План открытого урока «И. Бунин "Господин из Сан-Франциско"»
Цели: создание условия для определения идейного и художественного своеобразия образа времени в рассказе И.Бунина «Господин из Сан-Франциско».
Тип урока: урок обобщения и систематизация изученного.
Задачи урока:
формирование ценностных отношений к человеческой жизни;
формирование умения интерпретировать цели и смысл жизни героев литературного произведения;
развитие умения в рисуночной форме интерпретировать поступки героев.
Методы и формы обучения: поисковый метод; индивидуальная, групповая, фронтальная.
Оборудование: доска, компьютер, рабочие листы с дидактическим заданием.
Наглядно-демонстрационный материал: «Русская литература XX века. Хрестоматия».
Вид урока: урок с использованием проблемно-поисковых технологий.
Планируемые образовательные результаты обучения:
Планируемые результаты:
Предметные: - умение применять предметные знания при анализе и оценке художественного произведения;
- глубина освоения идейно-художественного содержания произведения.
Метапредметные: - способность свободно, правильно излагать мысли в устной и письменной форме;
- умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;
- способность извлекать информацию из различных источников.
Личностные: - совершенствование духовно-нравственных качеств;
- уважительное отношение к русской литературе.
Регулятивные УУД:
- ставить цели, принимать учебную задачу, понимать ее;
- формировать умение самостоятельно выполнять задание и контролировать себя;
- планировать и согласовывать свои действия в группе в соответствии с общей задачей;
- оценивать свои достижения на уроке с помощью критериев оценивания.
Коммуникативные УУД:
- представлять результат своей деятельности и деятельности группы в устной или письменной форме;
- формировать умение работать в паре, группе (уметь слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения);
- формировать способность к сотрудничеству и взаимопомощи при работе в парах;
- осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения заданий
Ход урока.
Этапы урока |
Содержание |
Деятельность преподавателя |
Деятельность обучающихся |
Формирование УУД |
Организационный момент, мотивация 3-5 мин |
Приветствие, проверка готовности обучающихся к уроку, настрой на работу. |
Приветствует обучающихся, представляет членов жюри группе. Проверяет готовность к уроку. Настраивает на плодотворную работу |
Приветствуют преподавателя и членов жюри. Проверяют готовность друг друга к уроку, демонстрируют свой настрой. |
Личностные: ответственно относятся к учебе. |
Актуализация знаний 10 мин |
Проверка индивидуального домашнего задания |
Прослушивание докладов |
Выступают с докладами, отвечают на вопросы |
Личностные: ответственно относятся к учебе, имеют мотивацию к учебной деятельности. Регулятивные: Умение оценивать свои высказывания и высказывания одногруппников.. |
Направление к открытию темы нового знания 10-15 мин |
Ребята, совсем скоро вы покинете стены школы, и вам предстоит выбирать свой путь в жизни. Вам предстоит совершить плавание по океану Жизни. Каким оно будет, все зависит от вас. Я думаю, что вы уже не раз об этом задумывались. У человека должно быть понятие о цели, смысле жизни, должны присутствовать собственные ценностные ориентиры. Я попрошу вас поделиться своими мыслями, идеями о дальнейшей жизни. Для этого нужно: |
Взять лист формата А4, фломастеры. Представьте, что ваша жизнь – некий корабль, который плывет в какой-то пункт назначения. В метафорической форме изобразить «корабль» и «пункт назначения». Задание выполняется самостоятельно. Можно нарисовать, схематично изобразить, написать набор слов, фраз, предложений. Дать свой прогноз, предположение: Что для вас является самым дорогим? Как вы считаете, какие ценностные качества должны присутствовать у каждого человека? Что вас ожидает в будущем? Каким вы видите назначение человека?
|
Защита работ учащихся, каждый рассказывает о своей цели в жизни |
Личностные: ответственно относятся к учебе, имеют мотивацию к учебной деятельности. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. |
Открытие темы 10 мин |
Прослушивание краткого сюжета произведения.
|
Господин отправляется в кругосветное путешествие, а именно – наслаждаться жизнью. Он знал, что деньги создадут ему полный комфорт, будет светить солнце, юные неаполитанки одарят его щедрой любовью, а бой-китайцы рады будут выполнять любую его прихоть. Путешествие воплощало желание показать свое могущество и увидеть, как ничтожен и жалок этот мир перед его денежной мощью. Господин разработал обширный маршрут плавания. Собирается совершить кругосветное путешествие. Он решил не отступать от правил: поехать туда, куда обычно люди его круга ездят.
|
Перечитать моменты, описывающие его плавание. Выписать из этих текстов ключевые слова, которые помогут ответить на вопрос: «Куда он плывет?» Предполагаемый ответ: На юге Италии он будет наслаждаться любовью молоденьких неаполитанок; В Ницце любоваться карнавалом; В Монте-Карло участвовать в автомобильных гонках и играть в рулетку; Во Флоренции и Риме слушать церковные мессы; А потом посетит Афины, Палестину и Египет. В итоге студенты должны прийти к выводу: = наслаждаться плотской жизнью
|
Познавательные: умеют строить речевое высказывание. Умеют анализировать текст и находить нужную информацию Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: умеют слушать друг друга и преподавателя; работать в паре |
Физминутка 3 мин |
Небольшая физическая разминка |
Объявляет физминутку
|
В свободной форме выполняют небольшую разминку |
Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий, сопоставляют значение фразеологизмов с действиями. |
Замысел рассказа 30 мин |
Работа в группах Корабль, на котором плывет наш «господин», называется «Атлантида». В рассказе много символических значений. Название корабля тоже есть некий символ. В названии корабля ясно виден намек на участь древней Атлантиды. Познакомьтесь с текстом, рассказывающим о происхождении этого названия. Читая текст, записывайте свои ассоциации в левую колонку таблицы А теперь перечитаем фрагменты бунинского текста, рассказывающие о корабле под названием «Атлантида». Выписывайте ключевые слова – характеристики во вторую колонку таблицы
|
Озвучивает план действий. |
Выполняют упражнения в группах Сравнивают записи в этих двух колонках. Отвечают на вопрос: «Почему Бунин назвал корабль «Атлантида»?» Предполагаемый ответ учащихся = Путь в никуда, катастрофа, предел, тупик. Корабль рисуется как некая модель современного мира. Бунин размышляет о трагизме жизни, обреченности мировой цивилизации. Для него «господин» и ему подобные люди не имеют права на счастье, он осуждает бездуховность их существования. Мир таких людей и есть проявление зла для Бунина.
|
Познавательные: умеют применять полученные знания в собственной творческой деятельности. Регулятивные: корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечают способы их устранения. Коммуникативные: работают в группах, обмениваются мнениями.
|
Закрепление изученного материала 15-20 мин |
Сочинение-миниатюра с использованием фразеологизмов. |
Даёт задание написать сочинение-миниатюру на тему «Жизнь студента-бухгалтера» с использованием фразеологизмов. |
|
Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий, сопоставляют значение фразеологизмов с действиями. Предметные: формировать умения отличать фразеологизмы от свободных сочетаний слов, находить фразеологизмы в тексте, употреблять фразеологизмы в речи с целью её обогащения. |
Итог урока. Рефлексия. 5 мин |
Опрос Что нового я узнал сегодня? Что мне было известно до этого? Что было самым интересным? Что было самым трудным? |
Задаёт вопросы |
Отвечают на вопросы самостоятельно |
|
Домашнее задание |
Найти 20 фразеологизмов из литературных произведений. Указать автора и название произведения, героя, которому принадлежит высказывание. Устно объяснить значение фразеологизмов. |
|
|
|