План - конспект урока "Осенние заготовки. Стилизация овощей, фруктов. Декоративный натюрморт".
Групповая, индивидуальная.
Тип урока:Комбинированный.
Задание:Под руководством учителя выполнить коллективную работу «Осенние заготовки».
Познакомить учащихся с основами цветоведения;
научить детей выполнять декоративную цветовую растяжку при создании объёма на предмете.
Дальнейшее развитие навыков рисования, изучение выразительных средств создающих оригинальную декоративную композицию.
Творческий подход учащихся к работе при выполнении стилизованного изображения.
Образовательная:
Учить учащихся отличать реалистическое изображение от декоративного; обучение стилизации простой формы; умению обобщать; созданию определённой цветовой гаммы; научить анализировать основные цветовые отношения; уметь смешивать цвета. Развивающая:
Развивать творческую фантазию и авторскую активность, воображение; развивать образное мышление, художественную наблюдательность .
Воспитательная:
Воспитывать художественный вкус и творческую позицию при выполнении рисунка; формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
Оборудование:
Для учителя: Шаблоны для индивидуальной работы, шаблоны для коллективной работы, презентация «Декоративный натюрморт» ( слайды), учебный рисунок в цвете на доске,
Для учащихся: альбом, акварель, кисти, бумага, фломастеры.
План урока:
1. Организационная часть.
2. Сообщение темы и цели урока. Актуализация знаний.
3. Объяснение нового материала.
4. Практическая работа.
5. Рефлексия. Итоги.
Методы и приёмы:
Беседа, демонстрация аналогичных работ, демонстрация последовательности выполнения изображения, практическая работа.
Формы и методы, применяемые на занятии:
Словесные – фронтальная беседа.
Наглядные – демонстрация образцов, технического рисунка, иллюстрации.
Практические – выполнение практического задания, выполнение творческой работы.
Самоконтроль.
1. Организационный этап. Подведение к цели урока.
Задача: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
2. Этап "Постановка цели и задач урока". Мотивация к изучению темы. Выбор учащимися задачи, которую они хотели бы достигнуть к концу урока. Освоение нового материала.
Задача: познакомиться с правилами работы акварелью, в частности стилизация предмета и растяжки цвета.
3. Этап "Первичная проверка понимания и закрепление умений". Постановка художественной задачи.
Задача: определение сюжета композиции и цветового решения.
4. Этап "Применение освоенного материала в практической деятельности"
Задача: практическое выполнение задания, коллективная и самостоятельная творческая работа учащихся.
5. Этап "Рефлексия (подведение итогов занятия). Оценка результатов.
Задача: включение учащихся в деятельность на аналитическом уровне.
1.Проверка готовности к уроку, проверить материалы и принадлежности;
2. Проверить домашнюю работу. Проанализировать лучшие работы, похвалить детей и продемонстрировать эти работы классу.
3.Сообщение темы и цели урока. Актуализация знаний.
Провести небольшую беседу с детьми об осени. Расспросить учащихся, какие особенности есть у этого времени года, чем занимается человек в это время, какой деятельностью занимаются осенью хозяйки.
На столе лежат дары осени: помидоры, огурцы, яблоки, груши и стеклянные банки.
Выясняем, что у всех мамы занимаются соленьями и приготовлением компотов на зиму.
Предлагаю, нарисовать декоративный натюрморт на эту тему, «Осенние заготовки».
Работа будет проходить в двух вариантах – коллективно и индивидуально.
Коллективная часть будет заключаться в том, что каждый поработает над шаблоном яблока, или груши, или помидора, или огурца. Затем, раскрашенные овощи и фрукты мы разложим по банкам, изображения которых висят на доске. После этого, приступить к индивидуальному этапу. С помощью шаблона, нарисовать банку, а затем, выбрать, какие заготовки вы будете рисовать.
Теперь будем выяснять, как, выполняется декоративный натюрморт и, вспомним, что такое стилизация.
Что такое НАТЮРМОРТ? Изображение предметов на плоскости.
А чем же отличается просто натюрморт от декоративного натюрморта и причем здесь стилизация7
Основной задачей в декоративном натюрморте является задача стилизации как предметов, их формы, характера, так и цвета, тонов.
В отличии от реального натюрморта в декоративном натюрморте предметы могут принципиально изменять свой характер, цвет, перспективу.
Стилизация – это декоративное обобщение изображаемых объектов с помощью ряда условных приемов изменения формы, объемных и цветовых отношений. Чтобы в декоративном натюрморте состоялась стилизация, он должен быть выстроен в едином плане, где все изображаемые объекты, как и все изобразительные средства, должны работать на утверждение одного композиционного принципа – одной идеи.
Стилизация может идти по пути предельного упрощения и доведения до предметных символов, а может и, наоборот, за счет усложнения формы и активного наполнения изображения декоративными элементами, если это созвучно идее построения композиции
Продемонстрировать слайд шоу с вариантами стилизации овощей и фруктов.
На мольберте, прикрепить бумагу и показать, как с помощью цвета можно сделать стилизацию яблока, помидора, груши и огурца.
Учительский рисунок:
Показать, как раскрасить яблоко. На яблоке определить, где будет блик. Выяснить, у детей, какого он цвета – остается не закрашенным или белого цвета.
Рядом с бликом располагается освещенная часть яблока. Если исходить из того, что яблоко у нас будет красного цвета, то освященная часть будет светло красной или розоватой. Т. е. более светлого цвета, чем его натуральный цвет. Затем идет натуральный цвет яблока – красный. Это полутень. Дальше - тень. Затемняем красный цвет черным. Формы светотеней повторяют форму яблока.
По такому же принципу раскрашиваются: груша, помидор и огурец. Каждый овощ показать на слайдах и показать на учительском рисунке последовательность раскрашивания.
4. Практическая работа.
Дети приступают к работе. Прорабатывают расположение светотеней и раскрашивают шаблоны, которые лежат у них на парте. По завершении работы, подходят к доске и приклеивают свой овощ или фрукт в нужную банку.
Затем приступают ко второй части работы.
Нарисовать с помощью шаблона банку и заполнить ее фруктами или овощами. Нарисовать их простым карандашом, а затем выполнить в цвете.
5. Рефлексия. Итог урока:
Опрос (закрепление полученного материала).
1. Что такое натюрморт?
Натюрмортом принято считать композицию из неодушевленных предметов, включая плоды и цветы.
2. В чём отличие между декоративным и живописным натюрмортом?
Главная задача в декоративном натюрморте – стилизация предметов
их формы, цвета, тона
3. Что такое стилизация?
Стилизация это упрощение изображения.
РебяТа, а теперь поиграем в игру. Поднимаем руки и кричим "Я" если вы согласны с моими словами:
--- Кому сегодня было скучно?
--- Кому сегодня было интересно?
--- Кто сегодня узнал что - то новое7
--- Кто сегодня устал на уроке?
--- Кто сегодня молодец!
Урок составлен Маркиной Мариной Анатольевной для 4 класса образовательной школы.
тема: "Осенние заготовки. Стилизация овощей и фруктов. Декоративный натюрморт".
урок участвует в конкурсе: " 2 Всероссийский конкурс методического мастерства на лучшую разработку конспекта урока с раздаточным материалом".
На уроке , учащиеся 4 класса, продолжают изучать что такое стилизация и как ее можно применять при рисовании декоративного натюрморта. В ходе урока используется раздаточный материал в виде шаблонов в двух вариантах
1. Шаблоны яблок, груш, помидор и огурцов раскрашиваются и в дальнейшим используются как элемент коллективной работы.
2. Шаблоны банок используются, как элемент, который бы убыстрил процесс индивидуальной работы на уроке. Некоторые дети, решили этот шаблон не использовать и рисовали банку сами.
Ребятам очень понравилась сама идея осеннего натюрморта. В итоге, все обещали помогать мамам и бабушкам заниматься заготовками на зиму. Компотами и соленьями.