План -конспект урока ко Дню памяти А.С.Пушкина
МКОУ ШАГАЛОВСКАЯ СОШ
План-конспект урока ко Дню памяти А.С.Пушкина
( 5-6 класс)
Тема : Пока в России Пушкин длится, метелям не задуть свечу.
Разработала: Степанова Олеся Владимировна,
учитель русского и литературы.
2023год
Тема : Пока в России Пушкин длится, метелям не задуть свечу.
( Памяти А. С. Пушкина)
Цель: 1)воспитывать чувство гордости за творчество великого русского поэта;
2)вызвать желание читать и перечитывать Пушкина;
3)пробудить интерес к более глубокому изучению творчества поэта.
Задачи:
1) углубить и расширить приобретенные на уроках знания о личности А.С.Пушкина, его жизни и творчестве, показать величие поэта;
2) развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, творческие способности, навыки актерского мастерства, умение обобщать, логически верно излагать свои мысли.
3) воспитывать уважительное отношение к выдающимся людям нашей Родины, к славным датам российской истории и культуры, любовь к литературе как к учебному предмету, способствовать созданию благоприятного психологического климата в коллективе.
Методы обучения: словесные, наглядные, слуховые
Формы работы: фронтальные.
Средства обучения: компьютер, мультимедийное оборудование.
Технология: использование ИКТ
Оборудование: портреты А.С.Пушкина, плакат с высказыванием В.Г.Белинского, выставка произведений А.С.Пушкина, компьютер,иллюстрации к сказкам, проектор, экран.
Тип занятия: комбинированный (40 мин.)
Ход занятия
Эпиграф:
Следы исчезнут поколений,
Но жив талант,
Бессмертен гений.
Ф. Глинка
1 Организационный момент.
2. Сообщение темы и целей занятия.
3.Краткое вступительное слово учителя
Здравствуйте, ребята. Сегодня мы собрались по особому поводу. Сегодня 10 февраля, день Памяти А.С. Пушкина.
Дату 10 февраля (29 января по старому стилю) нельзя считать праздничной. Наоборот, эта памятная дата трагична, ведь в этот день в 1837 году скончался А. С. Пушкин – величайший российский поэт, имя и творчество которого широко известно во всем мире. Было ему всего 37 лет, и скончался Пушкин от смертельного ранения, полученного во время дуэли с Дантесом.
4. Ученик читает стихотворение Плещеева «Памяти Пушкина»(заранее выученное наизусть)
Мы чтить тебя привыкли с детских лет,
И дорог нам твой образ благородный;
Ты рано смолк, но в памяти народной
Ты не умрешь, возлюбленный поэт!
Бессмертен тот, чья муза до конца
Добру и красоте не изменяла,
Кто волновать ушел людей сердца
И в них будить стремленье к идеалу;
Вот почему, возлюбленный поэт
Так дорог нам твой образ благородный,
Вот почему неизгладимый след
Тобой оставлен в памяти народной!
5. Лекционная часть (с игровыми элементами)
Пожалуй, в нашей стране нет человека, который бы не знал хотя бы одного произведения Пушкина. С самого детства этот великий поэт входит в нашу жизнь. Его волшебные сказки будоражат наше воображение. Его поэзия заставляет нашу душу петь, а его проза - сопереживать героям , надолго оставляя их в своей памяти. Произведения А.С.Пушкина были переведены на многие языки мира. Пушкин был не просто гениальным поэтом, он также стал реформатором русского языка и русской культуры в целом.
Ребята, давайте прочитаем высказывание В.Г.Белинского:
"Пушкин принадлежал к числу тех творческих гениев, тех великих исторических натур, которые, работая для настоящего, приготовляют будущее, и по тому самому не могут принадлежать только одному прошедшему"
-Как вы его понимаете?( ответы детей)
-А теперь, ребята, вспомним, как же все начиналось. Давайте вместе пройдем дорогами его жизни, его творчества.
А начиналось все так же, как и у всех. Летним днем 6 июня 1799 года, в Москве, в известной семье Пушкиных, случилось волнительное событие: родился сын, которого назвали Александром. Мальчик рос толстоватым, малоподвижным и его дядюшка поэт Василий Львович, говаривал: “Экой ленивец”.
Неповоротливый мальчик подрастал в шалостях. То и дело бил он маменькину посуду, и Надежда Осиповна – мать поэта, случалось, в гневе наказывала его. Только няня Арина Родионовна прижимала к себе своего любимца:
- Пойдемте, Александр Сергеевич, я вам сказку скажу, добрую, легкую. Она укладывала своего любимца, принималась сказывать...Ах , эти нянины сказки ! Именно они пробудили в маленьком Сашеньке интерес к литературе, и его судьба была предопределена.
-Ребята, самыми любимыми сказками Александр Сергеевич поделился и с вами.
Игра " Угадай сказку"(на экране появляются иллюстрации к сказкам Пушкина, детям нужно угадать название.Иллюстрации могут быть любые)
Но наступало утро. Утрами мальчик занимался с французом -гувернером, беседовал с ним по-французски. Ребенок все выполнял, но ему было скучно.
Но как только дом наполняли знакомые писатели и поэты, начинали спорить о книгах, читать стихи, голубые глаза мальчика оживали, разгорались, и он тоже принимался сочинять озорные стихи. А главное он подружился на всю жизнь с книгами.В отцовской библиотеке было много книг. Как только маленький Саша научился читать, все свое свободное время он проводил там. Читал, читал...
Шли годы. Двенадцати лет Александра отправили с дядюшкой на учение в Петербург, в Царскосельский лицей.
Это были прекрасные, незабываемые дороги дружбы, поэзии, любви. Всю жизнь поэт будет вспоминать о них с нежностью и восторгом. И где бы он ни был, душой Пушкин рвался в Царское Село.
6. Ученик читает отрывок из стихотворения Пушкина "19 октября"(заранее подготовленное)
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен —
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас пи бросила судьбина
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.
7.Лекционная часть(продолжение)
Именно там расцвел поэтический дар великого поэта. Живописная местность, тишина и покой дали ему возможность проявить свой талант. Он очень любил природу и с детства писал стихи о ней. Ребята, со стихотворениями Пушкина мы знакомы давно. Давайте вспомним некоторые из них. (прочитать начало стихотворений, пару строк , дети должны продолжить наизусть)
а) Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
б) Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
в) У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
г) Сижу за решёткой в темнице сырой.
Вскормлённый в неволе орёл молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюёт под окном,
Клюёт, и бросает, и смотрит в окно,
Как будто со мною задумал одно.
Зовёт меня взглядом и криком своим.
И вымолвить хочет: «Давай улетим!
д)Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждёшь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках
Глядишь в забытые вороты
На чёрный отдалённый путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
д)Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
-Стихи Пушкина все очень хороши. И хочется пожелать чтобы вы вдумчиво и внимательно их читали.
Пушкин был абсолютно прав, написав, что «слух обо мне пройдёт по всей Руси великой, и назовёт меня всяк сущий в ней язык, и гордый внук славян, и финн, и ныне дикой тунгус, и друг степей калмык». О Пушкине знают во всех уголках нашей страны, его имя воспевают поэты. Пушкин умер. Однако он оставил нам прекрасное наследство – свои гениальные произведения – поэмы, стихотворения и, конечно же, сказки.
А сейчас мы с вами узнаем интересные факты из жизни А.С.Пушкина ( на разрезанных листочках написаны факты из жизни Пушкина, каждый ученик вытаскивает бумажку и зачитывает вслух) Приложение 1.
8. Итог урока
Наш урок, посвященный великому поэту, подошел к концу, хотя многое можно было бы еще услышать. Поэзия Пушкина – неисчерпаемый источник, который как в сказке, поит «живой водой» всех, кто прикасается к нему. Всем творчеством Пушкин служил народу, и народ платит ему ответной любовью. У Пушкина мы учимся многому. Читайте Пушкина!
Нет сомненья в том, что чувства с годами будут возрастать и наш родной Пушкин всегда будет с нами всю нашу жизнь.
9. Рефлексия.
-Что нового сегодня вы узнали о Пушкине?
- А теперь, обратимся к эпиграфу нашего урока, что он доказывает?
- С каким настроением вы покинете этот класс?
Приложение 1
Интересные факты из жизни Пушкина
1.Александр Сергеевич по характеру был вспыльчив, задирист, неугомонен, остер на язык, любил шутки и обладал не малым чувством внутреннего достоинства.
2.Несмотря на то, что потомка Ганнибала нельзя было считать верхом физической красоты, при росте 166.7 см (2 аршина 5 вершков с половиной) и совсем неброской внешности, он сам много любил и был любим женщинами.
3.Во время венчания 32 –х летнего поэта с Натальей Гончаровой, которой в ту пору шёл девятнадцатый год, произошел нелепый неприятный случай: кольцо выскользнуло из рук жениха и упало на пол, к завершению всего, потухла свеча. Пушкин счел это дурным предзнаменованием, очень переживал, но все равно был счастлив семейной жизнью, преданно любил свою красавицу-жену, был верен ей по воспоминаниям очевидцев, как и она была ему верна.
4.Супруга — верх совершенства была на 6 см его выше, из-за чего поэт чуть комплексовал и на балах старался держаться в стороне от жены. Супруга не была против такого мужнего отстранения, она любила танцевать, блистать, восхищать окружение и ловить восторженные взгляды, хотя и была безупречна в поведении.
5.Поэт был исключительно работоспособен, за ночь мог написать поэму или несколько стихов на заказ, но даже это не спасало семью от постоянной материальной нужды — долги не заканчивались.
6.И мало кто знает о редком хобби поэта: боксе. Александр Сергеевич занимался этим видом спорта и даже выписывал из Англии журнал, посвященный этим вопросам.
7.Поэт в совершенстве владел иностранными языками: английским, французским, греческим, немецким, испанским, итальянским и латынью, осваивал славянские языки. Его библиотека насчитывала три с половиной тысячи томов книг, большая часть которых на иностранном языке.
8.Писатель добровольно участвовал в военном походе на Кавказе с казачьими частями полка Н. Н. Раевского за взятие крепости Арзрум, описав события в книге » Путешествие в Арзум во время похода 1829 года»
9.Пушкин и царь Николай I вели личную переписку, хотя не одобряли поступки и деятельность друг друга.
После гибели поэта император оплатил все его долги, было назначено государственное содержание вдове и детям.
10.Сколько детей было у великого писателя? Всего за 6 лет супружеской жизни в браке родилось четверо детей, две дочки и два сына: Мария, Александр, Григорий и Наталья. Дети Александр и Наталья имели своё потомство, их прямые наследники сегодня живут в Бельгии, США, Англии, Германии, в России их насчитывается более 50 человек.
11.Почти три сотни памятников Александру Сергеевичу Пушкину стоят по всему миру. Но, пожалуй, самым умиляющим является бронзовый бюст в Эфиопии. На постаменте из мрамора высечены слова: «Нашему поэту». Этот памятник — дар правительства Москвы, работа скульптора Александра Белашова.
В оформлении урока использованы сайты:
Иллюстрации-https://vospitatel-sada.ru/kartinki/2021/06/14.jpg
https://vospitatel-sada.ru/kartinki/2021/06/56.jpg
https://vospitatel-sada.ru/kartinki/2021/06/64.jpg
https://img-fotki.yandex.ru/get/3113/225044291.360/0_130553_88ab4a83_orig.jpg
https://vospitatel-sada.ru/kartinki/2021/06/44.jpg
Тексты-https://www.culture.ru/literature/poems/author-aleksandr-pushkin