12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Екатерина118
Россия, Новосибирская обл., село Березово

Всероссийский конкурс педагогического мастерства для учителей русского языка и литературы на лучший план-конспект урока ко дню памяти

А.С. Пушкина

Цель – пробуждение интереса учащихся к жизни и творчеству А.С.Пушкина через воспоминания современников.

Задачи:

Систематизировать пройденный материал по биографии А.С.Пушкина.

Выработать умение воздействовать словами на слушателей, умение владеть речью.

Воспитывать эмоциональную восприимчивость и отзывчивость.

Оборудование: портрет А.С.Пушкина, раздаточный материал учащимся: пазл с портретом А.С.Пушкина на каждый стол, листы для написания синквейна.

Подготовка к уроку: групповые сообщения воспоминания современников по блокам из жизни Пушкина, выразительное чтение подготовленного стихотворения А.Н.Плещеева «Памяти Пушкина» одним учеником

Ход занятия

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Орг.момент

2 мин.

Проверка готовности к уроку.


II. Актуализация и целеполагание

2 мин.

Для того, чтобы определить тему и цель нашей работы на уроке предлагаю собрать пазл.

(учащимся на парту раздается пазл)

Работа с эпиграфом:

Пушкин – солнце русской поэзии, великий русский поэт

Какая тема нашего урока?

Какая цель нашего урока?

Учащиеся собирают пазл (портрет Пушкина).







Формулируют тему и цель урока.

III. Обобщение и систематизация знаний

35 мин.

С самого детства в нашу жизнь входит имя великого русского писателя и поэта – Александра Сергеевича Пушкина. Сегодняшний урок предлагаю провести в необычном формате. Жизнь и творчество Пушкина мы с вами узнаем из воспоминаний современников: каким видели и запомнили его они. На прощлом занятии мы работали с электронными ресурсами, находили в них воспоминания об Александре Сергеевиче Пушкине в разные периоды егожизни.

1 группа – портрет А.С.Пушкина. Каков облик писателя виделся его современникам?

2 группа – внутренний мир А.С.Пушкина. Каким был Пушкин в глазах современников?

3 группа – быт и привычки А.С.Пушккина. Как жил А.С.Пушкин, какие привычки имел?

4 группа – детство А.С.Пушкина (1799-1811). Каким запомнили его современники в детстве? Что из воспоминаний современников мы можем узнать нового о детстве Пушкина?

5 группа – годы Пушкина в лицее (1811-1817 гг).

6 группа – Пушкин во время южной ссылки (1820-1824 гг).

7 группа – Болдинская осень (1830 г).

8 группа – заключительный период в жизни А.С.Пушкина (1834-1837гг).

Предлагаю выступить каждой группе по порядку. Представьте классу материал, выбранный вами из предложенных электронных ресурсов. Поясните, что можем извлечь из этих воспоминаний: каким видели Пушкина современники? Какие отношения складывались у них? Что современники рассказали о Пушкине?

Исходя из ваших ответов, мы свами составим свою биографию А.С.Пушкина. Это и будет результатом нашей проделанной работы.





























Итак, давайте прочитаем нашу с вами биографию Пушкина. Что же у нас получилось?

На прошлом занятии работали в группах, пользуясь материалам электронных ресурсов: https://www.oshibok-net.ru/articles/177.html; http://ves-pushkin.ru/vospominaniya-sovremennikov и других.


























Представляют проделанную работу. Например: «Ожидаемый нами величавый жрец высокого искусства – это был среднего роста, почти низенький человечек, с длинными, несколько курчавыми по концам волосами, без всяких притязаний, с живыми быстрыми глазами, вертлявый, с порывистыми ужимками, с приятным голосом, в черном сюртуке, в темном жилете, застегнутом наглухо, в небрежно завязанном галстуке» - так описывает облик А.С.Пушкина писаль, публицист и историк– М.П.Погодин. Из его воспоминаний мы можем узнать, что Пушкин был невысокого роста. Помимо описания внешности из этого воспоминания мы можем отметить, что Пушкин был непоседой - «вертлявый».

М.Н.Макаров – фольклорист, писатель, вспоминает о детстве Пушкина: Молодой Пушкин, как в эти дни мне казалось, был скромный ребенок; он очень понимал себя; но никогда не вмешивался в дела больших и почти вечно сиживал как-то в уголочке, а иногда стаивал, прижавшись к тому стулу, на котором угораздивался какой-нибудь добрый оратор, басенный эпиграммист, а еще чаще подле какого же нибудь графчика чувств; этот тоже читывал и проповедовал свое; и если там или сям, то есть у того или другого, вырывалось что-нибудь превыспренне-пиитическое, забавное для отрока, будущего поэта, он не воздерживался от улыбки. Видно, что и тут уж он очень хорошо знал цену поэзии».

Из воспоминания Макарова можно сделать вывод, что маленький Саша Пушкин был спокойным ребенком. Во время вечерних посиделок в доме Пушкиных, на которых известные писатели и поэты читали свои произведения, Саша со внимание слушал. Будучи ребенком он уже ценил искусство слова.

IV. Подведение итогов

3 мин.

Чтобы подытожить все выше сказанное, давайте послушаем стихотворение А.Н.Плещеева «Памяти Пушкина»

Подготовленный ученик читает стихотворение А.Н.Плещеева «Памяти Пушкина»

V. Рефлексия. Дом.задание

2 мин.

Понравилась ли вам такая работа?

Что нового узнали о Пушкине?

Что получилось или не получилось на уроке?

Хотели бы вы изучать биографию писателей и поэтов через воспоминания современников и дальше?

Напишите синквейн – А.С.Пушкин.

Ответы учащихся.








Пишут синквейн.



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.