12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Саттарова Виктория Владиславовна1709
учитель начальных классов
Россия, Краснодарский край

Конспект внеклассного урока «Моя родословная»

Автор: Саттарова Виктория Владиславовна, учитель начальных классов 1-й квалификационной категории МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7» г. – к. Анапа

Цели: Способствовать развитию познавательного интереса к происхождению своего имени, фамилии и составлению родословного дерева.

Задачи:

- Изучить вопросы, связанные с генеалогией, научить учащихся составлять генеалогическое древо.

- Формировать умения извлекать данные из различных источников, анализировать факты.

- Содействовать воспитанию патриотизма, укреплению связей между поколениями, приобщать к нравственным ценностям общества.

- Воспитать уважение к отцу и матери, родным, чувство ответственности к своей семье.

Оборудование: жетоны в форме сердечка для каждого ученика, аудиозапись «С чего начинается Родина», карточки с кроссвордами.

Ход мероприятия

Учитель:

- Здравствуйте, ребята. Наш урок сегодня мы начнём с игры «Откроем сердца друг другу».

(Каждый игрок получает жетон в форме сердечка, на котором он пишет свое имя. Ведущий идет со шляпой по кругу. Игроки громко называют свои имена и опускают сердечки в шляпу. После этого ведущий второй раз проходит по кругу. Теперь задача игроков - достать из шляпы одно из сердечек, прочитать вслух написанное на нем имя, вспомнить того, кому оно принадлежит, и отдать его хозяину).

1 ведущий:

- У всех людей есть имена. Это кажется настолько естественным, что об этом никто не задумывается.

До появления христианства на Руси для наречения младенцев использовались древнерусские самобытные имена. По традиции имена отражали черты характера и особенности человека: Умник, Хитр, Добр, Храбр, Молчан, Косой, Красава.

2 ведущий:

- Одно время у славян существовала интересная традиция, когда ребенка нарекали именем, которое знали только близкие родственники, а потом заворачивали ребенка в рогожку и выносили за порог. Таким образом, показывали нечистой силе, что ребенка им подкинули, и он не родной. Затем малышу давали второе имя, чья задача была отпугнуть злых духов. «Зовут Зовуткою, а величают уткою». Этот обряд означал, что человек будет носить неприглядное имя, чтобы никто не смог ему навредить. Свое истинное имя нельзя было говорить никому. В подростковом возрасте проводили второй обряд и тогда ребенку присваивали окончательное имя, которое должно было отражать его уже сформировавшийся характер.

Учитель:

- А теперь давайте немного поиграем.

* Творческое задание: “Рифмуем имена”.

Условие игры: необходимо сочинить двустишие на своё имя, которое начинается словами: “Меня зовут…”

Например:

Меня зовут Татьяна – 
Играю я на фортепиано!

Меня зову Галина – 
Люблю я есть малину.

Меня зову Аня – 
Люблю я мыться в бане.

- Молодцы, ребята!

1 ведущий:

- Фамилия – это имя собственное, оно дается человеку и переходит от родителей к детям. Фамилии появились не сразу. Происхождение их растянулось на несколько веков. Вначале они появились у знатных людей – родовые прозвания, например, князья Галицкие, Шуйские, Волынские, Ростовские.

Это еще не фамилии, а указание места, откуда они.

Затем фамилии стали указывать на то, чей он ребенок. Так, русский первопечатник Иван Федоров, т. е. он сын Федора.

Только потом, спустя много лет, фамилии стали закрепляться за родами.

Как вы думаете, от чего образовались фамилии? (Варианты ответов)

Верно, от личных имен; от названий мест, от профессий, от названий зверей, от внешнего вида человека и т. п.

 

2 ведущий:

- Прослушайте стихотворение Г. Граубина в исполнении вашего одноклассника:

Кем был твой прадед на Руси,

Свою фамилию спроси.

Есть в каждом классе Кузнецов.

Кто прадед Кузнецова?

Он был из рода кузнецов –

Отец отца отцова.

У Гончарова прадед знал

Гончарный круг и глину.

У Дегтярёва дёготь гнал,

В дегтярне горбил спину.

С пилою Пильщиков дружил,

Мял Кожемякин кожи.

В атаки Воинов ходил,

Стрельцов сражался тоже.

Звучат как музыка, как стих,

Фамилии простые.

Вглядись – и ты увидишь в них

Историю России

Учитель:

* Игра «Сложи словечко»

- У каждого из вас на парте лежит лист бумаги и ручка. Напишите печатными буквами своё имя, фамилию, отчество. За 3 минуты вам нужно из этих слов составить большее количество новых слов.

* Проверка.

* Включить запись песни «С чего начинается Родина»

https://www.youtube.com/watch?v=xePJ6jlSJMI

— Какое чувство вызвала у вас песня?

— О чем в ней говорится?

— Что же объединяет людей, живущих в нашем городе, области, стране? (Мы все — россияне, наша Родина — Россия.)

Но в песне говорится не только о большой Родине, но и о малой, той, где человек родился, пошел в школу, где его друзья. А главное — родина начинается с отчего дома.

— От какого слова произошло это название «отчий дом»? Какие еще родственные слова вы можете назвать? (Отечество, отец, отчество.)

— От какого слова произошло слово «Родина»? (ответы детей)

Действительно, это слово имеет исторический корень «род», т. е. то единое, что соединяет людей одной семьи с землей, на которой они живут. «Родина» и «родословная» — тоже родственные слова.

— А что такое родословная? (ответы детей)

1 ведущий:

- Родина, Отчизна, Отечество. Эти слова мы произносим с гордостью и пишем их с большой буквы. Спроси у друзей и родных, что такое Родина, и ты получишь разные ответы. Одни скажут, что Родина – место, где родился, вторые скажут, что это родной дом, где сделал первый шаг и сказал первое слово. Третьи скажут, что Родина начинается с близких нам людей – мамы и папы, братьев и сестёр, родственников и друзей. Для многих Родина берёт начало с отчего дома. Отчий дом значит отцовский. Это слово от того же корня, что и слово «Отечество». Они близки и по значению: Отечество – земля наших отцов, отчий дом – дом нашего отца. Каким бы ни был наш дом, где бы он не находился, он всегда будет нам дорог и близок.

Учитель:

- С древних времен о доме и семье говорили с большим уважением. Наверное, потому семьи на Руси были большие и дружные.

* Работа с пословицами

Сейчас я начну читать пословицу, а вы постарайтесь вспомнить и досказать ее до конца…

В гостях хорошо… (а дома лучше).

Не красна изба углами… (а красна пирогами).

Дом вести…(не бородой трясти).

Не нужен клад… (когда в семье разлад).

Гость на пороге – счастье в … (доме).

Дом без хозяйки … (сиротка).

Яблоко от яблони … (не далеко падает).

Чем богаты, … (тем и рады).

2 ведущий:

Ни одно дерево не может вырасти красивым и крепким, не опираясь при этом на свои величавые корни. Так и человек не может стать достойным сыном своего отечества, не зная родословной своей семьи.

Наука, занимающаяся родословием, называется генеалогия. Так записано в толковом словаре Владимира Даля. ГЕНЕАЛОГИЯ (греч. genealogia — родословная), вспомогательная историческая дисциплина (возникла в 17-18 вв.), изучающая происхождение, историю и родственные связи родов и семей; практическая отрасль знаний, составление родословий.

1 ведущий:

На Руси, как древней, так и современной России, считалось и считается правилом хорошего тона знать свою родословную. Безусловно, знали это не все. Однако люди, обладающие внутренней культурой, обязаны были знать. Генеалогическое дерево рода, художественно оформленное в красивую рамку, висело всегда на самом видном месте в домах знатных людей и являлось предметом особой гордости за свой род.

В  старину родственные связи берегли, ценили, гордились ими и  говорили: «Кто своего родства не знает, тот сам себя не уважает, а кто  родни своей стыдится, тот через это сам срамится»

Учитель:

* Кроссворд (работа в парах)

У каждого из вас на партах лежит листочек с кроссвордом. Вам предстоит сейчас работа в парах. Разгадайте и запишите в клеточки отгаданные слова. Выпишите слово, которое получилось в выделенной строчке.

1. История семьи. (Родословная.)

2. Запись событий по летам. (Летопись.)

3. Наука, которая занимается изучением вещественных источников, найденных при раскопах. (Археология.)

4. Место, где родился и вырос человек. (Родина.)

5. То, что дается при рождении. (Имя.)

Выделенное слово: история.

* Проверка.

2 ведущий:

Изучением генеалогии, родословных и истории своих предков увлечены миллионы людей на нашей планете. И это не случайно. Любому человеку хочется ощутить себя не просто отдельной личностью, а частью рода, связывающего нас с поколениями наших предков. Каждому хочется узнать родословную семьи, увидеть семейное древо, соединяющее через века наше прошлое и настоящее, узнать как жили наша предки, чем они занимались. Родословную составлять очень интересно. Ее обычно оформляют в виде дерева с множеством веток.

1 ведущий:

Что же такое семья? Семья – это не просто родственники, которые живут вместе, это люди, которые сплочены чувствами, интересами, отношением к жизни. Нет ничего дороже семьи.

Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слезы и смех,
Взлет и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нем!

Учитель:

- Ребята, мы, ученики нашего класса тоже являемся одной семьёй. Хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, любовь, взаимопонимание.

* Игра «Сиамские близнецы»

- Обнимитесь с другом так, чтобы свободными оказались правая рука одного и левая рука другого и вот в таком положении выполните простейшие действия:

вденьте нитку в уголку;

выстригите ножницами кружок из бумаги;

начертите на доске фигуру с помощью линейки

помойте парту …….

- Все, конечно, слышали выражение «Иван, не помнящий родства». Так говорят про тех, кто оборвал связующую нить времен, растерял всех своих родственников, ничего не знает о своих корнях. Давайте же приложим все силы, чтобы никто не смог так нас называть. А это, значит, что мы должны заниматься изучением истории своей семьи, составлением ее родословной, сохранением семейных реликвий. Успехов вам на этом пути!

Домашнее задание (по желанию) – составить дома генеалогическое древо. Используйте семейные документы, письма, фотографии, обратите внимание на даты, место жительства. Подробно опросите всех родственников – что не помнит один, может помнить другой.

Чем дальше вы сможете проследить историю своего рода, чем глубже погрузитесь в увлекательный мир генеалогии, тем богаче духовно вы станете.

 

Список используемой литературы

1. https://globallab.org/ru/project/cover/moja_rodoslovnaja_moi_korni.ru.html#.Wy3vq6ozbIU

2. https://infourok.ru/vneklassnoe-meropriyatie-moya-rodoslovnaya-261678.html

3. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/stsenarii-prazdnikov/2014/10/12/stsenariy-vneklassnogo-meropriyatiya-moya-semya

4. http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/634409/


Опубликовано в группе «Внеклассные мероприятия для учащихся начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.