План-конспект урока литературы ко дню памяти А.С. Пушкина (9 класс)
Всероссийский конкурс педагогического мастерства для учителей русского языка и литературы на лучший план-конспект урока ко дню памяти
А.С. Пушкина
Цель – пробуждение интереса учащихся к жизни и творчеству А.С.Пушкина через воспоминания современников.
Задачи:
Систематизировать пройденный материал по биографии А.С.Пушкина.
Выработать умение воздействовать словами на слушателей, умение владеть речью.
Воспитывать эмоциональную восприимчивость и отзывчивость.
Оборудование: портрет А.С.Пушкина, раздаточный материал учащимся: пазл с портретом А.С.Пушкина на каждый стол, листы для написания синквейна.
Подготовка к уроку: групповые сообщения воспоминания современников по блокам из жизни Пушкина, выразительное чтение подготовленного стихотворения А.Н.Плещеева «Памяти Пушкина» одним учеником
Ход занятия
Этап урока | Время | Деятельность учителя | |
I. Орг.момент | 2 мин. | Проверка готовности к уроку. | |
II. Актуализация и целеполагание | 2 мин. | Для того, чтобы определить тему и цель нашей работы на уроке предлагаю собрать пазл. (учащимся на парту раздается пазл) Работа с эпиграфом: Пушкин – солнце русской поэзии, великий русский поэт Какая тема нашего урока? Какая цель нашего урока? | Учащиеся собирают пазл (портрет Пушкина). Формулируют тему и цель урока. |
III. Обобщение и систематизация знаний | 35 мин. | С самого детства в нашу жизнь входит имя великого русского писателя и поэта – Александра Сергеевича Пушкина. Сегодняшний урок предлагаю провести в необычном формате. Жизнь и творчество Пушкина мы с вами узнаем из воспоминаний современников: каким видели и запомнили его они. На прощлом занятии мы работали с электронными ресурсами, находили в них воспоминания об Александре Сергеевиче Пушкине в разные периоды егожизни. 1 группа – портрет А.С.Пушкина. Каков облик писателя виделся его современникам? 2 группа – внутренний мир А.С.Пушкина. Каким был Пушкин в глазах современников? 3 группа – быт и привычки А.С.Пушккина. Как жил А.С.Пушкин, какие привычки имел? 4 группа – детство А.С.Пушкина (1799-1811). Каким запомнили его современники в детстве? Что из воспоминаний современников мы можем узнать нового о детстве Пушкина? 5 группа – годы Пушкина в лицее (1811-1817 гг). 6 группа – Пушкин во время южной ссылки (1820-1824 гг). 7 группа – Болдинская осень (1830 г). 8 группа – заключительный период в жизни А.С.Пушкина (1834-1837гг). Предлагаю выступить каждой группе по порядку. Представьте классу материал, выбранный вами из предложенных электронных ресурсов. Поясните, что можем извлечь из этих воспоминаний: каким видели Пушкина современники? Какие отношения складывались у них? Что современники рассказали о Пушкине? Исходя из ваших ответов, мы свами составим свою биографию А.С.Пушкина. Это и будет результатом нашей проделанной работы. Итак, давайте прочитаем нашу с вами биографию Пушкина. Что же у нас получилось? | На прошлом занятии работали в группах, пользуясь материалам электронных ресурсов: https://www.oshibok-net.ru/articles/177.html; http://ves-pushkin.ru/vospominaniya-sovremennikov и других. Представляют проделанную работу. Например: «Ожидаемый нами величавый жрец высокого искусства – это был среднего роста, почти низенький человечек, с длинными, несколько курчавыми по концам волосами, без всяких притязаний, с живыми быстрыми глазами, вертлявый, с порывистыми ужимками, с приятным голосом, в черном сюртуке, в темном жилете, застегнутом наглухо, в небрежно завязанном галстуке» - так описывает облик А.С.Пушкина писаль, публицист и историк– М.П.Погодин. Из его воспоминаний мы можем узнать, что Пушкин был невысокого роста. Помимо описания внешности из этого воспоминания мы можем отметить, что Пушкин был непоседой - «вертлявый». М.Н.Макаров – фольклорист, писатель, вспоминает о детстве Пушкина: Молодой Пушкин, как в эти дни мне казалось, был скромный ребенок; он очень понимал себя; но никогда не вмешивался в дела больших и почти вечно сиживал как-то в уголочке, а иногда стаивал, прижавшись к тому стулу, на котором угораздивался какой-нибудь добрый оратор, басенный эпиграммист, а еще чаще подле какого же нибудь графчика чувств; этот тоже читывал и проповедовал свое; и если там или сям, то есть у того или другого, вырывалось что-нибудь превыспренне-пиитическое, забавное для отрока, будущего поэта, он не воздерживался от улыбки. Видно, что и тут уж он очень хорошо знал цену поэзии». Из воспоминания Макарова можно сделать вывод, что маленький Саша Пушкин был спокойным ребенком. Во время вечерних посиделок в доме Пушкиных, на которых известные писатели и поэты читали свои произведения, Саша со внимание слушал. Будучи ребенком он уже ценил искусство слова. |
IV. Подведение итогов | 3 мин. | Чтобы подытожить все выше сказанное, давайте послушаем стихотворение А.Н.Плещеева «Памяти Пушкина» | Подготовленный ученик читает стихотворение А.Н.Плещеева «Памяти Пушкина» |
V. Рефлексия. Дом.задание | 2 мин. | Понравилась ли вам такая работа? Что нового узнали о Пушкине? Что получилось или не получилось на уроке? Хотели бы вы изучать биографию писателей и поэтов через воспоминания современников и дальше? Напишите синквейн – А.С.Пушкин. | Ответы учащихся. Пишут синквейн. |