12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Стригачева Татьяна Николаевна3019
Россия, Смоленская обл., Тюшино
Материал размещён в группе «Урок литературы»
4

Конспект урока литературы в 11 классе «И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»



Урок литературы в 11 классе

Обращение к широчайшим социально-философским обобщениям

в рассказе И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско»

Задачи урока: рассмотреть сюжет рассказа, авторское отношение к изображаемому  и осознать его идею – гибельный путь цивилизации, основанной на материальном благосостоянии; развивать умение работать с текстом художественного произведения, определять роль в нём языковых и выразительных средств.

Задание к уроку: прочитать рассказ, познакомиться с его историей, подумать, почему автор отказался от первоначального названия и эпиграфа;


Презентация к уроку
PPTX / 2.26 Мб

Ход урока

1.       Выявление первоначальных впечатлений. Проверка домашнего задания.

- Легко ли было читать рассказ? (Обычно учащимся произведение кажется скучным, неинтересным, тяжёлым, вызывает тягостное впечатление при чтении. Это связано с философской идеей рассказа, которая превалирует над вяло развивающимся сюжетом)

- Какова творческая история рассказа? (В начале 1910гг. Бунин совершает морской круиз, живёт в Италии, на Капри. Начавшаяся мировая война изменила тематику творчества писателя: он переходит к размышлениям о существовании человека и человечества. В1915г. выходит рассказ, который первоначально Бунин предполагал назвать «Смерть на Капри» по аналоги и с повестью Т.Манна «Смерть в Венеции». В первых изданиях рассказ выходил с эпиграфом из Апокалипсиса «Горе тебе, Вавилон, город крепкий!»)

- Почему Бунин отказался от эпиграфа и предполагаемого названия? (Скорее всего, Бунин, не склонный к пафосу, предпочитающий объективное повествование, решил убрать бросающееся в глаза ощущение катастрофичности)

2.       Аналитическая работа по тексту.

- Прочитаем начало рассказа (1-3 абзацы). Как автор описывает цель поездки господина? (Американец ощущает себя хозяином жизни, он считает, что имеет полное право на наслаждения после долгих лет «существования», он нарисовал себе радужную картину своего отдыха, так тщательно всё распланировал, однако последняя фраза «И все пошло сперва прекрасно» заставляет читателя почувствовать авторскую иронию)

- Перечитаем эпизод смерти господина. На что обращает внимание автор? (Господин и при жизни не вызывавший наших симпатий, в момент смерти становится совсем безобразным. Однако это событие Бунин описывает так же бесстрастно. Кроме, пожалуй, чувства омерзения, смертельная агония не вызывает у нас иных чувств. Сразу же служащие гостиницы перестают проявлять всякое уважение, в какой-то момент его даже становится жаль. Но, по мнению владельца гостиницы, он умер в «неудобный» момент – в столовой на виду у всех. Таким образом  Бунин иронически показывает нравы цивилизованного общества: смерть не трагедия, она только неудобство, причинённое окружающим)

- Почему после смерти господина ничего не говорится о его близких? (Богатство господина было единственной причиной, по которой исполнялись их желания. Жена и дочь были лишь приложением к нему. Когда был господин, были и они, не стало его – перестали замечать его близких. Они не зарабатывали на жизнь, а жили за счёт средств господина. Их горе, особенно горе дочери, кажется искренним. Но связано оно, скорее всего, с тем, что они лишились благополучной жизни, к которой привыкли)

- Прочитаем два последних абзаца. Какой композиционный приём использует здесь Бунин?  (Антитеза является средством выражения идеи: противопоставлена жизнь господина до круиза и во время него, отношение к нему до смерти и после него, погода до смерти господина и после неё.  Противопоставлены верхние палубы,  где веселится светское общество, и нижние, где трудятся чернорабочие. Противопоставлены корабль и стихия)

- Какие апокалипсические образы, мотивы присутствуют  в рассказе? (Это и корабль, носящий название затонувшего материка, и нижние его ярусы, олицетворяющие ад, и Дьявол, следящий за кораблём, и апокалипсические знаки-предупреждения: три звонка к ужину в гостинице, бал на корабле, длящийся уже три ночи)

3.       Обобщение и  систематизация.

- Почему автор не наделяет господина, его жену, дочь, других богатых пассажиров именами, в то время как второстепенных героев – Лоренцо, Луиджи, Кармелле – называет по именам? (Бунин, лишая героев имён, лишает их внутренней, духовной жизни. Это ещё одно средство проявления авторской иронии: к концу рассказа господин перестаёт быть господином. Простые люди не надевают масок, не лицемерят, им не свойствен снобизм)

- Готовы ли вы были  к смерти господина, читая рассказ? А герои самого рассказа? Что хочет сказать этим Бунин? ( Смерть господина автор показывает неожиданной -  к ней не готов никто, и уж тем более сам господин. Он так подробно распланировал свою жизнь, рассчитывая, что всё непременно так и будет. В пятьдесят с лишним лет, когда большая часть жизни уже прошла, он только начинает жить – так господин награждает, прежде всего, самого себя за трудные годы существования. Но внезапная смерть показала, насколько бесполезна была его жизнь. Но главное – никто из окружающих не задумывается над тем,  является ли их жизнь также бесполезной)

- Какова роль антитезы и апокалипсических образов в рассказе? (Всё это помогает выразить идею рассказа – призыв задуматься о смысле существования не только отдельного человека, но и всего человечества. Цивилизация противопоставлена природе и естественной жизни. Только после смерти господина наконец наступают погожие солнечные дни. Местные жители – абруццкие горцы – живут в гармонии с природой и богом, они счастливы. Но разумный и гордый человек хочет быть выше Бога: корабль выше Дьявола – человек презрительно относится к расплате за свои грехи и заблуждения, капитан корабля напоминает языческого идола, т.е. символизирует неверие в Христа. Такую цивилизацию ждёт гибель, концовка рассказа пронизана ощущением катастрофы) 

- Послушайте притчу из рассказа Бунина «Молодость и старость»:

Бог сотворил небо и землю …     Потом бог сотворил человека и сказал человеку: будешь ты, человек, жить тридцать лет на свете, — хорошо будешь, жить, радоваться будешь, думать будешь, что все на свете только для тебя одного бог сотворил и сделал. Доволен ты этим? А человек подумал: так хорошо, а всего тридцать лет жизни! Ой, мало! 

Потом бог сотворил ишака и сказал ишаку: будешь ты таскать бурдюки и вьюки, будут на тебе ездить люди и будут тебя бить по голове палкой. Ты таким сроком доволен? И ишак зарыдал, заплакал и сказал богу: зачем мне столько? Дай мне, бог, всего пятнадцать лет жизни. — А мне прибавь пятнадцать, — сказал человек богу, — пожалуйста, прибавь от его доли! — И так бог и сделал, согласился. И вышло у человека сорок пять лет жизни.

      Потом бог сотворил собаку и тоже дал ей тридцать лет жизни. Ты, сказал бог собаке, будешь жить всегда злая, будешь сторожить хозяйское богатство, не верить никому чужому, брехать будешь на прохожих, не спать по ночам от беспокойства. И, знаешь, собака даже завыла: ой, будет с меня и половины такой жизни! И опять стал человек просить бога: прибавь мне и эту половину! И опять бог ему прибавил.

     Ну, а потом сотворил бог обезьяну, дал ей тоже тридцать лет жизни и сказал, что будет она жить без труда и без заботы, только очень нехороша лицом будет—лысая, в морщинах, голые брови на лоб лезут, — и все будет стараться, чтоб на нее глядели, а все будут на нее смеяться.

    И она отказалась… И человек выпросил себе и эту половину…

     Человек свои собственные тридцать лет прожил по человечьи — ел, пил, на войне бился, танцевал на свадьбах, любил молодых баб и девок. А пятнадцать лет ослиных работал, наживал богатство. А пятнадцать собачьих берег свое богатство, все брехал и злился, не спал ночи. А потом стал такой гадкий, старый, как та обезьяна. И все головами качали и на его старость смеялись.

 

- Как притча связана с рассказом «Господин из Сан-Франциско»? Сформулируйте и запишите идею притчи.

Опубликовано в группе «Урок литературы»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.