12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
belenkof34

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 8» с. Манычское

356701, РФ, Ставропольский край, Апанасенковский район, с. Манычское, ул. Ленина, 50.

тел: 8 (86555) 65-2-40, 65-2-25. тел/факс: 8 (86555) 65-2-40

Лицензия РО № 039839 рег. № 2697 от 17.02.2012 г, Свидетельство о государственной аккредитации 26 АО2 № 0000178 рег. № 2406 от 25.03.2015 г. ИНН- 2602004655, БИК- 040702001,КПП- 260201001, ОГРН- 1022602621975, ОКОНХ- 92310, ОКПО- 51968140

 

Моя родословная

План- конспект внеклассного урока на Всероссийский конкурс лучшей методической разработки

«Моя родословная» для 5 класса

Выполнила: Беленко Татьяна Михайловна

учитель технологии

высшей квалификационной категории

МКОУ СОШ №8 с.Манычское

Апанасенковского района

Ставропольского края

 

2018


 


 

План- конспект внеклассного урока для 5 класса « Моя родословная»

Тема: «Моя родословная»

Дидактическое обоснование урока:

Цель: способствовать формированию у детей представления о семье как частичке своего рода, стимулировать познавательный интерес через составление родословной.

Задачи:

образовательная- повышение интеллектуального и культурного уровня обучающихся;

развивающая- развитие интереса к истории и традициям своих предков, потребности узнавать и изучать свою родословную;

воспитательная- воспитание бережного отношения к истории и традициям своей семьи.

Методическое оснащение урока:

Материально- техническая база:

кабинет технологии;

мини- музей предметов быта старины;

компьютер, проектор;

Дидактическое обеспечение:

загадки;

пословицы

частушки.

Методы обучения:

беседа;

рассказ- объяснение.

Тип урока: комбинированный.

Межпредметные связи: история, ИЗО, музыка, обществознание.

Запись на доске: тема урока, основные понятия, цитата.

Цитата: «История своей семьи, своего народа и своей страны- вот три слоя корней, удерживающих и укрепляющих в жизни- от самого её начала и до самого её конца- любого из нас».

На уроке присутствуют папы, мамы, дедушки и бабушки. Класс украшен предметами старины. Накрыт стол для чаепития: самовар, чайный сервиз, баранки, блины, мед, пряники, конфеты. Всё красиво оформлено и расставлено.

Ход занятия:

Учитель.

-Добрый день, дорогие друзья! Сегодня у нас очень интересный и необычный урок. Вначале я прошу вас, ребята, отгадать загадки:

(дети отгадывают и записывают на доске слова)

Кто любить не устает,
Пироги для нас печет,
Вкусные оладушки?
Это наша... (бабушка)

Я у мамы не один, 
У неё ещё есть сын, 
Рядом с ним я маловат,
Для меня он — старший...(брат)

Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед —
Мой родной, любимый...(дед)

Мамы старшая сестра —
С виду вовсе не стара,
С улыбкой спросит: Как живете?
Кто в гости к нам приехал? (тетя)

Кто же с маминой сестрой
Приезжает к нам порой?
На меня с улыбкой глядя,
Здравствуй! — говорит мне...(дядя)

Кто милее всех на свете?
Кого любят очень дети?
На вопрос отвечу прямо:
— Всех милее наша...(мама)

Кто не в шутку, а всерьёз 
Нас забить научит гвоздь? 
Кто научит смелым быть? 
С велика упав, не ныть, 
И коленку расцарапав, 
Не реветь? Конечно ...(папа)

 

Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная...(семья)

-Скажите, ребята, о чем эти загадки? Что их объединяет?

Правильно семья, родственники, родные люди.

Значит, как будет звучать тема нашего урока?

(моя семья, мои родные)

-Правильно тема нашего урока «Моя родословная».

-А для чего живет на свете человек?

Правильно, наиболее важная цель в жизни человека – это, конечно, семья. Роль семьи в жизни человека очень велика. Только имея семью (жену и детей),  человек стремится к тому, чтобы больше знать, больше зарабатывать. То есть семья -  своего рода двигатель в совершенствовании себя и совершенствовании условий жизни для человека. Семья помогает обрести себя, становиться личностью! Семья – эта те люди,  которым ты доверяешь, на которых ты можешь положиться даже в самой трудной ситуации.

-Ребята, у каждого из нас есть семья. Она является нашей опорой и защитой.

Для каждого человека семья – это самое ценное и дорогое, что есть и будет. Семейные отношения, словно корни большого дерева, которые питают нас влагой, дают нам силы, помогают нам крепче стоять на ногах, и чем мощнее и глубже эти корни, тем увереннее мы чувствуем себя в жизни.

А сейчас музыкальная карусель:

(Ученики исполняют частушки)

-Мы веселые ребята,

Мы частушки вам споем,

Коль понравятся куплеты,

Мы еще их пропоем.

- Мама с папой и братишка
Вот и вся моя родня,
Ох, спасибо, дорогие. 
Что вы есть все у меня…

 

- Кто в семье послушный самый?
Нам скажите прямо. 
- Ну, конечно, вам ответим. 
Это - наша мама.

 

- Мама смотрит так сердито,
Ведь я ем без аппетита. 
Будто вот от этой каши
Всё зависит счастье наше.

 

- Сапоги ты дай мне, мама,
Я на улицу пойду. 
- Сухо ж там и нету грязи!
Ты не бойся, я найду!

 

- Ты когда исправишь двойку?
Сколько ж дожидаться?
- Очень сложно за журналом
В школьный сейф забраться!

 

- Оля с мамой поругалась,
Села на пол и ревёт
- Пусть меня обратно аист 
К себе в клюве унесёт…

 

- Ах, сегодня праздник в доме
Пирожки капустные. 
Павлик выучил уроки,
Все и даже устные.

 

- Что за пропуски в тетради?-
Возмутилась мама . 
- Это ж,- Вова поясняет-
Место для рекламы!

 

- Папа, мама, дорогие,
Что у вас за аллергия?
Как берёте вы тетрадки
Все трясётесь в лихорадке.

-Спасибо, молодцы очень задорные частушки.

-Наши корни- это наши предки. Прежде всего, родители, отец и мать. Затем – бабушка и дедушка. И так далее- в глубину времен.

На Руси, как древней, так и современной, то есть России XX века, вплоть до 40-х годов, считалось правилом хорошего тона знать свою родословную до седьмого колена: сын знал не только своего отца, но и деда, прадеда, прапрадеда. Безусловно, знали это не все, однако люди, обладающие внутренней культурой, были обязаны знать. Генеалогическое дерево рода, художест­венно оформленное в красивую рамку, всегда висело на самом видном месте в домах знатных людей и являлось предметом особой гордости за свой род. Практически каждый знатный род имел свой родовой герб.

Многие люди интересуются историей своего рода, собирают сведения о своих предках, многие хотели бы разобраться в родственных связях, привлечь к этому близких. Я думаю, все мы хотим знать как можно больше о наших предках. Кроме того, изучать историю своей семьи очень познавательно. Наука, которая занимается изучением родословной, называется генеалогией. 
Генеалогия – это история рода. Род - ряд поколений, происходящих от одного предка, а так же вообще поколение.

Сегодня проблема изучения истории своей семьи особенно важна и является одной из самых актуальных, потому что современные семьи теряют связь поколений, мало общаются не только дальние, но и близкие родственники.

Ребята, кто может перечислить своих родственников по имени отчеству?

(Дети называют имена родственников)

Конкурс «Кто это?».

Я хочу обратиться к нашим гостям и узнать как они знают своих родственников.

Вопросы:

1. Брат жены. (Шурин.)

2. Брат мужа. (Деверь.)

3. Сестра мужа. (Золовка.)

4. Сестра жены. (Свояченица.)

5. Мать жены. (Теща.)

6.Отец жены. (Тесть.)

7.Мать мужа. (Свекровь.)

8.Отец мужа. (Свекор.)

9.Дочь брата или сестры. (Племянница.)

10.Брат отца или матери. (Дядя.)

11.Сестра отца или матери. (Тетя.)

12.Жены двух братьев. (Свояченицы.)

13.Мужья двух сестер. (Свояки.)

14.Матери жены и мужа. (Сватьи.)

-Очень хорошо, все правильно ответили, спасибо!

-Что такое родословная? Это перечень поколений одного рода.

Род – ряд поколений, происходящий от одного предка. Каждый из нас имеет предков, происходит от множества фамилий. В энциклопедическом словаре родословная расшифровывается как перечень поколений одного рода, содержащий указания на происхождение и степени родства. Иметь родословную – значит иметь документ об истории рода, предков. Составить родословную – значит восстановить историю своего рода, своих предков. Знать свою родословную до четвёртого колена - означает знать историю своей фамилии на протяжении четырёх поколений.

Выстраивание родословных связей – один из самых древних способов познания человеком окружающего мира. В русской и европейской традиции родословная ведется от предка мужского пола, и новые ветви в родословной начинаются также по мужской линии. Исследование родословной семьи проводится по линиям. Это может быть одна линия, например, отца или матери, или восемь, идущие вглубь от всех прадедушек и прабабушек. Каждая родословная линия связана с определённой фамилией, которая передаётся от отца к детям. Есть различные варианты составления родословной: от предка к потомку или от потомка к предку.

Конкурс пословиц.

-Объясните значение пословиц, взрослые могут помочь детям:

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Яблоко от яблони недалеко падает.

Согласную семью и горе не берет.

Дружная семья и землю превращает в золото.

 

-Молодцы, очень хорошо!

-Что такое родословное древо?

(Ответы детей)

Учитель показывает образцы родословного древа из Интернета.


 -Очень важно знать своё родословное древо: место и год рождения, род занятий, национальные корни предков. Ведь это история семьи, хранящаяся в памяти каждого. Мы обязаны жизнью своим маме и папе, они – своим родителям. Получается своеобразная цепь. И чем она длиннее, тем древнее род, тем интереснее его изучать. При этом можно натолкнуться на важные факты. Например, когда какая-то профессия (врача, кузнеца, пекаря, музыканта) передаётся из поколения в поколение, передаются мастерство и талант, заложенный в генах, то можно говорить о семейном деле или целой династии. В нашем классе есть тоже семьи, где сформировались династии.

-Ребята, назовите знаменитые династии в нашем селе.

( Путилины- педагоги, Ходаковы- ветврачи, Ивановы- трактористы, Михайловы- водители, Сумкины- врачи).

 

-Человек рождается, получает имя. Оно дается или по святцам - церковным книгам в честь какого-нибудь святого, чей праздник отмечается в том месяце, когда родился ребенок, или модное в данный период, либо в честь кого - то из членов семьи.

Поднимите руку. Кого назвали в честь родственников?

Ребята отвечают.

-Ребята, домашним заданием было составить мини презентацию «Мои родственники в фотографиях». Сейчас мы посмотрим некоторые из них.

Скажите, для чего нужны человеку фотографии?

(Ответы детей)

Учитель.

Жизнь человека - только миг

В безбрежном времени вселенной,

И только в памяти живых

Она становится нетленной.

И дух наш, продолжая жить,

Во внуков, правнуков вольется.

И никогда не оборвется

Веков связующая нить.

С 1829 года, когда французский художник и конструктор Дагер изобрел фотографию, традиция составлять и хранить, семейные альбомы прочно вошла в нашу жизнь. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни.

Традиция эта очень важная. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи и среди них фотографии дорогих людей. «Чтобы вспомнить, какими мы были- загляните в семейный альбом»- поется в одной из песен.

Мы проведём конкурс на самую интересную презентацию в фотографиях.

-Ребята, а что дом делает домом, не похожим на другие дома, что вас окружает в квартире?

(ответ: предметы, вещи)

-Человек живет, пользуется какими- либо вещами, которые ему дороги, связаны с какими- либо событиями в его жизни. И вот уже человека нет, а вещь остается. Мы продолжаем ее хранить. У каждого дома: в гараже, в чуланчике, на чердаке у бабушки, на даче - хранится много старых вещей. Вот мы с вами провели разведку, наших старинных предметов, принесли их сюда, чтобы всем показать их.

(Обзор выставки старинных вещей и рассказы детей о них).

 

-Одной из распространенных традиций и семейных праздников было застолье. За общим столом собирались гости, пели, хозяева потчевали их каким- либо кушаньем.

Кулинарные традиции были на Руси не на последнем месте. Раньше в почете были щи, каша, репа, редька, дичь, рыба. Из ягод - клюква, морошка, моченая брусника. Из напитков - пиво, квас.

Все течет, все меняются вкусы людей, и другие блюда появляются на наших столах, ставятся традиционными. Назовите по одному традиционному в вашей семье блюду и к какому событию его готовят.

(Дети рассказывают о своих любимых блюдах, которые готовят в их семьях).

-   А классный коллектив можно назвать семьей?

(Да, можно)

-Конечно можно. Наш класс - тоже семья. И все, что происходит в классе, это касается и относится к каждому из вас. И если что-то у нас не получается, не складывается, то страдает весь класс. Если мы где-то проявляем себя с хорошей стороны, получаем грамоты, завоевываем места, то выигрывает весь класс. И мне хочется, что бы вы переживали и болели за свой класс как за одну большую семью.

Давайте все впишем свои имена одной нашей семьи в родо­словное дерево нашего класса.

(Дети вписывают свои имена и составляют древо класса.)

-Семья – это не только родители, дети, тёти, дяди. Это бабушки, дедушки, прабабушки, прабабушки – то есть предки. Каждое поколение передаёт свой опыт, традиции, которые складываются в семейные ценности. Одно из условий сохранения крепкой семьи – знание, соблюдение и передача этих ценностей новому поколению. В старину родственные связи берегли, ценили, гордились ими и говорили: «Кто своего родства не знает, тот сам себя не уважает, а кто родни своей стыдится, тот через это сам срамится». И если вы будете изучать историю вашей семьи, сохранять её традиции, то ваш род не прекратится. Ведь вы являетесь одним из его продолжателей.

Возможно, ваше увлечение родословной перерастёт в серьёзное занятие, и вы сможете передать уже своим детям всё, что узнаете сами. 
    

Рефлексия.

-Ответьте на любой из вопросов:

Я сегодня почувствовал...

Мне запомнилось...

Мне захотелось сделать...

Мне понравилось...

Я понял, что...

Заключительное слово.

-Ребята! Я думаю, наши предки были бы нам признательны за воспоминания о них, за то уважение, которое мы к ним испытываем. А для этого не важны знатные корни и наследства, не нужны и бумаги, это подтверждающие. Нет нужды копаться в архивах. Все необходимые архивы у нас рядом - это наши родители и родственники! А многие из них, порой, знают несоизмеримо больше, чем все архивы мира, вместе взятые.

Спасибо за урок! И в заключении мне хотелось прочитать высказывание священника Павла Флоренского:

«Не забывайте рода своего, прошлого своего, изучайте своих дедов и прадедов, работайте над закреплением их памяти...
Старайтесь записывать всё, что можете, о прошлом рода, семьи, дома... Старайтесь собирать портреты, автографы, письма, сочинения печатные и рукописные всех тех, кто имел отношение к семье, к роду... Пусть вся история рода будет закреплена в вашем доме и пусть всё около вас будет напитано воспоминаниями... Не ищите власти, богатства, влияния... Нам не свойственно всё это; в малой же доле оно само придёт - в мере нужной. А иначе станет вам скучно и тягостно жить...»

Домашнее задание.

1.Составить свое генеалогическое древо вместе с родителями одним из способов.

2.Подготовьте мини- сочинение о том как работалось, что было интересного, какие чувства вы испытывали, в чем были трудности?

Учитель.

-Ребята, мы с вами сказали, что наш класс это тоже семья. А раз мы семья, то и у нас сложились свои традиции. И одна из них - это гостеприимство. И сегодня мы не будем нарушать ее. Мы- хозяева, все кто пришел к нам- наши гости, поэтому приглашайте всех к праздничному столу на чаепитие!

Звучит песня «Моя семья»

(При проведении данного мероприятия можно привлекать ребят из старших классов в качестве ведущих)

  

Литература

1. Детская энциклопедия. История. «Я познаю мир».

2. Журнал «Воспитание школьников» 1989г., номер 6

3. Журнал «Читаем, учимся, играем». 2002., номер 3.

4.Звезды и судьбы Л.В. Гумун, Н.Г. Наумкина, И.Н. Деревягина

5. Как составить свою родословную. В.П. Петров, Е.В. Петрова   

6. Интернет ресурсы. Словарь русских имен.

7. Король М.В. Витражи мудрости. — Минск: Полымя,1991г. – 414с.

8. Леонов А. История происхождения и развития личных имен Евангелия // Русский язык в школе и дома. – 2005. — №3 – 28-30.

9. Никонов В.А. География личных имен. – Москва: Наука, 1988г. – 192с.

10. Ответ на вопрос в журнале «Пионер» №4. 2005г. -32.

11. Петровский Н.А. Словарь русских личных имен. – Москва: Русский язык, 1980г. – 384с.

12. Полякова Е.Н. Из истории русских имен и фамилий.- Москва: Просвещение, 1975г.-160с.

13. Хигир Б.Ю. Энциклопедия имен. – Москва: Яуза, 2003г. – 512с.

Интернет ресурсы

 http://nsportal.ru/sites/default/files/2013/7/semya_i_semeynye_cennosti.ppt

http://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/semya-i-semeynye-cennosti-7

http://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/klassnyy-chas-s-roditelyami-semya-i-semeynye-cennosti

http://nsportal.ru/sites/default/files/2012/10/semya_i_semeynye_cennosti_

http://nsportal.ru/shkola/materialy-dlya-roditelei/library/semya-i-semeynye-cennosti

http://nsportal.ru/sites/default/files/2013/7/semya_i_semeynye_cennosti.ppt

http://prezentacii.com/obschestvoznanie/5215-semeynye-tradicii-prezentaciya.html

http://prezentacii.com/uploads/ppt/03-13/Semja-semejnye-tradicii.rar

http://prezentacii.com/obschestvoznanie/7767-semya-i-semeynye-tradicii.html

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Екатерина Алексеевна, 30.06.18 в 16:41 0Ответить Пожаловаться
Интересно,спасибо!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.