План на год проектной деятельности «Город в котором я живу…» для методистов ДОУ
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9 комбинированного вида Колпинского района Санкт-Петербурга
Проектная деятельность в ГБДОУ детский сад № 9
Колпинского района Санкт-Петербурга
на тему «Город в котором я живу…»
Составила:
Афанасьева В.Г.
2017
Название проекта:
«Город в котором я живу…»
Тема проекта
Формирование духовно-нравственного отношения к родному городу.
Актуальность проекта:
Неотъемлемая часть любой системы образования – воспитание патриотизма. Патриотизм – это любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства.
Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности. Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.
Для успешности работы с детьми по ознакомлению с городом, где они живут, необходимо применить проектный метод. Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма. Раздвигая горизонты познаваемого детьми, мы зароняем в их сердца искорку любви к родному краю, к Родине. Родители имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном городе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.
Следовательно, считаю данную проблему актуальной не только для нашего детского сада, но и для общества в целом. Именно поэтому актуально становится разработка проекта «Город, в котором я живу»
Воспитание современного ребёнка и его познавательных способностей – приоритетная, наиглавнейшая задача дошкольной педагогики особенно в современных условиях, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные , здоровые и патриотические. Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей — одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чтобы подготовить ребенка к самостоятельной жизни, научить его быть честным, справедливым и успешным во всех делах, необходимо помочь ему с раннего детства полюбить свою Родину. В связи с этим, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, национальным, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного города, потому что любовь к нашему Отечеству начинается с любви к своему городу.
Паспорт педагогического проекта
Структура |
Содержание |
Тема |
«Город, в котором я живу» |
Адресация проекта |
Воспитатели и педагоги дошкольных учреждений, дети старшего дошкольного возраста. |
Руководитель проекта |
Старший воспитатель ГБДОУ д/с № 9 |
Участники проекта |
Дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников, воспитатели – Забияко Светлана Юрьевна, Лакомова татьяна Александровна,Лебедева Любовь Владимировна,Идрисова Наида Валерьевна, Большакова Елена Владимировна, Итальянкина Татьяна Михайловна,Соколова Ирина Николаевна, Афанасьева Валентина Геннадьевна Специалисты: педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре. |
Возраст воспитанников |
6-7 лет |
Особенности проекта |
по характеру создаваемого продукта: практико-ориентированный по количеству участников: групповой; по продолжительности: долгосрочный ( в течении всего учебного года); по уровню контактов: совместно с социальными партнерами: - Районная детская библиотека г.Колпино,; - Центр детского (юношевского) технического творчества Колпинского района; - Музей истории ОАО «Ижорские заводы»; - Дворец творчества детей и молодежи; - СПБ ГБОУ ДОД ДЮСШ им. Н. Дроздецкого. |
Цель проекта |
Цель педагогов: формирование у дошкольников глубоких и прочных знаний о родном городе, его традициях и достопримечательностях. Цель, поставленная перед детьми: создание фильма «Азбука для колпинских дошколят» для показа детям среднего возраста, выставки рисунков «Мой любимый город». |
Задачи проекта |
1.Продолжать развивать у старших дошкольников интерес к родному городу, его достопримечательностях, событиях прошлого и настоящего. 2.Расширить знания детей о флоре и фауне города Колпино.Познакомить детей с рекой Ижорой, её расположением на карте, уникальностью. 3.Расширять представления детей о том, что делает малую родину, родной город красивым, развивать эмоциональную отзывчивость на красоту родного края. 4.Формировать у детей представления о символике родного города (герб, флаг, гимн). 5.Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды. 6.Развивать чувство гордости за свою малую родину, ее достижения и культуру, формировать бережное отношение. |
Ресурсы проекта |
- фотографии с изображением достопримечательностей родного города, - изображение герба города, флага г.Колпино, Санкт-Петербурга и городов , входящих в его состав; - аудиозаписи гимна города и песен о родном городе - иллюстрации с изображением коренных жителей города, национальных костюмов, предметов быта - информационное обеспечение: научно-популярная литература, энциклопедии, художественная литература (Колпинская азбука, фольклор, произведения колпинских писателей); Кадровые ресурсы Для работы в проекте привлекаются: По образовательному цензу коллектив проекта выглядит следующим образом: Всего педагогов Высшее образование :3 Средне специальное образование: 3 Неоконченное высшее образование : 1 Таким образом, образовательный ценз педагогов ДОУ достаточно высокий, способный организовать воспитание и образование на достаточном уровне. По возрастному цензу: До 30 лет :1 До 40 лет: 1 До 50 лет : 5 По стажу педагогической деятельности: До 5 лет: 1 До 10 дет :2 До 15 лет:3 До 25 лет : 1 По категорийности: Высшая категория:2 Первая категория :5 Таким образом, профессиональный уровень педагога (ов) достаточно высок. Учебно-методические ресурсы: Фонд методического кабинета: • библиотека; • игротека; • аудиотека; • фонотека. Вся финансово-экономическая деятельность направлена на реализацию данного проекта : № п/п Наименование мероприятий Ориентировочная стоимость: 1 Приобретение: • примерных основных программ дошкольного образования; • методического обеспечения программ; • литература по внедрению ФГОС в ДО 1 000 рублей 2 Приобрести: • бумагу «Снегурочка»; • принтер; • папки; • файлы. 4 000 рублей 3 Научное консультирование 500 рублей 4 Ресурсы сети Интернет 900 рублей 5 Подписка на СМИ: • Газета «Дошкольное образование», Издательский дом «Первое сентября»; • Журнал «Дошкольное воспитание»; • Журнал «Обруч». 2 500 рублей ИТОГО 8 900 рублей |
Ожидаемый результат |
Ожидаемые результаты проекта: Передача опыта при взаимном сотрудничестве педагогов между собой и социальными партнерами. Повышение педагогической культуры родителей и знаний о родном городе. Обогащать знания детей: Дети должны знать и называть свой город, символику города, достопримечательности, памятники,флору и фауну. У детей должно быть сформировано чувство гордости за свой город и желание сохранить его чистым и красивым. Повышение познавательного интереса среди детей к родной истории. - отражать свои впечатления о малой родине в предпочитаемой деятельности: раcсказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т. д.; |
Предполагаемые продукты проекта |
Результат деятельности педагогов – систематизация работы по разрабатываемой теме. Продукты деятельности педагогов: - перспективное планирование; - цикл НОД по данной теме; - оформление ряда дидактических игр «Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «Карта моего города», «Город будущего»; - изготовление альбома «Достопримечательности родного города»; - мультимедийная презентация «Азбука колпинских дошколят». Результат деятельности детей – обогащение знаний и представлений детей о городе Колпино путем активного деятельностного участия в процессе познания и творчества. Продукты деятельности детей: - макет из природного материала «Моя малая родина», - макет «Заводоуправление», Стела-город воинской славы - вышивание крестиком на салфетке узоров, - выжигание по дереву герб Колпино, - выставка рисунков посвященных Дню города, - сувенир кукла-скрутка, - выставка рисунков «Мой любимый город». |
Этапы работы над проектом |
1 этап - погружение в проект. -определение темы -постановка цели и задачи -создание методической базы -сбор информации. 2 этап-организация деятельности -создание перспективного плана -накопление ресурсов. 3 этап - осуществление деятельности. -проведение целевой прогулки. -работа с родителями, оформление карточек для дидактических игр 4 этап-оформление -оформление детьми: рисунки. -оформление педагогом: перспективный план, изготовление альбома «Достопримечательности родного города», презентаций; 5 этап – Отчетность -окончательное оформление проекта; -презентация на муниципальном уровне. |
Старший воспитатель проводит большую работу по внедрению в детском саду проекта, это:
* консультации для педагогов и родителей: «Моя малая Родина», «Культура нашего народа», «Колпино –город воинской славы» и т. д. ;
* семинар-практикум «Проектная деятельность в условиях дошкольного учреждения»;
* мастер-класс «Передача опыта использования проектного обучения на примере одного проекта.»;
* педсовет «"Аукцион педагогического мастерства " ».
* экскурсии для детей и родителей совместно с воспитателями.
Примерный план проведения
1. Подобрать необходимую литературу, иллюстрационный материал, материал для игровой деятельности детей для успешной реализации проекта.
2. Заинтересовать детей и родителей темой проекта, сподвигнуть их к совместной деятельности, направленной на достижение цели проекта.
3. Создать необходимую базу для продуктивной и творческой деятельности детей.
4. Составить перспективный план мероприятий.
5. Создать предметно- развивающую среду при взаимодействии с родителями. При этом предполагается, что эта работа будет построена не как сбор средств на оснащение группы, а в качестве социального партнерства, при котором участники: родители, дети - взаимно заинтересованы, равноправны, равноответственны. Родители ответственны за развитие детей.
Образовательные области |
Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей |
Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей |
Взаимодействия с родителями/социальными партнёрами |
«Физическая культура» |
П/игры «Каменный лев», «Золотые ворота» Фикультминутка «Мосты», «Ручей» |
Атрибуты для подвижных игр(мячи,кегли,эстафетные палочки,кольца) |
Помощь в приобретении атрибутов для подвижных игр |
«Здоровье» |
Создание книжки самоделки «Полезная и неполезная еда» Беседы о спорте и спортивных достижениях колпинских спортсменов» |
Д/игра «Пирамида здоровья» |
Беседа родителей с детьми об охране здоровья. Просмотр телепередач о здоровье Экскурсия в ДЮСШ им. Н Дроздецкого |
«Безопасность» |
Чтение книг, рассматривание иллюстраций, беседы на тему «Опасные ситуации в городе» |
Д/игры «Опасно неопасно», «Что можно, что нельзя», «Прогулка по городу»(пешеход, тротуар, проезжая часть) |
Рассматривание и изучение карты района, проложение безопасного пути до детского сада |
«Социализация» |
Коллекционирование открыток с видами г Колпино,г.Санкт – Петербурга С/игры «Кафе Камелот», «У Медведя»,«Магазин сувениров», «Экскурсия по городу» Д/игр «Узнай и назови» |
Книги, открытки, календари по теме Д/игры «Путешествие по городу Колпино,СПБ», «Лото», «Найди пару» теневой театр |
Помощь в изготовлении атрибутов к с/играм Экскурсии к памятникам г. Колпино |
«Труд» |
Изготовление атрибутов для сюжетно – ролевых игр. Изготовление из бросового материала «Макеты исторических мест Колпино». Постройка из песка «Река Ижора» Дежурства,поручения |
Уборка рабочего места за столом. Ухаживание за растениями в центре «Природа и наука» |
Беседа на тему «Как важно беречь свой любимый город» |
«Познание» |
Изготовление книжки -самоделки «Мой город», «Басни Крылова». Рабочие листы «Измерь расстояние»(картограф) Исследование гранита, дерева(картограф). Опыт «Перевези груз»(картограф), «Есть ли у воды форма?» «Профессии нашего города» |
Собери пазлы памятников г. Колпино. Разрезные картины. Карта города Колпино. Рабочие листы(математические ребусы, обведи по точкам).Атрибуты для исследовательской деятельности(лупы, весы, линейки) |
Экскурсия родителей с детьми по городу,экскурсии в музеи, изготовление книжек - самоделок«Прогулка по городу». |
«Коммуникация» |
Беседа на тему «Как мы бережем свой город», «За что я люблю свой город». Составление описательных рассказов по иллюстрациям. Пальчиковые игры «Достопримечательности города», «Люблю по городу гулять», «Мосты» |
Д./игры «Петербургское лото», «Узнай по тени, назови». Разрезные картины, книги, открытки по теме. |
Помощь в составлении мини -выставки «Достопримечательности нашего города» |
«Чтение художественной литературы» |
Чтение стихов, рассказов, отгадывание загадок о Колпино. «Колпинской азбуки». Разучивание наизусть гимна города Колпино - слова Я. Голковой, музыка Н. Харламовой. Просмотр презентаций по теме, фильма |
Рассматривание книг «Колпинская азбука», «Золотая книга Колпино», «Народ Ижора» Рабочие листы по теме. Фильм «Ижора.От истоков к устью. Путешествие по реке времени… |
|
«Художественное творчество» |
Рассматривание открыток, иллюстраций, картин с изображением Колпино. Рисование «Герб Колпино», «Город, в котором я живу», «Парки нашего города», пластинография «Фонари нашего города». Аппликация «Дома на нашей улице» «Заводоуправление» Лепка из пластилина «Лебеди», лепка из глины, теста «». Конструирование «Стела » |
Обводки, трафареты, раскраски по теме. Глина, пластилин, соленое тесто Конструирование из фольги и бросового материала «Городские фонтаны». Составление и изготовление книжки-самоделки «Запрещающих знаков». Кроссворд, о городе в котором мы живем. 1. Как называется город, в котором мы живем? (Колпино) 2. На какой реке находится город Колпино? (Ижора) 3. На каком острове находятся аттракционы? (Чухонка) 4. Как называются жители города Колпино? (колпинцы) 5. Птица-символ города Колпино? (колпица) |
Детские рисунки, после экскурсий |
«Музыка» |
Слушание классической детской музыки петербургских композиторов.Э.Хиль «Течет река Ижора» Музыкальная – танцевальная игра «Ты покажи, а мы отгадаем» |
Музыкальные инструменты. Музыкально- дидактическая игра «Узнай песню по мелодии» |
Экскурсия по театрам города |
Прогулка |
|||
«Взаимодействие со специалистами» |
Работа с педагогом-психологом в русской избе. Художественное творчество в ИЗО студии центра детского (юношевского) технического творчества Колпинского района. Муз. руководитель организует меропритие «День снятия блокады Ленинграда», Инструктор по физ. культуре :«Зарница» совместно с родителями и педагогами. |
||
«Работа с семьей» |
-Семейные экскурсии, целевые прогулки :(Составление списка исторических мест и достопримечательностей для посещения родителей с детьми,маршруты) -Наглядные информационные материалы.(Внесение материалов в родительский уголок по истории Колпино.) --Выполнение творческих заданий (выпуск альбомов, стенгазет).Участие в организации выставки совместных поделок.«Достопримечательности нашего города» Создание книжки – самоделки «Прогулка по городу». Посещение открытых занятий. -Индивидуальные беседы, рекомендации, анкетирование, опрос. -Создание презентаций, развивающей среды. -Праздники, досуги, дни открытых дверей. -Конкурсы, тематические выставки. |
Отчетность:
Каждый квартал воспитатели готовят итоговое мероприятие, совместно с родителями: НОД, конкурсы, викторины, мастер -классы, досуги музыкального и спортивного характера (по самостоятельному выбору), каждое мероприятие должно быть законспектировано и сдано в методический кабинет с фотоотчетом.