Статья на тему «Проектная деятельность в развитии детей старшего дошкольного возраста»
Эффективность проектной деятельности в развитии детей старшего дошкольного возраста.
Метод проектов, хотя и имеет давнюю историю, до сих пор является инновационным. Он открывает новые возможности и очень эффективен при воспитании и обучении дошкольников .
Термин «проект» в 1908 году впервые прозвучал от заведующего отделом воспитания сельскохозяйственных школ США Д. Снедзена. Метод проектов базировался на теории « прагматической педагогики», начинателем которой стал американский философ Джон Дьюи. [1] Приверженец идей Дьюи, В.Х. Килпатрик предполагал, что обсуждение картины, спектакль , поставленный в школьном театре, вхождение в какую-либо деятельность является проектом. В работах В.Х. Килпатрика, переведённых на русский язык, ученый выдвигает четыре вида проектов: проекты решения проблем, производительные, потребительские или развлекательные и проекты – упражнения. [4,с.11]
И.Ф. Колесникова и М.П. Гончарова — Сибирская говорят, что идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. [4, с. 13]
Педагог - экспериментатор С. Т Шацкий в начале XX века возглавлял объединение коллег, которые в своей работе применяли проектирование как средство в воспитании и обучении детей. Такие известные педагоги, философы, психологи, как А.С. Макаренко, П.П. Блонский и др. изучали и использовали в своей деятельности проектный метод. « В проектном обучении педагог является не основным источником знаний, а помощником для детей в их деятельности» - говорил П.П. Блонский. В дальнейшем этот метод был подвергнут критике и не применялся в практической деятельности педагогов. [7]
В отличие от нашей страны, метод проектов получил большой рост в развитии в США, Германии, Англии, Израиле и др. Его активно использовали педагоги, специалисты дошкольного образования. Яркий пример - сады М. Монтессори, где проектный метод - часть педагогической технологии.
Только в 80-е года XX века в педагогическую практику нашей страны вернулся проектный метод. Сейчас использование этого метода приветствуется на всех этапах обучения. А в дошкольном образовании он признан одним из основных при реализации принципа непрерывного образования, что делает его актуальным для использования с детьми –дошкольниками. Как средство приобщения детей к пространству информационных технологий изучает проектную деятельность профессор Т. К Смыковская; технологией формирования информационной компетентности называет её кандидат педагогических наук, доцент А.Л. Ховякова; её коллега, Е. Евдокимова считает проект мотивацией к познанию; Е.Н. Веракса, Л.Д. Морозова считают проектный метод важной составляющей познавательной деятельности.[10]
Старший дошкольный возраст ребёнка характеризуется периодом наивысшего проявления любознательности, вопросов и ответов. В этом возрасте ярко проявляется исследовательское поведение – главный ключ к получению представлений о мире в целом.
В дошкольном образовании проектная деятельность позволяет строить воспитание и обучение детей путем проб и ошибок, методом исследования, творчества. Подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, формирование исследовательских умений и навыков становится ведущей задачей современного образования.
При реализации принципа непрерывности образования проектная деятельность признана одной из основных, что делает ее актуальной, требует ее изучения и внедрения в дошкольную жизнь. [12]
Проектный метод способствует формированию умений и навыков дошкольников, которые необходимы им на выходе из стен дошкольного учреждения. Работа в проекте строится по формуле: дети + семья + педагоги = сообщество
Проектная деятельность — это такие созданные условия, позволяющие ребёнку самому или в сотворчестве со взрослым познать через исследование этот огромный мир, получить практический опыт, который дошкольник добудет с помощью эксперимента, поиска, анализа.
Проект – это педагогически организованный метод освоения дошкольником пространства вокруг себя в ходе спланированной заранее практической деятельности. [5]
Метод проектов – это такая педагогическая технология, ведущим направлением которой является самостоятельная деятельность детей – познавательная, продуктивная, исследовательская, в процессе которой дошкольник познаёт реальность и воспроизводит новые знания и умения в продукт своего творчества. Основной принцип работы проектного метода заключается определённой организации образовательного процесса, при котором воспитанники получают новые и закрепляют имеющиеся знания, умения и навыки, имеющие не только познавательную, но и прагматичную ценность [6]
Проектная деятельность предполагает создание сообщества взрослых и детей, в котором дети приобретают позитивные личностные качества, развивается в единстве познавательного, социального и эмоционально- личностного развития в старшем дошкольном возрасте. Педагоги и родители в проектной деятельности выступают в роли союзников, партнёров, участников происходящего процесса. При этом взрослый « не стоит над ребёнком», а обеспечивает свободу выбора занятий и способов действия, стимулирующих развитие исследовательских умений. Проектная деятельность позволяет практически применять принципы диалогизма, соразвития, креативности, открытости. [12]
Организованная проектная деятельность позволяет удовлетворить потребность детей старшего дошкольного возраста в новых знаниях, впечатлениях, способствует развитию любознательного, успешного, самостоятельного ребенка. Умело разработанная система работы в проекте позволяет не только интеллектуально развить ребёнка, но и повысить уровень профессиональной компетенции педагогов дошкольного образования.
Список литературы.
Венгер, Л.А. Восприятие и обучение. Дошкольный возраст [Текст].- М.: Просвещение, 1969. - 365 с.
Веракса, Н.Е., Веракса, А.И. Проектная деятельность дошкольников [Текст]. - М.: Мозаика-Синтез, 2014.-64с.
Виноградова, Н.А., Панкова, Е.П. Образовательные проекты в детском саду [Текст]. Пособие для воспитателей. - М.: Айрис-Пресс, 2008.-208с.
Колесникова, И. А. Педагогическое проектирование [Электронный ресурс]: учеб. пособие / И.А.Колесникова, М.П.Горчакова- Сибирская; под ред. И.А. Колесниковой - М: Издательский центр «Академия», 2005. - 288 с.- Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/3/0212.- (Дата обращения 24.11.2019)
Исследовательская и проектная деятельность дошкольников и младших школьников: опыт воспитателей и учителей / Ред.-сост. А. С. Обухов. - М.: Журнал «Исследователь/Researcher», 2018. – 60 с.
Корнеева, Е. В., Волкова, О. А. Проектная деятельность как средство развития исследовательских способностей старших дошкольников [Текст]// 18.Инновационные педагогические технологии/ под ред. Г. Д. Ахметова .- Ярославль: Академия развития, 2002. –С.92-95
Нетесова, Н. И. Развитие проектного метода в системе образования [Электронный ресурс] // Молодой ученый. - 2014. - №19. - С. 587-590. —Режим доступа: https://moluch.ru/archive/78/13621/. (Дата обращения: 15.11.2019)Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс] приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва // Режим доступа: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html/- (Дата обращения: 09.10.2019).
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования [Текст] / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой.— М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. —336 с.
Савенков, А.И. История применения исследовательских методов обучения в дошкольном образовании [Электронный ресурс] // Дошкольное образование.-2007.-№20.-Режим доступа: https://dob.1sept.ru/article.php?ID=200702017. - (Дата обращения 17.10.2019)
Савенков, А.И. Маленький исследователь: развитие познавательных способностей для детей 5-7 лет [Текст]. - Ярославль: ИЗДАТЕЛЬСТВО ООО Академия развития,2004.-35с.
Циценко, В. С., Красноперова, Т. Н. Организация проектной деятельности в ДОУ [Электронный ресурс] // Молодой ученый. - 2016. - №16- С. 384-387. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/120/33144/. - (Дата обращения: 10.11.2019)