План работы ШМО учителей гуманитарного цикла на 2017–2018 учебный год
МОУ-СОШ с. Писаревка
План
работы школьного методического объединения учителей гуманитарного цикла
на 2015-2016 учебный год
Руководитель МО: Чайко Елена Николаевна,
учитель первой квалификационной категории
с. Писаревка
2015-2016 учебный год
Методическая тема МО гуманитарного цикла
Перевод каждого ученика в субъект обучения как основа для последующего саморазвития и самоопределения.
Цель методической работы
Создание оптимальных условий для реализации системно-деятельностного подхода в обучении предметам гуманитарного цикла в реализации основных направлений ФГОС
Задачи
Повышение мастерства и квалификации учителей-предметников гуманитарного цикла в соответствии со стандартами нового поколения.
Проведение нестандартных уроков с использованием современных педагогических технологий с целью повышения познавательного интереса обучающихся к предметам гуманитарного цикла.
Концентрирование основных сил МО в направлении повышения качества обучения, воспитания и развития школьников.
Интеграция основного и дополнительного образования в целях раскрытия творческого потенциала обучающихся через уроки и внеклассную работу на основе новых образовательных технологий.
Повышение профессионального уровня мастерства педагогов через самообразование, использование персональных сайтов, участие в творческих мастерских и интернет сообществах, использование современных технологий, содействие раскрытию творческого потенциала учащихся через уроки и внеклассную работу.
Организация системной подготовки к ОГЭ по предметам гуманитарного цикла, отработка навыков тестирования при подготовке обучающихся к итоговой аттестации .
Изучение нормативно-правовой, методической базы по внедрению ФГОС.
Направления деятельности по методической теме:
Применение активных форм обучения. Использование творческих заданий в обучении предметам гуманитарного цикла. Воспитание успехом.
Использование учителями ИКТ, исследовательских, проблемных методов обучения, здоровье сберегающих технологий, внеурочной деятельности при организации системно-деятельностного подхода в реализации основных направлений ФГОС.
Борьба за чистоту родного языка, повышение грамотности обучающихся, их техники чтения и осмысления текстов. Умение обучающихся работать с учебным материалом и пополнять свой словарный запас.
Повышение результативности личностно-ориентированного образования в ходе заседаний МО, взаимопосещения уроков. Повышение уровня духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся на уроках и во внеурочное время.
Состав методического объединения
Чайко Е.Н.. - руководитель методического объединения, учитель немецкого языка.
Хребтович В.А. - учитель истории и обществознания.
Павлова Н.Ю. - учитель русского языка и литературы.
Зайцева Н.Н.- учитель русского языка и литературы.
Темы по самообразованию
1.
Павлова Н.Ю.
«Инновационные методы работы на уроках
русского языка и литературы в реализации основных направлений ФГОС».
2.
Зайцева Н.Н.
«Патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы»
3.
Хребтович В.А.
«Познавательные задачи, задания, как средство активизации познавательных процессов в деятельности учащихся».
4.
Чайко Е.Н.
« Развитие творческой активности учащихся на уроках немецкого языка»
«Формирование мотивации школьников в контексте разноуровневого обучения».
Организационно - педагогическая деятельность
Задачи:
повышение профессиональной культуры учителя через участие в реализации методической идеи общеобразовательного учреждения;
создание условий для повышения социально-профессионального статуса учителя
П/п
Мероприятие Сроки Ответственный
1Анализ деятельности МО за 2014-2015 учебный год и утверждение плана работы МО на 2015-2016 учебный год.
Конец августа
Руководитель МО
2Конкретизация социально-профессионального статуса членов МО
август
Руководитель МО
3Проведение заседаний МО
1 раз в
2 месяца
Руководитель МО
4Участие в педагогических советах школы, методических семинарах, заседаниях районных предметных секций и методобъединений.
1 раз в месяц
Члены МО
5Актуализация нормативных требований СанПиН, охраны труда для всех участников образовательного процесса.
сентябрь, январь
Члены МО
Составление плана работы МО на 2016-2017 учебный год
июнь
Руководитель МО
План работы методического объединения гуманитарного цикла в 2015-2016 учебном году
С целью повышения качества учебных достижений учащихся в работе используются следующие формы:
-- индивидуальные и групповые занятия с детьми, имеющими повышенную мотивацию и неуспевающими;
- олимпиады ;
- диагностические, административные и итоговые контрольные работы;
- анализ уровня обученности учащихся;
- работа по подготовке к ГИА;
- предметные недели;
- участие в предметных конкурсах разных уровней
- проектная работа учащихся
Тематика заседаний. Основные вопросы
Дата август
Ответственный
1 заседание. Тема: «Анализ работы МО учителей гуманитарного цикла за 2014-2015 учебный год, задачи на 2015-2016 учебный год в свете идей модернизации».
Анализ работы ШМО за 2015-2016 учебный год.
Обсуждение и утверждение плана работы МО на 2015-2016 учебный год
Изучение нормативных документов, программ, сборников приказов.
Утверждение рабочих программ, кружков по предметам гуманитарного цикла на 2015-2016 го
Выступления учителей предметников.
Заседание 2. Октябрь
Тема: «Развитие речи учащихся на уроках гуманитарного цикла».
Подготовка выпускному итоговому сочинению как задача всего МО учителей предметов гуманитарного цикла.
Школа как территория грамотной речи детей и взрослых.
«Текстоориентированный подход в обучении как эффективный способ формирование языковой и духовной культуры школьника. Выступление.
Метапредметность на уроках гуманитарного цикла.
О единых нормах оценки знаний, умений и навыков.
О единых требованиях к контрольным, рабочим творческим тетрадям учащихся.
Участие в мероприятиях, посвященных Году литературы..
Выступления учителей предметников.
3 заседание январь
.Тема: «Программа развития УУД на ступени основного общего образования»
Составление плана предметной недели по истории, обществознанию, русскому, немецкому языкам.
«Обобщение опыта работы по формированию регулятивных, учебных и коммуникативных умений при работе по ФГОС ООО.» Выступления.
«Учебно-исследовательская и проектная деятельность как одно из важнейших средств повышения мотивации и эффективности учебной деятельности».
Анализ контрольных работ за 1 полугодие.
Все учителя
4 заседание. Апрель
Тема: «Организация эффективной подготовки к ОГЭ-2016 на уроках».
Изучение документов о проведении итоговой аттестации в 2016 году.
Анализ состояния преподавания и качества подготовки обучающихся по предметам гуманитарного цикла к ЕГЭ и ОГЭ выпускников 9-х, классов
Анализ проведения пробных экзаменов по русскому языку в форме ОГЭ в 9-х классах. Определение уровня готовности учащихся к итоговой аттестации.
Все учителя
5 заседание. Май
Тема: «Анализ результативности работы МО за 2015-2016 учебный год».
Утверждение экзаменационных материалов.
Итоговая аттестация учащихся.
О предварительной аттестации учителей в новом году.
Составление перспективного плана работы МО учителей на 2016-2017 учебный год.
Отчет о работе МО в 2015-2016 учебном году.
Отчёт учителей о проделанной работе по теме самообразования.
Все учителя
Выступления учителей предметников
Положение
о школьном методическом объединении
учителей гуманитарного цикла
1. Общие положения.
1.1. МО учителей гуманитарного цикла – структурное подразделение внутришкольной системы управления образовательным и воспитательным процессом.
1.2.Члены МО – учителя русского языка и литературы, иностранного языка, истории и обществознания, основ православной культуры.
1.3. МО учителей гуманитарного цикла взаимодействует с другими предметными МО школы и других образовательных учреждений города.
2. Задачи методического объединения учителей гуманитарного цикла.
2.1. Повышение теоретического, научно-методического уровня подготовки учителей: ознакомление с нормативными документами, овладение современными педагогическими технологиями, совершенствование методики преподавания учебных предметов, изучение психологических аспектов личности обучающихся.
2.2. Обеспечение выполнения единых подходов к образованию и социализации обучающихся.
2.3. Овладение членами МО различными формами проведения урочных и внеурочных занятий.
2.4. Изучение, обобщение и использование в практике передового педагогического опыта работы учителей гуманитарного цикла.
3. Функции методического объединения учителей гуманитарного цикла.
3.1. Организация коллективного планирования и анализ деятельности педагогов и учащихся.
3.2. Выработка и регулярная корректировка педагогических принципов, методов, форм учебно-воспитательного процесса в целях его усовершенствования.
3.3. Организация изучения и освоения современных технологий, форм, методов учебно-воспитательной деятельности.
3.4. Обсуждение учебных программ, планов, расписаний.
3.5. Обобщение и систематизация передового педагогического опыта учителей гуманитарного цикла.
3.6. Оценивание работы коллектива, ходатайство о поощрении членов методического объединения.
ПРОТОКОЛЫ
ЗАСЕДАНИЙ МО УЧИТЕЛЕЙ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА
Протокол №1
заседания методического заседания учителей гуманитарного цикла
от 28.08. 2015 года.
Присутствовало: 4 человека.
Хребтович В.А.учитель истории и обществознания,
Чайко Е.Н. – руководитель МО,учитель немецкого языка,
Павлова Н.Ю. учитель русского языка и литературы,
Зайцева Н.Н. – учитель русского языка и литературы.
Повестка дня:
Анализ результатов государственной итоговой аттестации выпускников 9 класса в 2014 -2015 учебном году.
Анализ работы МО учителей гуманитарного цикла за 2014-2015 учебный год и утверждение плана работы и задач на новый 2015-2016 учебный год.
О работе МО гуманитарного цикла в новом 2015-2016 уч.г.
Утверждение рабочих программ и календарно-тематических планов учителей гуманитарного цикла на 2015-2016 уч.год. Обсуждение замечаний и рекомендаций по планированию учебного процесса.
Изучение Инструктивно-методических писем о дальнейшей реализации ФГОС.
Обсуждение тем по самообразованию.
Ход заседания.
По первому вопросу слушали учителей-предметников, которые доложили об итогах итоговой аттестации в 2014-2015 уч. году.
Решили:
Признать работу педагогов по подготовке к итоговой аттестации удовлетворительной.
Каждому учителю-предметнику сделать поэлементный анализ результатов ОГЭ, по предмету в соответствии с содержащимися в ОГЭ, заданиями с целью выявления недочетов и пробелов в подготовке учащихся к ОГЭ, и их устранению в будущем.
Каждому учителю-предметнику составить план подготовки учащихся к ОГЭ, на 2015-2016 уч.г.с учетом имеющихся проблем в качестве подготовки к ОГЭ,
В обязательном порядке проводить тренировочные тесты по всем предметам гуманитарного цикла в течение года с целью улучшения подготовки к итоговой аттестации по технологии ОГЭ-2016.
Учителям русского языка и литературы, учителям истории и обществознания изучить Кодификатор к ОГЭ, -2016
По второму вопросу выступила Чайко Е.Н., которая дала оценку работы МО учителей гуманитарного цикла за истекший 2014-2015 год, где, в частности, было отмечено, что несмотря на усилия педагогов, достаточно большой процент учащихся 7, 8, 10 классов имеют низкий уровень обученности, не вполне соответствующий требованиям программы по всем предметам. Кроме того, Елена Николаевна ознакомила учителей МО с анализом работы МО учителей гуманитарного цикла, обозначила цели и задачи на новый учебный год.
Затем были проведены выборы нового руководителя МО учителей гуманитарного цикла.
Решили:
Работу учителей-предметников гуманитарного цикла считать удовлетворительной.
Руководителем МО избрать Чайко Е.Н., .
По третьему вопросу выступила Чайко Е.Н., которая предложила для обсуждения план методического объединения учителей гуманитарного цикла, определив цели и задачи МО на 2015-2016 учебный год.
Решили:
Признать работу МО гуманитарного цикла удовлетворительной.
Утвердить цели и задачи МО гуманитарного цикла на 2015-2016 учебный год.
По четвертому вопросу выступила Чайко Е.Н., которая доложила о предварительном ознакомлении с рабочими программами учителей, о состоянии календарно-тематических планов педагогов, напомнила о том, что необходимо соблюдать требования предъявляемые к ним.
Далее прошло обсуждение планов повышения квалификации учителей гуманитарного цикла на 2015-2016 учебный год. (График прилагается.)
Решили:
1. Утвердить рабочие программы учителей гуманитарного цикла на 2015-2016 уч.г.
2.Утвердить график повышения квалификации учителей гуманитарного цикла.
По пятому вопросу слушали Павлову Н.Ю., которая напомнила о содержании ФГОС 2-го поколения, разработанных Министерством образования РФ в соответствии с требованиями к преподаваемым предметам в учебных заведениях. А также порекомендовала учителям-предметникам включить в тематические планы и планы воспитательной работы вопросы по реализации стандартов 2 поколения.
Е.Н. провела обзор инструктивно-методических материалов; рассказала членам МО о новых нормативных документах, регулирующих преподавание предметов гуманитарного цикла.
Решили:
Включить вопросы по реализации ФГОС в тематические и воспитательные планы учителей гуманитарного цикла.
Учителям-предметникам следить за информацией от ФИПИ по поводу сдачи ГИА (ОГЭ – 2016, за новинками педагогической литературы, использовать их в своей работе.
По шестому вопросу слушали Зайцеву Н.Н, которая определила основные направления работы со слабоуспевающими учащимися, а также учащимися, требующими особой психолого-педагогической поддержки.
Решили:
Всем учителям-предметникам составить планы работы со слабоуспевающими учащимися.
Проводить индивидуальные занятия.
Развивать творческие способности учащихся посредством привлечения их к участию во внеклассной работе по предметам гуманитарного цикла; а также путем вовлечения их в выполнение творческих работ, олимпиад, конкурсных работ как общешкольного, так и муниципального и т.д. уровней.
По седьмому вопросу слушали учителей-предметников, назвавших свои темы по самообразованию и методы их реализации.
Решили:
Методические темы учителей утвердить.
Составить план работы по темам самообразования на год.
Представить отчеты о проделанной работе над темами самообразования к последнему заседанию МО (май 2015 года) в виде докладов.
Председатель МО Чайко Е.Н.
№ п.п |
Ф.И.О. учителя |
Категория, разряд |
Стаж |
1 |
Чайко Е.Н. |
первая |
25 лет |
2 |
Павлова Н.Ю |
высшая |
47 |
3 |
Зайцева Н.Н. |
высшая |
41 |
4. |
Хребтович В.А. |
высшая |
21 |
ПРОТОКОЛ ЗАСЕДАНИЯ № 3
ШМО учителей гуманитарного цикла
от « 09 » января 2016 года
Присутствовало: 4 человека.
Хребтович В.А.учитель истории и обществознания,
Чайко Е.Н. – руководитель МО,учитель немецкого языка,
Павлова Н.Ю. учитель русского языка и литературы,
Зайцева Н.Н. – учитель русского языка и литературы.
.Тема: «Программа развития УУД на ступени основного общего образования»
Повестка:
1.Анализ диагностических и тренировочных работ по русскому языку, истории, немецкому в 9 классе
2.Обобщение личного опыта. Формирование УУД. Составление рабочих программ с учётом ФГОС.
3.Работа педагогов по самообразованию.
4.Анализ открытого урока учителя русского языка и литературы Павловой Н.Ю. в 9 классе по теме: «Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными»
5. Составление планов предметных недель
Ход заседания:
1.По первому вопросу – «Анализ диагностических и тренировочных работ в 9 классе» слушали Чайко Е.Н. Она осветила основные аспекты подготовки к итоговой аттестации: ребята готовятся к экзаменам, еженедельно проводятся дополнительные занятия по подготовке (согласно графику
Сложностью подготовки к итоговой аттестации в целом, конечно является отсутствие альтернативы в задании С 2: составители КИМов оставили только задание повышенной трудности – С.2.1.- лингвистическое сочинение, которое вызывает существенные затруднения. Но несмотря на это, девочки стараются, уже написано несколько сочинений подобного плана
Хребтович В.А.: подготовка к экзамену по обществознаниюидёт на уроках. Решаем тесты, проводим контрольные работы. Результат удовлетворительный. Динамика есть.
2.По второму вопросу- « Обобщение личного опыта. Формирование УУД. Составление рабочих программ с учётом ФГОС». Слушали учителя русского языка и литературы Павлову Н.Ю,
Ознакомила с основными аспектами введения ФГОС в систему образования. Сравнила ФГОС и Стандарт 2004 года. Акцентировала внимание на необходимость изучения литературы по данному вопросу. Осветила основные аспекты составления рабочих программ с учётом ФГОС на примере программы по русскому языку в 8 классе. Предложила к рассмотрению работу с опорными таблицами и формирование ууд на уроках русского языка.
3.По третьему вопросу – «Работа педагогов по самообразованию» слушали учителя истории и обществознания – Хребтович В.А.. В этом году я рассматриваю тему самообразования в таком ракурсе: «Познавательные задачи, задания, как средство активизации познавательных процессов в деятельности учащихся» Эта важна и очень актуальна особенно в связи с подготовкой к ОГЭ в новой форме. Формирование логического мышления у школьников происходит, в первую очередь, в учебно-познавательной деятельности. В процессе учебных занятий учащиеся приобретают умения переработки учебной информации, ее использования в различных ситуациях обучения. Степень развития у школьников умений и навыков мышления зависит от условий их формирования. Часто на уроке учитель, задавая вопрос, выслушивает ответ ученика, который пересказывает пункт из параграфа школьного учебника, если пересказ был полным, он ставит хорошую отметку, тем самым, оценивая степень усвоения учеником учебного материала. Считаем: простой пересказ исторического материала - это не главное. В процессе передачи информации таким путем мы имеем простую репродукцию знаний, без их осмысления, творческой переработки. Однако чрезвычайно важно, чтобы ученик на уроке понял, осознал и вывел логическую цепочку исторического факта. (выступление прилагается)
4. По четвёртому вопросу – «Анализ открытого урока учителя русского языка и литературы . В целом урок проведён на высоком научно – методическом уровне. Учитель использовал современные технологии: ИКТ(презентация), игровые моменты, дифференцированное обучение (карточки с поуровневыми заданиями). Соблюдены также Здоровьесберегающие технологии: перед уроком осуществлялось проветривание классной комнаты. Строго соблюдены все структурные элементы урока, однако хотелось бы ещё больше разнообразить виды деятельности учащихся на уроке – на это стоит обратить внимание. также недостатком урока было отсутствие рефлексии – подведение итогов урока произошла по звонку.
Постановили:
проводить открытые уроки в школе с последующим обсуждением и анализом.
Председатель ШМО:
Чайко Е.Н.
Протокол заседания ШМО
ЗАСЕДАНИЕ №2 от
Присутствовало: 4 человека.
Хребтович В.А.учитель истории и обществознания,
Чайко Е.Н. – руководитель МО,учитель немецкого языка,
Павлова Н.Ю. учитель русского языка и литературы,
Зайцева Н.Н. – учитель русского языка и литературы.
Тема: Тема: «Развитие речи учащихся на уроках гуманитарного цикла».
Повестка дня.
Подготовка выпускному итоговому сочинению как задача всего МО учителей предметов гуманитарного цикла.
Школа как территория грамотной речи детей и взрослых.
«Текстоориентированный подход в обучении как эффективный способ формирование языковой и духовной культуры школьника. Выступление.
Метапредметность на уроках гуманитарного цикла.
О единых нормах оценки знаний, умений и навыков.О единых требованиях к контрольным, рабочим творческим тетрадям учащихся.
1.По первому вопросу слушали Павлову Н.Ю,, которая рассказала о типах и структуре современного урока в рамках прогрессивно развивающихся ИКТ-технологий, пособствующих улучшению подготовки к итоговому сочинению
Решение:реструктуризировать уроки(по мере возможности) в соответствии с предъявляемыми требованиями.
2.По второму вопросу заслушали Чайко Е.Н., которая познакомила учителей с пректной деятельностью учеников в рамках уроках немецкого языка., подчеркнув эффективность даннной методики.Продемонстрировала несколько детских проектов.
Решение: Продолжить использование проектной методики на уроках что способствует повышению грамотности учащихся.
3. .По третьему вопросу слушали Хребтович В.А., который выступил с докладом по данной теме.
Решение: Прдолжить процесс внедрения данного подхода на уроках гуманитарного цикла.
4.По четвёртому вопросу обсудили метапредметность на уроках гуманитарного цикла
Решение:Расширять метапредметные связи
5.В рамках пятого вопроса обсудили нормы оценки ЗУН
Решение: Утвердили нормы оценки ЗУН, единые требования к контрольным, рабочим творческим тетрадям учащихся.
Руководитель ШМО Чайко Е.Н.
Протокол заседания ШМО учителей гуманитарного цикла ЗАСЕДАНИЕ №4
Тема: " Тема: «Организация эффективной подготовки к ОГЭ-2016 на уроках».
Присутствовало: 4 человека.
Хребтович В.А.учитель истории и обществознания,
Чайко Е.Н. – руководитель МО,учитель немецкого языка,
Павлова Н.Ю. учитель русского языка и литературы,
Зайцева Н.Н. – учитель русского языка и литературы.
Повестка дня.
1.Опреденление объёма и содержания тестов по гуманитарным предметам в соответсвии с государственными стандартами.
2.Методика подготовки учащихся к ОГЭ по русскому языку, истории, обществознанию, немецкому языку.
3.Составление экзаменационного материала для проведения репетиционного экзамена в 9 классах по предметам гуманитарного цикла и утверждение сроков проведения.
1.По первому вопросу слушали Павлову Н.Ю., которая выступила с докладом о том, какими по объёму должны быть работы в 5-8, 10 классах из расчёта на 1 академический час и 2 академических часа. Продемонстрировала варианты работ, соответствующие государственным стандартам.
Решение:проводить работы, максимально приближенные к форме ОГЭ в рамках одного академического часа для 5-8 классов и в рамках двух академических часов для 9 класса.
2.По второму вопросу заслушали Чайко Е.Н., которая познакомила учителей с требованиями , предъявляемыми к выпускникам, сдающим экзамен по немецкому языку; Зайцеву Н.Н.. познакомившую с изменениями в КИМах ОГЭ.; Хребтович В.А., рассказавшего о проведении экзамена по обществознанию, познакомившего с требованиями, предьявляемыми к выпускникам, сдающим экзамен по обществознанию.
Решение: Учесть изменения, внесённые в КИМы при составлении материалов для контрольных годовых работ.
3..По третьему вопросу слушали Хребтович. Котор В.А.ый сказал, что необходимо подготовить материал для проведения итоговых контрольных работ.
Решение: Подготовить и сдать материал до 20 апреля. Провести итоговые контрольные работы во второй половине мая(15-23).
Руководитель ШМО Чайко Е.Н.
Протокол № 5
заседания МО учителей
Присутствовало: 4 человека.
Хребтович В.А.учитель истории и обществознания,
Чайко Е.Н. – руководитель МО,учитель немецкого языка,
Павлова Н.Ю. учитель русского языка и литературы,
Зайцева Н.Н. – учитель русского языка и литературы.
Повестка дня: . Май
Тема: «Анализ результативности работы МО за 2015-2016 учебный год».
1. Итоги работы методического объединения в 2015-16 учебном году.
2. Составление проекта деятельности на новый 2016-2017 учебный год.
3. Анализ успеваемости и качества обучения за год по предметам, входящим в МО: по русскому языку, литературе, истории, обществознанию, немецкому языку.
4. Рекомендации по составлению рабочих программ на следующий учебный год
По первому вопросу слушали руководителя МО Чайко Е.Н., которая подвела итоги работы методического объединения гуманитарно-эстетического цикла за 2015-16 учебный год.
2. По второму вопросу прошло обсуждение деятельности МО на следующий
учебный год. В ходе заседания были предложены для рассмотрения
вопросы, связанные с переходом на ФГОС ООО в 6 классе и концепции
развития гуманитарного образования в России.
3. По третьему вопросу говорила руководитель МО гуманитарного цикла
Чайко Е.Н., которая проанализировала успеваемость по предметам за
учебный год.
4. По четвертому вопросу обсудили аннотации к рабочим программам по
предметам.
Постановили:
1. Считать работу МО гуманитарно-эстетического цикла за 2015-16 год удовлетворительной.
2. Включить в план работы МО на 2016-17 год вопросы, связанные с ФГОС ООО.
3. Принять к сведению результаты успеваемости за год по предметам гуманитарного цикла.
4. Учитывать рекомендации по составлению рабочих программ на следующий учебный год.
Руководитель МО: Чайко Е .Н.
Анализ работы МО учителей
гуманитарного цикла
за 2015-2016 уч. год.
Цели анализа: выявить степень реализации поставленных перед членами МО задач; наметить план работы МО на новый учебный год
Предмет анализа: учебная и методическая работа членов МО
1. Общая оценка работы по выполнению задач, поставленных перед МО
Деятельность МО в 2015-16 учебном году строилась в соответствии с планом работы МО, общешкольной методической темой, методической темой МО, отражая работу по реализации задач на учебный год.
В основном поставленные перед МО задачи были реализованы. Как показала работа, члены МО приложили максимум усилий для реализации поставленных в учебном году целей и задач. Деятельность учителей и учащихся была достаточно активной, разнообразной и эффективной. Это работа по подготовке к конкурсам, олимпиадам. Для развития способностей учащихся широко использовались в работе внеклассные мероприятия и индивидуальные занятия.
В соответствии с поставленными задачами методическая работа МО учителей гуманитарного цикла была направлена на создание условий для развития педагогического мастерства, повышения уровня профессиональной компетентности учителей, повышение уровня качества знаний учащихся по предметам, организации подготовки к ОГЭ .
Учителями апробированы следующие методики использования новых технологий на уроках, как защита проектов, подготовка презентации по теме урока, её защита. В школе созданы материальные условия для применения ИКТ.
В соответствии с планом все учителя-предметники прошли в полном объеме курсы, направленные на повышение профессионального мастерства. Педагогический опыт совершенствуется и в рамках МО. Это выступления на заседаниях МО с докладами по темам самообразования, освоение новых педагогических технологий, инновационная работа по предметам.
Роль методической работы возрастает в современных условиях в связи с применением современных педагогических технологий в период перехода на ФГОС нового поколения в основной школе и необходимостью использования новых методик, приемов, технологий обучения. Поставленные перед педагогами задачи решались через совершенствование методики проведения уроков, индивидуальной и групповой работы со слабоуспевающими и одаренными учащимися, коррекции знаний учащихся на основе диагностической деятельности учителя, развития способностей и природных задатков обучающихся, ознакомления учителей с новой педагогической и методической литературой.
Одним из важных аспектов в деятельности МО является изучение и анализ новых форм итоговой аттестации выпускников по русскому языку и литературе, иностранному языку, истории и обществознанию. Преподавание предметов гуманитарного цикла осуществлялось на основе личностно-ориентированного подхода к образовательному процессу. Учителя использовали в своей педагогической деятельности как традиционные, так и новые педагогические технологии.
С целью повышения качества образования, успешной подготовки обучающихся к сдаче ОГЭ по русскому языку, обществознанию в новой форме учащихся 9-го класса учителями в течение учебного года регулярно проводились индивидуально-групповые занятия по предметам.
На заседаниях МО учителей гуманитарного цикла обсуждались инструктивно - методические письма Управления образования и науки Брянской области и методические рекомендации по подготовке и проведению ОГЭ по всем предметам гуманитарного цикла, по организации текущего и итогового повторения. Учащиеся ведут тетради-справочники, в которых фиксируют материал заданий А, В, С. Проводится анализ ОГЭ за прошлый учебный год. С целью повышения качества знаний, учителя Павлова Н.Ю, Зайцева Н.Н., Хребтович В.А. усиленно работали над теми темами, на которые были допущены ошибки.
В 2014-2015 учебном году необходимо проанализировать и спланировать работу учащихся по успешной сдаче ЕГЭ и ОГЭ.
2. Состояние работы с педагогическими кадрами, ее результативность
1. Анализ педагогических кадров
Выполнению поставленных задач способствовала активная работа всех членов МО учителей гуманитарного цикла.
В 2015 – 2016 учебном году в состав МО учителей гуманитарного цикла входило 4 педагога. В течение года состав не изменился.
Кол-во учителей |
4 |
100% |
Высшее образование |
4 |
100% |
Молодых специалистов |
- |
0% |
Без категории |
- |
0% |
1 категория |
1 |
25% |
Высшая |
3 |
75% |
Таким образом, в школе сложился коллектив опытных педагогов гуманитарного цикла, способных успешно реализовывать поставленные задачи.
2. Анализ работы по учебно-методическому обеспечению образовательного процесса по предмету.
Каждый учитель - предметник в соответствии с выбранными УМК, рекомендованными Министерством образования РФ, составил рабочие программы образовательной области «Филология». Все программы соответствуют обязательному минимуму содержания образования, предусмотрены региональный компонент, входной, промежуточный, итоговый и выпускной контроль знаний обучающихся, уроки развития речи (русский язык и литература), уроки внеклассного чтении (литература). Таким образом, все рабочие программы соответствовали всем нормам и требованиям.
Большое внимание уделялось формированию у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладению нормами русского литературного языка и обогащению словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся, оснащению, учебно-методическому обеспечению образовательного процесса.
УМК по каждому предмету гуманитарного цикла включали не только учебные предметы, но также аудио- и видеоматериалы, наглядные пособия, дидактический материал. Также учителя гуманитарного цикла оптимально использовали на своих уроках дополнительную литературу и мультимедийные средства, что способствовало всестороннему развитию учащихся.
Все программы были пройдены в полном объеме. Отставания в прохождении учебного материала были скорректированы за счет резерва, выдачи программного материала блоками.
Работа по созданию методической базы кабинетов
В 2015-16 уч. г. учителя МО гуманитарного цикла работали над совершенствованием кабинетной системы. Широко использовались ИКТ на уроках, продолжалось накопление и систематизация наглядного, дидактического и раздаточного материалов в электронном варианте.
Создано огромное количество электронного и печатного материала по предметам в форме контрольных, самостоятельных, тестовых работ, некоторые из них выполнены с использованием ИКТ в форме игр-презентаций. Создано большое количество презентаций к урокам. Во всех учебных кабинетах имеется необходимый материал для работы: дидактический материал, различные словари, иллюстративный материал, карточки для индивидуальной работы, словари (толковые, орфографические, лингвистические, фразеологические и др.), хрестоматии, справочники. Преподаватели занимаются разработкой учебных программ по предметам гуманитарного цикла для курсов по выбору.
В 2016-17 учебном году необходимо продолжить активную работу по развитию учебно-методической базы кабинетов.
3. Анализ работы по повышению квалификации педагогов, аттестации.
Обучение
Модернизация образования требует от каждого усилий и активного повышения квалификации. За прошедший 2015 – 2016 учебный год курсы повышения квалификации прошли: Павлова Н.Ю, Зайцева Н.Н., Хребтович В.А.
Обобщение опыта
1. Методические разработки учителей-предметников находят отражение на страницах школьного сайта.
2. Опыт и разработки учителей нашли отражение в темах самообразования. На заседаниях МО каждый учитель согласно плану занятости отчитывался за проделанную работу. Темы для самообразования, выбранные педагогами МО, свидетельствуют о том, что учителя понимают всю важность задач, стоящих перед ними. В формулировках проблем, решаемых учителями гуманитарного цикла, видятся новые подходы к образовательной деятельности. Главным в работе учителя считают заинтересовать ребят предметом, помочь им раскрыться, проявить себя творчески, дать ученикам свободно развиваться.
3. В течение учебного года учителя-предметники повышали свою квалификацию также и через организацию взаимопосещения уроков. Результативность посещений: повышение профессионального и методического мастерства членов МО, пополнение банка методических идей, стимул для дальнейшего профессионального роста, повышение рейтинга учителя.
По результатам взаимопосещения были выработаны рекомендации для членов МО:
- тщательнее продумывать формы опроса учащихся, приемы и методы работы со всем классным коллективом (с сильными уч-ся, низко мотивированными уч-ся);
- разнообразить формы уроков;
- активно использовать инновационные технологии (в том числе ИКТ- технологии).
Вывод: таким образом, анализируя итоги работы текущего года, можно сделать выводы, что учителя МО имели возможность для реализации подготовки и переподготовки педагогических кадров. Хотя педагогический состав учителей гуманитарного цикла достаточно опытный и квалифицированный, рекомендуется в рамках модернизации образования активно повышать квалификацию, успешно пройти аттестацию.
4. Анализ тематики заседаний МО.
За отчетный период было проведено 5 плановых заседаний. Здесь, как правило, обсуждались современные технологии, обобщались опыты педагогов, что играет положительную роль в повышении педагогического мастерства учителя. На методических объединениях поднимались следующие вопросы:
1. Обсуждение и утверждение плана работы МО на новый учебный год; утверждение рабочих программ учителей
2. Проведение предметной декады, проведение внеклассной работы по предмету.
3. Система работы с одаренными учащимися: подготовка к проведению школьного и муниципального туров олимпиад, участие в областных олимпиадах, интеллектуальных играх и марафонах, муниципальных и региональных конкурсах.
4. Подготовка экзаменационного материала. Подготовка к предстоящему ОГЭ.
5. Методика создания систематизации дидактического материала уровнего контроля (тесты).
6. Система мер по предупреждению неуспеваемости и пробелов в знаниях учащихся, организация работы с отстающими учащимися.
7. Использование новых технологий на уроках. Изучение современных тенденций и возможность внедрения.
8. Обсуждение требований к ведению тетрадей, прочей документации.
8. Оказание методической помощи друг другу, изучение и распространение педагогического опыта
9. Анализ МО за год
Вывод: вынесенные вопросы на заседаниях МО соответствовали целям и позволили в полном объёме решить поставленные задачи.
5. Анализ внеклассной работы по предметам.
Внеклассная работа прошла по нескольким направлениям.
С целью повышения интереса учащихся к предметам гуманитарного цикла, повышения статуса одаренных детей в школе, диагностирования учебных возможностей ребят были проведены школьные олимпиады по предметам гуманитарного цикла, по итогам которых победители приняли участие и заняли места в муниципальном туре предметных олимпиад. Результаты муниципальных олимпиад по предметам гуманитарного цикла: 2-е место по обществознанию(Хребтович В.А,)
Большинство учащихся школы были вовлечены в мероприятия, посвящённые знаменательным датам, в уроки-семинары по истории, уроки-проекты по немецкому языку.
Вывод: таким образом, внеклассная работа по предметам гуманитарного цикла способствовала развитию у учащихся интереса к изучаемому предмету, повышению образовательного уровня обучающихся, развитию у детей самостоятельности и творчества, навыков научно-исследовательской деятельности, повышению уровня мотивации изучения предметов.
В будущем учебном году внеклассная работа среди учащихся будет продолжена. В 2016-2017 году всем учителям-предметникам следует обратить пристальное внимание на подготовку учащихся к олимпиадам и вести целенаправленную работу с конкретными учениками.
Общие выводы
Анализ итогов работы показал, что поставленные задачи в основном выполнены. Но в работе МО гуманитарного цикла существуют недостатки. Так выявлено, что не все учителя готовы пока к внедрению новых технологий, созданию индивидуальных образовательных маршрутов нуждающихся в помощи учителя школьников; не налажена система работы со способными и слабоуспевающими детьми.
Анализируя работу МО учителей гуманитарного цикла, хотелось бы дать следующие рекомендации по работе в следующем учебном году:
- конкретно планировать работу по изучению, освоению и внедрению в практику передового опыта;
- планировать проектную и исследовательскую деятельность индивидуально или совместно с учащимися;
- уделять особое внимание внеклассной работе по предмету;
- анализировать и обобщать опыт педагогов района в виде статей и рецензий на методические разработки, полученные от учреждений науки и культуры посредством сетевого взаимодействия;
- участвовать в подготовке и проведении семинаров на район с целью обмена опытом;
- осуществлять мониторинг, практикуя рейтинговые опросы педагогов и учащихся об уровне проведения различных мероприятий.
Показателями успешной работы членов МО гуманитарного цикла можно считать:
Увеличение числа учащихся – участников олимпиад.
Сохранение положительной мотивации учащихся.
Системный подход к анализу и планированию своей деятельности.
Использование различных видов проверочных работ на уроках как средство ликвидации пробелов учащихся.
Методические умения педагогов по применению инновационных технологий.
Среди членов МО систематически проводится работа по повышению квалификации педагогов.
Активно ведется работа над темами самообразования.
Члены МО понимают значимость методической работы, принимают активное участие в жизни школы.
Все заседания МО проведены согласно плану работы. Выполнение решений заседаний контролируется, систематически проводится мониторинг качества знаний учащихся.
Анализ работы МО свидетельствует, что учителя гуманитарного цикла обладают положительной направленностью и положительной мотивацией по отношению к основным видам деятельности школы, имеют для этого необходимый профессионализм, достаточный уровень социально-психологической совместимости и тенденцию к совершенствованию в избранной профессии.
Работу МО учителей гуманитарного цикла в 2015-16 учебном году признать удовлетворительной.
Есть проблемы, над которыми предстоит работать членам МО в следующем году:
Организация работы с «одаренными учениками» с целью привлечения их в разнообразные конкурсы муниципального, регионального и всероссийского уровней;
Продолжить процесс самообразования учителей гуманитарного цикла;
Активное использование инновационных технологий на предметах гуманитарного цикла;
Пополнение методической «копилки» школы педагогами гуманитарного цикла (мастер-классы, педагогические чтения, обобщение опыта;
Повышение качества знаний учащихся через разнообразные формы системно-деятельностного подхода.
Затруднения в педагогической работе, выявленные в процессе настоящего анализа, могут быть решены благодаря тому, что большая часть педагогов творчески решает вопросы воспитания, развития, обучения детей. Решение этих проблем предполагается обеспечить за счет целенаправленной методической работы и внутришкольного контроля в соответствии с индивидуальными возможностями каждого педагога.
Руководитель МО учителей гуманитарного цикла _______ Чайко Е.Н...