План-конспект урока русского языка по теме «Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже» (6 класс)
презентация к урокуPPTX / 385.66 Кб
/data/files/i1709717013.pptx (презентация к уроку)ГБОУ Республики Марий Эл «Косолаповская школа-интернат»
«Согласование прилагательных
с существительными в роде,
числе и падеже».
(урок русского языка в 6 классе)
Подготовила и провела
Малинкина Елена Александровна,
учитель русского языка и чтения
высшей категории , дефектолог
Урок русского языка в 6-м классе по теме "Повторение за год"
Тема: «Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже».
Тип урока: урок закрепления и обобщения изученного.
Цели:
- закрепить полученные знания по данной теме;
- совершенствовать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже;
- развивать орфографическую зоркость, внимание ;
- воспитывать самостоятельность при работе, умение работать в команде.
Оборудование урока:
А.С.Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке.
Карточки с индивидуальными заданиями.
Таблица падежей.
Проектор, презентация к уроку.
ХОД УРОКА
Орг.момент
Отчет дежурного о готовности класса к уроку.
- На сегодняшнем уроке мы с вами посмотрим и проверим, как у каждого из вас работает такое важное человеческое свойство, как память. Вот ученые, допустим, говорят, что человек ничего не забывает, все, что он когда-либо слышал или видел, записывается в его голове как на пленку и никогда не стирается. Нужно только суметь это достать, когда необходимо. Сегодня на уроке вам нужно будет “достать” все, что мы учили с вами об имени существительном и имени прилагательном, а именно поговорим о том, как согласуются прилагательные с существительными. (У каждого на партах лежат сигнальные карточки зеленого и красного цвета, если возникают трудности при выполнении задания, то выставляется карточка красного цвета, кто выполнил задание – поднимает карточку зеленого цвета, так учителю легче контролировать процесс выполнения упражнений.)
II. Игра “Четвертый лишний”
- Прочтите слова в каждом столбике, найдите лишнее слово. Объясните, почему оно лишнее.
берёза |
снежный |
старый |
подберёзовик |
снежинка |
старик |
берёзовый |
снеговик |
старушка |
березняк |
снег |
старичок |
- Что называется именем существительным?
- Что называется именем прилагательным?
III. Род, число и падеж существительных и прилагательных.
-Допиши окончания прилагательных. Укажи род.
День (какой?) сыр… -
Ночь (какая?) сыр… -
Утро (какое?) сыр… -
-От чего зависит род прилагательного?
-На слайде записаны предложения:
На руках золотой перстни.
На ногах красный сапожки.
Перед ней усердный слуги.
– Какие ошибки заметили? Какие знания помогут исправить ошибки? (Умение согласовывать имена прилагательные с именами существительными в числе.)
– Учащиеся самостоятельно исправляют ошибки, записывают исправленные предложения в тетрадь.
-Как вы понимаете слово «усердные»?
- Запишите пословицы (один ряд записывает одну пословицу, второй – другую).
Маленькое дело лучше большого безделья.
Черная земля белых рук не любит.
- Определите род и число прилагательных. Как вы это сделали?
Объясните смысл второй пословицы.
Физ.пауза
1) Учитель называет прилагательные мужского рода – дети приседают, женского рода – хлопают в ладоши.
2) Игра «Мяч»
Учитель называет имя прилагательное ед. числа, кидает мяч ученику. Ученик должен изменить число прилагательного (мн. число) и отдать мяч учителю.
- Просклонять словосочетания:
И.п. |
Море (какое?) синее |
Рыбка (какая?) золотая |
Р.п. |
|
|
Д.п. |
|
|
В.п. |
|
|
Т.п. |
|
|
П.п. |
|
|
-Как определить падеж имени прилагательного?
(прилагательное всегда стоит в одном падеже с существительным, к которому относится)
-Вставить окончания прилагательных. Указать падеж.
Пошел старик к син… морю. Стал он кликать золот… рыбку. Заедает она пряником печатн… . Рассказал ей велик… чудо.
(Печатный пряник пекли в пряничных досках-штампах. Рисунок мог быть любой: образы народных сказок, легенд, былин, сцены городской и сельской жизни, предметы повседневной жизни и т.д.)
IV. -Итак, подведем итог. Как согласуются прилагательные с существительными? (в роде, числе, падеже)
– Вставить в предложения подходящие по смыслу прилагательные. Опираться на вопрос.
Рыбак Корней поймал (каких?) ---------------- окуней?
Рыбак Евсей поймал (каких?) --------------карасей?
А рыбак Михаил (каких?) -------------сомов изловил?
VI. Подведение итогов урока. Работа над значением поговорки
Остаться у разбитого корыта.
– Как вы понимаете значение этой поговорки?
– Подходит ли эта поговорка к нашему уроку? (Нет, так как мы на уроке научились…., узнали новое…).
– Записать поговорку по памяти. Самопроверка. Указать у прилагательного число, род, падеж.
Ребята, а кто мне скажет, с какой сказкой мы сегодня работали на уроке? Кто автор этой сказки? (А.С.Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке)
VII. Оценивание детей