким нравом, необыкновенной памятью и, в особенности, наблюдательным не по годам умом. |
Карточка - информатор Сначала Пушкин учился дома до 12 лет. Родители читали детям французские книги, разговаривали дома по-французски. По некоторым свидетельствам, в раннем детстве поэт почти не говорил по-русски. Его первыми учителями русского языка были бабушка Марья Алексеевна, няня Арина Родионовна, дядька Никита Козлов, проведший с Пушкиным весь его жизненный путь. Благодаря им да общению с крестьянскими детьми, Пушкин выучился русской грамоте, усвоил склад родной речи. |
Карточка - информатор Папа и мама Пушкина были умны, начитаны и остроумны. Родители поощряли участие детей в вечерах, проводившихся в их доме, едва ли не с младенческого возраста, водили их на такие же вечера к своим столь же образованным друзьям, а позднее в московские театры и на гуляния. Разговоры взрослых на темы искусства, истории, политики, домашние спектакли, декламация стихов — всё это тоже способствовало раннему пробуждению творческих способностей будущего поэта. |
Карточка - информатор Саша Пушкин начал писать стихи с шести лет, а пьесы, которые он разыгрывал перед сестрой Ольгой, с 7-8 лет. Примерно в 10-11 лет Александр создал большую поэму «Толиада», которую маленький поэт бросил в печь, не выдержав издевательств гувернёра над своим произведением. |
Карточка - информатор Средства семьи были всегда ограничены, тем не менее, платные учителя к детям нанимались по рекомендациям родных и знакомых едва ли не лучшие. Таковыми были Монфор, Руссло, священник А.И. Беликов (преподававший русский язык), впоследствии автор и переводчик ряда книг. Перед поступлением в Лицей занимался с Александром также дядя Василий Львович. Так что домашнее долицейское образование, полученное Пушкиным, было качественным, ведь при поступлении на вступительных испытаниях он показал весьма достойные результаты. |
Карточка - информатор «Все мы видели, что Пушкин нас опередил, многое прочёл, о чём мы и не слыхали, всё, что читал, помнил…» - вспоминал друг Пушкина. Учился в детстве Пушкин также рисованию, танцам у знаменитого Иогеля (учителя танцев в Москве, организатора балов) и верховой езде. |
Воспитывала поэта вся атмосфера дома Пушкиных (включая не только родителей и бабушку, но и домочадцев из простого народа) и, если брать широко, весь уклад московской и подмосковной жизни. |
Тема «Царскосельский лицей: программа обучения, правила поведения, распорядок дня»
Тема «Пушкин – лицеист»
Карточка-информатор Прочитав постановление о Лицее, отец Пушкина, Сергей Львович, решил отдать туда своего старшего сына. Он добился, чтобы Александр был записан среди 30 претендентов в кандидаты на обучение. Вступительный экзамен был назначен на август. В роскошном зале Дворца собрались юные кандидаты в сопровождении родственников. Перед большим собранием экзаменаторов живой, курчавый, быстроглазый мальчик Саша Пушкин отвечал легко и уверенно. - Какого французского писателя ты знаешь лучше всего? - Вольтера! – бойко ответил Александр. Все засмеялись. Но Саша действительно в свои 11 лет знал и любил Вольтера. Счастливый день! Экзамен сдан! |
Карточка-информатор В Лицее Пушкин увлекался борьбой, фехтованием, играл в лапту, в мяч, и очень сердился, когда проигрывал. Он, однако, легко забывал пустячные обиды, но долго помнил серьёзные, нанесенные ему как человеку и унижающие его достоинство. Но если сам был виноват или принял недоразумение за оскорбление, то раскаивался и делал это с подкупающей простотой и непринужденностью. |
Карточка-информатор Пушкин отличался в Лицее веселостью и насмешливостью. Любил подтрунивать над лицеистами, но шутки его не затрагивали чести и достоинства товарищей. Вот какие строки посвятил он Дельвигу Антону, к которому рано привязался: Дай руку, Дельвиг! Что ты спишь? Проснись, ленивец сонный! Ты не под кафедрой сидишь, Латынью усыпленный. Такие шутки не оскорбляли, о лени и сонливости Антона Дельвига в Лицее ходили легенды. |
Карточка-информатор У Пушкина было много преданных друзей, но всех верней и милей были ему лицейские друзья. Некоторые из них стали спутниками всей его жизни, а Царское село, где находился Лицей, - столицей всего мира. Самыми близкими друзьями стали Иван Пущин, его сосед по комнате, Вильгельм Кюхельбекер, Антон Дельвиг, Иван Малиновский, сын первого директора Лицея. В Лицее у Пушкина было прозвище «Француз», так как он прекрасно говорил на французском языке, лучше всех среди одноклассников. |
Карточка-информатор В программу Лицея входили упражнения в стихах, чтобы будущие государственные деятели научились легко и свободно излагать свои мысли. Пушкин не сразу занял первое место среди лицейских поэтов, а сочиняли стихи многие из них. Сначала первым лицейским поэтом считался Илличевский, который легко и бойко писал эпиграммы, басни, послания, письма в стихах. Но скоро и сам Илличевский понял, что далеко ему до Пушкина. |
Карточка- информатор Самые первые лицейские творения не сохранились, известно, что, соревнуясь с Илличевским, сочинил рыцарскую балладу, роман в прозе «Цыган» и стихи на французском. Когда юный Пушкин стал ощущать себя поэтом, творцом, человеком, способным создавать прекрасное, стал серьёзнее, меньше шалил. Его влекло в поэзии лёгкое и весёлое. Юный Пушкин писал послания, эпиграммы, шутливые поэмы о дружбе, о любви, о пирушках и других радостях жизни. |
Карточка- информатор Сочинял Александр Пушкин повсюду. «Не только в часы отдыха от учения в рекреационной зале, на прогулках, но нередко и в классах, и даже в церкви ему приходили в голову разные поэтические вымыслы, и тогда лицо его то хмурилось необыкновенно, то прояснялось до улыбки, смотря по роду дум, его занимавших» , - вспоминал один из лицеистов. |
Карточка- информатор Учебные успехи Александра Пушкина: одни предметы ему давались легко, другие тяжело. В ведомостях текущей успеваемости Пушкин часто был в нижней части списка. Большие успехи показывал в русской словесности, французском и латинском языках, рисовании, фехтовании, в географии и истории. В Лицее преподаватели давали характеристики ученикам и по нравственной части. О Пушкине сохранились такие свидетельства: «Мало постоянства и твердости, словоохотен, остроумен, приметно и добродушие, но вспыльчив и легкомыслен». |
Приложение 3 «Иллюстративный материал для плакатов»
Семья Пушкиных в 1808 году (Салькова М.) |
|
Родители Пушкина |
Сестра Ольга и брат Лев |
Бабушка Мария Алексеевна Ганнибал и дядя Василий Львович Пушкин |
Няня Арина Родионовна Яковлева и дядька Никита Козлов |
Село Захарово, где провёл ранние годы Пушкин |
Дом в Москве, где родился Пушкин |
Юный Пушкин сочиняет |
Маленький Пушкин в библиотеке отца |
Маленький Пушкин с няней |
Юный Пушкин с дядей |
Усадьба Захарово, комната с портретом Ивана Ганнибала, брата отца матери Пушкина |
Памятник юному Пушкину в селе Захарово |
Здание Лицея во времена Пушкина |
Здание Лицея сейчас |
Комнаты лицеистов |
Комната для занятий в Лицее |
Библиотека в Лицее |
Табель лицеистов |
Лицеисты на прогулке |
На уроке фехтования |
Лицей, 4 этаж, комнаты лицеистов |
Пушкин на уроке в Лицее |
Пушкин беседует с друзьями |
Пушкин сочиняет в садах Лицея |
Пушкин на уроке |
Пушкин на уроке фехтования |
Пушкин- лицеист |
Друг Пушкин Антон Дельвиг |
Друг Пушкина Иван Пущин |
Друг Пушкина Вильгельм Кюхельбекер |
Примечание: фотографии сделаны маленькими для формата статьи, по необходимости увеличиваются.
Список использованных литературы и источников:
1. Басина М. А. В садах Лицея. На брегах Невы. - Санкт-Петербург: «Пушкинский фонд», 2022.
2. Веробьян Б.С. Пушкин Александр Сергеевич (Детство. Отрочество. Юность). - Москва: «Техносфера», 2009.
3. Дней Александровых прекрасное начало… Пушкинский лицей: наставники и питомцы. Автор-составитель Л. Б. Михайлова. - Санкт-Петербург, 1996.
4. Егорова Е.Н. Детство Пушкина. Мифы и реальность. Доклад на XV Пушкинской конференции "Пушкин в Подмосковье и Москве"// https://proza.ru/2011/11/01/685
5. Егорова Е. Н. Детства милые виденья в творчестве Пушкина. Очерк – антология. //
https://proza.ru/2012/03/29/172
6. Консорциум + для современного руководителя и педагога. Материалы Единого методического дня «Школа позитивных изменений» // сайт ИРООО http://consortium.irooo.ru/shkoly-uluchshayushchie-rezultaty/emd/206-edinyj-metodicheskij-den-shkola-pozitivnykh-izmenenij
7. Коровин В. И. А.С. Пушкин в жизни и творчестве. - Москва: «Русское слово», 2000
8. Никитина М. Н. Литературная гостиница «Пушкинские дороги». Фестиваль «Открытый урок» издательства «Первое сентября» // https://urok.1sept.ru/articles/644447
9. Саитов В. И. В. Л. Пушкин (историко- литературный очерк) // Публичная электронная библиотека // http://public-library.ru/Pushkin-Vasiliy/biography-ocherk.html
10. Филиппов А. Солдат бумажный: к 255-летнему юбилею Василия Львовича Пушкина // https://portal-kultura.ru/articles/history/332827-soldat-bumazhnyy-k-255-letnemu-yubileyu-vasiliya-lvovicha-pushkina/
11. Иллюстративный материал (фотографии, репродукции, рисунки) // https://yandex.ru/images
12. Фон для презентаций // https://phonoteka.org/71804-fon-dlja-prezentacii-skazki-pushkina.html
Суслопарова Людмила Юрьевна
Ирина Владимировна Казарцева
Галина Владимировна
Гармс Людмила Павловна
Нигуль Виолетта Юрьевна