12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917  Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Фурлова Ольга Ивановна2076
учитель истории и обществознания, методист
Россия, Липецкая обл., Липецк
Материал размещён в группе «ФГОС ООО История Обществознание»

Фурлова О.И., МАОУ СОШ № 20

Тема урока: Господин Великий Новгород.

6 класс, программа «Школа 2100», линия УМК Данилова Д.Д.

Цели урока по линиям развития личности.

1–2. Картина мира в фактах и понятиях.

На основании фактов сформировать представление об особенностях природы, занятий населения и власти в Новгородской земле. Продолжать закреплять навыки использования при решении проблемы исторических определений: республика, монархия, государство, династия, великий князь, дружина, раздробленность.

3 Историческое мышление.

Выделить отличия в государственном устройстве Новгородской земли от других русских княжеств. Учить делать выводы.

Обязательный минимум содержания: Политическая раздробленность Руси. Новгородская боярская республика.

 

План урока:

I. Проблема урока: Новгородское государство – монархия или республика?

II. Поиск решения проблемы:

Примерный вывод по проблеме:

Примерный вывод по проблеме урока:

 

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

Формирование УУД, технология оценивания

I. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.

Слайд 2-4

Здесь будет файл: /data/edu/files/f1446980952.pptx (презентация к уроку)

Здесь будет файл: /data/edu/files/t1446981014.wmv (видеофрагмент фильма "Садко")

- С незапамятных времен Новгород именовался Великим, то есть…

 

 

 

- Ученые называли Новгород ровесником русской истории. Почему? Какие исторические факты о древнем Новгороде вам  известны?

 

 

 

 

- Сами новгородцы именовали свою землю (не только город!)  почтенно — Господин Великий Новгород. Объясните этот исторический  парадокс. Как вы думаете, почему город называли именно так? Каким же он был?

Есть ли сходство между Новгородом и прочими русскими землями?

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод: Причина особой роли Новгорода в русской истории лежала в самом строе жизни города.

Слайд 5

– Прочитайте документы, которые вы видите на слайде или в учебнике (с. 126).

По данным первого документа, какие отношения складываются между князем и горожанами, кто командует в городе?

 

– Прочитайте второй документ, как мы можем ответить на тот же вопрос?

1  2  3  4  2  3  4

 

 

Высказываются разные предположения. Может быть указано на то, что город большой и богатый во всей земле

 

Здесь расселились ильменские словене

стоит на пути "из варяг в греки",

в Новгороде княжил Рюрик,Олег,

882 год - поход Олега из Новгорода на Киев,в Новгороде начинали свое княжение Владимир Святославич и Ярослав Мудрый; храм -

Святая София

С самого начала русской государственности Новгород выступал наравне с Киевом за лидерство в русских землях. Неоднократно Новгород побеждал Киев и утверждал своих князей на общерусском престоле. Но одновременно Новгород постоянно стремился сохранить свое особое положение в русских землях, утвердить свою вольность.

Господин Великий Новгород, как называли его современники, рано обособился от Киева.

 

 

 

 

 

Ученики могут указать на договорной характер отношений и ответить на вопрос слайда, что здесь нет признаков монархии.

 

 

В приведённых документах нет признаков монархии, но упоминается князь. Боярство всячески ограничивало должность князя: князь не имел права селиться в Новгороде, приобретать в Новгороде землю, его доходы ограничивались.

 И до сих пор мы говорили о государствах, во главе которых стоит монарх.

Регулятивные УУД

1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.

2. Выдвигать версии.

 

3. Планировать деятельность в учебной ситуации.

4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

 

Познавательные УУД

1. Находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника, схемы).

2. Анализировать (выделять главное).

3. Определять понятия.

4. Обобщать, делать выводы.

5. Выделять причины и следствия.

6. Представлять информацию в разных формах (схема, таблица).

 

Коммуникативные УУД

1. Умение работать в парах.

2. Излагать своё мнение, аргументируя его.

3. Создавать устные и письменные тексты.

4. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.

 

 

Личностные УУД

1. Оценивать свои и чужие поступки.

 

II. Версии.

Слайд 6

– Какую проблему урока нам предстоит решить? Чем же, по вашему мнению, может отличаться Новгородская земля от остальных русских княжеств?

1  2  2  4

Запишите проблему в рабочую тетрадь

 

Новгородское государство – монархия или республика?

Предлагают свои версии (с одобрением принимается любая, даже самая абсурдная).

III. Актуализация знаний.

Слайд 7 (РТ, с. 37, задание 1)

– Как всегда, нам понадобятся понятия, выполните задание

3  2  4

 

 

Ученики должны распределить признаки монархии и республики.

IV. Планирование деятельности.

Слайд 8

– Итак, мы изучаем Новгородскую землю. Но как мы должны это делать? Что нам надо узнать, чтобы ответить на главный вопрос урока? Обратите внимание на пункты параграфа

2  3  2  3  

 

Ученики должны указать, что необходимо ознакомиться с особенностями территории и хзяйства этого государства и его устройством, культурой

V. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

1. Суровая красота русского Севера

Слайд 9

– Рассмотрите внимательно карту.  Давайте попробуем дать характеристику территории Новгородской земли, сравнив ее  с другими русскими землями. (РТ, с. 37, задание 2)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 10

 - Основой экономики Новгорода, благосостояния его жителей была торговля .Как вы думаете, почему? В чем отличие Новгорода от Владимиро-Суздальского княжества?

1  2  4  5  2  3  4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Вечевая вольница

Слайд 11 (РТ, с. 37, задание 3)

– Посмотрите на название слайда. Оба слова здесь имеют значение. Объясните, что они могут означать?

Что такое вече? (народное собрание).

-  Где в истории мы встречались с вечевым собранием?

 

Слайд 12

- Купцы отличались свободолюбием, независимым поведением, так как были богаты. Как вы думаете, позволят ли они, чтобы ими управляли?

 

 

 

 

 

– Сравните устройство Новгородского государства и Древней Руси, определите особенности Новгорода.

 -  Какие вопросы решало вече? (Записать).

 

В тетради необходимо сделать записи основных определений: вече, посадник. Совместно делается вывод.

1  2  4  2  3  4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 13

- Как вы думаете, какая функция принадлежала князю? Почему сохранили должность князя?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Из опережающего домашнего задания вы должны были познакомиться с главными должностными лицами

I ряд – архиепископа представляет;

II ряд – посадника представляет;

III ряд – тысяцкого представляет.

Вопросы:

- Кто?

- ведал казной (п., II р.);

- избирался вместе с посадником, как правило (т., III р.);

- вершил суд (п., II р.);

- кандидатуру утверждал киевский митрополит (а., I р.);

- главная обязанность – сбор налогов (т., III р.);

- посредник в политических спорах и переговорах (а, I р.);

- контролировал деятельность князя (п., II р.);

- правая рука посадника (т., III р.);

- ведение летописей (а., I р.);

- дипломатические переговоры, заключение мира (все).

 

Слайд 14

 

 

 

3. Соседи Великого Новгорода

княжества.

Слайд 15(РТ, с. 38, задание 6)

– Итак, мы определили, что Новгород отличался от своих соседей, был богатым вольным городом. Как вы думаете, это могло влиять на отношения Новгорода с его соседями? Для ответа на вопрос и выполнения задания воспользуйтесь текстом учебника (п. 3).

1  2  3  4  2  3  4

 

 

 

 

– А как, по вашему мнению, отношения с соседями влияли на государственный строй Новгорода?

 

 

 

4. Святыни новгородской вольницы

Слайд 16 (РТ, с. 39, задание 7)

– Богатый город не жалел деньги на строительство. В Новгороде строилось множество храмов, но не только это отличало Новгород от других территорий. Используя текст учебника, сравните культуру Новгорода и соседнего Владимиро-Суздальского княжества.

1  2  4  2  3  4

 

 

Ученики должны указать следующее:

– Территория Новгородской земли значительно больше других русских земель.

– Короткое и холодное лето. Суровые зимы.

(Закупали зерно.)

– Заливные луга. Скотоводство.

– Полноводные реки. Рыболовство.

– Леса. Пушной зверь. Охота.

– Торговые пути.  

- Богатые купцы.

Вывод: климат в Новгородской земле неблагоприятный. Но здесь хорошо развивались ремесло и торговля. Новгород был очень богат. Сюда не доходили печенеги и половцы. Это создавало благоприятные условия для развития края.

 

 

- Новгородские земли расположены на севере, вряд ли они плодородны, а вот географическое положение новгородской земли выгодное – есть выход в море, крупные реки.

- Новгород был очень богат и силен: вследствие близости Балтийского моря, удобных водных путей к Днепру (выход в Черное море через Смоленск и Киев), по Волге (проход до самого Каспийского моря). Это был порт 3-х морей. Широкое развитие торговли не только внутренней, но и внешней. Недаром герои Новгородских былин – это не конные воины, а корабельщики-мореплаватели Садко и Василий Буслаев.

Вывод: Новгород стоял на крупнейшем торговом пути; суровые природные условия не позволяли сделать земледелие и животноводство основными источниками дохода

 

 

 

 

Ученики должны вспомнить понятие вече и второе слово связать с понятием «воля».

 

(в Афинах, Спарте - Греция, Киевское княжество).

 

Богатые бояре и купцы не хотели полностью подчиняться своему князю и во всем зависеть от великого князя в Киеве. Уже в конце XI века новгородцы стали выгонять притеснявших их князей и приглашать новых по своему желанию.

 

 

Ученики должны указать, что власть в Новгороде принадлежала не князю, а боярам и вечу, и Новгород княжеством не являлся.

Верховная власть принадлежит вече.

 

1. Объявление  войны и заключение мира.

2. Приглашение князя или изгнание его.

3. Издавало и отменяло законы.

4. Заключало союзы с другими русскими княжествами. Отправляло посольства.

5. Выбирало должностных лиц (посадника, тысяцкого, архиепископа).

 

военачальника. Должность князя новгородцы сохранили. По сложившейся традиции они продолжали приглашать князя из русских земель.

Дело в том, что Новгород не имел достаточных военных ресурсов. Пока не было серьезной опасности, жители сами обороняли свои земли немногочисленным ополчением. Князь не мог приобретать вотчины в новгородских владениях и вмешиваться во внутреннюю жизнь города. Даже его охоты и пиры регламентировались договором, который с ним заключало вече. Но как только появились грозные соперники – Ливонский Орден и Литва – то им потребовались военные союзники. Князь приводил свою профессиональную дружину, а в случае необходимости - звал подмогу из своего княжества. Князь не имел права жить в Новгороде, он размещался на особом дворе – Городище.

Боярство всячески ограничивало должность князя: князь не имел права селиться в Новгороде, приобретать в Новгороде землю, его доходы ограничивались. Но для народа настоящим, истинным вождем был все-таки не посадник, не тысяцкий, а князь. В трудных ситуациях именно в нем видели и верховного судью, и предводителя войска, и защитника от врагов. Авторитет князя особенно возрастал в военное время. Именно вокруг князя, а не вокруг тысяцкого, сплачивались и дружина, и народное ополчение.

 

- Составление кластера

 

Это не была демократия – власть народа

Вывод: Новгородская земля - одно из самых больших, сильных и богатых княжеств на Руси, имело особую форму правления, отличную от других княжеств

Ученики должны назвать соседей Новгорода, дать характеристику отношений и объяснить причины сложностей.

С конца XI и в течение всего XII в. Новгород все менее зависел от остальной Руси. Все его интересы были связаны с Прибалтикой, Скандинавией, немецкими землями. Именно в это время Новгород вел активное наступление на земли своих соседей-язычников. Все они превратились в данников Новгорода.

Но по отношению к другим русским городам Новгород проводил особую политику: новгородцы всегда пытались отгородиться от общерусских проблем, чтобы не делиться своими доходами с другими, более бедными русскими городами. Новгород в хозяйственных связях сближался с южно-балтийским миром, скандинавскими и немецкими землями.

Была еще одна нить, которая связывала Новгород с другими русскими городами - хлеб. Своего хлеба в Новгороде никогда не хватало. Со временем установилась хлебная зависимость Новгорода от других русских городов. Обычно новгородцы приглашали князя из того княжества, откуда поступал хлеб.

 

Вывод: Таким образом, самая большая по территории и самая богатая русская земля периода феодальной раздробленности - Новгородская - из-за стремления отгородиться от общерусских проблем потеряла исторический шанс стать центром объединения всех русских земель.

Ученики должны аргументировать любое высказанное мнение. Влияли… потому что…

Не влияли… потому что…

 

 

 

 

 

Используя иллюстрации учебника и слайда, ученики должны сравнить особенности культуры двух государств.

 

VI. Выражение решения проблемы.

Слайд 17

– И теперь давайте попробуем ответить на основной вопрос нашего урока:

Новгородское государство – монархия или республика?

Была ли в Новгороде демократия. Как в Афинах?

 

 

Слайд 18

- Справедливо ли называть

сложившийся в Новгороде с XII века

политический строй республиканским?

 Почему Новгородская республика

характеризуется как боярская?

 

4  2  3  4

 

 

 

 

 

 

Нет, поскольку во главе города стояла только небольшая часть горожан.

 

Да, Т.к. городом управляли только знатные и богатые люди (аристократия), но они избирались на вече (народном собрании).

 

Вывод: Господин Великий Новгород отличался от других русских земель особенностями хозяйства, культуры, вечевыми порядками.

 

VII. Применение нового знания.

 

Слайд 19 (РТ, с. 39, задание 8)

– Одной из интересных особенностей Новгорода была высокая грамотность населения. Многие летописные своды составлялись на основе найденных берестяных грамот. Буквы на бересте прочерчивались заостренной костяной или металлической палочкой (писалом), реже писались чернилами. Из общего количества пока найденных берестяных грамот к 11 в. относятся – 7, к 12 в. – 50, к 13 в. – 99, к 14 в. – 164.

-  Какие выводы можно сделать на основании этих фактов? Представьте, что перед началом урока вместо учебника мы получили бы только тексты берестяных грамот. Какие выводы мы смогли бы сделать на их основе?

1  2  4  2  3  4  

 

 

Любая точка зрения должна быть аргументирована.

 

-  много было грамотных людей (не только бояр, купцов, но в т. ч. и среди простых людей – горожан;

-  можно много узнать о жизни и быте народа (это расписки, просьбы о займах, записки, завещания, стихи).

 

 

 

 

 

VIII. Домашнее задание.

– Сегодня мы завершили изучение большого раздела в истории «Восхождение народов нашей страны на ступень цивилизации». Дома вам необходимо подготовиться к следующему уроку по заданиям рабочей тетради 5,6,8,9

 

 

 

 

Приложение

№ 46. Господин Великий Новгород.

Самоанализ урока

 

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

Формирование УУД, технология оценивания

I. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.

 

 

Регулятивные УУД

1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.

2. Выдвигать версии.

 

3. Планировать деятельность в учебной ситуации.

4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

 

Познавательные УУД

1. Находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника, схемы).

2. Анализировать (выделять главное).

3. Определять понятия.

4. Обобщать, делать выводы.

5. Выделять причины и следствия.

6. Представлять информацию в разных формах (схема, таблица).

 

Коммуникативные УУД

1. Умение работать в парах.

2. Излагать своё мнение, аргументируя его.

3. Создавать устные и письменные тексты.

4. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.

Личностные УУД

1. Оценивать свои и чужие поступки.

 

II. Версии.

 

 

III. Актуализация знаний.

 

 

IV. Планирование деятельности.

 

 

V. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

 

 

VI. Выражение решения проблемы.

 

 

 

VII. Применение нового знания.

 

 

 

 

 

VIII. Домашнее задание.

 

 

 

Опубликовано в группе «ФГОС ООО История Обществознание»

Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.