План по самообразованию «Применение проектной деятельности в развитии детей старшего дошкольного возраста»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 22» |
План по самообразованию по теме: «Применение проектной деятельности в развитии детей старшего дошкольного возраста» |
|
Выполнил воспитатель первой категории: Павлова А.В. 2020-2021 уч.год |
Проект создать – не поле перейти,
Мы не искали легкого пути,
Мы можем все, хоть мы совсем не боги,
В дошкольном деле мы – просто педагоги…
О.В.Коржаневская
Актуальность проблемы:
Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской
деятельности детей. Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, воспитанника и его родителей, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.
Таким образом, разработка проекта – это путь к саморазвитию личности через осознание собственных потребностей, через самореализацию в предметной деятельности. Среди современных педагогических технологий в последние годы проектная деятельность приобретает все большую популярность.
Тема: «Применение проектной деятельности в развитии детей старшего дошкольного возраста»
Направление: социально – личностное.
Группа: старшая.
Цель: Освоить технологию проектно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Повысить собственный уровень знаний путём изучения методических статей;
Изучить методики и технологии педагогов, представленных в сети Интернет и используемых в МБДОУ детский сад «Радуга» с. Мамонтово;
Применить полученные знания на практике;
Привлечь родителей к организации воспитательно-образовательной работы с детьми.
Ожидаемые результаты:
У меня, как у педагога-воспитателя сформируются основы педагогического мастерства, профессионализма и творчества:
умение анализировать научно-методическую литературу, повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков;
овладение инновационными педагогическими технологиями воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста (проектная деятельность);
умение активизировать творческие способности, применять полученные знания на практике;
пополнение копилки профессиональных достижений, создание портфолио воспитателя старшей группы.
У детей сформируются:
творческие способности, коммуникативные навыки, умение экспериментировать, синтезировать полученные знания;
социальные навыки в процессе групповых взаимодействий, опыт исследовательско - творческой деятельности;
повысится степень самостоятельности, инициативности и познавательной мативированности.
Основные вопросы:
история и сущность проектной деятельности;
актуальность применения проектно – исследовательской деятельности в ДОУ;
цели и задачи проектной деятельности детей дошкольного возраста;
методика организации исследований детей дошкольного возраста;
этапы работы над проектом;
прогнозируемые результаты;
группы умений, формируемые проектным методом;
особенности исследовательских проектов детей дошкольного возраста;
роль родителей в проектной деятельности;
практическая реализация проектов детей дошкольного возраста.
Изучение учебно – методической литературы:
Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Издательство:Мозаика-Синтез, 2008 г.
Захарова М. А. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети. Издательство: Школьная пресса, 2010 г.
Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста;
Бедерханова В.П. Совместная проектировочная деятельность, как средство развития детей и взрослого // Развитие личности.2000.№1
Белая К.Ю.Самообразование педагогов ДОУ / К.Ю.Белая // Справочник старшего воспитателя – 2007 - №2
Дьяченко О.М.,Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает – М.:-Знание,1994.
Дыбина О.В., Еник О.А. Проблемы дошкольного образования на современном этапе: Выпуск 5 / Сост. О.В.Дыбина, О.А.Еник – Тольятти: ТГУ,2007.
Менщикова Л.Н. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет. Волгоград,2008.
Солодянкина О.В. Система проектирования в дошкольном учреждении // методическое пособие – М: АРКТИ, 2010.
Маханева М.Д. Самообразование педагогов / М.Д.Маханева // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2004.- №1.
Киселева Л.С., Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.- сост.: Л.С.Киселева, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода, М.Б.Зуйкова. – 3-е изд.пспр.и доп. – М.: АРКТИ, 2011.
Изучение статей, конспектов по самообразованию и проектной деятельности на интернет сайте:
Перспективный план самообразования на 2020 – 2021 учебный год
Сентябрь – октябрь
Организационно – теоретический
Повышение своего профессионального уровня, развитие любознательности и познавательной активности.
1. Изучение нормативных документов;
2. Детальное изучение имеющего опыта ДОУ, методической литературы по данной проблеме;
3. Составление перспективного плана, разработка системы мер, направленных на решение проблемы;
4. Прогнозирование результатов.
Консультация для родителей «Основные цели и задачи метода проекта».
Октябрь – апрель
Накопительно – практический
Использование метода проектов в практике дошкольного образовательного учреждения как инновационной педагогической технологии.
1. Изучение методики технологии проектирования педагогов в Интернете.
2. Проведение цикла мини проектов с детьми старшей группы.
3. Участие в конкурсах и выставках различного уровня.
4. Привлечение родителей к организации проектов в группе.
5. Освещение данной теме в группе Вконтакте «Медведюшка-батюшка».
Май
Заключительный
Повышение познавательного интереса педагогов ДОУ, дошкольников и их родителей к методу проектов.
1. Самоанализ и самооценка проделанной работы в своей группе.
2. Планирование деятельности и перспектив развития.
Публикация собственного опыта педагогической деятельности в социальной сети работников образования.
Перспективный план работы на 2020-2021 уч.год
Месяц | Тема | Классификация проекта |
Сентябрь | «Овощи, ягоды и фрукты – полезные продукты» | Практико - ориентированный |
Октябрь | «Кока - кола» | Информационно - экспериментальный |
Ноябрь | «Микробы и бактерии» | Практико – ориентированный и экспериментальный |
Декабрь | «Кто живет в молочной стране!» | Информационно - экспериментальный |
Январь | «Святочная неделя» | Информационно - творческий |
Февраль | «Каша – здоровье наше!» | Практико - ориентированный |
Март | «Жилище народов мира» | Информационно - творческий |
Апрель | « По пути в космос» | Информационно - творческий |
Май | «Такой «большой» и маленький «великан». Насекомые» | Информационно - творческий |
Выводы: используя проектирование, пришла к выводу, что этот метод представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей. В ходе своей работы по самообразованию, научилась разрабатывать, применять проектирование в воспитательно-образовательной деятельности с воспитанниками, привлекать к проектной деятельности родителей, делиться опытом с коллегами.